Современные требования к качеству урока в начальной школе в контексте обновлённых ФГОС 2021
статья

Таршилова Наталья Владимировна

31 мая 2021 года приняты обновлённые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – Стандарты) начального и основного общего образования.      

 Каким должен быть современный урок в свете требований обновлённых Стандартов? 

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса остаётся урок, который должен отражать свою многокомпонентность. Здесь должны быть представлены и владение классической структурой урока, и активное применение собственных творческих наработок, причём эти наработки могут касаться и построения урока, и подбора учебного материала, и выбора методов, приёмов, форм организации деятельности обучающихся.

Урок – это главная составляющая часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учеников в значительной степени организуется на уроке. Поэтому качество обученности школьников во многом определяется качеством, уровнем подготовки и проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.

Обновлённые Стандарты требуют от педагога понимания того, что современный урок обязан обеспечивать формирование у обучающихся функциональной грамотности, всех её составляющих.

Современный урок направлен на формирование и развитие универсальных учебных действий, на достижение личностных результатов, развивает у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути решения возникших проблем, контролировать и оценивать свои достижения. Педагог, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого обучающегося – это все и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obnovlennyy_fgos.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Современные требования к качеству урока в начальной школе в контексте обновлённых ФГОС 2021

2022 – 2023 уч.год

Таршилова Н.В.

31 мая 2021 года приняты обновлённые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – Стандарты) начального и основного общего образования.      

 Каким должен быть современный урок в свете требований обновлённых Стандартов? 

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса остаётся урок, который должен отражать свою многокомпонентность. Здесь должны быть представлены и владение классической структурой урока, и активное применение собственных творческих наработок, причём эти наработки могут касаться и построения урока, и подбора учебного материала, и выбора методов, приёмов, форм организации деятельности обучающихся.

Урок – это главная составляющая часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учеников в значительной степени организуется на уроке. Поэтому качество обученности школьников во многом определяется качеством, уровнем подготовки и проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.

Обновлённые Стандарты требуют от педагога понимания того, что современный урок обязан обеспечивать формирование у обучающихся функциональной грамотности, всех её составляющих.

Современный урок направлен на формирование и развитие универсальных учебных действий, на достижение личностных результатов, развивает у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути решения возникших проблем, контролировать и оценивать свои достижения. Педагог, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого обучающегося – это все и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!

Требования к современному уроку по ФГОС

  • Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
  • В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
  • Осуществляется практический, деятельностный подход.
  • Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
  • Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

Конечно, требования обновлённых Стандартов не являются чем-то абсолютно новым для педагогов. Прежде всего, необходимо отметить, что требования к результатам реализации образовательной программы сформулированы в категориях системно-деятельностного подхода, как и в Стандартах второго поколения. И педагогам необходимо быть очень внимательными к отбору эффективных методов, приёмов, заданий для организации деятельности обучающихся по достижению цели урока, по решению учебных задач урока.

Основные типы уроков в школе по ФГОС

Новые образовательные стандарты предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Структура урока открытия новых знаний

  • Мотивационный этап.
  • Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
  • Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
  • Разработка  плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
  • Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
  • Первичное закрепление нового знания.
  • Самостоятельная работа и проверка по эталону.
  • Включение в систему знаний и умений.
  • Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Тип №2. Урок рефлексии

  • Цели:
  • Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
  • Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Структура урока-рефлексии по ФГОС

  • Мотивационный этап.
  • Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
  • Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
  • Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
  • Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
  • Обобщение выявленных затруднений.
  • Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
  • Включение в систему знаний и умений.
  • Осуществление рефлексии.

Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Структура урока систематизации знаний

  • Самоопределение.
  • Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
  • Постановка учебной задачи, целей урока.
  • Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
  • Реализация выбранного проекта.
  • Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
  • Этап рефлексии деятельности.

Тип №4. Урок развивающего контроля

Цели:

Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

Структура урока развивающего контроля

  • Мотивационный этап.
  • Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
  • Фиксирование локальных затруднений.
  • Создание плана по решению проблемы.
  • Реализация на практике выбранного плана.
  • Рефлексия деятельности.

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Тип урока по ФГОС

Виды уроков

1.

Урок открытия нового знания

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.

2.

Урок рефлексии

Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.

3.

Урок общеметодологической направленности

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.

4.

Урок развивающего контроля

Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.

В обновлённых Стандартах конкретизированы и приведены в систему планируемые результаты как в части формирования универсальных учебных действий, так и что касается предметных результатов.

Современный урок направлен на формирование и развитие универсальных учебных действий, на достижение личностных результатов, развивает у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути решения возникших проблем, контролировать и оценивать свои достижения. Педагог, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого обучающегося – это все и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!

Обновлённый ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии. ИКТ технологии должны отвечать современным требованиям и использоваться в учебной и внеурочной деятельности.

В обновлённых Стандартах усилена воспитательная составляющая. И эту задачу призван решать учитель, понимая, что каждый урок обладает воспитательным потенциалом, т.е. совокупностью имеющихся на уроке возможностей для воспитания благодаря содержанию учебных предметов, и умело используя этот потенциал. Воспитательные требования к уроку включают определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности учителя и обучающихся на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей, воспитание обучающихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств

В заключение можно отметить, что современный урок в свете требований обновлённых Стандартов – это урок, имеющий личностно-ориентированный характер, обеспечивающий компетентностный и деятельностный подходы в обучении, сотрудничество всех участников образовательного процесса и воспитание подрастающего поколения. Это урок, который отличается гармоничным сочетанием учебной и творческой деятельности обучающихся. А для того, чтобы урок был таким, педагогу необходимо постоянно учиться и открывать для себя новые возможности в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисципли...

Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС

Каждый урок – это не только расширение кругозора учащихся, но и развитие его личности: речи, культуры спора, ответа, личностных особенностей. Какой же он должен быть современный урок?...

Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС

Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершенствоваться на уровне высокой общественной культуры. Сорокаминутный момент жизни – это продолжение повседневной, домаш...

Статья "Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС"

Статья "Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС"...

Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС

Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока....

Современный урок в начальной школе в контексте реализации ФГОС НОО

Программа районного методического объединения учителей начальных классов....

Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».

laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...