Программа внеурочной деятельности "Сказочная страна Россия"
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему

Коньшина Татьяна Александровна

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Сказочная страна-Россия". Данная программа дает возможность познакомить детей с народностями,нселяющими нашу страну,прикоснуться к культуре и традициям. Разрабатывалась программа на основе посещения Государственного Этнографического музея Санкт-Петербурга. Программа составлена из блоков,каждый из которых содержит как теоретические,так и практические занятия. Но,надо отметить,что идея программы :знакомство с культурой народов Росси,воспитание любви к родному Отечеству,должна составить очевидный интерес и для работы в школах любых регионов страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №278 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

СОГЛАСОВАНО

на методическом объединении учителей начальных классов  ГБОУ гимназии №278 имени Б.Б. Голицына Санкт-Петербурга

Протокол № 1

от 28.08.2015 года

ПРИНЯТО

Педагогическим Советом

ГБОУ гимназии № 278 имени Б.Б. Голицына

Санкт-Петербурга

Протокол № 1

от 31.08.2015г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор ГБОУ
гимназии  № 278 имени Б.Б. Голицына

Санкт-Петербурга

__________В.М. Шутова

Приказ №17-о

от 31.08.2015г.

                   

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Сказочная страна – Россия»

Направление: духовно-нравственное

Для учащихся 3-х классов

Срок реализации: один год, 34 часа

 

 Автор:

  Коньшина Т.А., учитель начальных классов

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2015

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Сказочная страна – Россия» направлена на обеспечение условий духовно-нравственного развития младших школьников и рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю). Может быть реализована в 3 или 4 классах.            

Общая характеристика программы

Перед современной системой образования остро стоит проблема поиска эффективных путей этнокультурного воспитания детей, обеспечивающего приобщение новых поколений к исторической памяти народа, сохранение ее для наших потомков.  История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из основных факторов, обеспечивавших сплоченность народа, были  преданность  Родине, своему народу, а так же служение его интересам. Именно поэтому в ряду личностных качеств ученика особое место занимает чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Создание условий для культурного самоопределения каждого обучающегося, его практической идентификации со своим народом должно быть обеспечено на всех этапах школьного образования. Особую роль в решении  этой задачи играет начальная школа, в рамках которой ребенок получает первое представление о культуре и первый опыт самоопределения в ее пространстве. Именно эту цель призвана осуществить предлагаемая программа, в процессе освоения которой ученики получат представлений о родном крае, о национальном характере, традициях, обычаях, народов, входящих в состав России.

 В программе содержатся сведения по истории, географии, литературе, культуре народов, населяющих Россию, материалы о народном творчестве и народных традициях, позволяющие  построить систему работы с учащимися. 

Цель программы: освоение ценностей народной традиционной культуры посредством исследования и изучения этнографических материалов.

Задачи:

  • дать представление о многообразии культур, составляющих культурное пространство Российской Федерации;
  • помочь выявить своеобразие и красоту разных культурных и национальных традиций;
  • создать условия для освоения музея как источника познания, представлений о человеке и его жизни;
  • формировать навыки продуктивных видов деятельности (в том числе игровой), коммуникативных умений;
  • формировать элементы исследовательской деятельности:  способность к анализу, синтезу, сравнению;
  • активизировать внимание и память;

Специфика программы

Программа внеурочной деятельности реализуется в партнерстве с Российским Этнографический музеем. Основу программы составляют содержательные блоки, соответствующие занятиям абонемента, разработанного Этнографическим музеем. Центральное место в блоке занимает музейное занятие, включающее экскурсию по экспозиции и  мастерскую, где ученики осваивают секреты древних ремесел.

Музейное занятие предваряют занятия в классе, на которых учащиеся в деятельной форме (игра, театрализация, исследовательские задания) получают первые представления о культуре того народа, который станет предметом их внимания в музейном пространстве. Эти сведения становятся опорой для экскурсионного маршрута в музее.

После посещения музея запланировано одно занятие на рефлексию, где учащиеся заполняют копилку материалов о культуре народов, создавая коллаж «Единый дом – Россия».

 Подобное построение курса определило следующие его особенности:

-  тесная связь информации, приобретаемой на занятиях с музейной работой;

- выбор изучаемых культур с опорой на содержание экспозиции Этнографического музея,  возможность исследовать предметы этнографических коллекций;

- деятельностный  характер – учащиеся имеют возможность не только теоретически изучить особенности жизни народов, но и практически попробовать свои силы в изготовлении изделий народных промыслов;

- знакомство с  народностями  происходит, в соответствии с географическим положением: от  Крайнего Севера до Средней Азии.

Планируемые результаты изучения курса

        В результате освоения программы курса «Сказочная страна – Россия» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

В сфере личностных УУД будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • принятия и освоения традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны;
  • формирования гражданского самосознания и чувства патриотизма;
  • формирования уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;
  • формирования нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире;
  • воспитания культуры общения и взаимодействия в коллективе в процессе народных игр и традиционных праздников.

 В сфере регулятивных УУД  обучающиеся овладеют такими типами учебных действий, которые помогут им принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить в них коррективы.

Учащийся  получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;
  • проявлять познавательную инициативность;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;
  • различать способ и результат действия;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой, умственной форме.

 В сфере познавательных УУД обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, а также овладеют действием моделирования.

Учащийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации для выполнения предложенных заданий с использованием ресурсов музейных коллекций;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • адекватно воспринимать и анализировать художественные и познавательные тексы;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • обобщать;
  • устанавливать аналогии.

 В сфере коммуникативных УУД обучающиеся приобретут умения учитывать мнение своего собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, сверстниками, родителями, воспринимать и передавать информацию, уметь грамотно отображать основное содержание в сообщениях (текстах).

Учащийся получит возможность научиться:

  • правильно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
  • учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;
  • задавать вопросы;
  • владеть диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Метапредметные результаты.

В результате освоения программы учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России, осмыслить этические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Учащиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, учителей, родителей).

Учащийся  получит возможность научиться:

  • организовывать поиск необходимой информации, находить в тексте необходимые сведения, факты,
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи;
  • осознанно воспринимать содержание текстов разных литературных жанров, различать их, задавать вопросы по содержанию, отвечать на них, работать с детской периодикой;
  • различать государственные и духовные праздники;
  • распознавать особенности построения малых фольклорных форм (загадки, сказки, пословицы и др.);
  • узнавать государственную символику РФ и своего региона, описывать достопримечательности родного края и исторических мест России;
  • используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям, верованиям своих предков;
  • реализовывать свой творческий потенциал;
  • воплощать художественно-образное содержание и особенности народного творчества (в пении, слове, движении, играх)
  • различать образцы  музыкального фольклора,  народные  музыкальные традиции родного края (праздники, игры, обряды);
  • различать виды декоративно-прикладного искусства, узнавать и эмоционально оценивать шедевры  национального, российского искусства;
  • передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов  России;
  • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность), сравнивать различные виды декоративно – прикладного искусства,  изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
  • адекватно оценивать роль трудовой деятельности в жизни человека; распространенные  виды  профессий (с  учетом  региональных особенностей); влияние  технологической  деятельности  человека  на  окружающую среду и здоровье;
  • готовить при проведении учебных работ небольшие презентации, использовать инструменты ИКТ, пользоваться навыками самоконтроля, выполнять правила безопасного поведения в школе, на улице, в общественном месте

Формы занятий:

В каждом блоке программы предусмотрено проведение семи занятий, из них пять – подготовительные, одно – обязательное посещение Этнографического музея, согласно абонементу, и одно занятие отведено на рефлексию. На подготовительных занятиях учащимся предлагаются виртуальные экскурсии, игры, театральные постановки, слушание национальной музыки, чтение литературы и пр.

Результативность

По каждой теме программы внеурочной деятельности проводится   коллективное обсуждение во время проведения выставок;  просмотр презентаций и видео. Преобладающие формы текущего и промежуточного контроля – творческие проекты.

Итоговым творческим продуктом является коллаж  «Единый дом – Россия».

Учебно-тематический план

п/п

Раздел (тема) программы

Кол-во часов

Форма занятий

Способы выявления образовательных результатов учащихся

Теория

Практика

  1. 1

В некотором царстве, в некотором государстве…

4

3

Знакомство с национальной одеждой русских, с обустройством дома, с сезонным трудом, профессиями, укладом жизни, знакомство с орудиями труда, приметами и традициями русского быта, участие в викторине по русским народным сказкам.

  1. 1.1

Отгадай сказку..

1

викторина

Викторина по русским народным сказкам.

Составление в командах заданий  для других команд.

  1. 1.2

Жили-были..

1

инсценирование

Инсценирование  сказок по командам

  1. 1.3

Кто в тереме живет..

1

Работа  в командах

Составление коллажа по командам

Проведение защиты своих творческих проектов

  1. 1.4

История моей семьи

1

Фотовыставка

Представление выставленных фотографий деревенских домов, внутреннего обустройства

  1. 1.5

Бабушка, научи!

1

Мастер-класс

Изготовление  изделий в технике вязания крючком

  1. 1.6

Занятие в музее

1

1.7

Символ русского народа.

1

Индивидуальная работа

Рисование символа русского народа в окошке, размещение работ на "этаже" .

  1. 2.  

Предания полярной ночи

4

3

Знакомство с особенностями мест проживания северных народов: климатическими особенностями, природой Крайнего Севера,  с особенностями быта, обустройством жилища, сказками, притчами северных народов, материалами, используемыми для изготовления предметов быта, предметов культа. Участие в мастер-классе по изготовлению оберега.

  1. 2.1

Северное сияние...

1

Виртуальное путешествие

Презентация о природных ландшафтах Крайнего Севера,

обсуждение.

2.2

На берегу северного моря..

1

Фронтальная работа

Чтение сказок народностей крайнего севера, иллюстрирование.

2.3

Угадай, кто?

1

Командная работа

Изготовление  в технике аппликации одежды персонажам сказок и легенд.

2.4

В гости в ярангу и чум.

1

Работа в парах

Изготовление  макета яранги или чума. Защита своей работы

2.5

Зимним вечером.

1

Мастер-класс

Изготовление изделий в технике плетения бисера.

2.6

Занятие в музее

1

2.7

Символ народов Крайнего севера.

1

Индивидуальная работа

Рисование символа северных народов  в окошке, размещение работ на "этаже"

3.

Журавлиная песнь

5

2

Знакомство с природой края, особенностями проживания, укладом жизни, социальными ролями, с образцами народного творчества .Участие в мастер-классе. Татарские сапоги-ичиги.

3.1

Красота Приуралья..

1

Виртуальное путешествие

Презентация о природных ландшафтах Приуралья. Обсуждение.

3.2

В давние-давние времена..

1

Фронтальная работа

Чтение народных сказок. Иллюстрирование

3.3

Угадай, кто?

1

Индивидуальная работа

Изготовление  в технике аппликации одежды персонажам сказок и легенд.

3.4

В гостях..

1

Работа в парах

Игра: расположи предметы быта в доме на мужской и женской половине

3.5

Мед-медок..

1

Индивидуальная работа

 Иллюстрированный рассказ о башкирском пчеловодстве и бортничестве. Изготовление и роспись бочонка для меда.

3.6

Занятие в музее

1

3.7

Символ народов Приуралья

1

Индивидуальная работа

Рисование символа Приуралья  в окошке, размещение работ на "этаже"

4.

Такой многоликий Кавказ

4

3

Знакомство с природой Кавказа, климатическими особенностями, национальной одеждой, сезонным трудом, национальными орудиями труда, с культурами, выращиваемыми в регионе, с национальными ремеслами, с устным народным творчеством. Участие в подвижных детских кавказских играх.

4.1

В горы!

1

Виртуальное путешествие

Презентация о природных ландшафтах Каказа. Обсуждение.

4.2

В одной стране..

1

Фронтальная работа

Чтение народных сказок. Иллюстрирование

4.3

Угадай, кто?

1

Индивидуальная работа

Изготовление  в технике аппликации одежды персонажам сказок и легенд.

4.4

Кавказская мудрость

1

Работа в парах

Составление пословиц и поговорок. Обсуждение.

4.5

Мелодии Кавказа

1

Просмотр видео

Просмотр видеофильма о национальных кавказских музыкальных инструментах.Обсуждение.

4.6

Занятие в музее

1

4.7

Символ народов Кавказа

1

Индивидуальная работа

Рисование символа Кавказа в окошке, размещение работ на "этаже"

5.

Спой песню, Акын

3

3

Знакомство с природой, особенностями проживания в природных условиях  Средней Азии, с обустройством жилища, национальной одеждой, бытом, социальными ролями мусульман, с народными ремеслами Участие в мастер-классе по изготовлению войлочного коврика.

5.1

Из Европы в Азию.

1

Виртуальное путешествие

Презентация о природных ландшафтах Средней Азии. Обсуждение.

5.2

Давно-давно..

1

Фронтальная работа

Чтение литературы. Иллюстрирование

5.3

Театр теней

1

Коллективная работа

Инсценирование народных сказок в технике теневого театра.

5.4

Мастер, научи!

1

Мастер-класс

Ремесла народов Средней Азии. Изготовление и роспись керамических изделий.

5.5

Занятие в музее

1

5.6

Итоговое занятие. "Наш общий дом-Россия"

1

Коллективная работа

Подведение итогов работы по сбору материала, расположению его на "этажах дома".Обсуждение символов каждого народа.

ИТОГО:

12

14

Содержание программы

1. В некотором царстве, в некотором государстве…

1.1 Отгадай сказку..

Викторина по русским народным сказкам.Составление в командах заданий  для других команд.

1.2 Жили-были..

Инсценирование  сказок по командам

1.3 Кто в тереме живет..

Составление коллажа по командам.

Проведение защиты своих творческих проектов

1.4 История моей семьи

Представление выставленных фотографий деревенских домов, внутреннего обустройства

1.5Бабушка,научи!

Изготовление  изделий в технике вязания крючком

1.6 Занятие в музее

Рассматривание экспозиции, посвященной быту русских. Командная викторина по русским народным сказкам.

1.7 Символ русского народа

Рисование символа русского народа в окошке, размещение работ на "этаже"

2. Предания полярной ночи

2.1 Северное сияние..

Презентация о природных ландшафтах Крайнего Севера,

обсуждение.

2.2  На берегу северного моря..

Чтение сказок народностей крайнего севера, иллюстрирование

2.3 Угадай, кто?

Изготовление  в технике аппликации одежды персонажам сказок и легенд.

2.4 В гости в ярангу и чум.

Изготовление  макета яранги или чума. Защита своей работы.

2.5Зимним вечером.

Изготовление изделий в технике плетения бисера.

2.6 Занятие в музее

Посещение экспозиции музея, посвященной быту народностей Крайнего Севера. Мастер-класс по изготовлению оберега.

3. Журавлиная песнь.

3.1Красота Приуралья

 Презентация о природных ландшафтах Приуралья. Обсуждение.

3.2  В давние -давние времена..

Чтение народных сказок. Иллюстрирование.

3.3 Угадай, кто?

Изготовление  в технике аппликации одежды персонажам сказок и легенд.

3.4 В гостях..

Игра: расположи предметы быта в доме на мужской и женской половине.

3.5 Мёд-медок..

Иллюстрированный рассказ о башкирском пчеловодстве и бортничестве. Изготовление и роспись бочонка для меда.

3.6 Занятие в музее

Осмотр экспозиции о быте народностей Приуралья. Мастер-класс по изготовлению национальных татарских сапог-ичигов.

3.7 Символ народов Приуралья

Рисование символа Приуралья  в окошке, размещение работ на "этаже".

4. Такой многоликий Кавказ

4.1В горы!

Презентация о природных ландшафтах Каказа. Обсуждение.

4.2 В одной стране..

Чтение народных сказок. Иллюстрирование.

4.3 Угадай, кто?

Изготовление  в технике аппликации одежды персонажам сказок и легенд.

4.4 Кавказская мудрость.

Составление пословиц и поговорок. Обсуждение.

4.5 Мелодии Кавказа

Просмотр видеофильма о национальных кавказских музыкальных инструментах.

4.6 Занятие в музее

Осмотр экспозиции , посвященной быту народов Северного Кавказа.

Участие в подвижных играх детей Северного Кавказа.

4.7 Символ народов Кавказа

Рисование символа Кавказа в окошке, размещение работ на "этаже" .

5. Спой песню, Акын

5.1 Из Европы в Азию

Презентация о природных ландшафтах Средней Азии. Обсуждение.

5. 2 Давным-давно..

Чтение литературы. Иллюстрирование.

5.3Театр теней

Инсценирование народных сказок в технике теневого театра.

5.4 Мастер, научи!

Ремесла народов Средней Азии. Изготовление и роспись керамических изделий.

5.5 Занятие в музее

Осмотр экспозиции , посвященной быту народов Средней Азии. Мастер-класс по изготовлению войлочного коврика.

5.6 Итоговое занятие "Наш общий дом-Россия"

Подведение итогов работы. Обсуждение, получившейся творческой работы "Наш общий дом-Россия",символов каждого народа.

Методическое обеспечение программы

*Электронные презентации "Природные ландшафты.." -рассматривание, обсуждение отличий природы одного края от других ,обсуждение климатических условий,особенностей сельского труда в каждом крае.

*Народные сказки,пословицы, поговорки-чтение,обсуждение идеи произведения, отыскивание особенностей национального характера,проявляющегося через устное народное творчество,иллюстрирование с целью показать особенности национальной одежды.

*Составление коллажей, аппликаций для героев сказок и легенд-изучение народного костюма,цветов в одежде каждой национальности,показать характер персонажей через элементы и цвета одежды.

*Мастер-классы-использование наборов для бисероплетения,глины, пластилина для лепки, гуашевых красок для росписи.

*Инсценирование, театр теней-полотно для экрана, светильник,черный картон, ножницы, палочки для изготовления фигурок,наборы цветного картона и бумаги для изготовления элементов декораций

*Фотоматериалы для работы по исследованию внутреннего обустройства жилищ разных народов

Используемые источники

  1. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. – М.: Мол. гвардия, 1999.
  2. Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Дет. лит., 2001.
  3. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. – М.: Просвещение, 2005.
  4. Детский фольклор. Частушки. – М.: Наследие, 2001.
  5. Игры народов СССР / Сост. Л.В. Былеева, В.М. Григорьев. – М., 1999.
  6. Круглый год. Русский земледельческий календарь. / Сост. А.Ф. Некрылова. – М.: Правда, 2009.
  7. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 2012.
  8. Методика собирания и изучения народных игр. Изд. 2-е / Автор-сост. В.М. Григорьев. – М., 2010
  9. Мухлынин М.А. Игровой фольклор и детский досуг. Методическое пособие. – М.: ВНМЦ им. Н.К. Крупской, 1999
  10. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – М.: Искусство, 1988.
  11. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. – М., Дрофа, 2009
  12. Покровский Е.А. Детские игры. Преимущественно русские. – СПб., 1994.
  13. Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. – М.: Высшая школа, 2001
  14. Русское устное народное творчество. Хрестоматия. / Сост. А.В.Кулагина. – М.: Изд-во РОУ, 2003.
  15. Сахаров И.П. Сказания русского народа. – М.: Худ. лит., 1990.
  16. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М., 1992.
  17. Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников. / Сост. Ф.М. Селиванов. – М.: Просвещение, 2010
  18. Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Страна Этикета"

Программа внеурочной деятельности "Страна Этикета"разработа для учащихся 3 класса. В ходе освоения программы дети знакомятся с правилами этикета....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "СТРАНА ЭТИКЕТА"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "СТРАНА ЭТИКЕТА"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Страна Фантазия"

Основной целью программы «Страна Фантазия» в начальной школе является формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности....

Программа внеурочной деятельности "Страна этикета" (1-4 класс)

программа общекультурной направленности...

Рабочая программа внеурочной деятельности « Страна хороших манер» ( Духовно-нравственное направление)

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности ч...

программа внеурочной деятельности "Страна мастеров"1 класс

программа внеурочной деятельности "Страна мастеров"1 класс...