«Современные требования к образовательной среде в начальной школе»
материал на тему
Выступление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_trebovaniya_k_obrazovatelnoy_srede_v_nachalnoy_shkole.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Хозесановская СОШ»
Выступление на тему:
«Современные требования к образовательной среде в начальной школе»
Классный руководитель начальных классов: Таймасова В.А.
Школьная жизнь должна максимально способствовать развитию способностей ребенка с учетом его индивидуальности. Все дети имеют разные возможности, здоровье, интересы, потребности, интеллектуальные способности и особенности восприятия окружающего мира. Одним важно услышать, другим- увидеть, а третьим необходимо попробовать сделать что-либо самим. Кому-то необходима частая смена деятельности, кто-то сосредоточен на выполнении задания в течение продолжительного времени. Есть дети, нуждающиеся в одиночестве, а для других одиночество-дискомфортное состояние.
Очень важно создать в школе условия для полноценного развития и обучения каждого ребенка. Поэтому образовательная среда в школе должна быть максимально насыщенна.
Выделяется требования, предъявляемые к образовательной среде начальной школы, которые обеспечивают выполнение Федерального государственного образовательного стандарта начальной школы второго поколения (далее-ФГОС).
Выделяются ряд общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков обучающихся: умение организовать деятельность; собирать факты; сопоставлять , анализировать информацию; подводить итоги; осуществлять выбор; принимать решения и т.п. Есть и другая категория не менее важных умений- сопереживать другому человеку, чувствовать прекрасное, действовать сообща, давать оценку своим желаниям и поступкам и следовать общепринятым нормам, принципам и правилам.
На результат сформированности всех этих умений влияют как условия, целенаправленно создаваемые учителем, так и случайные обстоятельства. А также исходные способности и тип личности обучаемого.
Учитель может помочь ему обрести уверенность, повысить самооценку, утвердиться в возможностях. Ученик будет стремиться овладеть теми умениями, которые помогут ему в личностном росте, а в дальнейшем- и в жизненном самоопределении.
Замечено, что многие из этих умений легко достигаются по ходу различных видов деятельности детей: игровой, познавательной, исследовательской, коммуникативной и др. При этом существенно влияние образовательной среды.
Каждый учитель начальной школы должен иметь доступ к современному мобильному персональному компьютеру, обеспечивающему возможность записи и трансляции по сети видеоизображения и звука. С помощью данного компьютера обеспечивается возможность выхода в локальную сеть (информационное пространство) образовательного учреждения, а через нее - в Интернет. Компьютер должен быть оборудован веб-камерой ( встроенной или внешней), шумопоглощающими наушниками закрытого типа, микрофоном, звукоусиливающим комплектом. Учителю также нужна флеш-карта с объемом память 8Гб.
Компьютер должен быть оснащен лицензионным программным обеспечением, позволяющим: отрабатывать навыки клавиатурного письма, редактировать и формировать тексты; работать с графикой, презентациями, электронными таблицами, лентами времени и геоинформационными системами; вводить, сохранять и редактировать видеоизображениям и звук, создавать анимации, натурные мультипликации, строить генеалогические деревья.
В образовательном учреждении должна быть локальная вычислительная сеть, формирующая информационное пространство образовательного учреждения и имеющая выход в Интернет.
Информационно - образовательная среда образовательного учреждения должна входить в единую информационную образовательную среду и обеспечивать информационно- технологическую поддержку образовательного процесса.
Каждый кабинет начальной школы должен быть оборудован:
- современной комбинированной доской, выполняющей функции меловой, маркерной, интерактивной и экрана;
- стационарно **- закрепленным проектором;
- оборудованием, обеспечивающим оцифровку и ввод информации в компьютер;
- три сканера;
- четыре цифровых фотоаппарата со штативом;
- четыре видеокамеры;
- цифровой микроскоп;
- четыре цифровых диктофона;
- комплект цифровых датчиков, позволяющих измерять температуру, расстояние, частоту сердечных колебаний;
- оборудованием, обеспечивающим вывод цифровой информации на бумагу: принтер лазерный черно-белый, принтер цветной.
Современный урок предусматривает различные виды деятельности, сменяющие друг друга. Дети одного класса одновременно могут быть вовлечены в разные виды деятельности. Естественно, это требует особой организации пространства класса начальной школы.
В настоящее время в школах преобладает стандартное расположение мебели в классной комнате: парты для учеников. Стоящими рядами, ориентированы на классную доску и стол учителя. Уже само по себе такое расположение мебели непродуктивно и предполагает субъект-объектное отношение между учителем и учеником на уроке. Но учитель должен быть единомышленником, и расположение мебели в классе имеет большое значение для выстраивания правильных отношений во время образовательного процесса.
Расстановку столов можно менять, поэтому важно, чтобы мебель была легкой и мобильной.
Для организации разных видов деятельности в классе необходимо обеспечить максимальное разнообразие материальной и информационной среды. Творческий учитель пополнит среду недорогими и многофункциональными предметами. Например, плоды каштана можно использовать:
-как счетный материал на уроках математики;
-предмет изучения плода;
-средство для развития фонематического слуха, если с их помощью издавать различные звуки;
-средство для развития координации движения во время игры, когда необходимо поймать брошенный плод;
- основу для поделки на уроке труда и др.
Младшим школьникам по физиологическим потребностям необходима частая смена видов деятельности. А в соответствующих условиях и слово «перемена» приобретает другой, более широкий смысл, только перерыв между уроками. Во время перемены дети должны иметь свободный доступ к простейшему спортивному инвентарю.
Правильно организовать жизнь детей в начальной школе – значит создать такую образовательную среду, которая будет соответствовать адекватному личностному, социальному, познавательному, коммуникативному развитию любого ребенка, независимо от его способностей. Об этом нужно помнить каждому педагогу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по построению образовательной среды в начальной школе (1 класс)
Экспериментальная апробация новой структуры и содержания образования в средней школе невозможна без изменения образовательных условий реализации новой структуры и содержания. Образовательные условия е...
"Образовательная среда в начальной школе"
Материал из опыта работы ШМО учителей начальных классов....
Создание образовательной среды в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО
Выступление на педагогическом совете...
Введение в дистанционную образовательную среду обучающихся начальной школы и их родителей посредством личного сайта учителя.
Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От того, как учитель относится к своей профессии, насколько профессионально, творчески, талантливо, преданно от...
Использование ИКТ для организации образовательной среды в начальной школе (из опыта работы) 2013-2014 учебный год
В своей статье я делюсь опытом работы в условиях современных образовательных технологий, которые позволяют решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально - активной...
Анализ выполнения гигиенических требований к образовательной среде в начальной школе
Анализ выполнения гигиенических требований к образовательной среде в начальной школе...
Современные требования к качеству урока в начальной школе в контексте обновлённых ФГОС 2021
31 мая 2021 года приняты обновлённые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – Стандарты) начального и основного общего образования....