Я познаю мир
рабочая программа (1 класс) по теме

Я познаю мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_poznayu_mir.doc544.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое  образовательное  учреждение  

Урывская основная общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края

   Рассмотрено на заседании                                       Принято на заседании                                            Утверждаю

   методического объединения                                   педагогического совета                                           Директор школы_________В.В. Калачёва                                                                                                                                          «____»________20       г.                                             «_____»_________20    г.                                        Приказ №____ от «____»_________20    г.

  Протокол №                                                               Протокол №        

Рабочая программа по курсу внеурочной образовательной деятельности

«Я познаю мир»

Уровень базовый, классы 1-4

Срок реализации 4 года

                                                                       

                                                                                                                                                            Составитель: Калачёва В.В.

                                                                                                                                                                             квалификационная категория высшая

Урывка,  2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы

       Программа «Я познаю мир» эколого-биологической и научно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 – 4 классов.

     Программа  «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курс окружающего мира.

   Содержание курса «Я познаю мир» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

   Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. 

   Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.

    Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.

   Задачи:

  • расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды;
  • изучение природы родного края;
  • развитие познавательного интереса учащихся к природе;
  • воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.

Программа строится на основе принципов:

          -целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;

  • междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
  • взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
  • соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.

Формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

  1. Индивидуальная работа

Участники – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя  заключаются в следующем:

- выявить уровень знаний учащихся о природе;

- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;

- определять сформированность познавательного интереса учащихся.

  1. Работа в парах

Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.

Работа проходит в 2 этапа:

1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.

2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.

  1. Групповая работа

Работа  в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы:

- распределение работы между участниками;

- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

- умение представить результат работы, обосновать выбор решения

   Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, практический.

   Технологии: личностно-ориентированная, развивающего обучения.

   Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.

Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.

   При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.

 В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.

   Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.

    Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.

Режим занятий: во второй половине дня.

Программа «Я познаю мир» рассчитана на 4 года обучения; 1 класс – 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю.

   Планируемые результаты

1 класс:

Личностными результатами изучения   «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами  в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- Учиться высказывать своё предположение (версию).

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в  доп. источниках информации.

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

2 класс:

Личностные результаты :

-Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем - Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.

- Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

- Добывать новые знания: находить необходимую информацию  в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делат ь самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

- Слушать и понимать речь других.

- Вступать в беседу.

-  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

3 класс:

Личностные результаты:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

4 класс:

Личностные результаты:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

 СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

              Первый год обучения

Как мы понимаем друг друга.( 5ч)

 Знакомство детей с учителем и между собой. Знакомство с программой.

 Школьные правила вежливости.

Практические занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Составление режима дня.                                                          

 Как мы узнаём, что перед нами (1 ч.) 

Предметы и их признаки. Различение предметов по признакам.

Времена года (4 ч.)

 Приметы осени. Листопад.

Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель.

 Приметы весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек. Начало сокодвижения – признак весны.

Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе.

Как ты узнаёшь мир  (2 ч.)

Органы чувств человека.

Память – хранилище опыта. Ум.

Твоя семья и друзья  (3 ч.)

  Твоя семья и её состав.

 Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье.

   Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества.

  Как вести себя на кухне, в ванне.

   Значение общения в жизни человека.

Что нас окружает( 6 ч.)

Город (село) и его особенности.

Взаимосвязь людей разных профессий.

 Зависимость человека от природы.

  Три состояния воды.

Живые обитатели планеты (8 ч.)

Растения, грибы, животные, человек – живые организмы.

Сходство растений и животных.

Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них.

Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак.

Знакомство с назначением различных частей тела человека.

Правила поведения в природе.

Бережное отношение к окружающему миру.

КТД (3 ч.)

Конкурсные и развлекательные программы.

 Свойства предметов, их части и действия с ними.

Книга хранит знания и опыт людей.

Правила безопасного поведения на улице.

Итоговое занятие. (1 ч.)

Игра «Поле чудес»

       

2 класс

Наша планета Земля (22 ч)

Мир живой и неживой природы. Почему день сменяется ночью? Почему бывает лето?

Где живут белые медведи и слоны? Прозрачный невидимка (воздух). Создание проекта «Солнечная система» Путешествие по карте России. Адрес на глобусе и карте.

Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам. Куда текут реки?

Как рождаются горы? Моря и острова Обитатели морей.

Земля – наш общий дом (12 ч )

Великий круговорот жизни. Путешествие по природным зонам. Красная книга. Жизнь леса.

Хрупкая природа степей и пустынь. Где растут тропические леса.  Жизнь в горах.                       Путешествуем по Европе. Страны Африки и Америки. Австралия. Антарктида. Моя Родина – Россия. Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка»

3 класс

Вещество и энергия (3ч)

Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?

Энергия. Что происходит при превращении энергии.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Оболочка планеты, охваченная жизнью (4 ч)

Живая оболочка планеты. О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.

Солнце -  как источник энергии. КВН «Планета загадок»  

Экологическая система   ( 4 ч)

Цепи питания.

Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.

Лесные заморочки. Игра «Детектив»

Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».

Живые участники круговорота веществ  (5 ч )

Растения и их роль на Земле .Экскурсия.

О братьях наших меньших.

Рыбы и их многообразие.  

Час  эрудитов «Птичьи имена».

Проект «Сохраним красоту природы»

Твои родные и твоя родня ( 3 ч)

Человек и его корни. Родословное древо семьи.

Моя Родина – Россия!

Путешествие в прошлое.

История моей Родины.

Времена древней Руси, Московского государства,

 Российской империи, Советской России  СССР  (13 ч) 

Откуда пошла земля Русская!

Ледовое побоище.

Слово о полку Игореве.

Московское государство.

Московский Кремль.

Смутное время в России.

Преобразования Петра I

Екатерина Великая

Михаил Васильевич Ломоносов

Отечественная война 1812 года.

Император Александр  II

Времена Советской власти и СССР.

Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны»

Современная Россия  (2ч)

Российская Федерация

Проект «Сохраним историю родного края»

4 класс

Как работает организм человека  (7ч)

Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. 

Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах.  

Опора тела и движение

Наше питание

О дыхании и вреде курения.

Органы чувств человека.

Диспут «Тело человека и охрана здоровья»

Рукотворная природа  (8ч)

Растения и животные на службе у человека.

Изобретение рычага и колеса и их применение

Свойства воды и воздуха и их использование человеком.

Как человек использует горные породы и минералы

Как обрабатывают металлы.

Невидимая сила

Человек проникает в тайны природы

Экологический проект «Земля – планета жизни»

Человек и его внутренний мир (3ч)

Как стать личностью?

Эмоции и чувства

Как настроение?

Человек в мире людей  (3ч)

Почему возникают конфликты?

Совесть.

Путешествие по правам человека.

Человек и прошлое человечества  (4ч)

Добро и зло в Первобытном мире

Мир средневековых цивилизаций

Технические достижения эпохи Нового времени

21 век

Человек и многоликое человечество (4ч)

« В некотором царстве, в тридевятом государстве…»

Мы не похожи, ну и что же?

Пути духовных исканий.

Выставка работ «Дети разных народов»

Человек и единое человечество  (5ч)

Что такое деньги.

Почему разные страны помогают друг другу?

Сказки разных народов

Глобальные проблемы

ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН

        

Первый год обучения

№ п/п

Название темы

Вид деятельности

Все-го

Теория

Прак

  Как мы понимаем друг друга

    5ч

2

3

1

Вводное занятие. Как мы будем учиться.

Беседа

Практические занятия

1

1

2-3

Школьные правила вежливости.  

2

1

4

Режим дня школьника.

1

1

5

Ты – ученик.

1

1

  Как мы узнаём, что перед нами

1

1

 

6

Что за словом?

Называть окружающие предметы и их признаки.

Различать предметы и выделять их признаки

1

1

-

7

 Путешествие в Угадайку.  КТД

1

-

1

  Времена года

1

3

8

Осенние посиделки.

Наблюдения. Экскурсии.

1

1

9

Зимушка-зима.

1

1

10

Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны.

1

1

11

Весёлое лето.

1

1

-

 Как ты узнаёшь мир

2

1

.

12

Глаза – главные помощники человека.

Беседа

1

1

13

Память и ум – помощники человека.

1

1

14

Жить – с книгою дружить.  КТД

1

1

   Твоя семья и друзья

1

2

15

Наша дружная семья. Мои обязанности в семье.

Утренник

     1

        -

      1

16

Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опас-ным?

Видеофильм

     

     1

       

   

  1  

17

Без друга в жизни туго. Мои друзья

Беседа

     

     1

       1      

      -

 Что нас окружает

   

3

4

 

18

Моё село. Достопримечательности села

Экскурсия по селу

     1

       

       1

19

Мы – пешеходы.

Викторина по ПДД

     1

       -

       1

20

Что такое профессия? Какие бывают профессии?

Беседа

     1

       1

       -

21

Из чего что сделано?

Беседа

     1

       1

       -

22

Водица-царица.(Три состояния воды)

Наблюдение. Опыты

     1

       -

       1

23

Транспорт. Мы – пассажиры.

Практическое занятие

     1

       -

       1

24

Мой путь от дома до школы. КТД

     1

      1

        -

 Живые обитатели планеты

   

5

3

 

25

Живое и неживое.

Беседа

    1

       1

       -

26

Какие бывают растения? Какие бывают животные?

Экскурсия

    1

       

        1

27

Путешествие по зоопарку.

Заочная экскурсия

     1

       

         1

28

Домашние любимцы и комнатные растения.

Беседа

     1

       1

         -

29

Собака – верный друг человека

Беседа

     1

       1

         -

30

Строение тела человека.

Беседа

     1

       1

         -

31

Правила поведения в природе.

Экскурсия в лес

     1

             

   1      

32

Земля – наш общий дом.

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

     1

       1

         -

Итоговое занятие

  1ч

33

Итоговое занятие Игра «Поле чудес»

Игра

     1

       -

         1

Итого

33

15

18

        

2-й класс

№ п/п

Название темы

Виды деятельности

обучаемых

Всего

Теория

Практика

               НАША ПЛАНЕТА   ЗЕМЛЯ

22 ч

15

7

  1.

Мир живой и неживой природы.

Экскурсия

1

1

2.

Вещи и вещества.

Разнообразие веществ.

Практическое занятие

1

1

3

  Как без часов определить время суток?

Практическое занятие

1

1

4.

Форма Земли.

Практическое занятие

1

1

  5.

О чём рассказывает Глобус.

Беседа

1

1

  6.

Викторина «Занимательная география»

Викторина

1

1

7.

Звёзды, созвездия, планеты.

Беседа

1

1

8.

 Земное притяжение.

Беседа и практическое занятие

1

1

9.

Почему день сменяется ночью?

Беседа

1

1

10.

Почему бывает лето?

1

1

11

Где живут белые медведи и слоны?

1

1

12.

Прозрачный невидимка (воздух)

Экскурсия

1

1

13.

Создание проекта «Солнечная система»

Практическая работа

1

1

14.

Путешествие по карте России.

Моделирование фор-мы поверхности из песка, глины или

пластилина

1

1

15.

Адрес на глобусе и карте.

1

1

16.

       Что обозначают на

карте с помощью цвета?

1

1

17.

Путешествие по материкам и океанам.

Беседа

1

1

18.

Куда текут реки?

1

1

19.

Как рождаются горы?

1

1

20.

Моря и острова.

1

1

21.

Обитатели морей.

1

1

22.

Проект «Моя страна»

1

1

ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ

12 ч

9

3

23.

Великий круговорот жизни.

Беседа

1

1

24.

Путешествие по природным зонам.

Заочное путешествие

1

1

25.

Красная книга.

Практическое занятие

1

1

26.

   Жизнь леса.  

1

1

27.

Хрупкая природа степей и пустынь.

Практическое занятие

1

1

28.

Где растут тропические леса.

Беседа

1

1

  29.

Жизнь в горах.

Беседа

1

1

30.

Путешествуем по Европе.

.

Беседа

1

1

31

Страны Африки и Америки.

Беседа

1

1

32.

Австралия. Антарктида.

1

1

.

33.

Моя Родина – Россия.

1

1

34.

Земля – наш общий дом.

Проект «Всемирная выставка»

1

1

ИТОГО:

 34

24

10

3-й класс

№ п/п

Тема

Виды деятельности

обучаемых

Всего

Тео-рия

Прак-тика

ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ

3 ч

1

2

1.

Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?

Беседа

    1

1

2.

Энергия. Что происходит при превращении энергии.

Практическое занятие

1

1

3.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Игра

1

1

   ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ,  ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ

4 ч

2

2

4.

Живая оболочка планеты.

Беседа

Практические занятия

1

1

 

5.

О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.

1

1

6.

Солнце -  как источник энергии.

1

1

7.

 КВН «Планета загадок»  

КВН

1

1

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА    

4 ч

3

1

8.

Цепи питания

Беседа

1

1

9.

Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.

Экскурсия

1

1

10.

Лесные заморочки. Игра «Детектив»

Игра

1

1

11.

Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».

Игра

1

1

ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ  КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТ

5 ч

3

2

12.

Растения и их роль на Земле

Экскурсия.

Экскурсия

1

1

13.

О братьях наших меньших.

Беседа

1

1

14.

Рыбы и их многообразие.  

Беседа

1

1

15.

Час  эрудитов «Птичьи имена».

Игра

1

1

16.

Проект «Сохраним красоту природы»

Составление проекта

1

1

ТВОИ РОДНЫЕ  И ТВОЯ РОДИНА

3 ч

2

1

1.

Человек и его корни. Родословное древо семьи

Составление родословной с родителями

1

1

18

Моя Родина – Россия!

Беседа

1

1

19

Путешествие в прошлое.

История моей Родины.

Беседа

1

1

Времена древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России СССР

13

12

1

20

Откуда пошла земля Русская!

Беседы

1

1

21

Ледовое побоище.

1

1

22

Слово о полку Игореве.

1

1

23

Московское государство.

1

1

24

Московский Кремль.

1

1

25

Смутное время в России.

1

1

26

Преобразования Петра I

1

1

27

Екатерина Великая

1

1

28

Михаил Васильевич Ломоносов

1

1

29

Отечественная война 1812 года.

1

1

30

Император Александр  II

1

1

31

Времена Советской власти и СССР.

1

1

32

Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной

войны.»

Выставка рисунков.

1

1

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ

 2 ч

2

33.

Российская Федерация

Беседа

1

1

.

34

Проект «Сохраним иторию родного края»

Составление проекта

1

1

               ИТОГО:

34 ч

15

19

4-й класс

№ п/п

Тема

Вид деятельности

об-ся

Все-

го  ч

Тео-рия

Прак-тика

КАК РАБОТАЕТ   ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

7 ч

6

1

1.

Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. 

Беседа

1

2.

Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах.  

Беседа

1

3

Опора тела и движение

Практическое занятие

1

4

Наше питание

Беседа

1

5.

О дыхании и вреде курения.

Беседа

1

6.

Органы чувств человека.

Беседа

1

7.

Диспут «Тело человека и охрана здоровья»

Диспут

1

РУКОТВОРНАЯ   ПРИРОДА

8 ч

6

2

8.

Растения и животные на службе у человека.

Беседа

1

1

9.

Изобретение рычага и колеса и их применение

1

10.

Свойства воды и воздуха и их использование человеком.

Наблюдения. Опыты

1

11

Как человек использует горные породы и минералы

Беседа

1

12

Как обрабатывают металлы.

Беседа

1

13

Невидимая сила

1

14

Человек проникает в тайны природы

1

1

15

Экологический проект «Земля – планета жизни»

Составление проекта

1

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР

3 ч

1

2

16

Как стать личностью?

Анкетирование

1

17

Эмоции и чувства

1

18

Как настроение?

1

ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ

3 ч

2

1

19

Почему возникают конфликты?

Беседа

1

1

20

Совесть.

1

1

21

Путешествие по правам человека.

Практическое занятие

1

1

ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

4 ч

4

22

Добро и зло в Первобытном мире

.  

Беседа

1

23

Мир средневековых цивилизаций

1

24

Технические достижения эпохи Нового времени

1

25

21 век

1

ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

4 ч

2

2

26

« В некотором царстве, в тридевятом государстве…»

Беседа.

Практическое занятие

1

27

Мы не похожи, ну и что же?

1

28

Пути духовных исканий.

1

29

Выставка работ «Дети разных народов»

1

ЧЕЛОВЕК И  ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

5 ч

3

2

30

Что такое деньги.

Беседа

1

31

Почему разные страны помогают друг другу?

Беседа

1

32

Сказки разных народов

Викторина

1

33

Глобальные проблемы

1

34

Проект «Моё человечество»

Составление проекта

1

ИТОГО:

34

24

10

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

На первом уровне школьник должен уметь:

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  • называть основные особенности каждого времени года.:
  • перечислять особенности  растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

На втором уровне школьник должен уметь:

  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

На третьем уровне школьник должен уметь:

  • наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни,
  • выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.
  • моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях
  • уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа.
  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам

Материально- техническое обеспечение

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количес-тво

Библиотечный фонд  (для учителя)

1

Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу!

1

2

Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии.

1

3

Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей.

1

4

Молодова Л.П. Экологические  праздники для детей. Учебно-методическое пособие.

1

5

Л.Экономов. Мир наших чувств

1

6

Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя.

1

7

А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека

Библиотечный фонд (для учеников)

1

Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения

1

2

Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений

1

3

Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе:

/ Под ред.И. Д. Зверева

1

4

Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия

1

5

Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей

1

6

Онегов А.С. Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие травы

1

7

Петров В.В. Из жизни зеленого мира Пособие для учащихся

1

8

Петров В.В. Цветы. Моя первая книга о природе

1

9

Плешаков А.А. Зеленые страницы Книга для учащихся начальных классов

1

10

Г.К. Плотников. Животный мир Краснодарского края.

1

11

Тайны живой природы. Рик Моррис

1

Наглядные пособия

1

Иллюстрации растений,  животных

2

Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых.

2

3

Гербарии; коллекции насекомых

3

4

Изобразительные наглядные пособия – таблицы

5

5

Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества

Технические средства обучения.

1

Компьютер,

1

2

Медиапроектор

1

3

Экран

1

Экранно-звуковые пособия

1

Диск. «Звуки живой природы»

1

2

Фильм «Многообразие животного мира»

1

3

Фильм «Природа в разное время года»

1

4

Фильм «Бережем природу»

1

5

Презентация «Человек как часть природы»

1

6

Презентация «Что такое снег»

1

7

Презентация  «Мой город в разное время года»

1

8

Презентация «Виды транспорта на улице моего города»

1

9

Презентация  «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений»

1

10

Презентация «Звери и растения нашего края».

1

11

Презентация «Красная книга»

1

 

 

 

Название темы

           Дата проведения

Кол-во часов

1 «А»

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

         Как мы понимаем друг друга

    5ч

1

Вводное занятие. Как мы будем учиться.

1

6.09

5 09

12.09

2.09

2-3

Школьные правила вежливости.  

2

20.09

24.09

10.09

19.09

24.09

26.09

16.09

24.09

4

Режим дня школьника.

1

4.10

24.09

8.10

30.09

5

Ты – ученик.

1

8.10

3.10

10.10

8.10

      Как мы узнаём, что перед нами

6

Что за словом?

1

18.10

8.10

22.10

14.10

7

 Путешествие в Угадайку.  КТД

1

1.11

17.10

24.10

22.10

                     Времена года

8

Осенние посиделки.

1

3.11

22.10

3.11

28.10

9

Зимушка-зима.

1

10

Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны.

1

11

Весёлое лето.

1

                 Как ты узнаёшь мир

12

Глаза – главные помощники человека.

1

8.11

31.10

8.11

29.10

13

Память и ум – помощники человека.

1

14

Жить – с книгою дружить.  КТД

1

                       Твоя семья и друзья

15

Наша дружная семья. Мои обязанности в семье.

     1

16

Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным?

     1

17

Без друга в жизни туго. Мои друзья

     1

                        Что нас окружает

   

18

Моя станица. Достопримечательности станицы.

     1

19

Мы – пешеходы.

     1

20

Что такое профессия? Какие бывают профессии?

     1

21

Из чего что сделано?

     1

22

Водица-царица.(Три состояния воды)

     1

23

Транспорт. Мы – пассажиры.

     1

24

Мой путь от дома до школы. КТД

     1

                  Живые обитатели планеты

   

25

Живое и неживое.

    1

26

Какие бывают растения? Какие бывают животные?

    1

27

Путешествие по зоопарку.

     1

28

Домашние любимцы и комнатные растения.

     1

29

Собака – верный друг человека

     1

30

Строение тела человека.

     1

31

Правила поведения в природе.

     1

32

Земля – наш общий дом.

     1

Итоговое занятие

    1ч

33

Итоговое занятие Игра «Поле чудес»

     1

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа по внеурочной деятельности для начальной школы "Мы познаем мир".

Актуальность создания учебной программы продиктована необходимостью обращения к личности ребенка. Новизна программы состоит в том, что она соединила сведения из разных областей астрономии, географии, ...

Доклад Тема : "Моделируя познаем окружающий мир"

Моедлирование как метод обучения на уроках природоведения и ознакомления с  окружающим миром в начальной школе обозначилось сравнительно давно. Впервые  в качестве из ведущих выделил его в п...

Проект "Познаем себя"

Изучение родословной семьи. Исследование семейных корней помогают развивать у детей интерес к истории своих предков, повышает культурный и духовный уровни....

Комплексная программа воспитания младших школьников "Я познаю мир"

Как воспитывать сегодня? Мои мысли и взгляды на воспитание личности младшего школьника....

"Познай и оцени себя"

Классный час (час общения) "Познай и оцени себя" 2 класс...

Кружок "Я познаю мир"

В этой презентации представлена работа кружка "Я познаю мир" по теме: "Решение проектных задач"....

Программа летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей "Я познаю мир или путешествие на воздушных шарах"

В программе содержатся цели, задачи, пояснительная записка, календарное планирование....