Использование ИКТ для организации образовательной среды в начальной школе (из опыта работы) 2013-2014 учебный год
статья на тему
В своей статье я делюсь опытом работы в условиях современных образовательных технологий, которые позволяют решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально - активной личности. Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_obrazov_sreda.docx | 811.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ
для организации образовательной среды
в начальной школе
(из опыта работы)
Шаншиева Наталья Алексеевна
1). Анализ результатов моей деятельности.
В условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты школа становится важнейшим элементом построения нового общества. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Поэтому в настоящее время актуальным становится вопрос цифрового образования.
В этой среде происходит формирование у учеников качеств и умений 21 века, таких, как информационная активность и медиаграмотность, умение мыслить глобально, способность к непрерывному образованию. Но создание ИОС – это не только внедрение ИКТ в образовательный процесс, но и умение правильно использовать эти ресурсы, чтобы строить образовательный процесс совсем по-другому, на новом уровне.
В образовательной среде в качестве особой ценности рассматривается взаимодействие с другими людьми, в ходе которого происходит личностное взаимообогащение и развитие. Речь идет не только о процессе самоопределения человека в окружающем мире, но и о процессе определения в этом мире или образования (понимаемого, прежде всего, как развитие) другого человека.
Какие же возможности дает единое информационное пространство нашей гимназии учителям и ученикам?
Все уроки ученики начальной школы проводят в одном кабинете, имеющем весь состав необходимого оборудования – современной интерактивной доской, экрана; стационарно закрепленным проектором; оборудованием, обеспечивающим оцифровку информации и ввод в компьютер и вывод на бумагу (МФУ), документ сканер.
Простота и доступность современных технологий позволяет оперировать простыми в использовании мультимедийными средствами для развития речи в начальной школе, изучения математики, меж предметной проектной деятельности, внеклассной работы, стимулирования творчества учащихся и повышения их мотивации.
Считаю, что добиться этого возможно путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально - активной личности. Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением ИКТ. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий.
На разных этапах уроков и внеклассных мероприятий использую информационно-коммуникационные технологии. На уроках для большей эффективности я использую предметные коллекции, портреты, видео экскурсии, фотографии, иллюстрации объектов (в основном, это энциклопедии, которые очень помогают при подготовке к уроку). При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. На занятиях с младшими школьниками особенно ценны музыкальные физкультминутки. Создана целая папка, в которой можно найти и динамические паузы, и зарядку для глаз, и клипы с детскими песнями. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока: например, урок-игра по природным зонам России, урок - смотр знаний по математике.
На уроках русского языка очень удобно проводить орфографические минутки с использованием смарт доски.
На уроках математики с помощью интерактивных форм можно наглядно показать геометрический материал, приёмы устных и письменных вычислений, способы решения задач и уравнений. Это позволяет более эффективно использовать время на уроках. Удобно отрабатывать вычислительные навыки умножения и деления многозначного числа на однозначное, двузначное, трехзначное число в фоновом режиме «клетка», при изучении темы «Координатная плоскость», «Углы, виды углов» использую шаблоны в Смарт галерее. Эти шаблоны помогают наглядно отрабатывать движение по координатным лучам.
Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если учитель не будет включать в их содержание аудио средства. Записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений обучают выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. А по прочитанному произведению иногда смотрим вместе с детьми фильм, и без интернета здесь не обойтись.
В этом учебном году уже многие ребята стали принимать активное участие в подготовке презентаций к урокам литературного чтения, математики, ОРКиСЭ, на классные часы, особенно по окружающему миру. Обычно в конце урока я сообщаю тему будущего и предлагаю желающим подобрать интересные материалы, подготовить небольшое выступление. В прошлом году любителей создавать презентации было 6 человек, в этом году уже стало 13 ребят. Продолжается работа не только по накоплению материалов детских презентаций, но и мои четвероклассники выходят к ребятам 1, 2 и 3-го классов с защитой своих выступлений. Таким образом, презентации позволяют:
- наглядно представлять материал;
- интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
- регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;
- повышать познавательную активность обучающихся.
Преимущества для учащихся:
делает занятия интересными и развивает мотивацию;
предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе. Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии тигров в цирке или театра кукол, народные костюмы, шедевры народного творчества.
2) Подготовка обучающихся к участию в дистанционных проектах, олимпиадах и конкурсах:
- проанализировать участие в выставках, конкурсах, соревнованиях - активность в проектах и программах внеурочной деятельности.
Сегодня целью образования является создание условий для самореализации личности, осознание человеком самого себя в окружающем мире, свободного выбора жизненного пути, реализации всех способностей и талантов.
Каждый ученик должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, ориентироваться в информационном пространстве, сравнивать, обобщать, делать выводы. Как следствие, в последние годы широко внедряется практика проведения разнообразных образовательных конкурсов и олимпиад. Олимпиады также хороши тем, что они в форме легкого соревнования, формируют у детей стремление показать себя, стать лучше, начать лучше разбираться в какой-либо области и добиться своих первых успехов в жизни.
В 2013-2014 учебном году 11 учащихся 4 «Б» класса впервые приняли участие в конкурсе «Спасатели». В этом году несколько ребят каждый месяц активно участвуют в олимпиадах и конкурсах «Меташкола». С этого учебного года стали проводить олимпиады не только по математике, но и по русскому языку в режиме он-лайн. Таким образом, ребята имеют возможность проверить свои знания и подготовиться к итоговым контрольным работам за период обучения в начальной школы.
Многие ребята проявляют творческую инициативу, выполняют работу на высоком уровне. Щеглов Яша сочинил басню и принял участие в международном конкурсе «Басни далёкие и близкие».
№ п/п | ФИ ученика | Название конкурса | Результативность |
1 | Васина Антонина | Городской спортивный праздник «Культурный Олимп». | дипломант |
2 | Анисимова Мария | Городской конкурс детского творчества «Коты на крыше». | Диплом 3 степени |
3 | Скороходова и Бузина Анастасии | Международный детский фестиваль народного творчества «Славянский ключ». | лауреаты |
4 | Щеглов Яков | Творческий конкурс «Хоровод дружбы» в номинации литературное творчество. | лауреат |
5 | Крутько Яна | Интегрированная олимпиада «Магия интеллекта». | Сертификат |
6 | Команда в составе Седуновой Елены, Крутько Яны | Викторина «Петербургский читатель». | 1 место |
7 | Анисимова Мария | Олимпиада по русскому языку «Осень, 2013, 4 класс». | Диплом 2 степени |
8 | Скороходова Анастасия | Олимпиада по математике «Зима, декабрь 2013, 4 класс» | Диплом 2 степени |
9 | Анисимова Мария | Олимпиада по математике «Зима, декабрь 2013, 4 класс». | Диплом 2 степени |
10 | Дарман Анна | Олимпиада по русскому языку «Зима, русский язык, 5 класс». | Диплом 3 степени |
11 | Дарман Анна | Межрегиональный творческий конкурс «Великий свет материнства» | 1 место |
12 | Щеглов Яков | Международный конкурс «Басни далёкие и близкие». | 2 место |
13 | Коллектив: Скороходова и Бузина Анастасии, Седунова Елена, Садыкова Алина | Городской конкурс детского музыкального творчества. | Сертификат |
Автор: Щеглов Яков Ученик 4 «Б» класса ГБОУ Гимназия №227 Учитель: Шаншиева Наталья Алексеевна. г. Санкт-Петербург. Берёзы! Вы мои берёзы, Вы мои родные, Шепчете листвою, Словно вы живые. Выйду в чисто поле, Ствол обхвачу покрепче. Прочь прогонит горе, И мне станет легче. Точно светлым духом Душу напитает, Словно в моём сердце Счастье обитает. |
Автор: Щеглов Яков Ученик 4 «Б» класса ГБОУ Гимназия №227 Учитель: Шаншиева Наталья Алексеевна г. Санкт-Петербург БАСНЯ Кто важней? Собрались как-то на лесной поляне звери Кто всех полезней лесу выяснить хотели. Кто больше трудится и не жалеет сил, Кто уваженья больше заслужил. Кричал Медведь - Я лес оберегаю Всех чужаков подальше отгоняю! Сердитый Дятел молвил - Как не так! Я - гусениц, жуков и короедов враг! И если б я их клювом не долбил Весь лес давно б от паразитов сгнил! Пел Жаворонок - Будьте благодарны мне Я всех бужу на утренней заре! Лягушка квакнула - А без меня бы, звери, Вас комары и мухи бы заели! Пчела жужжала - Мне благодаря, Деревья плодоносят и цветут поля. А муравьи пищали - Лишь мы братьев свистнем Мы вмиг весь лес от мусора очистим! Кричали звери, громко голосили И мудрую Сову случайно разбудили. -Что вы галдите?- ухнула Сова- Напрасно тратите и время и слова. Что толку, звери, хвастать, задаваться? А вот в работе стоит постараться. Трудитесь, делайте, что каждому по силам Чтоб был наш лес уютным, чистым и красивым! * * * * Друзья! Не стоит спорить, кто важней. Чей труд для общества полезней и нужней. Кто занят чем - нет разницы большой Своим трудом гордись и уважай чужой. |
На дополнительных занятиях пользуюсь сайтом видео урок (http://interneturok.ru/ru), который позволяет ребенку еще раз прослушать и отработать новый, трудный материал.
Делюсь накопленным опытом с коллегами:
- обобщила опыт на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов по темам «Духовно-нравственное воспитание», «Внеурочная деятельность»;
-на школьном Методическом Совете по теме «Участие обучающихся начальной школы к олимпиадам, конкурсам различного уровня»,
- подготовка Стендового доклада «Первые шаги в изучении курса ОРКиСЭ» на Городском проблемно - ориентированном семинаре «Особенности реализации курса ОРКиСЭ»;
- выступление на районном семинаре «Учитель будущего» с темой «Роль школьного методического объединения в становлении профессионального мастерства учителя, классного руководителя»;
- участие в I международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы здоровой жизни детей» - «Формирование культуры здорового образа жизни у учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС»;
- организация и проведение праздничного мероприятия, посвященного дню пожилого человека и участие во Всероссийском конкурсе с проектом «Мы славим седину!»
- организация и проведение праздничного мероприятия в д. Поги Тосненского района ЛО для престарелых людей в рамках реализации программы «Связь поколений»;
- участие в городской акции «700 деревьев вокруг храмов», посвященного 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского;
- участие во флеш-мобе «Воздушные шарики», в рамках Всероссийской весенней недели добра;
- проведение праздника «День славянской письменности», приуроченного к 700-летию со дня рождения Сергия радонежского в рамках II Международного Фестиваля славянской культуры «Славянский ключ».
В своей педагогической деятельности я не первый год использую информационно-компьютерные технологии, постоянно занимаюсь самообразованием в интернет-портале http://pedsovet.org/, https://my.1september.ru/, http://school-collection.edu.ru/, использую лицензионные ЭОР: «Большая детская Энциклопедия», Единая коллекция цифровых ресурсов», а также создаю сама свои презентации и слайды для работы с интерактивной Смарт доской. Провожу дистанционные олимпиады по предметам на сайте «Вот задачка» http://vot-zadachka.ru/ и тестирование в онлайн режиме на сайте http://www.nachalka.com/.
Третий год вся школа пользуется электронным дневником. Данная система удобна для получения объективной статистики класса и информирования родителей об образовательных достижениях детей. Электронный журнал позволяет не только выставлять отметки, но и дает нам возможность выкладывать документы для детей и родителей, задания для детей. По результатам опроса, 18 родителей пользуются электронным журналом, отмечают удобство.
В этом году гимназия предоставляет прекрасную возможность для общения и обмена информацией при помощи D – Z, это позволяет осуществлять взаимодействие, не выходя из кабинета. Мной была освоена новая программа Movie Maker, которая позволяет создавать фильмы. На окончание 4 класса я создала такой фильм, в котором отражена моя деятельность за четыре года работы с данным классом. Мой фильм был представлен родителям на собрании.
Я считаю, что использование ИКТ преображает преподавание учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала.
Но прежде всего, следует помнить, что ИКТ - всего лишь инструмент в умелых руках учителя. Эффективность учебного процесса во многом зависит от мастерства преподавателя. Таким образом, использование ИКТ открывает новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей. Возможность выхода в Интернет с каждого рабочего места дает возможность и учителю, и детям быстрого поиска информации, как на уроке, так и во внеурочное время. А также возможность дистанционного обучения.
На следующий год планирую овладеть технологией использования системы голосования. Мне удалось составить несколько тестов по русскому языку и по математике, но так и не смогла до конца разобраться с новой программой. Я готова пройти курсы по овладению данной технологией, так как считаю, что это обеспечивает интерактивное общение между учителем и учениками в процессе контроля знаний, проведения опроса, образовательных интеллектуальных игр. Как следствие этого можно рассматривать возникновение новых форм учебных занятий и новых технологий в образовании.
3). Мониторинг контроля качества результатов образования в 4 «Б» классе:
- определить уровень учебных достижений учащихся на основе системы ожидаемых результатов, зафиксированных в стандартах образования и учебных программах;
- способствовать развитию критического мышления и способностей к самооценке как основы успешности ученика;
- отслеживать динамику роста учебных достижений на основе внутреннего и внешнего контроля.
3 класс – 2012-2013 учебный год
Кол-во «5» | Кол-во «4» | Кол-во «3» | Кол-во «2» | |
Литературное чтение | 10 | 14 | 2 | - |
Русский язык | 2 | 15 | 9 | - |
Математика | 3 | 16 | 7 | - |
Английский язык | 8 | 15 | 3 | - |
Окружающий мир | 12 | 11 | 3 | - |
4 класс – 2013-2014 учебный год
Кол-во «5» | Кол-во «4» | Кол-во «3» | Кол-во «2» | |
Литературное чтение | 8 | 15 | 3 | - |
Русский язык | 3 | 18 | 5 | - |
Математика | 5 | 18 | 3 | - |
Английский язык | 9 | 13 | 4 | - |
Окружающий мир | 13 | 11 | 2 | - |
Проанализировав эти данные, можно сделать вывод о том, что качество результатов образования обучающихся показывает позитивную динамику. Это говорит о том, что интерес учащихся к изучению школьных предметов значительно возрастает, их успеваемость улучшается.
В рамках модернизации системы образования профессиональная деятельность каждого из нас оценивается и администрацией, и родителями учеников, и общественностью. Наличие дипломов, благодарностей лучше всего доказывает профессиональную состоятельность меня, как учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитательный работы 2013-2014 учебного года
Моя рабочая программа для работы 2013-2014 учебного года....
План воспитательной работы 2013-2014 уч. г.
План воспитательной работы разработан для учащихся 3 класса....
Анализ воспитательной работы 2013-2014 учебный год
Описание работы учителя, то есть краткий анализ проведённой воспитательной работы...
Внеклассная работа 2013-2014. 2А класс.
В этой презентации отражена внеклассная деятельность во 2 "А" классе. Представлены фотогрфии мероприятий....
Обобщение и распространение педагогического опыта через ярмарку педагогических идей на тему «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе»
В данном материале изложены формы и методы «Использования современных образовательных технологий в учебном процессе»...
Анализ воспитательной работы. 2013-2014
Анализ о проделанной работе за год....
Доклад на педагогическом совете на тему: «Использование электронных образовательных ресурсов. Из опыта работы»
Описывается работа с такими образовательными платформати, как Яндекс учебник, Учи.ру и другими....