Формирование толерантных отношений у школьников
статья на тему

Аввакумова Людмила Анатольевна

 

Отсутствие навыков эффективного бесконфликтного общения порождает конфликтные ситуации.

   Что,  значит, быть терпимым (толерантным) к другим людям? Благополучие и честь школы складываются благодаря общим  усилиям и достоинству каждого, из способности жить и работать в коллективе, уважать и соединять мудрость старших поколений с энергией и целеустремлённостью молодёжи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_tolerantnyh_otnosheniy_u_shkolnikov.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование толерантных отношений у современных школьников

«Относись к людям так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе»

 

   В последнее время в обществе продолжает нарастать социальная напряжённость. Недоброжелательность, озлобленность всё больше распространяется в детской, особенно в подростковой среде.

   Личные качества современных школьников порой формируются в агрессивной среде, которая оказывает существенное влияние на сложившиеся способы взаимодействия с другими людьми. Отсутствие навыков эффективного бесконфликтного общения порождает конфликтные ситуации.

   Что,  значит, быть терпимым (толерантным) к другим людям? Вот как ответили на этот вопрос  ученики моего класса. (Видео)

   Характеристика определения толерантности в Преамбуле Устава ООН такова: «Толерантность – проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи»

Школа – наш общий дом, объединяющий людей разных возрастов, характеров, национальностей и судеб. Благополучие и честь школы складываются благодаря общим  усилиям и достоинству каждого, из способности жить и работать в коллективе, уважать и соединять мудрость старших поколений с энергией и целеустремлённостью молодёжи.

      Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, как контактность, доброжелательность, вежливость (учтивость), терпение, доверительность, которые создают оптимальные условия для формирования у детей культуры достоинства, самовыражения личности.

 Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Порою складывается ощущение, что искусство общения – это дар, которым обладает примерно 5 – 7 % людей. Всех остальных надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать,  и попытаться помочь ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

   Наша задача - учить детей не только жить и учиться вместе, но и понимать и уважать других, в чём-то непохожих на них людей. Пытаться формировать толерантную личность учащихся в рамках системы уроков, в рамках «обычной», повседневной школьной жизни.

   Важно чаще находиться вместе с детьми, беседовать с ними, узнавать их интересы, раскрывать их для себя и для остальных детей. Тогда будет легче понять их, помочь в трудной ситуации. И самого отпетого хулигана нужно постараться понять. Мы не можем читать чужие мысли. А о чём думают наши дети, на какие поступки они способны? Может быть в «гадком утёнке» прячется прекрасный лебедь? Лучше думать так, чем плохо. Только откройте ребёнка, сначала,  хотя бы для себя. Чаще общайтесь, узнавайте друг друга.

   Вместе с классом мы ходим в походы, на экскурсии, танцуем, ставим музыкальные сказки, организуем праздники.  (Слайды)

    При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряжённость в отношениях между детьми, позволяет учить детей находить компромиссы.

   Для учителя толерантность – это особое качество его «способа бытия». Главные вопросы состоят не в том, почему учитель проявляет толерантность в работе с  детьми, а « во имя чего, ради чего, учитель действует толерантно, какие ценности он отстаивает и каков для него в этом смысл?»

Воспитание  толерантности – это, прежде всего самовоспитание самого учителя, быть терпимым, и только такой учитель может воспитать в учениках:

 - знание норм и правил поведения, позволяющих сохранить своё здоровье и здоровье окружающих в различных ситуациях;

 – понимание и принятие своих эмоций, умение выражать их разными способами;

 – умение общаться, отстаивать свою точку зрения и слышать другую;

 -  умение на практике применять в различных ситуациях конструктивные способы поведения.

    Если мы будем толерантны  друг к другу, то можно сказать так: «Мы разные и в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование толерантных отношений у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

В статье раскрывается  понятие толерантность, которая  имеет прямое отношение к нашим повседневным педагогическим – учительским, родительским- тревогам и заботам, что ее воспитание – это наш...

Формирование толерантных отношений в начальной школе

Формирование толерантного сознания учащихся в урочной и внеучебной деятельности у учащихся на примере программы "Начальная школа 21 века"...

Формирование толерантного отношения у школьников

Что такое толерантность?Упражнения для развития толерантности у обучающихся....

Формирование толерантных отношений у младших школьников

В последние годы в России и за рубежом мы наблюдаем всплеск жестокости и насилия со стороны не только взрослых, но и подрастающего поколения. Это тревожит все прогрессивное человечество земли. Как бор...

Методическая разработка по формированию толерантности у младших школьников: игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"

В занятии дети учатся пониманию толерантности и интолерантности. Задача занятия - научить детей проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе б...

Формирование толерантного отношения к младшим школьникам с особенностями здоровья: из опыта учителя начальных классов

Здесь представлена идея для воспительной работы по теме: "Формирование толерантного отношения к младшим школьникам с особенностями здоровья: из опыта учителя начальных классов"...