Моя педагогическая стратегия развития одарённости
презентация к уроку

Елена Александровна Манзова

 

Современному обществу нужны здоровые, свободные, компетентные люди, умеющие гармонично взаимодействовать с окружающим миром, способные определять и созидать будущее. Это заставляет задуматься над изменением системы и содержания образования. Приоритетом  образования становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности, развитие учащихся, обеспечивающее формирование ключевых предметных и общекультурных навыков. Важным направлением деятельности учителя является выявление и обучение талантливых детей, развитие их способностей и возможной одарённости. «Если ученик в школе не научился творить, то в жизни он всегда будет только подражать» Л.Н.Толстой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model.pptx106.7 КБ
Файл model.docx626.17 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогическая стратегия развития одарённости Елена Александровна Манзова учитель начальных классов МБОУ Лицей № 103 «Гармония»

Слайд 2

Одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Слайд 3

Основание для разработки: Послание Президента "Наша новая школа" (раздел "Развитие системы поддержки талантливых детей" Заказчики программы: Министерство Образования и Науки Красноярского края, Отдел Образования г.Железногорска Разработчики программы: Совет Лицея № 103 "Гармония" Источники финансирования: Краевой бюджет, муниципальный бюджет, гранты, спонсорская и благотворительная помощь ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" ЛИЦЕЯ № 103 "ГАРМОНИЯ" I . Паспорт программы

Слайд 4

Мониторинг Организация урочной и внеурочной деятельности Работа с учреждениями дополнительного образования: Лицейскими городскими Создание специальных условий для развития способностей одаренных детей Предоставление широкого спектра возможностей развития одаренности Реализация способностей Интеллектуальные и творческие конкурсы Концерты и фестивали Научно-практические конференции Спортивные соревнования Работа с детьми: наблюдение беседа анкетирование карта интересов Работа с родителями: анкетирование индивидуальные беседы организация совместной творческой деятельности Психологическая готовность к работе с одаренными детьми Выявление одаренности Раннее выявление творческих возможностей детей Выявление личностных особенностей ребенка Выявление специальных интересов ребенка и степень их выраженности Работа с родителями Модель работы с одарёнными детьми

Слайд 5

Один раз в год выявление интересов, способностей, приоритетных видов деятельности оформление портфолио достижений обучающихся анализ результатов и составление плана работы на год 2. Один раз в четверть анализ выполнения плана, его корректировка учет личных достижений детей Организации и проведение внеклассных мероприятий направленных на развитие творческих способностей учащихся 3. Ежемесячно беседы с педагогами дополнительного образования консультации родителей факультативная работа 5. Еженедельно кружковая работа 6. Ежедневно мотивация, стимулирование и психологическая поддержка Примерная циклограмма работы с одарёнными детьми

Слайд 6

Дети с очень высоким общим уровнем развития по сравнению с большинством сверстников Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями Дети с высокими творческими (художественными) способностями Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада. Категории одаренных детей :

Слайд 7

Количество детей моего класса по категориям одаренности

Слайд 8

Количество детей, получающих дополнительное образование кружок «Информатика и математика» факультативы «Занимательное языкознание», «Юный исследователь» «Художественное слово» СЮТ СЮН ГДТ Муз. школа Худ.школа ДЮСШ С-к «Дельфин» ЦД Изо Спортивные секции Школа бальных танцев Фольклор Хор Вокал

Слайд 9

Формы самореализации детей Форма Уровень Интеллект Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» региональный Математический конкурс «Кенгуру» федеральный Конкурс по естествознанию «Человек и Природа» региональный Интеллектуально - личностный марафон городской Чемпионат математических и логических игр региональный Эвристическая олимпиада «Совёнок» российский Творчество Фестиваль детско-юношеского творчества «Подснежник» региональный Фестиваль детского творчества «Цветик - Семицветик» в Париже международный Конкурс детского рисунка «Снежный барс-дух гор», проводимого всемирным фондом дикой природы ( WWF ) международный Фестиваль–конкурс детско-юношеского творчества «Музыкальная радуга» международный Фестивали детского фольклорного творчества региональные Конкурс рисунков «Моя семья», краевой Конкурс рисунков, сочинений и стихов «Мой сказочный край» краевой Конкурс сочинений «Мой питомец», краевой Конкурс рисунков «Мой город» городской Конкурс чтецов городской Конкурсы рисунков «Радио нашего города» и «Путешествие по Железногорску» городской Публикация рисунков в журнале для детей и родителей «Кузнечик» городской Спорт Соревнования по плаванию, фехтованию городской Социально-значимые и природоохранные акции краевой, городской



Предварительный просмотр:

Моя педагогическая стратегия развития одарённости

             

Современному обществу нужны здоровые, свободные, компетентные люди, умеющие гармонично взаимодействовать с окружающим миром, способные определять и созидать будущее. Это заставляет задуматься над изменением системы и содержания образования. Приоритетом  образования становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности, развитие учащихся, обеспечивающее формирование ключевых предметных и общекультурных навыков. Важным направлением деятельности учителя является выявление и обучение талантливых детей, развитие их способностей и возможной одарённости. «Если ученик в школе не научился творить, то в жизни он всегда будет только подражать» Л.Н.Толстой

(Слайд) Одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.  

В Лицее разработана  и успешно осуществляется целевая программа «Одарённые дети. (Слайд) Цели программы: выявление одаренных детей, создание условий для оптимального развития одаренных детей, а также детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся.

В программе подчеркивается мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей у всех учащихся Лицея.

Позитивные результаты моей работы по данному направлению стали возможны, благодаря активной деятельности в команде Лицея, предоставленной мне методической и психологической помощи, а также моей личной заинтересованности в этой работе.

Собственный опыт и анализ деятельности коллег помогли мне разработать стратегию работы  с одарёнными детьми. Её можно представить в виде следующей модели. (Слайд)

Психологическая готовность к работе с одаренными  детьми

Модель работы с одарёнными детьми        

Работа с детьми:

  1. наблюдение
  2. беседа
  3. анкетирование
  4. карта интересов

Выявление личностных особенностей ребенка

Выявление одаренности

Выявление специальных интересов ребенка и  степень их выраженности

Раннее выявление творческих возможностей детей

Работа с родителями:

  1. анкетирование
  2. индивидуальные беседы
  3. организация совместной творческой  деятельности

Создание условий для проявления самореализации и широкого спектра увлечений одаренных детей

Работа с родителями

Предоставление широкого спектра возможностей развития одаренности

Организация  урочной  и внеурочной деятельности

Работа с учреждениями  дополнительного образования:

  1. Лицейскими
  2. городскими

Реализация способностей

 Интеллектуальные и творческие конкурсы

Концерты и фестивали

Научно-практические конференции

Спортивные соревнования

Мониторинг

Первый шаг в работе с одарёнными детьми - психологическая готовность учителя.

Выявление одаренности

Специфика начальной школы такова, что дети находятся в начале формирования личности. Их способности и возможная одарённость могут быть скрыты не только от окружающих, но и от них самих. На данном этапе можно говорить о приоритетных видах деятельности, стремлении ребёнка выполнять те или иные функции, желании чему-то научится. Следующим шагом в работе становится раннее выявление творческих возможностей, личных особенностей, специальных интересов и способностей детей. Эта деятельность осуществляется при помощи специального диагностического инструментария. Сначала – это наблюдение за урочной и внеурочной деятельностью детей, беседы с родителями, педагогами дошкольных учреждений. Далее анкетирование родителей и детей (Ссылка), которое дает возможность определить область способностей  ребенка.  Также ученикам предлагается заполнить  «Карту интересов». В ней 65 вопросов, которые отражают направленность в нескольких сферах деятельности. Эта методика позволяет не только  уточнить  круг интересов, но и  степень их выраженности. Данные бесед, анкетирования, наблюдения позволяют условно разделить учащихся на группы по типологии одарённости. (Ссылка)

  1. дети с очень высоким общим уровнем развития по сравнению с большинством сверстников
  2. дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
  3. дети с высокими творческими (художественными) способностями.
  4. дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
  5. учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Работа с каждой группой детей строится по-разному. Первой группе предоставляется широкий спектр возможностей. Им предлагается пробовать себя в разных видах деятельности. Детям из второй и третей группы предоставляется специализированная поддержка по тому направлению, в котором в большей степени проявляются признаки одарённости. Детям четвёртой группы   предоставляется возможность организации  и проведения внеклассных мероприятий. Пятой группе детей предлагаются ситуации, требующие нестандартности  мышления, участие в социально-значимых проектах и акциях. (Ссылка)

Предоставление широкого спектра возможностей развития одаренности

Диаграмма показывает, что в классе много детей, обладающих творческими способностями. Это не удивительно, ведь я работаю с девочками.  А с точки зрения психологических и гендерных особенностей, творчество для девочек является природосообразным и, следовательно, приоритетным видом деятельности. Поэтому у нас в классе есть свой танцевальный коллектив, фольклорная и вокальная группы, кружок бальных танцев. Всем девочкам предоставлена возможность эстетического развития через занятия в филиале школы искусств им. Мусоргского.

Для развития специальной умственной одарённости детей я использую возможности классной кружковой работы. Творческие и спортивные способности развиваются благодаря сотрудничеству с педагогами дополнительного образование Лицея и города. (Слайд)

Количество детей, получающих дополнительное образование

  1. Изо
  2. Спортивные секции                              
  3. Школа бальных танцев
  4. Фольклор
  5. Хор
  6. Вокал

  1. кружок «Информатика и математика»
  2. факультативы «Занимательное языкознание», «Юный исследователь»
  3. «Художественное слово»

        

  1. СЮТ
  2. СЮН
  3. ГДТ
  4. Муз. школа
  5. Худ.школа
  6. ДЮСШ
  7. С-к «Дельфин»
  8. ЦД

.

                               

ЧЕМ ЗАНИМАЕМСЯ В КРУЖКАХ

Решаем нестандартные задачи, учимся находить закономерности. Устанавливать логические связи и т. д.

Углубляем знания «Как устроен наш язык», занимательные игры с буквами и словами. Проводим исследования. Учимся использовать научные методы (наблюдения,  опыты, анализ результатов) участвуем в природоохранных акциях.

На занятиях «Художественное слово» учу детей выразительности речи. Используя свой личный долголетний опыт занятий в народном театре, занимаюсь с девочками основами сценической речи и сценических движений.  Они, с удовольствием, участвуют в театральных постановках, сами придумывают сценарии. Я знакомлю детей с творчеством их ровесников. Некоторые уже сами пробуют писать стихи, сказки.

Реализация способностей

Благодаря работе Г М Ц (предметные олимпиады, интеллектуальные конкурсы, конкурс чтецов), педагогам С Ю Н и Д Т (Н П К), творческие фестивали (танцевальные, вокальные), ДХШ (конкурсы рисунков)

Использование интернет ресурсов (дистанционные, заочные конкурсы: почта России, Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего» (сайт http:// www.future4you.ru) «Познание и творчество», «Загадочный остров» и др.)

 В Лицее концерты 1 МАЯ, для ветеранов ВОВ, ветеранов образования, жителей микрорайона, родителей

Мониторинг (Слайд)

»

Использование данной модели позволяет  систематизировать работу с одарёнными детьми. Выбрать оптимальные виды деятельности и формы реализации способностей учащихся, достигать высоких результатов. Успешность детей влияет на их дальнейшее развитие. Чувство моральной и эмоциональной  поддержки, уважение одноклассников и учителей даёт ещё большую уверенность в собственных силах, желание развивать свои способности, улучшать результаты. Всё большее число детей включается в активную творческую, интеллектуальную и др. виды деятельности. Растёт общий уровень культуры детей. Успехи ребёнка вызывают гордость его родителей и повышают престиж учителя и школы.Ценным для меня является то, что способности, которые мне удалось выявить развиваются у детей в дальнейшем, для некоторых это становится делом его жизни, для кого-то увлечением, благодаря которому человек реализовывается. Способности детей развиваются, а чем выше уровень развития способностей, тем ярче и многограннее становится личность, выше потребность в созидательной деятельности.

Я стараюсь быть примером для своих учеников. Участвую в профессиональных и творческих  конкурсах.

Каждый день ты открываешь  в мир огромный  дверь.

Примет он тебя с душою, лишь в себя поверь!

Ты не бойся удивляться, верить в чудеса.

И тогда, конечно, чудо совершишь ты сам!

Примерная циклограмма работы с одарёнными детьми

  1. Один раз в год
  1. выявление интересов, способностей, приоритетных видов деятельности
  2. оформление портфолио достижений обучающихся
  3. анализ результатов и составление плана работы на год
  1. Один  раз в четверть
  1. анализ выполнения плана, его корректировка
  2. учет личных достижений детей
  3. Организации и проведение внеклассных мероприятий направленных на развитие творческих способностей учащихся
  1. Ежемесячно
  1. беседы с педагогами дополнительного образования
  2. консультации родителей
  3. факультативная работа
  1. Еженедельно
  1. кружковая работа
  1. Ежедневно
  1. мотивация, стимулирование и психологическая поддержка

Внедрению данной модели работы с детьми, могло препятствовать отсутствие дифференцированного, личностно-ориентированного подхода к обучению, ориентация школы на «среднего» ученика, неспособность и нежелание учителя работать в этом направлении. Благодаря реализации в Лицее программы «Одарённые дети», предоставленной мне методической и психологической поддержке, а также личной заинтересованности,  мне удалось избежать вышеназванных проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей одарённых учащихся на тему: "Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей".

14 октября 2015 года на базе ГБОУ школа 879 педагогом - психологом был проведён мастер класс на тему:«Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей». Участники: Ведущий мастер –...

Педагогическая стратегия развития предметной одаренности обучающихся

Заочное обобщение передового педагогического опыта на Всероссийском уровне в номинации "Предметы начальной школы"...

Презентация к статье "Педагогическая стратегия развития предметной одаренности"

Презентация на региональной научно-практической конференции на тему: "Развитие одаренности в современной образовательной среде: опыт, проблемы, перспективы"....

Современные педагогические стратегии обучения детей. Развитие речи.

Выступление на методическои объединении учителей начальных классов в рамках обмена опытом....

Классное руководство, стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга в 2011-2020 гг. "Петербургская Школа 2020": формирование Петербургской концепции духовно-нравственного развития детей и молодежи.

Программа Четвертой региональной конференции."Бально-рейтинговая система (БРС)" оценки внеучебных достижений в контексте реализации Стратегии развития системы образования Санкт-Петербуга в 2011-2020 г...

Стратегии обучения одарённых детей

Сегодня приоритетным направлением в образовании является формирование и развитие интеллектуального и духовного потенциала учащихся. Обществу нужны интеллектуально одарённые дети. Об этом говорят основ...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проект...