Использование ИКТ для организации образовательной среды в начальной школе (из опыта работы) 2013-2014 учебный год
статья на тему

В своей статье  я делюсь опытом работы в условиях современных образовательных технологий, которые позволяют решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально - активной личности. Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_obrazov_sreda.docx811.87 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ

для  организации образовательной среды

в  начальной  школе

(из опыта работы)

 2013-2014 учебный год

 Шаншиева Наталья Алексеевна

1). Анализ результатов моей  деятельности.

В условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты школа становится важнейшим элементом построения нового общества. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Поэтому в настоящее время актуальным становится вопрос цифрового образования.  

В этой среде происходит формирование у учеников качеств и умений 21 века, таких, как информационная активность и медиаграмотность, умение мыслить глобально, способность к непрерывному образованию. Но создание ИОС – это не только внедрение ИКТ в образовательный процесс, но  и умение правильно использовать эти ресурсы, чтобы строить образовательный процесс совсем по-другому, на новом уровне.

В образовательной среде в качестве особой ценности рассматривается взаимодействие с другими людьми, в ходе которого происходит личностное взаимообогащение и развитие. Речь идет не только о процессе самоопределения человека в окружающем мире, но и о процессе определения в этом мире или образования (понимаемого, прежде всего, как развитие) другого человека.

Какие же возможности дает единое информационное пространство нашей гимназии учителям и ученикам?

Все уроки ученики начальной школы проводят в одном кабинете, имеющем весь состав необходимого оборудования – современной интерактивной доской, экрана; стационарно закрепленным проектором; оборудованием, обеспечивающим оцифровку информации и ввод в компьютер и вывод на бумагу (МФУ), документ сканер.

Простота и доступность современных технологий позволяет  оперировать простыми в использовании мультимедийными средствами для развития речи в начальной школе, изучения математики, меж предметной проектной деятельности, внеклассной работы, стимулирования творчества учащихся и повышения их мотивации.

Считаю, что добиться этого возможно путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально - активной личности. Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением ИКТ. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий.

На разных этапах уроков и внеклассных мероприятий использую информационно-коммуникационные технологии. На уроках для большей эффективности я использую предметные коллекции, портреты, видео экскурсии, фотографии, иллюстрации объектов (в основном, это энциклопедии, которые очень помогают при подготовке к уроку). При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами.  На занятиях с младшими школьниками особенно ценны музыкальные физкультминутки. Создана целая папка, в которой можно найти и динамические паузы, и зарядку для глаз, и клипы с детскими песнями. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока: например, урок-игра по природным зонам России, урок - смотр знаний по математике.

На уроках русского языка  очень удобно проводить орфографические минутки с использованием  смарт доски.

На уроках математики с помощью интерактивных форм можно наглядно показать геометрический материал, приёмы устных и письменных вычислений, способы решения задач и уравнений. Это позволяет более эффективно использовать время на уроках. Удобно отрабатывать  вычислительные навыки умножения и деления многозначного числа на однозначное, двузначное, трехзначное число в фоновом режиме «клетка», при изучении темы «Координатная плоскость», «Углы, виды углов» использую шаблоны в Смарт галерее. Эти шаблоны помогают наглядно  отрабатывать движение по координатным лучам.  

Уроки литературного чтения  будут неинтересны и скучны, если учитель не будет включать в их содержание аудио средства. Записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений обучают выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. А по прочитанному произведению  иногда смотрим вместе с детьми  фильм,  и без интернета здесь не обойтись.

В этом учебном году уже многие ребята стали принимать активное участие в подготовке презентаций к урокам  литературного чтения, математики, ОРКиСЭ, на классные часы, особенно по окружающему миру.  Обычно в конце урока я сообщаю тему будущего и предлагаю желающим подобрать интересные материалы, подготовить небольшое выступление. В прошлом году любителей создавать презентации было 6 человек, в этом году уже стало 13 ребят.  Продолжается работа не только по накоплению материалов детских презентаций, но и мои четвероклассники выходят к ребятам 1, 2 и 3-го классов с защитой своих выступлений. Таким образом, презентации позволяют:

- наглядно представлять материал;

- интенсифицировать процесс объяснения нового материала;

- регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;

- повышать познавательную активность обучающихся.

Преимущества для учащихся:

делает занятия интересными и развивает мотивацию;

предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе. Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии тигров в цирке или театра кукол, народные костюмы, шедевры народного творчества.

2) Подготовка обучающихся к участию в  дистанционных проектах, олимпиадах и конкурсах:

- проанализировать участие в выставках, конкурсах, соревнованиях - активность в проектах и программах внеурочной деятельности.

Сегодня  целью образования  является создание условий для самореализации личности, осознание человеком самого себя в окружающем мире, свободного выбора жизненного пути, реализации всех способностей и талантов.

Каждый ученик должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, ориентироваться в информационном пространстве, сравнивать, обобщать, делать выводы. Как следствие, в последние годы широко внедряется практика проведения разнообразных образовательных конкурсов и олимпиад. Олимпиады также хороши тем, что они в форме легкого соревнования, формируют у детей стремление показать себя, стать лучше, начать лучше разбираться в какой-либо области и добиться своих первых успехов в жизни.

В 2013-2014 учебном году 11 учащихся 4 «Б» класса впервые приняли участие в конкурсе «Спасатели». В этом году несколько ребят каждый месяц активно участвуют в олимпиадах и конкурсах «Меташкола». С этого учебного года стали проводить олимпиады не только по математике, но и по русскому языку в режиме он-лайн. Таким образом, ребята имеют возможность проверить свои знания и подготовиться к итоговым контрольным работам за период обучения в начальной школы.  

Многие ребята проявляют творческую инициативу, выполняют работу на высоком уровне. Щеглов Яша сочинил басню и принял участие в международном конкурсе «Басни далёкие и близкие».

№ п/п

ФИ ученика

Название конкурса

Результативность

1

Васина Антонина

Городской спортивный праздник «Культурный Олимп».

дипломант

2

Анисимова Мария

Городской конкурс детского творчества «Коты на крыше».

Диплом 3 степени

3

Скороходова и Бузина Анастасии

Международный детский фестиваль народного творчества «Славянский ключ».

лауреаты

4

Щеглов Яков

Творческий конкурс «Хоровод дружбы» в номинации литературное творчество.

лауреат

5

Крутько Яна

Интегрированная олимпиада «Магия интеллекта».

Сертификат

6

Команда в составе Седуновой Елены, Крутько Яны

Викторина «Петербургский читатель».

1 место

7

Анисимова Мария

Олимпиада по русскому языку «Осень, 2013, 4 класс».

Диплом 2 степени

8

Скороходова Анастасия

Олимпиада по математике «Зима, декабрь 2013, 4 класс»

Диплом 2 степени

9

Анисимова Мария

Олимпиада по математике «Зима, декабрь 2013, 4 класс».

Диплом 2 степени

10

Дарман Анна

Олимпиада по русскому языку «Зима, русский язык, 5 класс».

Диплом 3 степени

11

Дарман Анна

Межрегиональный творческий конкурс «Великий свет материнства»

1 место

12

Щеглов Яков

Международный конкурс «Басни далёкие и близкие».

2 место

13

Коллектив:

 Скороходова и Бузина Анастасии, Седунова Елена, Садыкова Алина

Городской конкурс детского музыкального творчества.

Сертификат

Автор: Щеглов Яков

Ученик 4 «Б» класса ГБОУ  Гимназия №227

Учитель: Шаншиева Наталья Алексеевна.

г. Санкт-Петербург.

Берёзы!

Вы мои берёзы,

Вы мои родные,http://stat21.privet.ru/lr/0c338c61fce5206b9ab5bb5ff81e71ab

Шепчете листвою,

Словно вы живые.

Выйду в чисто поле,

Ствол обхвачу покрепче.

Прочь прогонит горе,

И мне  станет легче.

Точно светлым духом

Душу напитает,

Словно в моём сердце

Счастье обитает.

Автор: Щеглов Яков

Ученик 4 «Б» класса ГБОУ  Гимназия №227

Учитель: Шаншиева Наталья Алексеевна

г. Санкт-Петербург

БАСНЯ

  Кто важней?

Собрались как-то на лесной поляне звери

Кто всех полезней лесу выяснить хотели.

Кто больше трудится и не жалеет сил,

Кто уваженья больше заслужил.

Кричал Медведь - Я лес оберегаю

Всех чужаков подальше отгоняю!

Сердитый Дятел молвил - Как не так!

Я - гусениц, жуков и короедов враг!http://www.rvs.lv/volkov/poetry_2012/html/img/zveri.jpg

И если б я их клювом не долбил

Весь лес давно б от паразитов сгнил!

Пел Жаворонок - Будьте благодарны мне

Я всех бужу на утренней заре!

Лягушка квакнула - А без меня бы, звери,

Вас комары и мухи бы заели!

Пчела жужжала - Мне  благодаря,

Деревья плодоносят и цветут поля.

А муравьи пищали - Лишь мы братьев свистнем

Мы вмиг весь лес от мусора очистим!

Кричали звери, громко голосили

И мудрую Сову случайно разбудили.

-Что вы галдите?- ухнула Сова-

Напрасно тратите и время и слова.

Что толку, звери, хвастать, задаваться?

А вот в работе стоит постараться.

Трудитесь, делайте, что каждому по силам

Чтоб был наш лес уютным, чистым и красивым!

* * * *

Друзья! Не стоит спорить, кто важней.

Чей труд для общества полезней и нужней.

Кто занят чем - нет разницы большой

Своим трудом гордись и уважай чужой.

На дополнительных занятиях  пользуюсь сайтом видео урок (http://interneturok.ru/ru), который позволяет ребенку еще раз прослушать и отработать  новый, трудный  материал.

Делюсь накопленным опытом с коллегами:

- обобщила опыт на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов по темам «Духовно-нравственное воспитание», «Внеурочная деятельность»;

-на школьном  Методическом  Совете по теме «Участие обучающихся начальной школы к  олимпиадам, конкурсам различного уровня»,

- подготовка  Стендового доклада «Первые шаги в изучении курса ОРКиСЭ» на Городском проблемно - ориентированном семинаре «Особенности реализации курса ОРКиСЭ»;

- выступление на районном  семинаре «Учитель будущего» с темой «Роль школьного методического объединения в становлении профессионального мастерства учителя, классного  руководителя»;

- участие в  I международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы здоровой жизни детей»  - «Формирование культуры здорового образа жизни у учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС»;

- организация и проведение праздничного мероприятия,  посвященного дню пожилого человека и участие во Всероссийском конкурсе с проектом «Мы  славим седину!»

- организация и проведение праздничного мероприятия в д. Поги Тосненского района ЛО для престарелых людей в рамках реализации программы «Связь поколений»;

- участие в городской акции «700 деревьев вокруг храмов»,  посвященного 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского;

- участие во флеш-мобе «Воздушные шарики», в рамках Всероссийской весенней недели добра;

- проведение праздника «День славянской письменности», приуроченного к  700-летию со дня рождения  Сергия радонежского в рамках II Международного Фестиваля славянской культуры «Славянский ключ».

 

В своей педагогической деятельности я не первый год использую  информационно-компьютерные технологии, постоянно занимаюсь самообразованием в интернет-портале http://pedsovet.org/,  https://my.1september.ru/,   http://school-collection.edu.ru/,    использую лицензионные ЭОР: «Большая детская Энциклопедия», Единая коллекция  цифровых ресурсов», а также  создаю сама  свои презентации и  слайды для работы с интерактивной Смарт доской. Провожу  дистанционные олимпиады по  предметам на сайте «Вот задачка»  http://vot-zadachka.ru/  и  тестирование в онлайн режиме на сайте   http://www.nachalka.com/.

Третий год  вся школа пользуется электронным дневником. Данная система удобна для получения объективной статистики класса и информирования родителей об образовательных достижениях детей. Электронный журнал позволяет не только выставлять отметки, но и дает нам возможность выкладывать документы для детей и родителей, задания для детей. По результатам опроса, 18 родителей пользуются электронным журналом, отмечают удобство.

В этом году  гимназия предоставляет прекрасную возможность для общения и обмена информацией при помощи D – Z, это позволяет осуществлять взаимодействие, не выходя из кабинета. Мной была освоена новая программа Movie Maker, которая позволяет создавать фильмы. На окончание 4 класса я создала такой фильм, в котором отражена моя деятельность за четыре года работы с данным классом. Мой фильм был представлен родителям на собрании.

Я считаю, что использование ИКТ преображает преподавание  учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала.

Но прежде всего, следует помнить, что ИКТ - всего лишь инструмент в умелых руках учителя. Эффективность учебного процесса во многом зависит от мастерства преподавателя. Таким образом, использование ИКТ открывает новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей. Возможность выхода в Интернет с каждого рабочего места дает возможность и учителю, и детям быстрого поиска информации, как на уроке, так и во внеурочное время. А также возможность дистанционного обучения.

        На следующий год планирую овладеть технологией  использования системы голосования. Мне удалось  составить несколько тестов по русскому языку и по математике, но так и не смогла до конца разобраться с новой программой. Я готова пройти курсы по овладению данной технологией, так как считаю, что это обеспечивает интерактивное общение между учителем и учениками в процессе контроля знаний, проведения опроса, образовательных интеллектуальных игр. Как следствие этого можно рассматривать  возникновение новых форм учебных занятий и новых технологий в образовании.

3).  Мониторинг контроля качества  результатов образования в 4 «Б» классе:

- определить уровень учебных достижений учащихся на основе системы ожидаемых результатов,  зафиксированных в стандартах образования и учебных программах;

- способствовать развитию критического мышления и способностей к самооценке как основы успешности ученика;

- отслеживать динамику роста учебных достижений на основе внутреннего и внешнего контроля.

3 класс – 2012-2013 учебный год

Кол-во «5»

Кол-во «4»

Кол-во «3»

Кол-во «2»

Литературное чтение

10

14

2

-

Русский язык

2

15

9

-

Математика

3

16

7

-

Английский язык

8

15

3

-

Окружающий мир

12

11

3

-

4 класс – 2013-2014 учебный год

Кол-во «5»

Кол-во «4»

Кол-во «3»

Кол-во «2»

Литературное чтение

8

15

3

-

Русский язык

3

18

5

-

Математика

5

18

3

-

Английский язык

9

13

4

-

Окружающий мир

13

11

2

-

Проанализировав эти данные, можно сделать вывод о том, что качество результатов  образования обучающихся  показывает позитивную динамику.  Это говорит о том, что интерес учащихся к изучению школьных предметов значительно возрастает, их успеваемость  улучшается.

В рамках модернизации системы образования профессиональная деятельность каждого из нас оценивается и администрацией, и родителями учеников, и общественностью. Наличие дипломов, благодарностей лучше всего доказывает профессиональную состоятельность меня, как учителя.

D:\Documents\Мои документы PaperPort\мои грамоты, награды\мои дипломы за 2013 2014 уч год\всезнамус 28 апреля 2014 001.jpgD:\Documents\Мои документы PaperPort\мои грамоты, награды\мои дипломы за 2013 2014 уч год\благ АППО 001.jpgD:\Documents\Мои документы PaperPort\мои грамоты, награды\мои дипломы за 2013 2014 уч год\связь поколений.jpgD:\Documents\Мои документы PaperPort\мои грамоты, награды\мои дипломы за 2013 2014 уч год\твор группа День Пож чел 001.jpg

          

       

   D:\Documents\Мои документы PaperPort\мои грамоты, награды\мои дипломы за 2013 2014 уч год\благ акция Нить Жизни 2013 год 001.jpgD:\Documents\Мои документы PaperPort\мои грамоты, награды\мои дипломы за 2013 2014 уч год\благодарность 24 апреля 14год 001.jpgD:\Documents\Мои документы PaperPort\мои грамоты, награды\мои дипломы за 2013 2014 уч год\диплом 001.jpgD:\Documents\Мои документы PaperPort\мои грамоты, награды\мои дипломы за 2013 2014 уч год\благодарность развивающие игры ноябрь 2013 001.jpgD:\Documents\Мои документы PaperPort\мои грамоты, награды\мои дипломы за 2013 2014 уч год\благодарность музык апрель 2014 001.jpgD:\Documents\Мои документы PaperPort\мои грамоты, награды\мои дипломы за 2013 2014 уч год\сертиф конфер март 2014 001.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитательный работы 2013-2014 учебного года

Моя рабочая программа для работы 2013-2014 учебного года....

План воспитательной работы 2013-2014 уч. г.

План воспитательной работы разработан для учащихся 3 класса....

Анализ воспитательной работы 2013-2014 учебный год

Описание работы учителя, то есть краткий анализ проведённой воспитательной работы...

Внеклассная работа 2013-2014. 2А класс.

В этой презентации отражена внеклассная деятельность во 2 "А" классе. Представлены фотогрфии мероприятий....

Обобщение и распространение педагогического опыта через ярмарку педагогических идей на тему «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе»

В данном материале изложены формы и методы «Использования современных образовательных технологий в учебном процессе»...

Анализ воспитательной работы. 2013-2014

Анализ о проделанной работе за год....

Доклад на педагогическом совете на тему: «Использование электронных образовательных ресурсов. Из опыта работы»

Описывается работа с такими образовательными платформати, как Яндекс учебник, Учи.ру и другими....