Одаренный ребенок в начальной школе: диагностирование и работа с ними
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennyy_rebenok_v_nachalnoy_shkole.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Одаренный ребенок в начальной школе: диагностирование и работа с ними
Я вообще не верю в одну единственную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески …
Ф.И. Шаляпин
Одной из насущных задач школы является выявление детей, обладающих особыми способностями, и организация работы с ними, поскольку в детском возрасте трудно осознать и реализовать свои наклонности без поддержки взрослых. Эту функцию должны взять на себя родители и школа. Основной задачей семьи является выявление способностей малыша, а школы – их поддержка и развитие. Детей называют национальным достоянием и будущим страны. Если говорить об одаренных детях, то они составляют ее основной творческий и интеллектуальный потенциал. Роль учителя в определении способностей школьников невозможно переоценить. Ведь чем раньше он сумеет разглядеть в одном или нескольких из сидящих в классе ребят наделенных особыми дарами, тем больше вероятности направить их талант в нужное русло и дать возможность полностью реализовать себя в данном направлении. Многое зависит от дифференцированного и индивидуального подхода, желания и – главное – умения учителя заметить талант ребенка и позволить ему раскрыться. Одаренность можно определить как комплексное свойство психики, определяющее способность человека достигать в одной или многих видах деятельности высоких результатов. Когда речь заходит об одаренности психологи, педагоги делятся на два лагеря: одни считают, что все дети от природы наделены определенными талантами, другие утверждают , что по-настоящему одаренные ребята встречаются очень редко.
Талантливые дети выделяются на фоне остальных яркими, порой даже выдающимися успехами или имеют потенциал для достижения подобных вершин. Очень часто талант проявляется в успехах в сферах деятельности, которые имеют неорганизованный, самодеятельный характер. Нельзя судить о способностях школьников лишь по их успеваемости в учебе. Большое значение имеет форма деятельности, в которой ребенок проявляет инициативу. Талант детей часто бывает закономерностью их возрастного развития. Нередко одаренный ребенок в начальной школе не может самостоятельно проявить свои способности. Ответственность семьи и педагогов в раскрытии и создании условий для дальнейшего развития его таланта очень велика. Даже в младших классах нередко встречаются дети, которые не ограничиваются работой со школьным учебником, а изучают дополнительную литературу: энциклопедии, журналы, словари, по собственной инициативе работают над развитием своего интеллекта, проявляют недюжинные творческие способности. Есть неписаное правило поведения с такими учениками: никакого насилия над волей или принуждения: исключительно стимулирование личной увлеченности. Подход к одаренным малышам должен быть строго индивидуальным. Педагог обязан уметь правильно организовать работу с такими детьми. Причем цель состоит не в быстром и полном усваивании школьной программы или победе над другими, а в победе над самим собой, повышении собственной самооценки посредством преодоления трудностей, нахождения новых, неординарных решений и прогрессе в собственном, данном от природы темпе. Основной задачей учителя является развитие у ребенка способности осознавать свои достижения, сравнивать себя не с другими, а с собой, стимулировать стремление к самосовершенствованию. Для того педагог должен быть квалифицированным, любить свое дело, проявлять к работе творческий подход, не бояться экспериментировать, обладать высоким уровнем интеллекта и нравственности, уметь применять новейшие методики в обучении, педагогике, быть одновременно наставником, другом, хорошим организатором, разбираться в очень многих областях жизни. Главными направлениями работы с талантливыми школьниками являются: умение сохранять последовательность и преемственность основных методов, применяемые в дошкольных учреждениях, и плавно, незаметно для ребенка менять их на новые, более подходящие для начальной школы; создание благоприятных условий для успешного обучения и развития одаренных малышей в младших классах; применение системы дополнительного образования, целью которой является удовлетворение быстро развивающихся и меняющихся интеллектуальных, образовательных, социально-культурных потребностей наделенных талантом детей, которая позволит им выйти за рамки школьного образования. Работу можно условно разделить на 4 этапа:
Организационный Основным направлением данного этапа является изучение концепций, методик, научных работ психологов, педагогов, повышение уровня компетентности в области психологии одаренных детей и методов работы с ними.
Этап начального поиска. Целью данного этапа является сбор информации о поступающем в первый класс малыше. Источниками могут быть родители, воспитатели, сами дети, психологи. На практике это осуществляется посредством посещения занятий в дошкольных учреждениях для определения уровня способностей каждого ребенка, разговора с воспитателями. До конца первой четверти учитель должен суметь выявить основные наклонности малышей и составить для каждого из них индивидуальную карту интересов
Рекомендуется применять методики, которые давно используются для определения умственных способностей: тесты Равеня, Векслера. С целью выявления уровня творческих способностей используют системы Торранса, Гилфорда, особые способы определения уровня социального и психологического развития и так называемой доминирующей мотивации индивидуума. Необходимо также изучать область физического развития детей. На данном этапе выявление одаренности детей в школе проходит при их участии: посредством выполнения специальных тестов, которые определяют наличие таланта, оптимальную сферу его дальнейшего приложения. Психолог составляет рекомендации для дифференцированного подхода к талантливым детям. Вся информация используется для создания индивидуальной характеристики каждого поступившего в начальный класс ребенка.
Третий этап работы — это оценка и коррекция. Его цель – создание благоприятных условий для скорейшего развития талантливых ребят, способности которых пока, возможно, находятся в зародыше, или детей, хотя бы ненамного опережающих сверстников по уровню интеллекта. При грамотном подходе возрастает вероятность качественного скачка в их развитии. Успех работы в огромной степени зависит от правильной организации процесса образования в младших классах. Сами малыши проявляют большое рвение в учебе как под руководством педагога, так и самостоятельно. Для раскрытия и последующего развития интеллектуальных, познавательных, творческих способностей используют одновременно школьные уроки и внеурочную деятельность. Можно проводить викторины, познавательные и интеллектуальные игры, конкурсы, дающие возможность каждому из детей проявлять и повышать свои умственные, эмоциональные, психологические и физические возможности. Основной характеристикой данного этапа является быстрое осваивание детьми навыкового содержания обучения как под руководством педагога, так и самостоятельно. Можно применять оригинальную методику внеклассной работы, успешно практикуемую во многих школах: один урок уделять выполнению занимательных тестов для развития детского интеллекта, другой – чтению и разбору сказок, третий – увлекательной истории, четвертый – ритмике. Каждый учитель может сам составить программу внеурочных занятий, ориентируясь на наличии у своих подопечных тех или иных наклонностей. Акцент должен делаться на развитие творческих, познавательных способностей ребят, повышение их интеллектуального уровня, пробуждение интереса к новым областям: ведь не исключено, что ребенок обладает особыми талантами в сферах, которые пока ему не знакомы.
Можно проводить также фестивали наук. Это особый вид внеурочных занятий, которые нацелены на формирование позитивной мотивации по отношению к процессу обучения, создания благоприятных условий для детального изучения серьезных наук. Преподаватель должен уметь дать детям возможность совершенствовать свои способности и реализовывать потенциал в совместной деятельности с ровесниками и руководителями посредством самостоятельной работы. Дети должны принимать активное участие в научно-практических мероприятиях как в рамках школы, так и вне ее.
Четвертым этапом является завершающий отбор. К моменту окончания четвертого класса учитель должен провести индивидуальную оценку интеллектуальных, творческих, познавательных возможностей каждого ребенка посредством разнообразных видов деятельности образовательно-воспитательного процесса, составить его характеристику. Собранная информация дает возможность более конкретно определить сферу и степень одаренности и способностей ребенка и является достаточно надежным основанием для прогнозирования возможного направления развития каждого из учеников. Учителю начальных классов следует продолжать следить за успехами своих подопечных, реализацией и развитием их талантов. Основными принципами работы с особо одаренными детьми должны быть: максимальное разнообразие возможностей для самореализации, увеличение количества внеурочных занятий и уделение им большего внимания, индивидуализация процесса обучения, создание условий для работы детей не с учителем, а друг другом, предоставление полной свободы при выборе сфер дополнительного образования. Главными формами работы при этом должны быть: индивидуальные и групповые занятия с интеллектуально более развитыми школьниками, специальные курсы, факультативы, кружки, исследовательская и творческая деятельность, конкурсы, олимпиады, викторины. Работа не только с талантливыми, но и с обычными детьми должна основываться на утверждении:
«Если ребенок не проявляет себя ни в одной сфере, то это вина учителей и родителей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми в начальной школе
Данная проблема давно волнует меня. Хочу поделиться своим опытом с коллегами....
Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"
Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...
Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе учителя начальных классов, Николаевой Татьяны Ивановны, учителя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способност...
Выступление в 2019 г. на районном методическом объединении учителей начальных классов «Современные технологии в работе со способными и одаренными детьми в начальной школе»
laquo;Современные технологии в работе со способными и одаренными детьми в начальной школе»...
Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми.
Одаренный ребенок. Кто он?Формы и методы работы с одаренными детьми....
Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...
Работа с одаренными детьми в начальной школе /по материал из опыта работы/
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.Главная цель сейч...
- Мне нравится (2)