Формирование толерантных отношений у младших школьников
статья (1 класс) по теме
В последние годы в России и за рубежом мы наблюдаем всплеск жестокости и насилия со стороны не только взрослых, но и подрастающего поколения. Это тревожит все прогрессивное человечество земли. Как бороться с этим? Все чаще возникают разговоры о толерантном мире, в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.
Толерантность надо воспитывать. Какие цели и задачи надо решать, вы узнаете из данной статьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_nashem_sovremennom_mire.docx | 31.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование толерантных отношений у младших школьников
В последние годы в России и за рубежом мы наблюдаем всплеск жестокости и насилия со стороны не только взрослых, но и подрастающего поколения. Это тревожит все прогрессивное человечество земли. Как бороться с этим? Все чаще возникают разговоры о толерантном мире, в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.
Толерантность надо воспитывать. Что же такое толерантность?
Толера́нтность (от лат. tolerantia —терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.
На протяжении нескольких лет у меня в классе обучаются дети разных национальностей (до 40% иноязычных), чтобы развить в них чувство дружеских, добрососедских отношений, сплотить коллектив – возникла необходимость создания программы, которая была бы направлена на воспитание культуры толерантности у детей младшего возраста. Поэтому в 2006 году я разработала программу по воспитательной работе «Путешествие по России и странам ближнего зарубежья», которую успешно реализую в своей практике.
Каждый новый коллектив отличается друг от друга, поэтому программа из года в год претерпевает изменения в формах, приёмах, методах работы. Но цель и задачи остаются прежними. Важно донести до учащихся мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.
Основной целью программы является формирование у детей навыков толерантных отношений.
Для её достижения решаю следующие задачи:
- Изучаю интересы, потребности, личностные характеристики обучающихся;
- Воспитываю у детей умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением;
- Развиваю умение действоватьсообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
- Воспитываю чувство патриотизма, дружелюбия, уважения к народам ближнего зарубежья (народам мира)
Задачи реализую по следующим направлениям:
- Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;
- Понимание того, что требуется уважать различия между людьми.
- Понимание принципа взаимозависимости, как основы совместных действий.
- Учащихся следует приучать к совместному решению проблем и разделению труда. При выполнении заданий – это наглядно показывает, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
- Приобщение к культуре мира.
Школьники, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития общества.
Программа рассчитана на учащихся 1 – 4 классов, охватывает всех детей без исключения.
Оптимальным вариантом реализации поставленных задач является организация системы дел в каждом классе.
Актуальность и значение программы состоит в том, что она не только развивает интерес учащихся к познанию истории своей «малой» и «большой» Родины, знакомит с ее соседями, а главное она способствует воспитанию основных черт толерантной личности:
- Терпимость к чужим мнениям.
- Сотрудничество.
- Отказ от причинения вреда кому-либо.
- Расположенность к другим людям.
- Снисходительность.
- Терпение.
- Чуткость.
- Доверие.
- Доброжелательность.
- Умение владеть собой.
- Умение не осуждать других.
- Гуманизм.
- Умение слушать собеседника.
- Способность слушать собеседника.
- Любознательность.
- Чувство юмора.
Основные формы, методы и приемы работы по программе
Программа основана на проведении классных часов, утренников, праздников, конкурсов, диспутов, театрализованных представлений, читательских конференций, поисковой работы, игр,фестивалей, КВН, марафонов, костюмированных балов, спартакиад, ролевых игр, экскурсий, путешествий, интеллектуальных игр, викторины, дискуссии, Брей – ринги, спектакли и т.д.
Для получения наилучшего результата необходимо знание национальной культуры народов Россиии мира,возрастных особенностей младших школьников, честное сотрудничество с учениками и их родителями, активное участие детей в проводимых мероприятиях оказывать школьникам помощь в подборе материалов для проведения классных часов и творческих вечеров, создать благоприятную атмосферу.
Данная программа пройдет более успешно, если деятельность учителя будет основываться:
- На искреннем уважении и понимании учащихся, умении использовать игровую педагогическую технологию.
- Умении тонко и деликатно обращаться с младшими школьниками, следовать природе ребенка, обеспечивать их свободное развитие.
- Поощрении в развитии способности учащихся быть самостоятельными, ответственными людьми.
Умело, продуманно и тщательно организованные мероприятия помогут подарить радость детям, хорошее настроение, жизнелюбие, добрые взаимоотношения.
В итоге реализации программы ожидается, что учащиеся смогут успешно взаимодействовать в коллективе, противостоять не толерантным отношениям, быть социально-адаптированным
Очень важно правильно выбрать методики диагностирования и показатели, которые объективно и достоверно отражают состояние воспитательного процесса. В систему отслеживания результатов программы включаю разнообразные приёмы и методики:
- Педагогическое наблюдение
- Метод специальной диагностики
- Тестирование
Результаты данных исследований показывают, в каком направлении вести работу.
Для диагностики общего уровня толерантности я использовала экспресс-опросник "Индекс толерантности". В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова).
Результатами работы стали
Данные входной диагностики (анкетирование), которая проводилась во 2 классе, показывали:
- Девочки гораздо терпимее к окружающим, чем мальчики.
- Мальчики спокойнее реагируют на негативную ситуацию.
- Девочки терпимее относятся к критике.
- Дети нашей школы легко вступают в контакт с окружающими.
В 4 классе, я провела для диагностики общего уровня толерантности «Индекс толерантности». Результаты показали следующее:
Низкий уровень толерантности – 0 обучающихся, 8 характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт, в одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность, 17 имеют высокий уровень толерантности.
Особое место в воспитательном процессе отвожу воспитанию чувства патриотизма, любви к своей Родине. Красной линией проходит она и в моей программе.
За время реализации программы мы добились следующих результатов
Уровень | Название мероприятия | Результат |
Школьный | 2008-2009г Концерт ко Дню Победы Выставка «Моя семья в фотографиях» Классные часы: «Как рождался Братск?» «Памятные даты нашей семьи» «Страна, в которой я живу» «Они защищали Родину» 2009-2010г Конкурс рисунков «Мой папа в армии» Проект «Улица, на которой я живу» Конкурс, посвящённый Дню защитника Отечества «Аты-баты» Классные часы: - «Защитники Отечества» - «Подвигу народа жить в веках» Концерт ко Дню Победы 2010-2011 Конкурс чтецов «Россия – Родина моя» Игра «Звёздный час» - «Любимый город» Ролевая игра «Рыцарский турнир вежливости» (понятия: честь, достоинство, благородство) Игра-путешествие по Иркутской области «Сибирь – мой край родной» Концерт ко Дню Победы Классные часы: - «Байкал – жемчужина Сибири» - «Мы – одна семья!» - «Этот незабываемый день Победы» 2011-2012г Конкурс стихов, рисунков, поделок «Земля – наш дом родной» Проект «Тепло родного очага» (о себе и своей родословной) Поисковая работа «Мой город» (братчане на войне) Викторина «Что? Где? Когда?» (Из истории Братска) Ролевая игра «Я бы в армию пошёл – пусть меня научат» (понятия: честь, достоинство, благородство) Брейнг - Ринг «Непобедимая и легендарная» Классные часы: - «С днём рождения, Иркутск!» - «Писатели и поэты братчане» -«Международный день музеев» (Путешествие по музеям страны) -«День Победы!» (Стойкость и героизм наших бойцов во время ВОВ) | Участие Участие Участие Участие Участие Участие Участие Участие 2 место Участие Участие Участие 2 место Участие 1 место 2 место Участие Участие Участие Участие Участие Участие Участие Участие 3 место 1 место 3 место Участие Участие Участие Участие |
Муниципальный | 2008-2009г Весенний и осенний благотворительные марафоны Концерт ветеранам 2009-20010г Весенний и осенний благотворительные марафоны Поздравление ветеранов труда Конкурс «Экипаж – одна семья» 2010-20011г Весенний и осенний благотворительные марафоны Изготовление цветов на парад к 9 мая 2011-2012г Весенний и осенний благотворительные марафоны Концерт ветеранам войны и труда Городской конкурс на лучшее открытое мероприятие по патриотическому воспитанию в рамках празднования 75-летия Иркутской области, в номинации «Лучшее общешкольное мероприятие» | Активное участие Активное участие Благодарственное письмо Активное участие Активное участие Участие 1 место |
В своей работе особое внимание уделяю развитию творческого потенциала ребят:
Уровень | Название мероприятия | Результат |
Школьный |
| Активное участие Участие Участие 1 место Активное участие Активное участие 3 место Лауреаты |
Муниципальный |
«Русские народные инструменты»
| 2 место в номинации «Мы шагаем дружно в ряд» победа в номинации «Новая трактовка темы» 1 место в номинации «Театральное будущее Сибири» Кубок за победу в номинации Лучшая организация «Весенней недели добра» (весь класс принял участие) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование толерантности у младших школьников через олимпиады по истории и культуре Санкт- Петербурга
Основные цели Способствовать тому, чтобы ребенок смог воспринимать: * городские объекты, семейные реликвии, городские семейные традиции как наследие, необходимое всем петербуржцам ( в том числе и ли...
Формирование толерантности у младших школьников в условиях поликультурного образования
Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная возможн...
Концепция формирования толерантного поведения младших школьников в рамках ФГОС
Концепция формирования толерантного поведения...
КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Формирование толерантности у младших школьников на уроках эрзянского языка в условиях поликультурного образования»
1.Введение. Актуальность темы.2.Цели и задачи3.Гипотеза 4.Ожидаемые результаты5. Содержание деятельности по формированию толерантности младших школьников в условиях поликультурного образован...
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России через формирование толерантности у младших школьников
Духовно-нравственное воспитание-непрерывный процесс, который начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь....
Статья "Формирование толерантности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе"
В статье "Формирование толерантности у младших школьников в учебно - воспитательном процессе" отражены основные задачи.принципы, условия формирования толерантности у детей....
Статья "Организационно-педагогические условия формирования толерантности у младших школьников".
Международная научно-практическая конференция "Научно-технический прогресс как фактор развития современной цивилизации"14.11.2017г....