Программа внеурочной деятельности "Сказочная страна Россия"
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Сказочная страна-Россия". Данная программа дает возможность познакомить детей с народностями,нселяющими нашу страну,прикоснуться к культуре и традициям. Разрабатывалась программа на основе посещения Государственного Этнографического музея Санкт-Петербурга. Программа составлена из блоков,каждый из которых содержит как теоретические,так и практические занятия. Но,надо отметить,что идея программы :знакомство с культурой народов Росси,воспитание любви к родному Отечеству,должна составить очевидный интерес и для работы в школах любых регионов страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа внеурочной деятельности "Сказочная страна Россия" | 47.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №278 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
СОГЛАСОВАНО на методическом объединении учителей начальных классов ГБОУ гимназии №278 имени Б.Б. Голицына Санкт-Петербурга Протокол № 1 от 28.08.2015 года | ПРИНЯТО Педагогическим Советом ГБОУ гимназии № 278 имени Б.Б. Голицына Санкт-Петербурга Протокол № 1 от 31.08.2015г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ГБОУ Санкт-Петербурга __________В.М. Шутова Приказ №17-о от 31.08.2015г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Сказочная страна – Россия»
Направление: духовно-нравственное
Для учащихся 3-х классов
Срок реализации: один год, 34 часа
Автор:
Коньшина Т.А., учитель начальных классов
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2015
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Сказочная страна – Россия» направлена на обеспечение условий духовно-нравственного развития младших школьников и рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю). Может быть реализована в 3 или 4 классах.
Общая характеристика программы
Перед современной системой образования остро стоит проблема поиска эффективных путей этнокультурного воспитания детей, обеспечивающего приобщение новых поколений к исторической памяти народа, сохранение ее для наших потомков. История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из основных факторов, обеспечивавших сплоченность народа, были преданность Родине, своему народу, а так же служение его интересам. Именно поэтому в ряду личностных качеств ученика особое место занимает чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Создание условий для культурного самоопределения каждого обучающегося, его практической идентификации со своим народом должно быть обеспечено на всех этапах школьного образования. Особую роль в решении этой задачи играет начальная школа, в рамках которой ребенок получает первое представление о культуре и первый опыт самоопределения в ее пространстве. Именно эту цель призвана осуществить предлагаемая программа, в процессе освоения которой ученики получат представлений о родном крае, о национальном характере, традициях, обычаях, народов, входящих в состав России.
В программе содержатся сведения по истории, географии, литературе, культуре народов, населяющих Россию, материалы о народном творчестве и народных традициях, позволяющие построить систему работы с учащимися.
Цель программы: освоение ценностей народной традиционной культуры посредством исследования и изучения этнографических материалов.
Задачи:
- дать представление о многообразии культур, составляющих культурное пространство Российской Федерации;
- помочь выявить своеобразие и красоту разных культурных и национальных традиций;
- создать условия для освоения музея как источника познания, представлений о человеке и его жизни;
- формировать навыки продуктивных видов деятельности (в том числе игровой), коммуникативных умений;
- формировать элементы исследовательской деятельности: способность к анализу, синтезу, сравнению;
- активизировать внимание и память;
Специфика программы
Программа внеурочной деятельности реализуется в партнерстве с Российским Этнографический музеем. Основу программы составляют содержательные блоки, соответствующие занятиям абонемента, разработанного Этнографическим музеем. Центральное место в блоке занимает музейное занятие, включающее экскурсию по экспозиции и мастерскую, где ученики осваивают секреты древних ремесел.
Музейное занятие предваряют занятия в классе, на которых учащиеся в деятельной форме (игра, театрализация, исследовательские задания) получают первые представления о культуре того народа, который станет предметом их внимания в музейном пространстве. Эти сведения становятся опорой для экскурсионного маршрута в музее.
После посещения музея запланировано одно занятие на рефлексию, где учащиеся заполняют копилку материалов о культуре народов, создавая коллаж «Единый дом – Россия».
Подобное построение курса определило следующие его особенности:
- тесная связь информации, приобретаемой на занятиях с музейной работой;
- выбор изучаемых культур с опорой на содержание экспозиции Этнографического музея, возможность исследовать предметы этнографических коллекций;
- деятельностный характер – учащиеся имеют возможность не только теоретически изучить особенности жизни народов, но и практически попробовать свои силы в изготовлении изделий народных промыслов;
- знакомство с народностями происходит, в соответствии с географическим положением: от Крайнего Севера до Средней Азии.
Планируемые результаты изучения курса
В результате освоения программы курса «Сказочная страна – Россия» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
В сфере личностных УУД будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Учащийся получит возможность для формирования:
- принятия и освоения традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны;
- формирования гражданского самосознания и чувства патриотизма;
- формирования уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;
- формирования нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире;
- воспитания культуры общения и взаимодействия в коллективе в процессе народных игр и традиционных праздников.
В сфере регулятивных УУД обучающиеся овладеют такими типами учебных действий, которые помогут им принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить в них коррективы.
Учащийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;
- проявлять познавательную инициативность;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;
- различать способ и результат действия;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой, умственной форме.
В сфере познавательных УУД обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, а также овладеют действием моделирования.
Учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации для выполнения предложенных заданий с использованием ресурсов музейных коллекций;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- адекватно воспринимать и анализировать художественные и познавательные тексы;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать;
- устанавливать аналогии.
В сфере коммуникативных УУД обучающиеся приобретут умения учитывать мнение своего собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, сверстниками, родителями, воспринимать и передавать информацию, уметь грамотно отображать основное содержание в сообщениях (текстах).
Учащийся получит возможность научиться:
- правильно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
- учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;
- задавать вопросы;
- владеть диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Метапредметные результаты.
В результате освоения программы учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России, осмыслить этические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Учащиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, учителей, родителей).
Учащийся получит возможность научиться:
- организовывать поиск необходимой информации, находить в тексте необходимые сведения, факты,
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи;
- осознанно воспринимать содержание текстов разных литературных жанров, различать их, задавать вопросы по содержанию, отвечать на них, работать с детской периодикой;
- различать государственные и духовные праздники;
- распознавать особенности построения малых фольклорных форм (загадки, сказки, пословицы и др.);
- узнавать государственную символику РФ и своего региона, описывать достопримечательности родного края и исторических мест России;
- используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям, верованиям своих предков;
- реализовывать свой творческий потенциал;
- воплощать художественно-образное содержание и особенности народного творчества (в пении, слове, движении, играх)
- различать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники, игры, обряды);
- различать виды декоративно-прикладного искусства, узнавать и эмоционально оценивать шедевры национального, российского искусства;
- передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов России;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность), сравнивать различные виды декоративно – прикладного искусства, изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
- адекватно оценивать роль трудовой деятельности в жизни человека; распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей); влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
- готовить при проведении учебных работ небольшие презентации, использовать инструменты ИКТ, пользоваться навыками самоконтроля, выполнять правила безопасного поведения в школе, на улице, в общественном месте
Формы занятий:
В каждом блоке программы предусмотрено проведение семи занятий, из них пять – подготовительные, одно – обязательное посещение Этнографического музея, согласно абонементу, и одно занятие отведено на рефлексию. На подготовительных занятиях учащимся предлагаются виртуальные экскурсии, игры, театральные постановки, слушание национальной музыки, чтение литературы и пр.
Результативность
По каждой теме программы внеурочной деятельности проводится коллективное обсуждение во время проведения выставок; просмотр презентаций и видео. Преобладающие формы текущего и промежуточного контроля – творческие проекты.
Итоговым творческим продуктом является коллаж «Единый дом – Россия».
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел (тема) программы | Кол-во часов | Форма занятий | Способы выявления образовательных результатов учащихся | |
Теория | Практика | ||||
| В некотором царстве, в некотором государстве… | 4 | 3 | Знакомство с национальной одеждой русских, с обустройством дома, с сезонным трудом, профессиями, укладом жизни, знакомство с орудиями труда, приметами и традициями русского быта, участие в викторине по русским народным сказкам. | |
| Отгадай сказку.. | 1 | викторина | Викторина по русским народным сказкам. Составление в командах заданий для других команд. | |
| Жили-были.. | 1 | инсценирование | Инсценирование сказок по командам | |
| Кто в тереме живет.. | 1 | Работа в командах | Составление коллажа по командам Проведение защиты своих творческих проектов | |
| История моей семьи | 1 | Фотовыставка | Представление выставленных фотографий деревенских домов, внутреннего обустройства | |
| Бабушка, научи! | 1 | Мастер-класс | Изготовление изделий в технике вязания крючком | |
| Занятие в музее | 1 | |||
1.7 | Символ русского народа. | 1 | Индивидуальная работа | Рисование символа русского народа в окошке, размещение работ на "этаже" . | |
| Предания полярной ночи | 4 | 3 | Знакомство с особенностями мест проживания северных народов: климатическими особенностями, природой Крайнего Севера, с особенностями быта, обустройством жилища, сказками, притчами северных народов, материалами, используемыми для изготовления предметов быта, предметов культа. Участие в мастер-классе по изготовлению оберега. | |
| Северное сияние... | 1 | Виртуальное путешествие | Презентация о природных ландшафтах Крайнего Севера, обсуждение. | |
2.2 | На берегу северного моря.. | 1 | Фронтальная работа | Чтение сказок народностей крайнего севера, иллюстрирование. | |
2.3 | Угадай, кто? | 1 | Командная работа | Изготовление в технике аппликации одежды персонажам сказок и легенд. | |
2.4 | В гости в ярангу и чум. | 1 | Работа в парах | Изготовление макета яранги или чума. Защита своей работы | |
2.5 | Зимним вечером. | 1 | Мастер-класс | Изготовление изделий в технике плетения бисера. | |
2.6 | Занятие в музее | 1 | |||
2.7 | Символ народов Крайнего севера. | 1 | Индивидуальная работа | Рисование символа северных народов в окошке, размещение работ на "этаже" | |
3. | Журавлиная песнь | 5 | 2 | Знакомство с природой края, особенностями проживания, укладом жизни, социальными ролями, с образцами народного творчества .Участие в мастер-классе. Татарские сапоги-ичиги. | |
3.1 | Красота Приуралья.. | 1 | Виртуальное путешествие | Презентация о природных ландшафтах Приуралья. Обсуждение. | |
3.2 | В давние-давние времена.. | 1 | Фронтальная работа | Чтение народных сказок. Иллюстрирование | |
3.3 | Угадай, кто? | 1 | Индивидуальная работа | Изготовление в технике аппликации одежды персонажам сказок и легенд. | |
3.4 | В гостях.. | 1 | Работа в парах | Игра: расположи предметы быта в доме на мужской и женской половине | |
3.5 | Мед-медок.. | 1 | Индивидуальная работа | Иллюстрированный рассказ о башкирском пчеловодстве и бортничестве. Изготовление и роспись бочонка для меда. | |
3.6 | Занятие в музее | 1 | |||
3.7 | Символ народов Приуралья | 1 | Индивидуальная работа | Рисование символа Приуралья в окошке, размещение работ на "этаже" | |
4. | Такой многоликий Кавказ | 4 | 3 | Знакомство с природой Кавказа, климатическими особенностями, национальной одеждой, сезонным трудом, национальными орудиями труда, с культурами, выращиваемыми в регионе, с национальными ремеслами, с устным народным творчеством. Участие в подвижных детских кавказских играх. | |
4.1 | В горы! | 1 | Виртуальное путешествие | Презентация о природных ландшафтах Каказа. Обсуждение. | |
4.2 | В одной стране.. | 1 | Фронтальная работа | Чтение народных сказок. Иллюстрирование | |
4.3 | Угадай, кто? | 1 | Индивидуальная работа | Изготовление в технике аппликации одежды персонажам сказок и легенд. | |
4.4 | Кавказская мудрость | 1 | Работа в парах | Составление пословиц и поговорок. Обсуждение. | |
4.5 | Мелодии Кавказа | 1 | Просмотр видео | Просмотр видеофильма о национальных кавказских музыкальных инструментах.Обсуждение. | |
4.6 | Занятие в музее | 1 | |||
4.7 | Символ народов Кавказа | 1 | Индивидуальная работа | Рисование символа Кавказа в окошке, размещение работ на "этаже" | |
5. | Спой песню, Акын | 3 | 3 | Знакомство с природой, особенностями проживания в природных условиях Средней Азии, с обустройством жилища, национальной одеждой, бытом, социальными ролями мусульман, с народными ремеслами Участие в мастер-классе по изготовлению войлочного коврика. | |
5.1 | Из Европы в Азию. | 1 | Виртуальное путешествие | Презентация о природных ландшафтах Средней Азии. Обсуждение. | |
5.2 | Давно-давно.. | 1 | Фронтальная работа | Чтение литературы. Иллюстрирование | |
5.3 | Театр теней | 1 | Коллективная работа | Инсценирование народных сказок в технике теневого театра. | |
5.4 | Мастер, научи! | 1 | Мастер-класс | Ремесла народов Средней Азии. Изготовление и роспись керамических изделий. | |
5.5 | Занятие в музее | 1 | |||
5.6 | Итоговое занятие. "Наш общий дом-Россия" | 1 | Коллективная работа | Подведение итогов работы по сбору материала, расположению его на "этажах дома".Обсуждение символов каждого народа. | |
ИТОГО: | 12 | 14 |
Содержание программы
1. В некотором царстве, в некотором государстве…
1.1 Отгадай сказку..
Викторина по русским народным сказкам.Составление в командах заданий для других команд.
1.2 Жили-были..
Инсценирование сказок по командам
1.3 Кто в тереме живет..
Составление коллажа по командам.
Проведение защиты своих творческих проектов
1.4 История моей семьи
Представление выставленных фотографий деревенских домов, внутреннего обустройства
1.5Бабушка,научи!
Изготовление изделий в технике вязания крючком
1.6 Занятие в музее
Рассматривание экспозиции, посвященной быту русских. Командная викторина по русским народным сказкам.
1.7 Символ русского народа
Рисование символа русского народа в окошке, размещение работ на "этаже"
2. Предания полярной ночи
2.1 Северное сияние..
Презентация о природных ландшафтах Крайнего Севера,
обсуждение.
2.2 На берегу северного моря..
Чтение сказок народностей крайнего севера, иллюстрирование
2.3 Угадай, кто?
Изготовление в технике аппликации одежды персонажам сказок и легенд.
2.4 В гости в ярангу и чум.
Изготовление макета яранги или чума. Защита своей работы.
2.5Зимним вечером.
Изготовление изделий в технике плетения бисера.
2.6 Занятие в музее
Посещение экспозиции музея, посвященной быту народностей Крайнего Севера. Мастер-класс по изготовлению оберега.
3. Журавлиная песнь.
3.1Красота Приуралья
Презентация о природных ландшафтах Приуралья. Обсуждение.
3.2 В давние -давние времена..
Чтение народных сказок. Иллюстрирование.
3.3 Угадай, кто?
Изготовление в технике аппликации одежды персонажам сказок и легенд.
3.4 В гостях..
Игра: расположи предметы быта в доме на мужской и женской половине.
3.5 Мёд-медок..
Иллюстрированный рассказ о башкирском пчеловодстве и бортничестве. Изготовление и роспись бочонка для меда.
3.6 Занятие в музее
Осмотр экспозиции о быте народностей Приуралья. Мастер-класс по изготовлению национальных татарских сапог-ичигов.
3.7 Символ народов Приуралья
Рисование символа Приуралья в окошке, размещение работ на "этаже".
4. Такой многоликий Кавказ
4.1В горы!
Презентация о природных ландшафтах Каказа. Обсуждение.
4.2 В одной стране..
Чтение народных сказок. Иллюстрирование.
4.3 Угадай, кто?
Изготовление в технике аппликации одежды персонажам сказок и легенд.
4.4 Кавказская мудрость.
Составление пословиц и поговорок. Обсуждение.
4.5 Мелодии Кавказа
Просмотр видеофильма о национальных кавказских музыкальных инструментах.
4.6 Занятие в музее
Осмотр экспозиции , посвященной быту народов Северного Кавказа.
Участие в подвижных играх детей Северного Кавказа.
4.7 Символ народов Кавказа
Рисование символа Кавказа в окошке, размещение работ на "этаже" .
5. Спой песню, Акын
5.1 Из Европы в Азию
Презентация о природных ландшафтах Средней Азии. Обсуждение.
5. 2 Давным-давно..
Чтение литературы. Иллюстрирование.
5.3Театр теней
Инсценирование народных сказок в технике теневого театра.
5.4 Мастер, научи!
Ремесла народов Средней Азии. Изготовление и роспись керамических изделий.
5.5 Занятие в музее
Осмотр экспозиции , посвященной быту народов Средней Азии. Мастер-класс по изготовлению войлочного коврика.
5.6 Итоговое занятие "Наш общий дом-Россия"
Подведение итогов работы. Обсуждение, получившейся творческой работы "Наш общий дом-Россия",символов каждого народа.
Методическое обеспечение программы
*Электронные презентации "Природные ландшафты.." -рассматривание, обсуждение отличий природы одного края от других ,обсуждение климатических условий,особенностей сельского труда в каждом крае.
*Народные сказки,пословицы, поговорки-чтение,обсуждение идеи произведения, отыскивание особенностей национального характера,проявляющегося через устное народное творчество,иллюстрирование с целью показать особенности национальной одежды.
*Составление коллажей, аппликаций для героев сказок и легенд-изучение народного костюма,цветов в одежде каждой национальности,показать характер персонажей через элементы и цвета одежды.
*Мастер-классы-использование наборов для бисероплетения,глины, пластилина для лепки, гуашевых красок для росписи.
*Инсценирование, театр теней-полотно для экрана, светильник,черный картон, ножницы, палочки для изготовления фигурок,наборы цветного картона и бумаги для изготовления элементов декораций
*Фотоматериалы для работы по исследованию внутреннего обустройства жилищ разных народов
Используемые источники
- Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. – М.: Мол. гвардия, 1999.
- Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Дет. лит., 2001.
- Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. – М.: Просвещение, 2005.
- Детский фольклор. Частушки. – М.: Наследие, 2001.
- Игры народов СССР / Сост. Л.В. Былеева, В.М. Григорьев. – М., 1999.
- Круглый год. Русский земледельческий календарь. / Сост. А.Ф. Некрылова. – М.: Правда, 2009.
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 2012.
- Методика собирания и изучения народных игр. Изд. 2-е / Автор-сост. В.М. Григорьев. – М., 2010
- Мухлынин М.А. Игровой фольклор и детский досуг. Методическое пособие. – М.: ВНМЦ им. Н.К. Крупской, 1999
- Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – М.: Искусство, 1988.
- Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. – М., Дрофа, 2009
- Покровский Е.А. Детские игры. Преимущественно русские. – СПб., 1994.
- Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. – М.: Высшая школа, 2001
- Русское устное народное творчество. Хрестоматия. / Сост. А.В.Кулагина. – М.: Изд-во РОУ, 2003.
- Сахаров И.П. Сказания русского народа. – М.: Худ. лит., 1990.
- Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М., 1992.
- Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников. / Сост. Ф.М. Селиванов. – М.: Просвещение, 2010
- Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Страна Этикета"
Программа внеурочной деятельности "Страна Этикета"разработа для учащихся 3 класса. В ходе освоения программы дети знакомятся с правилами этикета....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "СТРАНА ЭТИКЕТА"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "СТРАНА ЭТИКЕТА"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Страна Фантазия"
Основной целью программы «Страна Фантазия» в начальной школе является формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности....
Программа внеурочной деятельности "Страна литературия"
Кружок "Страна литературия"...
Программа внеурочной деятельности "Страна этикета" (1-4 класс)
программа общекультурной направленности...
Рабочая программа внеурочной деятельности « Страна хороших манер» ( Духовно-нравственное направление)
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности ч...
программа внеурочной деятельности "Страна мастеров"1 класс
программа внеурочной деятельности "Страна мастеров"1 класс...