Профилактика агрессивного поведения младших школьников, формирование толерантного отношения к лицам с ОВЗ
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Агрессивность - целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
Агрессивность и возраст Практически все дети дошкольного возраста периодически ссорятся, дерутся, обзываются (ещё не сформирована саморегуляция) К началу школьного возраста непосредственные проявления детской агрессивности уступают место социальным формам поведения (знание норм и правил поведения, самоконтроль) Однако, у определённой категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, превращаясь в устойчивое качество личности. АГРЕССИВНЫЙ РЕБЁНОК приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе (снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности общения, искажается личностное развитие)
Тенденция: Количество детей, в поведении которых наблюдается агрессивность, и степень детской агрессивности за последние годы возросли (!) ПОЧЕМУ?
Факторы: Биологический (неврологические заболевания, мозговые дисфункции и т. п.) Психологический (уровень интеллекта, саморегуляции и т. д.) Социальный (семейное воспитание, психологический климат в семье и школе, влияние общественных тенденций, средств массовой информации)
Внешние проявления: Физическая агрессия (разрушение продуктов деятельности другого, порча чужих вещей, нанесение физической боли другому) Вербальная агрессия ( демонстративный крик, направленный на устранение сверстника, обзывания, оскорбления)
Внутренние мотивы: Привлечение внимания («портят, мешают, не слушают») - импульсивно-демонстративный вариант агрессивности Средство достижения цели (для них агрессия – единственно возможный способ добиться своего) - нормативно-инструментальный вариант агрессивности Удовольствие от агрессивных действий (выбирают «жертву») - целенаправленно-враждебный вариант агрессивности
Общее для всех вариантов : Невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого («внутренняя изоляция»)
Главная задача: Преодоление «внутренней изоляции» ребёнка: помочь увидеть в другом не противника или конкурента, а интересного, самоценного человека, партнёра по общению и совместной деятельности
Иногда не эффективны: Убеждения, объяснения Положительные примеры Призывы не обижать других Осторожно: конкурсы, соревнования, состязания, игры-поединки и т.п.
Приёмы профилактики агрессивности: Агрессивный родитель = агрессивный ребёнок (наши дети – это НАШИ дети) Возможность разрядки негативной энергии («если у ребёнка нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей») Возможность выразить чувства (приемлемыми словами, в рисунках, что-то порвать и т.п.) Возможность понимания и поддержки («понимаю твой гнев», дайте отреагировать, обнимите, обсудите) Возможность получить совет (вместо наказания – посоветуйте)
2.Формирование толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Толерантность: Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению (Большой энциклопедический словарь) То, что делает возможным достижение мира и ведёт от культуры войны к культуре мира (Из «Декларации принципов толерантности», принята конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года)
Лица с ОВЗ: С НАРУШЕНИЯМИ (ДЕФИЦИТОМ): Зрения, Слуха, Речи, Опорно-двигательного аппарата, Интеллектуального развития, Поведения
Толерантное отношение к лицам с ОВЗ: ПРИНИМАТЬ БЕЗУСЛОВНО УВАЖАТЬ ПРАВА ПОНИМАТЬ ПОТРЕБНОСТИ ДОПУСКАТЬ ОСОБЕННОСТИ ПОЗВОЛЯТЬ СЕБЯ ПРОЯВИТЬ ПРОЩАТЬ НЕДОСТАТКИ ПОМОГАТЬ ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ
Отношение к лицам с ОВЗ в нашем обществе: Негативное отношение к НЕтипичным людям формировалось постепенно, как защитная реакция самосохранения нации, народности. Существовали предрассудки, стереотипные мнения: «ущербные», «прокажённые», «зависимые», «неполноценные». Попытки делить людей на «нужных» («пригодных») и «ненужных»(«непригодных»).
Представления об образовании детей с ОВЗ: Для нашей страны культурно обусловлено, традиционно и весьма инерционно восприятие детей с ОВЗ в контексте специального (коррекционного) образования. Согласно таким представлениям, сложившимся на протяжении нескольких десятилетий, развитие детей с нарушениями может происходить только в условиях сегрегации, отделения от общества. Эффект «стигматизации».
Законодательные изменения: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 Письмо Заместителя министра МИНОБРНАУКИ России ИР-535/07 от 7 июня 2013 года «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
Новые цели: В соответствии с «Комплексным планом формирования и реализации современной модели образования – 2020» « доля неспециализированных образовательных учреждений, в которых созданы условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, должна составить 70% к 2016 г., а доля лиц с ОВЗ, получающих образовательные услуги в неспециализированных учреждениях, – 70% к 2020 г .»
Право: Каждый ребёнок имеет право обучаться в общеобразовательном учреждении. Ребенок с ОВЗ проходит обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Система подстраивается под ребёнка, а не наоборот
Психологический аспект: Изолируя ребёнка от детей, отстающих в развитии, Вы формируете нетерпимое, брезгливое, высокомерное отношение к тем, кто в «чём-то не соответствует». Общество, «исключающее» людей с ограниченными возможностями, создаёт многочисленную группу несоциализированных, асоциальных личностей, представляющих опасность для него самого. Никто, ни одна семья не застрахована от появления в ней лица с ОВЗ.
Толерантность – добровольный индивидуальный выбор, который не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию, личный жизненный опыт Дети учатся толерантности в семье. Дети копируют наше поведение. Дети ориентируются на отношение педагога к «особым детям». Дети нуждаются, чтобы мы поговорили с ними «по душам». Дети многое могут почерпнуть из фильмов и литературных произведений (помогите им в этом).
Литература: Гринько А. «Ростом с кузнечика» Сеф Р. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках» Родари Дж. «Собака, которая не умела лаять», «Сказки, у которых три конца» Абрамцева Н.К. «Необыкновенные друзья», «Путаница», «Разговор на подоконнике» Андерсен Г.Х. «Гадкий утёнок» Бианки В.В. «Подкидыш» Козлов С. «Ни слова» Паустовский К.Г. «Кот-ворюга» Раскин А. «Как папа укрощал собачку» Хогарт Э. «Мафин и паук» (Для среднего школьного возраста: К.Паустовский «Парадокс», В. Астафьев «Печаль веков») Фильм «Щенок»
Антуан де Сент-Экзюпери: «Если я в чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив, одаряю».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у младших школьников школьников
Организация досуговой деятельности одним из факторов профилактики агрессивности младших школьников.Формы организации в педагогическом процессе....
Преодоление агрессивного поведения младших школьников.
Структура агрессивных проявлений. Источники и особенности агрессивных проявлений в поведении младших школьников. Характерные особенности агрессивного ребёнка. Направления работы п...
Преодоление агрессивного поведения младших школьников.
Структура агрессивных проявлений. Источники и особенности агрессивных проявлений в поведении младших школьников. Характерные особенности агрессивного ребёнка. Направления работы п...
Программа коррекции агрессивного поведения младших школьников «Играя, победишь вражду»
Цель программы: научить детей контролировать свои агрессивные устремления и выражать их в формах, приемлемых в обществе. Задачи: • учитывать возрастные особенности ребенка • прививать ему новые фо...
Педагогические средства профилактики агрессивного поведения младших подростков
1.Анализ работ отечественных исследователей, занятых проблемой детской агрессивности 2. Факторы детской агрессивности3.Причины подростковой агрессивности4.Алгоритм действий по профилактике агресс...
Рабочая программа "По профилактике и коррекции агрессивного поведения младших школьников"
Программа составлена на основе "Программы по профилактике и коррекции агрессивного поведения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья"Фомченковой Н.А.Программа адаптирован...
Создание педагогических условий для формирования у младших школьников опыта толерантных отношений
Начальная школа – это один из этапов в формировании у детей толерантного сознания. Нужно научить учащихся начальной школы уважать не только себя, но и тех, кто рядом, и тогда в старшей школе про...