Методики диагностирования
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В папке собраны методики диагностирования педагогического коллектива .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.k-v.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика пед. коллектива.
(Ю.А.Конаржевский "Формирование педагогического коллектива", М.,1997г.)
"Совершенно несомненно, что нельзя воспитать коллектив, если пятнадцать педагогов будут каждый воспитывать кто как умеет, и кто как хочет" (А.С.Макаренко)
"Пед. коллектив – это своего рода стержень школы. Школа как очаг воспитания, как сила идейного влияния старшего поколения на подрастающее, как центр многогранной духовной жизни живёт только в пед. коллективе" (В.А.Сухомлинский)
Через потребность знать себя, самовоспитываться, самообразовываться ----- выходить на познание воспитанников.
Алгоритм проведения методики "откровенный разговор" – "Какие мы учителя и воспитатели".
Группа доверия 3-4 человека
Сочинения в классах: "Мой любимый учитель", "Учитель моей мечты" и т.д.
Метод незаконченных суждений: "Настоящий учитель – это…" и т.д.
Методика "Стиль общения учителей" (заполняется учениками на каждого учителя)
№ | высказывание | Никогда-0 | Всегда + | Иногда -- |
- Учитель умеет правильно предсказать мои результаты
- Мне трудно найти контакт с учителем
- Я считаю, что учитель справедливый человек
- Учитель умеет правильно подготовить меня к ответственным мероприятиям
- Учитель не всегда чуток в общении со мной
- Слово учителя для меня закон
- Учитель интересно организует работу на уроке
- Я вполне доволен учителем
- Учитель недостаточно требователен ко мне
- Учитель всегда может дать мне нужный совет
- Я полностью доверяю учителю
- Для меня очень важна оценка учителя
- Учитель работает с нами по надёжной программе
- Работать с учителем одно удовольствие
- Учитель недостаточно уделяет мне внимания
- Учитель не оценивает мои индивидуальные способности
- Учитель плохо чувствует моё настроение
- Учитель всегда выслушивает моё мнение
- Мне нравятся методы работы учителя
- Учитель наказывает меня за каждый проступок
- Учитель не всегда откровенен с нами
- Учитель правильно понимает моё настроение
- Я стремлюсь быть похожим на учителя
- У нас с учителем строго деловые отношения
Подсчитать баллы по свойствам: эмоциональный, поведенческий.
На основе анализа выявляется рейтинг учителей: 10 –ка лучших, 7-ка лучших, 3-ка лучших (маленькая школа).
Откровенный разговор (подгруппы 4-5 человек): руководитель группы доверия предлагает составить "дефектную ведомость" учителя и "дефектную ведомость" классного руководителя. Цель – рефлексия учителя: есть ли у него подобные недостатки - дефекты.
Анализ всех методик, отрывки из сочинений.
Составляется коллективный портрет идеального учителя.
Т.о., таковым может стать каждый педагог, если в школе будет сформирован педагогический коллектив единомышленников.
2 этап: изучение сплочённости пед. коллектива и межличностных отношений учителей в нём.
Метод "незаконченных суждений" для учителей: "Мне нравится коллектив, в котором…" и т.д.
Создание "коллективного портрета пед.коллектива".
Проведение социометрического эксперимента по изучению межличностных отношений (результаты его остаются в тайне).
- Социометрические карточки на руки
- На доске – список учителей пронумерованный по порядку: вначале фамилии женщин, наиболее активные общественницы – в конце; затем – активные общественники- мужчины, потом остальные учителя-мужчины.
- Каждый учитель ставит в правом верхнем углу карточки свой номер по списку на доске.
- Вопрос: "Назовите трёх членов коллектива, с кем бы вы отправились в заграничную поездку." Или "Кого бы из своих коллег вы пригласили на свой день рождения?".
- Каждый учитель записывает на карточке номера трёх учителей по списку.
- Карточки собираются и полученный материал обрабатывается с помощью таблицы:
Кто выбирает | Кого выбирают? | 1. | 2. и т.д. по кол-ву учителей |
- Иванова П.Т.
- Сидорова М.И.
- и.т.д. всех учителей
Количество выборов
Количество взаимных выборов
- Выборы и взаимовыборы, находящиеся в левом верхнем секторе (половина), показывают выборы среди учителей-женщин; в правом нижнем секторе – между мужчинами; в центральном секторе – между активистами, в правом верхнем и левом нижнем – между мужчинами и женщинами.
- Исходя из данных матриц, высчитывается индекс групповой сплочённости.
С= _число взаимных выборов
Теоретически возможное
число взаимных выборов (ум-ние кол-ва учителей на 3). Число взаимных выборов подсчитывается по данным матрицы через суммирование. Чем ближе к единице величина индекса, тем более сплочён коллектив.
- Социограмма строится на основе социоматрицы (по типу кружки с номерами со стрелками друг к другу).
Метод анкетирования (вопросы произвольные, касающиеся отношений в коллективе).
3 этап: составление карты-характеристики пед.коллектива.
Качество выражено слабо | Качество выражено средне | Качество выражено Ярко | |
1. | 2. | 3. | 4. |
НАПРАВЛЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА
1.Коллектив выше
всего ставит
положительные
духовные запросы.
2.Коллектив отличают
устойчивые
общественно значимые
интересы.
3.Коллектив осуществляет
свои интересы на деле.
4.Коллектив активен,
полон творческой энергии
5.Коллектив высоко
ставит честность,
бескорыстие, дружбу.
6.В коллективе высоко
желание трудится сплочённо.
7.Коллектив стремится
общаться и сотрудничать
с другими группами.
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО КОЛЛЕКТИВА
1.Коллектив представляет
устойчивое единое целое.
Отдельные группировки
активно взаимодействуют.
2.Вопросы взаимопомощи
решаются разумно
и доброжелательно.
3.Коллектив хорошо
относится к новым членам,
помогает им освоится
и "прижиться"
4. Высокая согласованность
действий
5. Ошибки в согласовании
действий быстро
исправляются
6. В трудных условиях коллектив
сплачивается ещё теснее
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО КОЛЛЕКТИВА
1.Члены коллектива
прислушиваются к
мнению товарищей
2. .Члены коллектива
легко находят общий язык,
решая коллективные задачи
3. Коллектив быстро оценивает
перемены в обстановке и
создаёт новое общественное
мнение
4. Приняв решение, сразу
приступает к его выполнению
5. Доводит дело до конца
6. Коллектив способен
на разумный и оправданный риск
4 этап: составление карты-схемы изучения психологического климата в пед.коллективе
Заполняется по методу независимых характеристик членами коллектива и руководителями школы посредством оценивания каждого качества в баллах:
+ 3 – данное свойство присуще коллективу всегда
+ 2 - данное свойство присуще в большинстве случаев
+ 1 – данное свойство не проявляется достаточно заметно
0 - данное свойство не проявляется достаточно часто
- 1 – данное свойство проявляется достаточно часто
- 2 - данное свойство проявляется в большинстве случаев
- 3 - данное свойство проявляется всегда
+ | + | + | - | - | - | ||||
3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | |||
1. | 2. | 3. | 4 | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | |
1. В коллективе преобладает бодрый, жизнерадостный тон | 1.В коллективе преобладает настроение подавленности | ||||||||
2.Во взаимоотношениях между членами коллектива наблюдается доброжелательность | 2.Во взаимоотношениях между членами коллектива возникают конфликты, наблюдается агрессия | ||||||||
3. В коллективе ценится доброжелательность, велико желание трудится вместе. | 3. В коллективе нет стремления к сотрудничеству. | ||||||||
4. В отношении между группировками внутри коллектива возникает взаимопонимание | 4. . В отношении между группировками внутри коллектива возникают конфликтные отношения. | ||||||||
5. Члены коллектива привыкли бывать вместе, совместно проводить свободное время.
| 5.Члены коллектива не стремятся проводить свободное время вместе | ||||||||
6. Успехи (неудачи) вызывают поддержку (сопереживание) у коллег. | 6.Успехи (неудачи) одних оставляют равнодушными других | ||||||||
7.Доброжелательное отношение к новым членам. | 7.К новичкам отношение равнодушное | ||||||||
8. Коллектив активен, полон энергии. | 8. Коллектив пассивен и безинициативен. | ||||||||
9. В коллективе существуют справедливые отношения ко всем членам коллектива | 9. В коллективе незаслуженно поощряют одних, наказывают других. | ||||||||
10.Члены коллектива откликаются на проблемы, стоящие перед ними. | 10.Члены коллектива стремятся удовлетворить личные потребности, не задумываясь о проблемах, стоящих перед коллективом. | ||||||||
11.Во взаимоотношениях между членами коллектива преобладает одобрение и поддержка | 11. К мнению одних членов коллектива другие относятся критически. | ||||||||
12. В проявлении межличностных отношений наблюдается эмоциональное единство коллектива | 12. Каждый считает свою точку зрения главной и относится нетерпимо к мнению других | ||||||||
13. В коллективе преобладает поддержка слабых | 13. В коллективе существует каждый сам по себе | ||||||||
14. Похвала и поощрение коллектива вызывают сближение его членов | 14. К похвале и поощрению коллектив относится равнодушно | ||||||||
15. У учителей проявляется чувство гордости за свой коллектив | 15.Члены коллектива относятся безразлично к мнению коллектива |
Выводы и обобщения:
- Определить направления мотивов поведения в коллективе.
- Оценить эффективность совместной деятельности.
- Оценить сплочённость коллектива по сходству общности оценок показателей психологического климата.
- На основе полученной информации разработать мероприятия по развитию коллектива (до этого желательно провести диспут на тему: "Что такое пед. коллектив?").
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностирование орфографической зоркости. Создание и запись с помощью слогов новых слов.
"На уроке продолжается формирование навыков письма слов с изученными орфограммами, вырабатываются навыки грамотного письма"...
Методики психолого-педагогического диагностирования психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе
Комплекс методик диагностирования всех составляющих психологической готовности дошкольников к обучению в школе...
ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ДОСТИГНУТЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Выступление на секции учителей НОО в рамках августовской конференции 2015-2016 уч.годОдним из звеньев инновационной составляющей в педагогической деятельности учителя, является тестовый контроль.Тесто...
Презентация к уроку обучения грамоте по теме: "Диагностирование орфографической зоркости. Запись слов под диктовку. Запись новых слов из букв, имеющихся в записанных словах."
В презентации представлени необходимый наглядный материал для проведения урока....
Учебно-методический комплект к уроку русского языка "Диагностирование орфографической зоркости"
"Диагностирование орфографической зоркости"...
Одаренный ребенок в начальной школе: диагностирование и работа с ними
Я вообще не верю в одну единственную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески … Ф.И. Шаляпин ...
Комплекс методик по диагностированию личностных и метапредметных результатов в процессе освоения программы «Занимательный английский»
В данном методическом пособии представлены основные типы методик для оценки сформированности универсальных учебных действий личностных и метапредметныз результатов. Пособие адресовано учителям начальн...