Cовременные технологии краеведческого образования в начальной школе.
статья по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Статья о современных технологиях в краеведческом образовании 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx34.94 КБ
Файл statya.docx34.94 КБ

Предварительный просмотр:

                Cовременные  технологии краеведческого образования в                                       начальной школе.

Этнокультурное воспитание младших школьников начинается с любови к Родине. Чувство национальной гордости формируются у человека с самого раннего детства, с ощущения родного края, земли, на которой он родился и вырос,  личной причастности и ответственности за все происходящее в родном крае.

Традиционно главными хранителями краеведческих материалов являются музеи и библиотеки. Они сосредотачивают, обрабатывают, хранят и пропагандируют предметы материальной и духовной культуры, выполняют функции научно-методических центров.

Природа – естественная лаборатория по формированию экологической культуры школьников на местном материале: приобретаются знания об особенностях своего региона, о правильном и разумном отношении к природе своей местности, формируются навыки экономного и бережного использования  естественных ресурсов. Общение с природой обогащает психику ребенка, умение чувствовать красоту, патриотические  чувства, чуткость к окружающему.

Реализация краеведческого принципа с успехом осуществляется не только на уроках окружающего мира, но и на уроках по другим дисциплинам начальной школы.  Под школьным краеведением в преподавании понимается всестороннее изучение  учащимися своего края.

 Использование описания природы поэтами и прозаиками своего края на уроках русского языка, родного языка, литературного чтения способствует формированию образного и художественно-эстетического восприятия мира природы, бережного отношения к неповторимой красоте природы края, стимулирует интерес к окружающему миру, наблюдениям за природными объектами и явлениями, желание сравнить свои впечатления с описанием.

Не менее тесна связь окружающего мира с учебными дисциплинами художественно-эстетического цикла. Образы, формируемые в ходе наблюдений за природой своего края, широко используются детьми на занятиях по изобразительному искусству, а вызванные природой эмоции и переживания помогают вхождению в мир музыки, живописи.

В изготовлении многих поделок на уроках технологии ученики применяют природный материал, собранный во время экскурсий. В ходе этой деятельности уточняются знания о природе своего края, развивается потребность в наблюдениях, некоторые из поделок используются на уроках окружающего мира как наглядные пособия.

Большие возможности имеются для установления связей окружающего мира с математикой. Так, содержание задач можно разрабатывать на не выдуманном материале, а использовать характеристики из жизни своего края.

Знания о природных явлениях и процессах, происходящих в окружающей среде народов в разные исторические эпохи, используются для создания этноэкологической концепции образования и воспитания современных школьников.

Экологическая культура должна формироваться на протяжении всей жизни человека и, прежде всего, в системе образования: в школе, средних специальных и высших учебных заведениях.

     Экологическое воспитание начинается с детства, когда формируются нормы поведения и привычки ребенка, его моральное сознание (понимание добра и зла, хорошего и плохого).

     Город должен рассматриваться как совокупность природной и природно-культурной среды. Через тему экологии города учащиеся должны  получать представление об основных экологических проблемах города, основных источниках экологической опасности, в т.ч. находящихся вне города.

Иметь представления об экологических проблемах своего края, умения оценивать свое поведение и поведение своих друзей, одноклассников в природе в соответствии с позитивными моральными устоями современного общества.

Личностные результаты, ожидаемые при освоении курса: чувство любви к родному краю; развитие личностной ответственности за свои поступки в природном окружении на основе представлений о нравственных нормах, социальной ответственности за состояние окружающей среды; формирование эстетических потребностей общения с природой, эмоционально-нравственной отзывчивости на результаты негативной деятельности человека в природе. 

Санкт - Петербург  -  один из прекраснейших городов мира, уникальный культурно-исторический комплекс, в судьбе которого огромную роль сыграли архитекторы, скульпторы, исторические личности, великие писатели и поэты. Город – это место, где человек постоянно живет и работает, имея возможность при этом  удовлетворять все основные потребности, связанные  формированием и полноценным развитием личности. Красота  Санкт - Петербурга слагается из двух основных элементов – природы и искусства.

Информационно-коммуникационные  технологии  все глубже проникают в нашу жизнь. Особенно актуальна проблема использования интернет-ресурсов  на уроках “Истории Санкт-Петербурга”. Применение ИКТ позволяет учителю решить ряд проблем, возникающих в преподавании культурологических дисциплин:

  • обеспечить доступ к огромному количеству высококачественного иллюстративного материала;
  • разнообразить методы преподавания и формы работы с учащимися;
  • проводить виртуальные экскурсии в музеи и города мира;
  • повысить интерес к предмету;
  • использовать  интернет-ресурсы  в преподавании и подготовке к урокам



Предварительный просмотр:

                Cовременные  технологии краеведческого образования в                                       начальной школе.

Этнокультурное воспитание младших школьников начинается с любови к Родине. Чувство национальной гордости формируются у человека с самого раннего детства, с ощущения родного края, земли, на которой он родился и вырос,  личной причастности и ответственности за все происходящее в родном крае.

Традиционно главными хранителями краеведческих материалов являются музеи и библиотеки. Они сосредотачивают, обрабатывают, хранят и пропагандируют предметы материальной и духовной культуры, выполняют функции научно-методических центров.

Природа – естественная лаборатория по формированию экологической культуры школьников на местном материале: приобретаются знания об особенностях своего региона, о правильном и разумном отношении к природе своей местности, формируются навыки экономного и бережного использования  естественных ресурсов. Общение с природой обогащает психику ребенка, умение чувствовать красоту, патриотические  чувства, чуткость к окружающему.

Реализация краеведческого принципа с успехом осуществляется не только на уроках окружающего мира, но и на уроках по другим дисциплинам начальной школы.  Под школьным краеведением в преподавании понимается всестороннее изучение  учащимися своего края.

 Использование описания природы поэтами и прозаиками своего края на уроках русского языка, родного языка, литературного чтения способствует формированию образного и художественно-эстетического восприятия мира природы, бережного отношения к неповторимой красоте природы края, стимулирует интерес к окружающему миру, наблюдениям за природными объектами и явлениями, желание сравнить свои впечатления с описанием.

Не менее тесна связь окружающего мира с учебными дисциплинами художественно-эстетического цикла. Образы, формируемые в ходе наблюдений за природой своего края, широко используются детьми на занятиях по изобразительному искусству, а вызванные природой эмоции и переживания помогают вхождению в мир музыки, живописи.

В изготовлении многих поделок на уроках технологии ученики применяют природный материал, собранный во время экскурсий. В ходе этой деятельности уточняются знания о природе своего края, развивается потребность в наблюдениях, некоторые из поделок используются на уроках окружающего мира как наглядные пособия.

Большие возможности имеются для установления связей окружающего мира с математикой. Так, содержание задач можно разрабатывать на не выдуманном материале, а использовать характеристики из жизни своего края.

Знания о природных явлениях и процессах, происходящих в окружающей среде народов в разные исторические эпохи, используются для создания этноэкологической концепции образования и воспитания современных школьников.

Экологическая культура должна формироваться на протяжении всей жизни человека и, прежде всего, в системе образования: в школе, средних специальных и высших учебных заведениях.

     Экологическое воспитание начинается с детства, когда формируются нормы поведения и привычки ребенка, его моральное сознание (понимание добра и зла, хорошего и плохого).

     Город должен рассматриваться как совокупность природной и природно-культурной среды. Через тему экологии города учащиеся должны  получать представление об основных экологических проблемах города, основных источниках экологической опасности, в т.ч. находящихся вне города.

Иметь представления об экологических проблемах своего края, умения оценивать свое поведение и поведение своих друзей, одноклассников в природе в соответствии с позитивными моральными устоями современного общества.

Личностные результаты, ожидаемые при освоении курса: чувство любви к родному краю; развитие личностной ответственности за свои поступки в природном окружении на основе представлений о нравственных нормах, социальной ответственности за состояние окружающей среды; формирование эстетических потребностей общения с природой, эмоционально-нравственной отзывчивости на результаты негативной деятельности человека в природе. 

Санкт - Петербург  -  один из прекраснейших городов мира, уникальный культурно-исторический комплекс, в судьбе которого огромную роль сыграли архитекторы, скульпторы, исторические личности, великие писатели и поэты. Город – это место, где человек постоянно живет и работает, имея возможность при этом  удовлетворять все основные потребности, связанные  формированием и полноценным развитием личности. Красота  Санкт - Петербурга слагается из двух основных элементов – природы и искусства.

Информационно-коммуникационные  технологии  все глубже проникают в нашу жизнь. Особенно актуальна проблема использования интернет-ресурсов  на уроках “Истории Санкт-Петербурга”. Применение ИКТ позволяет учителю решить ряд проблем, возникающих в преподавании культурологических дисциплин:

  • обеспечить доступ к огромному количеству высококачественного иллюстративного материала;
  • разнообразить методы преподавания и формы работы с учащимися;
  • проводить виртуальные экскурсии в музеи и города мира;
  • повысить интерес к предмету;
  • использовать  интернет-ресурсы  в преподавании и подготовке к урокам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС вначальной школе

Выступление на родительском собрании с презентацией...

"Юный петербуржец" программа краеведческого образования

Перед школьными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности ребенка, основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее ист...

Примерная программа «Краеведческое образование на уровне начальной школы»

Современный период в российской истории и образовании характеризуется сменой ценностных ориентиров, что сопровождается нарушением духовного единства общества, изменением жизненных приоритетов молодежи...

Сценарий внеклассного мероприятия по эколого-краеведческому образованию и воспитанию

Мероприятие , проводимое в рамках длительной воспитывающей игры "Арктическое путешествие". Станция "В гостях у Хомани"...

Краеведческая работа в школе.Статья

       Одним из важных средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение. Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и ...

Статья "Каллиграфия вначальной школе"

Статья содержит основные аспекты формирования навыка каллиграфии....

Эколого-краеведческое образование младших школьников через различные формы работы в урочной и внеурочной деятельности"

Разработка содержит дидактический материал эколого-краеведческого содержания...