Программа внеурочной деятельности "Я -гражданин России"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (внеурочная, внешкольная):
- Беседы
- Классный час
- Сообщения
- Встречи с интересными людьми
- Литературно – музыкальные композиции
- Просмотр и обсуждение видеоматериала
- Экскурсии (внеурочная, внешкольная)
- Поездки, походы по историческим и памятным местам
Практические занятия (внеурочная, внешкольная):
- Творческие конкурсы
- Выставки декоративно-прикладного искусства
- Коллективные творческие дела
- Соревнования
- Показательные выступления
- Праздники
- Викторины
- Интеллектуально-познавательные игры
- Трудовые дела
- Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Заочные путешествия
- Акции благотворительности, милосердия
- Творческие проекты, презентации
- Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
- Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)
Программа “Я – гражданин России” рассчитана на учащихся 1-4 классов.
Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности:
высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, акции милосердия.
2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.
3. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности:
осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и
возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», конкурс классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы».
4. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.
5. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:
обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».
Планируемые результаты:
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
В результате реализации программы ожидается:
· развитие творческих способностей;
· осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
· способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
· осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
направления | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Я и Я | Я, ТЫ, МЫ. Мой сосед по парте. Мои увлечения. Мой портфель. Во что поиграем с друзьями. | Я – ученик. Я и мои друзья. Кому нужна моя помощь? | Кто что любит и умеет? Мы все такие разные. Будь человеком. Мои любимые книги. Диагностика сформированности личностных качеств. | Что такое хорошо и что такое плохо? Кто я? Какой я? Откуда я родом? Хочу и надо. Тест «Познай себя» Правила жизни. |
Я и семья | Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. Я - помощник в семье. Моя красивая мама. Конкурс рисунков. Оформление фотовыставки. | Мои обязанности по дому. Моя мама лучшая на свете. Я горжусь своим отцом. Сказки моей бабушки. Папа, мама, я – дружная семья. Праздники к Дню матери, 8 марта. Конкурсы рисунков и сочинений. | Почему меня так назвали? Здесь живёт моя семья. Что значит быть хорошим сыном или дочерью. Мой папа- мастер на все руки. Золотые руки. Доброта в сказках и стихах. | В гостях у предков. Загляните в старый альбом. Спешите творить добро. Герб моей семьи. Моя родословная. Пожилые люди- мудрые люди. Наше семейное хобби. Поиграем с младшими. |
Я и школа | Праздник первого звонка. Правила поведения в школе. Школа – мой дом. Законы жизни класса. Школа вежливости. Экскурсия по школе. Мой портфель. Безопасная дорога в школу. | Обязанности школьника. Школьная форма. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Мы дежурим. Дневник – лицо ученика. Трудовой десант. | Мой класс – моя семья. Каков я в школе. Устав школы. Диагностика сформированности классного коллектива. | По каким правилам мы живём. Трудовой десант. Школьный двор. Из истории моей школы. Мои родители – выпускники школы № 2. |
Я и моё Отечество | Мой город – Поляны родные. Моя улица. Они защищали Родину. | Мой любимый город. Символы России. Экскурсии в исторический музей. Они защищали Родину. Акции. | О чём шепчут названия улиц. Герои – мои земляки. Открытка ветерану. Победа деда – моя победа. Есть такая профессия – Родину защищать. Наша область. Дорогая моя столица. | История в названиях улиц. След ВОВ в жизни родного края и моей семьи. Люблю тебя моя Россия. Поговорим о толерантности. Дети войны. Урок милосердия и доброты. Путешествие по стране. |
Я и планета. | Осень в гости к нам пришла. День птиц. Будь планете другом. Конкуры кормушек и рисунков. | Мы жители планеты Земля. Земля твой дом. Домашние животные и растения. Экологические акции. | Посмотри, как он хорош, мир , в котором ты живёшь. Чем живёт планета. Животные и растения рекордсмены. Сад на окошке. Мы в ответе за тех, кого приручили. | Судьба планеты, наша судьба. Что такое экология? Животные красной книги Кировской области. Природа и поэзия. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. |
Учебно-тематический план 1 класс
№ | Название раздела | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Практические занятия |
1 | Я и Я | 5 | 5 | |
2 | Я и семья. | 3 | 3 | |
3 | Я и школа. | 7 | 6 | 1 |
4 | Я и моё отечество. | 7 | 5 | 2 |
5 | Я и планета. | 12 | 7 | 5 |
6 | Итого: | 34 |
Содержание программы 1 кл.
№ | Название темы | Кол-во часов | Форма организации | Виды деятельности | Развиваемые УУД | Дата проведения | |
по плану | фактически | ||||||
1. | Я, Ты, Мы. Мой сосед по парте. | 1 | игра | игровая | Регулятивные универсальные учебные действия
| 2.09 | |
2 | Мои увлечения | 1 | игра | игровая | Регулятивные универсальные учебные действия
| 9.09 | |
3 | Во что поиграем с друзьями. | 1 | игра | игровая | Регулятивные универсальные учебные действия | 16.09 | |
4 | Моя семья - моя радость. Фотографии из семейного альбома. | 1 | праздник | Досугово-развлекательная | Поиск и выделение необходимой информации, в том числе и решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ. Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как член семьи. | 23.09 | |
5 | Я – помощник в семье. | 1 | игра | игровая | Регулятивные универсальные учебные действия. Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как член семьи. | 30.09 | |
6 | Моя красивая мама. Конкурс рисунков. | 1 | конкурс | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | 14.10 | ||
7 | Праздник первого звонка. | 1 | праздник | игровая | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как ученик. | 21.10 | |
8 | Правила поведения в школе. | 1 | игра | игровая | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как ученик. | 28.10 | |
9 | Школа - мой дом. Экскурсия по школе. | 1 | экскурсия | Познавательная | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация. | 11.11 | |
10 | Законы жизни класса. | 1 | игра | игровая | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как ученик. | 25.11 | |
11 | Школа вежливости. | 1 | игра | игровая | Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. | 2.12 | |
12 | Безопасная дорога в школу. | 1 | квн | Досугово-развлекательная | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. | 9.12 | |
13 | Правила поведения в общественных местах. | 1 | игра | игровая | Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. | 16.12 | |
14 | Мой город – Поляны родные. | 1 | экскурсия | Познавательная | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация. | 23.12 | |
15 | Моя улица. | 1 | экскурсия | познавательная | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация. | 30.12 | |
16 | Здравствуй, старый Новый год! | 1 | праздник | Досугово-развлекательная | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | 13.01 | |
17 | Они защищали Родину. | 1 | экскурсия | познавательная | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация. | 20.01 | |
18 | Государственные символы России. | 1 | квн | Познавательная Досугово-развлекательная | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России. | 27.01 | |
19 | Что такое Олимпийские игры. | 1 | викторина | Познавательная | Поиск и выделение необходимой информации, в том числе и решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ. | 03.02 | |
20 | Будь планете другом. | 1 | праздник | Досугово-развлекательная | Ориентация в нравственном содержании и осмысление как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. | 10.02 | |
21 | Конкурсы кормушек и рисунков. | 1 | конкурс | проектная | Регулятивные универсальные учебные действия. | 24.02 | |
22 | Не померкнет ваша слава! | 1 | экскурсия | познавательная | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация. | 03.03 | |
23 | День птиц. | 1 | квн | Досугово-развлекательная | Стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды | 10.03 | |
24 | Конкурс стихов к 8 Марта. | 1 | конкурс | проектная | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | 17.03 | |
25 | Весна в гости к нам пришла. | 1 | экскурсия | познавательная | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация. | 24.03 | |
26 | Конкурс дымковских игрушек. | 1 | конкурс | проектная | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | 17.03 | |
27 | Столица России – Москва. | 1 | квн | Досугово-развлекательная | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России. | 31.03 | |
28 | Дни удмуртской культуры. | 1 | экскурсия | познавательная | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация. осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; | 14.04 | |
29 | Девчонки и мальчишки, а также их родители. | 1 | соревнование | Проблемно-ценностное общение | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | 21.04 | |
30 | Что такое хорошо, а что такое плохо? | 1 | квн | Досугово -развлекательная | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. | 28.04 | |
31 32 | Все профессии важны , все профессии нужны. | 1 | экскурсия | Познавательная | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация. | 5.05 12.05 | |
33 | Я, мои друзья, моя школа, моя Родина. | 1 | праздник | Досугово-развлекательная | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». Уважительно относится к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. | 19.05 | |
ИТОГО: | 33 |
Учебно-тематический план 2 класс
№ | Название раздела | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Практические занятия |
1 | Я и Я | 5 | 2 | 3 |
2 | Я и семья. | 6 | 4 | 2 |
3 | Я и школа. | 7 | 4 | 3 |
4 | Я и моё отечество. | 10 | 5 | 5 |
5 | Я и планета. | 6 | 2 | 4 |
6 | Итого: | 34 | 17 | 17 |
Содержание программы 2 кл.
№ | Наименование разделов, тем | Всего | Формы организации образовательного процесса | Виды деятельности | УУД | Дата | |
По плану | По факту | ||||||
I. | Раздел «Я и я» - 5час | ||||||
1. | Конституция – основной закон страны | 1 | беседа | Проблемно-ценностное общение | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России. | 02.09 | |
2. | Я – ученик. | 1 | Беседа с творческим заданием. | Познавательная деятельность | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как ученик. | 09.09 | |
3. | Я и мои друзья. | 1 | Игра | Игровая деятельность | Регулятивные универсальные учебные действия | 16.09 | |
4. | Кому нужна наша помощь? | 1 | Обсуждение | Проблемно-ценностное общение | Нравственно-этическая ориентация. | 23.09 | |
5. | Кто я? Какой я? | Диагностика | Проблемно-ценностное общение | Нравственно-этическая ориентация.
| 30.09 | ||
II. | Раздел «Я и семья» - 6час | ||||||
16. | Мои обязанности по дому. | 1 | Деловая игра | Игровая деятельность | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как член семьи. | 14.10 | |
7. | Моя мама лучшая на свете. Фотоколлаж. | 1 | КТД | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как член семьи. | 21.10 | ||
8. | Я горжусь своим отцом. | 1 | Конкурс сочинений. | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как член семьи. | 28.10 | ||
9. | Сказки моей бабушки | 1 | Встреча с интересными людьми. | Познавательная деятельность. | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как член семьи. | 11.11 | |
10. | Папа, мама, я – спортивная семья. | 1 | Конкурс | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как член семьи. | 25.11 | ||
11. | Праздник – поздравление к дню Матери. | 1 | Праздник | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как член семьи. | 02.12 | ||
III. | Раздел «Я и школа» - 7час | ||||||
12. | Школьная символика: гимн, герб, флаг. | 1 | Экскурсия | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как ученик. | 09.12 | ||
13. | Устав – обязанности школьника. | 1 | Беседа | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как ученик. | 16.12 | ||
14. | Школьная форма. | 1 | Творческий конкурс | Проблемно-ценностное общение | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как ученик. | 23.12 | |
15. | Я люблю свою школу. Презентация о школе. | 1 | Презентация о школе. | Познавательная деятельность | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как ученик. | 30.12 | |
16. | Самый уютный класс. | 1 | ОПТ генеральная уборка | Трудовая деятельность | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | 13.01 | |
17. | Мы – дежурим по школе. | 1 | Беседа | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как ученик. | 20.12 | ||
18. | Дневник – лицо ученика. | 1 | Выставка | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как житель города. | 27.01 | ||
IV. | Раздел «Я и моё Отечество» - 10час | ||||||
19. | Мой любимый город. Беседа. | 1 | Беседа с элементами игры | Познавательная деятельность | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как житель города. | 03.02 | |
20. | Символы России, города, школы. | 1 | Конкурс. | Познавательная деятельность | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация. | 10.02 | |
21. | Они защищали Родину. | 1 | Конкурс стихов о воинах земляках. | Познавательная деятельность | Регулятивные универсальные учебные действия | 24.02 | |
22. | Экскурсия в прошлое нашего города. | 1 | Экскурсия | Познавательная деятельность | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация. | 03.03 | |
23. | О чем шепчут названия улиц родного города. | 1 | Конкурс рисунков. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | 10.03 | ||
24. | Герои ВОВ – наши земляки. | 1 | Экскурсия | Познавательная деятельность | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация. | 17.03 | |
25. | Знаменитые люди нашего города. | 1 | Заочное путешествие. | Познавательная деятельность | Поиск и выделение необходимой информации, в том числе и решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ. | 24.03 | |
26. | Поэты и писатели нашего города. | 1 | Библиотечный час | Познавательная деятельность | Поиск и выделение необходимой информации, в том числе и решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ. | 31.03 | |
27. | Мой город – мой завод. | 1 | Встреча с интересными людьми | Познавательная деятельность | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация. | 07.04 | |
28. | Акция «Помоги другу» | 1 | Акция | Трудовая деятельность | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация. | 14.04 | |
V. | Раздел «Я и планета» - 6час | ||||||
29. | Мы жители планеты Земля. | 1 | Заочное путешествие | Познавательная деятельность | Поиск и выделение необходимой информации, в том числе и решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ. | 21.04 | |
30. | Конкурс рисунков « Земля – твой дом » | 1 | Конкурс рисунков | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация. | 28.04 | ||
31. | Птицы нашего края. | 1 | Праздник | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | 05.05 | ||
32. | Мягкие лапки, а в лапках царапки | 1 | Конкурс «Кис – кис» | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | 12.05 | ||
33. | Десант чистоты и порядка. | 1 | Трудовой десант | Трудовая деятельность | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация. стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды | 19.05 | |
34. | Красная книга Кировской области. | 1 | Проект. | Познавательная деятельность | Регулятивные универсальные учебные действия. стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды | 26.05 | |
Итого: | 34 |
Учебно - тематический план 3 класс
№ п/п | Название раздела (темы программы) | Общее количество Часов | Часы аудиторных Занятий | Часы внеаудиторных занятий | |
I | «Я и Я» | 5 ч. | 4 | 1 | |
II | « Я и семья» | 8 ч. | 7 | 1 | |
III | «Я и школа» | 7 ч. | 7 | ||
IV | «Я и моё Отечество» | 7 ч. | 6 | 1 | |
V | «Я и планета» | 7 ч. | 5 | 2 | |
Итого: | 34 | 29 | 5 |
Содержание программы 3 класс
№ п/п | Название темы | Количество Часов | Форма организации Образовательного процесса | Вид деятельности | Развитие УУД | Дата проведения | |
По плану | По факту | ||||||
I | «Я и Я» | 5 | |||||
1 | Кто что любит и умеет? | 1 | Беседа | Проблемно – ценностное общение | осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями; | 2.09 | |
2 | Мы все такие разные. | 1 | Беседа | Проблемно – ценностное общение | осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями; | 9.09 | |
3 | Мои любимые книги. | 1 | Час библиотеки | Художественное творчество | Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 16.09 | |
4 | Человек. Личность. Гражданин. | 1 | Диспут | Познавательная деятельность | Нравственно- этическая ориентация. | 23.09 | |
5 | Тест «Познай себя». | 1 | Тест | Диагностика | осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями; | 30.09 | |
II | « Я и семья» | 8 | |||||
6 | Почему меня так назвали? | 1 | проект | Проектная деятельность | Регулятивные универсальные учебные действия. | 14.10 | |
7 | Проект. «Здесь живёт моя семья». | 1 | проект | Проектная деятельность | Регулятивные универсальные учебные действия. | 21.10 | |
8 | Что значит быть хорошим сыном или дочерью? | 1 | Беседа | Проблемно – ценностное общение | Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор. | 28.10 | |
9 | Мой папа – мастер на все руки. | 1 | Презентация | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | 4.11 | ||
10 | Золотые руки. | 1 | Беседа | Проблемно – ценностное общение | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как член семьи. | 11.11 | |
11 | Мои семейные обязанности. | 1 | Игра | Игровая деятельность | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как член семьи. | 25.11 | |
12 | Копилка добрых дел. | 1 | Ролевая игра | Игровая деятельность | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | 2.12 | |
13 | Доброта в сказках и стихах. | 1 | Час библиотеки | Художественное творчество | Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 9.12 | |
III | «Я и школа» | 7 | |||||
14 | Мой класс – моя семья. | 1 | Дискуссия | Познавательная деятельность | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. | 16.12 | |
15 | Каков я в школе. | 1 | Беседа | Познавательная деятельность | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как ученик. | 23.12 | |
16 | Устав школы. | 1 | Беседа | Познавательная деятельность | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как ученик. | 30.12 | |
17 | Режим дня школьника. | 1 | Игра | Познавательная деятельность | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. | 13.01 | |
18 | Права и обязанности школьника. | 1 | Беседа | Познавательная деятельность | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. | 20.01 | |
19 | В мире вежливости. | 1 | Турнир | Игровая деятельность | Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 27.01 | |
20 | Диагностика сформированности классного коллектива. | 1 | Тест | Диагностика | Нравственно – этическая ориентация. | 3.02 | |
IV | «Я и моё Отечество» | 7 | |||||
21 | О чём шепчут названия улиц? | 1 | Экскурсия | Познавательная деятельность | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как житель города Вятские Поляны. | 10.02 | |
22 | Герои – мои земляки. | 1 | Музейное занятие | Познавательная деятельность | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как житель города Вятские Поляны. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 24.02 | |
23 | Проект. «Открытка ветерану». | 1 | Проекта | Проектная деятельность | Регулятивные универсальные учебные действия. | 3.03 | |
24 | Победа деда – моя победа. | 1 | час общения | Познавательная деятельность | Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор | 10.03 | |
25 | Есть такая профессия – Родину защищать. | 1 | Беседа | Познавательная деятельность | Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор | 17.03 | |
26 | Наша область. Символы Вятского края. | 1 | Беседа | Познавательная деятельность | Осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; | 24.03 | |
27 | Дорогая моя столица. | 1 | Заочная экскурсия | Познавательная деятельность | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как житель России. | 31.03 | |
V | «Я и планета» | 7 | |||||
28 | Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живёшь! | 1 | Экскурсия | Познавательная деятельность | стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды | 14.04 | |
29 | Чем живёт планета? | 1 | Беседа | Познавательная деятельность | стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды | 21.04 | |
30 | Животные и растения рекордсмены из Красной книги Кировской области. | 1 | Беседа | Познавательная деятельность | стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды | 28.04 | |
31 | День славянской письменности. | 1 | Беседа | Познавательная деятельность | Осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; | 5.05 | |
32 | Мы в ответе за тех, кого приручили. | 1 | Сообщение | Проектная деятельность | стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды | 12.05 | |
33 | Проект. «Если был бы я волшебником». | 1 | Проект | Проектная деятельность | Регулятивные универсальные учебные действия. стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды | 19.05 | |
34 | Мы - патриоты. | 1 | Беседа | Познавательная деятельность | Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как житель России. | 26.05 | |
Итого | 34 часа |
Учебно –тематический план 4 класс.
№ | Название раздела (темы программы) | Общее количество часов. | Часы аудиторных занятий. | Часы внеаудиторных занятий. |
1 | «Я и я» | 8 ч. | 8 ч. | |
«Я и моя семья» | 8 ч. | 4 ч. | 4 ч. | |
3 | «Я и школа» | 5 ч. | 4 ч. | 1 ч. |
4 | «Я и моё Отечество» | 7 ч. | 3 ч. | 4 ч. |
5 | «Я и планета» | 6 ч. | 4 ч. | 2 ч. |
Итого: | 34 ч. | 23 ч. | 11 ч. |
Содержание программы 4 класс.
№ | Название темы. | Кол. Часов. | Форма организации образовательного процесса. | Вид деятельности. | Развитие УУД. | Дата проведения | |
По плану | По факту. | ||||||
1 | «Что такое хорошо, что такое плохо?» | 1 | Обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций | Проблемно-ценностное общение | Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор. | ||
2 | Мои любимые книги. | 1 | Беседа | Познавательная деятельность | Нравственно-этическая ориентация. | ||
3 | «Кто я? Какой я?» | 1 | Диагностика | Проблемно-ценностное общение | Нравственно-этическая ориентация. | ||
4 | Откуда я родом? | 1 | Проект | Проектная деятельность | Регулятивные универсальные учебные действия | ||
5 | Хочу и надо. | 1 | Беседа | Проблемно-ценностное общение | Установление связи между результатом учения и ради чего она осуществляется. Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор. | ||
6 | Тест «Познай себя» | 1 | Диагностика | Проблемно-ценностное общение | Нравственно-этическая ориентация. | ||
7 | Законы жизни. | 1 | Дискуссия | Проблемно-ценностное общение | Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор. | ||
8 | Мир моих интересов | 1 | Выставка | Досугово-развлекательная | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | ||
9 | В гостях у предков. | 1 | Экскурсия | Познавательная деятельность | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация. | ||
10 | Загляните в старенький альбом. | 1 | Библиотечный час | Познавательная деятельность | Поиск и выделение необходимой информации, в том числе и решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ. | ||
11 | Спешите творить добро. | 1 | Акция | Общественно-полезная | Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор. | ||
12 | Герб моей семьи. | 1 | проект | Проектная деятельность | Регулятивные универсальные учебные действия | ||
13 | Моя родословная. | 1 | презентация | Познавательная деятельность | Поиск и выделение необходимой информации, в том числе и решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ. | ||
14 | Пожилые люди – мудрые люди. | 1 | акция | Общественно-полезная | Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор. | ||
15 | Играем с малышами | 1 | Акция | Общественно-полезная | Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор. | ||
16 | Наше семейное хобби | 1 | Конкурс | Досугово-развлекательная | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | ||
17 | По каким правилам мы живём? | 1 | Диспут | Проблемно-ценностное общение | Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
18 | Трудовой десант. | 1 | Трудовой десант | Трудовая деятельность | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | ||
19 | Школьный двор. | 1 | Проект | Проектная деятельность | Регулятивные универсальные учебные действия | ||
20 | Из истории моей школы. | 1 | Экскурсия | Познавательная деятельность | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. | ||
21 | Мои родители-выпускники школы № 2. | 1 | Проект | Проектная деятельность | Регулятивные универсальные учебные действия | ||
22 | История страны в названии улиц города. | 1 | Экскурсия | Познавательная деятельность | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация. | ||
23 | След ВОВ в жизни родного края. | 1 | Библиотечный час | Проблемно-ценностное общение | Нравственно- этическая ориентация. | ||
24 | Люблю тебя, моя Россия. | 1 | Конкурс стихов | Познавательная деятельность | Нравственно- этическая ориентация. Владение монологической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | ||
25 | Поговорим о толерантности. | 1 | Беседа | Проблемно-ценностное общение | Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор | ||
26 | Дети войны. | 1 | Устный журнал | Проблемно-ценностная | Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | ||
27 | Урок доброты и милосердия. | 1 | Акция | Проблемно-ценностное общение | Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор | ||
28 | Путешествие по стране. | 1 | Заочное путешествие | Познавательная деятельность | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация. | ||
29 | Судьба Земли – наша судьба. | 1 | Акция | Трудовая деятельность | Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор | ||
30 | Что такое экология? | 1 | Викторина | Проблемно-ценностное общение | Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор. Основы гражданской идентичности в форме осознания ответственности человека за общее благополучие. | ||
31 | Животные красной книги Кировской области. | 1 | Конкурс | Познавательная деятельность | Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | ||
32 | Природа края и поэзия. | 1 | Устный журнал | Познавательная деятельность | Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
33 | Знаешь ли ты страну? | 1 | Викторина | Познавательная деятельность | Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я», как гражданин России. | ||
34 | Семь чудес света. | 1 | Интеллектуально-познавательная игра | Познавательная деятельность | Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | ||
Итого: | 34 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
14. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.
15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
16. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.
17. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.
18. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
19. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.
20.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельностиЯ гражданин России
Программа внеурочной деятельности Я гражданин России...
Программа внеурочной деятельности "Моя Россия".
Данная программа разработана и осуществлена в июне 2020 года....
Программа внеурочной деятельности Орлята России
Программа разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с целью уд...
Программа внеурочной деятельности "Орлята России"
Рабочая программа «Орлята России» предназначена для организации внеурочной деятельности направленности коммуникативная деятельность в 1-4 классах....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России" /2 класс/
Это программа воспитания детей младшего школьного возраста, созданная на принципах патриотизма и гражданственности, способствующая приобщению детей к традиционным ценностям российского общества, разви...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России" 1-4
Программа предлагает школьникам разнообразные возможности для реализации их потенциала, помогая им научиться работать в команде, преодолевать трудности и достигать поставленных целей. Участие в «...
Программа внеурочной деятельности " Патриоты России"
Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса в рамках реализации духовно-нравственного направления «Патриоты России&ra...