мальчишки-дошкольники, или мужская стратегия.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Мальчики – дошкольники, или мужская стратегия.
Время летит очень быстро. Скоро ваш ребёнок станет первоклассником. Готов ли он к школе? Что должен знать? Усвоит ли программный материал? Сможет ли найти общий язык с одноклассниками? Вопросов - море!
Все известные рекомендации по подготовке к школе не делают различия в подготовке мальчиков или девочек. Они адресованы некому абстрактному среднестатистическому ребёнку- дошкольнику. Поэтому лишены не только индивидуальных особенностей характера и восприятия, но и даже пола. Думаю, что данная статья будет интересна родителям, чьи сыновья готовятся стать школьниками.
Сама природа заложила для человеческого рода две линии поведения – мужскую и женскую. Женщина – хранительница домашнего очага, мать. Мужчина – охотник, захватчик, первооткрыватель.
Тот мир, в котором протекает детство мальчиков и девочек выглядит для них самих абсолютно по-разному, и воспринимают они его разными путями.
Большинство родителей даже не представляют себе, что есть какая- то принципиальная разница между подготовкой к школе мальчиков и девочек. Но и воспитатели, и учителя сходятся во мнении, что мальчики, в большинстве своём, труднее усваивают программу подготовки к школе, да и в учёбе в младших классах уступают девочкам.
Так сложилось, что воспитанием и обучением у нас занимаются главным образом женщины. Ими созданы и программы по подготовке к школе. Их с успехом осваивают девочки, а вот мальчики- с трудом. Вот потому- то мальчишек следовало бы готовить к школе несколько иначе, используя мужскую стратегию.
Заниматься с мальчиком развитием общего интеллекта гораздо полезнее, чем заставлять заучивать состав чисел. Полезнее для него будет заниматься в шахматном кружке или в студии конструирования. Обязательно поощрять самостоятельность при решении задач. Не подгонять, а терпеливо ждать. Подсказывать при долгом затруднении. Лучше больше показывать, чем рассказывать. Бесполезно добиваться безупречной аккуратности. Достаточно, чтобы задание было выполнено правильно и разборчиво. Графические навыки мальчикам легче осваивать на большом листе бумаги, палочкой на песке, мелом на доске. А потом можно постепенно уменьшать масштабы. Приобретите для сына яркие, крупные наглядные пособия. Это может быть магнитная доска, набор цифр и букв и др..
. Чаще играйте с сыном в ролевые игры, в которых он может быть мореплавателем, космонавтом, учителем и пр.. А персонажей можно изготовить самостоятельно из картона или пластилина.
. При обучении чтению можно применить такую игру, как «Кочки на болоте». ( На листах бумаги написать крупными буквами слова. Разложить листы- кочки на полу. Пройти болото по «кочкам», значит прочитать все слова. Слова следует постепенно усложнять: «на», «нос», «ноты», «нити», «носки» и др..
. Любят мальчишки проходить испытания. Испытаниями могут быть разложенные по комнате конверты с заданиями как спортивного, так и учебного характера.
. Очень важна для мальчишек ваша похвала. А если это смогут увидеть все члены семьи на «Экране достижений», который вы изготовите, и в который будете вносить положительные комментарии в виде цветных кружочков или других фигурок, то занятия будут проходить весело и с желанием.
. Надо помнить, что мальчики быстро интеллектуально истощаются. Это признак переутомления. Бесполезно его заставлять переписывать неверно сделанное задание. Лучше переключиться на другой вид деятельности, а через некоторое время вернуться к трудному заданию.
Речевое развитие мальчиков зависит от общего уровня интеллекта. Интереснее самому искать нестандартные решения новых задач, чем копировать готовые модели и способы. Медленнее чем у девочек идет развитие мелкой моторики, но зато лучше развито дальнее зрение, пространственное мышление, координация движений. Для мальчишек важно быть значимым для сверстников, получить одобрение своей важности от взрослых. Ему важны и игровые, и учебные мотивы, успехи, возможность «стать большим».
Необходимо отметить, что все мальчики- дошкольники разные. Одни ходили в детский сад, посещали занятия, другие никогда в саду не были и их круг общения ограничен семьёй и знакомыми. Третьи занимаются в различных центрах развития. К какой бы категории не относился ваш ребёнок, ему следовало бы пройти курсы по подготовке к школе. В идеале – курсы в той школе, в которую ребенок пойдет на следующий год. Чаще всего эти курсы ведет тот учитель, который будет набирать первый класс. Это полезно для обеих сторон: учитель знакомится с детьми, узнает их индивидуальные особенности, ищет подход, а ребёнок, в свою очередь, заранее, в щадящей обстановке привыкает к учителю, к её требованиям. Кроме того ваш сын знакомится с пространственной организацией школы, с практикой сидения за партой, с подниманием руки при ответе и т.д., и т.п. . Придя в школу на следующий год, он входит в уже знакомое , исследованное им помещение.
Иногда программа курсов по подготовке к школе включает обучение чтению, письму, математике. Она почти полностью повторяет программу первого класса. Это вызывает у родителей удивление и недоумение:
- А что они будут делать в первом классе?
Для родителей мальчишек эта проблема не должна стоять вообще. Пройти программу первого класса для них только полезно.
Из опыта своей работы я могу сказать, что курсы в школе должны подкрепляться и домашними занятиями. Вашему ребёнку, безусловно, нужен индивидуальный подход. А лучше самого родителя ребёнка не знает никто. Для вас он всегда был и будет самым лучшим и любимым! Успехов вам и мудрости, уважаемые родители мальчишек- первоклассников!
(Т. В. Немтенкова, учитель начальных классов I категории МБОУ «Снежская гимназия»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Стратегии поведения"
Авторская разработка классного часа на формирование навыков коммуникативной деятельности (для учащихся 5-7 класса)....
«Актуальность, проблемы, стратегия раннего обучения».
Дошкольный возраст – это «период первоначального фактического склада личности». Период дошкольного детства (как и период обучения в школе) включает в себя несколько этапов, начиная с раннего, 3-летнег...
«Инклюзивное образование: стратегии успешного включения в образовательный процесс уч-ся с нарушениями опорно – двигательного аппарата (из опыта работы)»
Теоретические основы инклюзивного образования, пути его развития в конкретно взятом образовательном учреждении....
Моя педагогическая стратегия развития одарённости
Современному обществу нужны здоровые, свободные, компетентные люди, умеющие гармонично взаимодействовать с окружающим миром, способные определять и созидать будущее. Это заставляет задуматься на...
Мои стратегии
«Великим человек может быть и благодаря своим чувствам, творческому воображению и эмоциям, а не только уму!»Теодор Драйзер На уроках и на дополнительных занятиях использую эффективные прием...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ."
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужс...
Конспект урока русского языка "Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»
Тип урока: формирования умений и навыков. Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. закреплять умения правильно писать окончан...