«Актуальность, проблемы, стратегия раннего обучения».
статья (1 класс) по теме

Тюмина Нина Витальевна

Дошкольный возраст – это «период первоначального фактического склада личности». Период дошкольного детства (как и период обучения в школе) включает в себя несколько этапов, начиная с раннего, 3-летнего возраста. Конечно, таких карапузов готовить к школе несколько преждевременно, но всего через пару лет они попадут под прицел предшкольного образования, и тогда… Короче, не опоздать бы, а с другой стороны- не перенапрячь бы не окрепший ещё интеллект, психику и физические возможности малышей.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon тезисы28.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Актуальность, проблемы, стратегия раннего обучения».

Тюмина Н.В.

зам.директора по УВР, учитель начальных классов

МОУ «Начальная общеобразовательная школа №60»

        Дошкольный возраст – это «период первоначального фактического склада личности». Период дошкольного детства (как и период обучения в школе) включает в себя несколько этапов, начиная с раннего, 3-летнего возраста. Конечно, таких карапузов готовить к школе несколько преждевременно, но всего через пару лет они попадут под прицел предшкольного образования, и тогда… Короче, не опоздать бы, а с другой стороны- не перенапрячь бы не окрепший ещё интеллект, психику и физические возможности малышей. Главная задача, которую должно решать раннее обучение, где бы ребёнок его ни получал: в детском саду, дома, в группах при центрах развития – это не «натаскивание» для поступления в первый класс, а формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развивать любознательность, творческую активность и восприимчивость к миру.

        Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее воспитание у детей 5-7 лет качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью. Поэтому раннее обучение ребёнка старшего дошкольного возраста должно быть направлено на обогащение (амплификацию), а не на искусственное ускорение (акселерацию) развития.

        Обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности самого ребёнка. Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только играя самому. Также и способности у ребёнка формируются лишь тогда, когда он не пассивно включается в процесс деятельности, содержание и способы которой определяют процесс его психического развития.

        Подготовка к учебной деятельности – это не только развитие у ребёнка интеллектуальных способностей, но и духовных и физических сил, слабость которых является в настоящее время основной причиной неуспешности в школе. Период раннего обучения является трудным этапом в жизни ребёнка, требующим напряжения всех физиологических систем организма. Важно, чтобы к этому моменту ребёнок был развит соответственно возрасту по всем показателям. В тоже время усиливаются негативные тенденции, связанные с ранним обучением чтению, счёту, а иногда и письму. Это является следствием традиционного и, надо признать, некорректного взгляда на преемственность между детским садом и начальной школой, в соответствии с которым качество работы педагога определяется уровнем подготовки детей к обучению в школе именно в «предметном» аспекте. Разнообразие программ для дошкольных образовательных учреждений нередко мешает педагогам сориентироваться, что же необходимо 5-6 – летнему малышу знать и уметь для поступления в 1-й класс.

Идея раннего обучения пока далека от практического воплощения: нет ни единых требований, ни программ, ни документов, регулирующих финансирование, ни достаточного количества грамотных специалистов, ни материальной базы для введения гарантированного предшкольного образования по всей стране. В тоже время есть опыт отдельных школ и практика подготовки к школе в ДОУ; отдельные группы педагогов разрабатывают программы, учёные готовят пособия для детей. Однако единой стратегии, одобренной экспертами, пока нет. Прогнозируя развитие ситуации, считаю, что проще переучить воспитателей дошкольного образования: они лучше чувствуют детей этого возраста. А глубокое знание программы начальной школы им и не нужно, ибо ранняя предшкольная подготовка не должна копировать школу ни по содержанию, ни по форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема раннего обучения детей. За и против

Проблема раннего обучения детей возникла несколько десятилетий назад. Возникла эта проблема не только в нашей стране, но практически во всех странах Европы.      Практич...

Актуальные проблемы в работе педагога с одарёнными детьми

Статья посвящена описанию актуальных проблем, с которыми сталкиваются педагоги при работе с одаренными детьми в школе. Дана характеристика одаренности как психолого-педагогической категории, так...

Актуальные проблемы в современном народном образовании

Проблемой для начальной ступени образования в коррекционных школах стало ухудшение здоровья детей. По данным Министерства здравоохранения России, в стране лишь 14% условно здоровых д...

Проблемы раннего обучения чтению

В данной статье рассматриваются проблемы раннего обучения чтению, а также даны рекомендации и упражнения по обучению чтению. Статья предназначена для педагогов, родителей....

Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников

в докладе раскрыты основные проблемы...

статья "проблемы и перспективы раннего обучения иностранному языку "

статья посвящена проблемам и перспективам раннего обучения иностранному языку...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В презентации рассматриваются проблемы инклюзивного образования и его реализации с детьми с расстройством аутистического спектра, а также с детьми с умственной отсталостью младшего школьного возраста ...