Моя педагогическая стратегия развития одарённости
презентация к уроку
Современному обществу нужны здоровые, свободные, компетентные люди, умеющие гармонично взаимодействовать с окружающим миром, способные определять и созидать будущее. Это заставляет задуматься над изменением системы и содержания образования. Приоритетом образования становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности, развитие учащихся, обеспечивающее формирование ключевых предметных и общекультурных навыков. Важным направлением деятельности учителя является выявление и обучение талантливых детей, развитие их способностей и возможной одарённости. «Если ученик в школе не научился творить, то в жизни он всегда будет только подражать» Л.Н.Толстой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model.pptx | 106.7 КБ |
model.docx | 626.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Основание для разработки: Послание Президента "Наша новая школа" (раздел "Развитие системы поддержки талантливых детей" Заказчики программы: Министерство Образования и Науки Красноярского края, Отдел Образования г.Железногорска Разработчики программы: Совет Лицея № 103 "Гармония" Источники финансирования: Краевой бюджет, муниципальный бюджет, гранты, спонсорская и благотворительная помощь ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" ЛИЦЕЯ № 103 "ГАРМОНИЯ" I . Паспорт программы
Мониторинг Организация урочной и внеурочной деятельности Работа с учреждениями дополнительного образования: Лицейскими городскими Создание специальных условий для развития способностей одаренных детей Предоставление широкого спектра возможностей развития одаренности Реализация способностей Интеллектуальные и творческие конкурсы Концерты и фестивали Научно-практические конференции Спортивные соревнования Работа с детьми: наблюдение беседа анкетирование карта интересов Работа с родителями: анкетирование индивидуальные беседы организация совместной творческой деятельности Психологическая готовность к работе с одаренными детьми Выявление одаренности Раннее выявление творческих возможностей детей Выявление личностных особенностей ребенка Выявление специальных интересов ребенка и степень их выраженности Работа с родителями Модель работы с одарёнными детьми
Один раз в год выявление интересов, способностей, приоритетных видов деятельности оформление портфолио достижений обучающихся анализ результатов и составление плана работы на год 2. Один раз в четверть анализ выполнения плана, его корректировка учет личных достижений детей Организации и проведение внеклассных мероприятий направленных на развитие творческих способностей учащихся 3. Ежемесячно беседы с педагогами дополнительного образования консультации родителей факультативная работа 5. Еженедельно кружковая работа 6. Ежедневно мотивация, стимулирование и психологическая поддержка Примерная циклограмма работы с одарёнными детьми
Дети с очень высоким общим уровнем развития по сравнению с большинством сверстников Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями Дети с высокими творческими (художественными) способностями Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада. Категории одаренных детей :
Количество детей моего класса по категориям одаренности
Количество детей, получающих дополнительное образование кружок «Информатика и математика» факультативы «Занимательное языкознание», «Юный исследователь» «Художественное слово» СЮТ СЮН ГДТ Муз. школа Худ.школа ДЮСШ С-к «Дельфин» ЦД Изо Спортивные секции Школа бальных танцев Фольклор Хор Вокал
Формы самореализации детей Форма Уровень Интеллект Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» региональный Математический конкурс «Кенгуру» федеральный Конкурс по естествознанию «Человек и Природа» региональный Интеллектуально - личностный марафон городской Чемпионат математических и логических игр региональный Эвристическая олимпиада «Совёнок» российский Творчество Фестиваль детско-юношеского творчества «Подснежник» региональный Фестиваль детского творчества «Цветик - Семицветик» в Париже международный Конкурс детского рисунка «Снежный барс-дух гор», проводимого всемирным фондом дикой природы ( WWF ) международный Фестиваль–конкурс детско-юношеского творчества «Музыкальная радуга» международный Фестивали детского фольклорного творчества региональные Конкурс рисунков «Моя семья», краевой Конкурс рисунков, сочинений и стихов «Мой сказочный край» краевой Конкурс сочинений «Мой питомец», краевой Конкурс рисунков «Мой город» городской Конкурс чтецов городской Конкурсы рисунков «Радио нашего города» и «Путешествие по Железногорску» городской Публикация рисунков в журнале для детей и родителей «Кузнечик» городской Спорт Соревнования по плаванию, фехтованию городской Социально-значимые и природоохранные акции краевой, городской
Предварительный просмотр:
Моя педагогическая стратегия развития одарённости
Современному обществу нужны здоровые, свободные, компетентные люди, умеющие гармонично взаимодействовать с окружающим миром, способные определять и созидать будущее. Это заставляет задуматься над изменением системы и содержания образования. Приоритетом образования становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности, развитие учащихся, обеспечивающее формирование ключевых предметных и общекультурных навыков. Важным направлением деятельности учителя является выявление и обучение талантливых детей, развитие их способностей и возможной одарённости. «Если ученик в школе не научился творить, то в жизни он всегда будет только подражать» Л.Н.Толстой
(Слайд) Одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
В Лицее разработана и успешно осуществляется целевая программа «Одарённые дети. (Слайд) Цели программы: выявление одаренных детей, создание условий для оптимального развития одаренных детей, а также детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся.
В программе подчеркивается мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей у всех учащихся Лицея.
Позитивные результаты моей работы по данному направлению стали возможны, благодаря активной деятельности в команде Лицея, предоставленной мне методической и психологической помощи, а также моей личной заинтересованности в этой работе.
Собственный опыт и анализ деятельности коллег помогли мне разработать стратегию работы с одарёнными детьми. Её можно представить в виде следующей модели. (Слайд)
Психологическая готовность к работе с одаренными детьми
Модель работы с одарёнными детьми
Работа с детьми:
- наблюдение
- беседа
- анкетирование
- карта интересов
Выявление личностных особенностей ребенка
Выявление одаренности
Выявление специальных интересов ребенка и степень их выраженности
Раннее выявление творческих возможностей детей
Работа с родителями:
- анкетирование
- индивидуальные беседы
- организация совместной творческой деятельности
Создание условий для проявления самореализации и широкого спектра увлечений одаренных детей
Работа с родителями
Предоставление широкого спектра возможностей развития одаренности
Организация урочной и внеурочной деятельности
Работа с учреждениями дополнительного образования:
- Лицейскими
- городскими
Реализация способностей
Интеллектуальные и творческие конкурсы
Концерты и фестивали
Научно-практические конференции
Спортивные соревнования
Мониторинг
Первый шаг в работе с одарёнными детьми - психологическая готовность учителя.
Выявление одаренности
Специфика начальной школы такова, что дети находятся в начале формирования личности. Их способности и возможная одарённость могут быть скрыты не только от окружающих, но и от них самих. На данном этапе можно говорить о приоритетных видах деятельности, стремлении ребёнка выполнять те или иные функции, желании чему-то научится. Следующим шагом в работе становится раннее выявление творческих возможностей, личных особенностей, специальных интересов и способностей детей. Эта деятельность осуществляется при помощи специального диагностического инструментария. Сначала – это наблюдение за урочной и внеурочной деятельностью детей, беседы с родителями, педагогами дошкольных учреждений. Далее анкетирование родителей и детей (Ссылка), которое дает возможность определить область способностей ребенка. Также ученикам предлагается заполнить «Карту интересов». В ней 65 вопросов, которые отражают направленность в нескольких сферах деятельности. Эта методика позволяет не только уточнить круг интересов, но и степень их выраженности. Данные бесед, анкетирования, наблюдения позволяют условно разделить учащихся на группы по типологии одарённости. (Ссылка)
- дети с очень высоким общим уровнем развития по сравнению с большинством сверстников
- дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
- дети с высокими творческими (художественными) способностями.
- дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
- учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Работа с каждой группой детей строится по-разному. Первой группе предоставляется широкий спектр возможностей. Им предлагается пробовать себя в разных видах деятельности. Детям из второй и третей группы предоставляется специализированная поддержка по тому направлению, в котором в большей степени проявляются признаки одарённости. Детям четвёртой группы предоставляется возможность организации и проведения внеклассных мероприятий. Пятой группе детей предлагаются ситуации, требующие нестандартности мышления, участие в социально-значимых проектах и акциях. (Ссылка)
Предоставление широкого спектра возможностей развития одаренности
Диаграмма показывает, что в классе много детей, обладающих творческими способностями. Это не удивительно, ведь я работаю с девочками. А с точки зрения психологических и гендерных особенностей, творчество для девочек является природосообразным и, следовательно, приоритетным видом деятельности. Поэтому у нас в классе есть свой танцевальный коллектив, фольклорная и вокальная группы, кружок бальных танцев. Всем девочкам предоставлена возможность эстетического развития через занятия в филиале школы искусств им. Мусоргского.
Для развития специальной умственной одарённости детей я использую возможности классной кружковой работы. Творческие и спортивные способности развиваются благодаря сотрудничеству с педагогами дополнительного образование Лицея и города. (Слайд)
Количество детей, получающих дополнительное образование
- Изо
- Спортивные секции
- Школа бальных танцев
- Фольклор
- Хор
- Вокал
- кружок «Информатика и математика»
- факультативы «Занимательное языкознание», «Юный исследователь»
- «Художественное слово»
- СЮТ
- СЮН
- ГДТ
- Муз. школа
- Худ.школа
- ДЮСШ
- С-к «Дельфин»
- ЦД
.
ЧЕМ ЗАНИМАЕМСЯ В КРУЖКАХ
Решаем нестандартные задачи, учимся находить закономерности. Устанавливать логические связи и т. д.
Углубляем знания «Как устроен наш язык», занимательные игры с буквами и словами. Проводим исследования. Учимся использовать научные методы (наблюдения, опыты, анализ результатов) участвуем в природоохранных акциях.
На занятиях «Художественное слово» учу детей выразительности речи. Используя свой личный долголетний опыт занятий в народном театре, занимаюсь с девочками основами сценической речи и сценических движений. Они, с удовольствием, участвуют в театральных постановках, сами придумывают сценарии. Я знакомлю детей с творчеством их ровесников. Некоторые уже сами пробуют писать стихи, сказки.
Реализация способностей
Благодаря работе Г М Ц (предметные олимпиады, интеллектуальные конкурсы, конкурс чтецов), педагогам С Ю Н и Д Т (Н П К), творческие фестивали (танцевальные, вокальные), ДХШ (конкурсы рисунков)
Использование интернет ресурсов (дистанционные, заочные конкурсы: почта России, Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего» (сайт http:// www.future4you.ru) «Познание и творчество», «Загадочный остров» и др.)
В Лицее концерты 1 МАЯ, для ветеранов ВОВ, ветеранов образования, жителей микрорайона, родителей
Мониторинг (Слайд)
»
Использование данной модели позволяет систематизировать работу с одарёнными детьми. Выбрать оптимальные виды деятельности и формы реализации способностей учащихся, достигать высоких результатов. Успешность детей влияет на их дальнейшее развитие. Чувство моральной и эмоциональной поддержки, уважение одноклассников и учителей даёт ещё большую уверенность в собственных силах, желание развивать свои способности, улучшать результаты. Всё большее число детей включается в активную творческую, интеллектуальную и др. виды деятельности. Растёт общий уровень культуры детей. Успехи ребёнка вызывают гордость его родителей и повышают престиж учителя и школы.Ценным для меня является то, что способности, которые мне удалось выявить развиваются у детей в дальнейшем, для некоторых это становится делом его жизни, для кого-то увлечением, благодаря которому человек реализовывается. Способности детей развиваются, а чем выше уровень развития способностей, тем ярче и многограннее становится личность, выше потребность в созидательной деятельности.
Я стараюсь быть примером для своих учеников. Участвую в профессиональных и творческих конкурсах.
Каждый день ты открываешь в мир огромный дверь.
Примет он тебя с душою, лишь в себя поверь!
Ты не бойся удивляться, верить в чудеса.
И тогда, конечно, чудо совершишь ты сам!
Примерная циклограмма работы с одарёнными детьми
- Один раз в год
- выявление интересов, способностей, приоритетных видов деятельности
- оформление портфолио достижений обучающихся
- анализ результатов и составление плана работы на год
- Один раз в четверть
- анализ выполнения плана, его корректировка
- учет личных достижений детей
- Организации и проведение внеклассных мероприятий направленных на развитие творческих способностей учащихся
- Ежемесячно
- беседы с педагогами дополнительного образования
- консультации родителей
- факультативная работа
- Еженедельно
- кружковая работа
- Ежедневно
- мотивация, стимулирование и психологическая поддержка
Внедрению данной модели работы с детьми, могло препятствовать отсутствие дифференцированного, личностно-ориентированного подхода к обучению, ориентация школы на «среднего» ученика, неспособность и нежелание учителя работать в этом направлении. Благодаря реализации в Лицее программы «Одарённые дети», предоставленной мне методической и психологической поддержке, а также личной заинтересованности, мне удалось избежать вышеназванных проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для родителей одарённых учащихся на тему: "Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей".
14 октября 2015 года на базе ГБОУ школа 879 педагогом - психологом был проведён мастер класс на тему:«Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей». Участники: Ведущий мастер –...
Педагогическая стратегия развития предметной одаренности обучающихся
Заочное обобщение передового педагогического опыта на Всероссийском уровне в номинации "Предметы начальной школы"...
Презентация к статье "Педагогическая стратегия развития предметной одаренности"
Презентация на региональной научно-практической конференции на тему: "Развитие одаренности в современной образовательной среде: опыт, проблемы, перспективы"....
Современные педагогические стратегии обучения детей. Развитие речи.
Выступление на методическои объединении учителей начальных классов в рамках обмена опытом....
Классное руководство, стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга в 2011-2020 гг. "Петербургская Школа 2020": формирование Петербургской концепции духовно-нравственного развития детей и молодежи.
Программа Четвертой региональной конференции."Бально-рейтинговая система (БРС)" оценки внеучебных достижений в контексте реализации Стратегии развития системы образования Санкт-Петербуга в 2011-2020 г...
Стратегии обучения одарённых детей
Сегодня приоритетным направлением в образовании является формирование и развитие интеллектуального и духовного потенциала учащихся. Обществу нужны интеллектуально одарённые дети. Об этом говорят основ...
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проект...