ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ДОСТИГНУТЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
статья на тему

Выступление на секции учителей НОО в рамках августовской конференции 2015-2016 уч.год

Одним из звеньев инновационной составляющей в педагогической деятельности учителя, является тестовый контроль.Тестовый контроль- это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок и восполнение пробелов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кутуликская средняя школа

Выступление на секции учителей начальных классов в рамках августовской конференции 2015-2016 учебного года

Тема: «Инновационная составляющая в педагогической деятельности учителя в условиях реализации ФГОС НОО

Тема выступления: ТЕСТИРОВАНИЕ  КАК  ФОРМА  КОНТРОЛЯ

И ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ДОСТИГНУТЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Подготовила: Бриченко Наталья Васильевна

(1 слайд)

Введение стандарта начального образования предъявляет определенные требования к проверке результатов обучения, которая должна установить готовность учащихся к восприятию нового учебного материала, проверить у них уровень формирования представлений и понятий, выявить возможность дальнейшего продвижения их в обучении.

Специфика естественнонаучных предметов, характеризующихся высоким уровнем интеграции материала в содержании и недостаточностью времени, требует ускорения процесса проверки знаний учащихся. Это возможно за счет использования тестирования. (2слайд) 

Одним из звеньев инновационной составляющей в педагогической деятельности учителя, является тестовый контроль.

Тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок и восполнение пробелов. Однако, как показывает практика, недопонимание его технологических особенностей не всегда приводит к адекватному использованию тестов в учебном процессе. В этой связи остановимся на некоторых аспектах составления и применения тестирования в начальной школе.  (3 слайд)

Прежде всего, следует уточнить суть понятий «тест» и «тестовое» задание, которые зачастую смешиваются. В переводе с английского test – испытание, исследование. Можно сказать, что «тест – объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу» (А.К. Майоров). Применительно к технологии тестирования это означает использование для проверки знаний совокупности стандартизированных заданий, предъявляемых малыми порциями, но охватывающих большой круг оперативно проверяемых вопросов, требующих коротких однозначных ответов.

Виды тестов

Для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами.

Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются более объективным показателем обученности, чем оценка.

Тесты достижений отличаются от психологических тестов (способностей, интеллекта). Их отличие состоит, во-первых, в том, что с их помощью изучают успешность овладения конкретным, ограниченным определенными рамками, учебным материалом, например, разделом математики или курсом окружающий мир. Во-вторых, различие между тестами определяются целями их применения. Наряду с тестами достижений, предназначенными для оценки усвоения знаний по конкретным дисциплинам, разрабатываются и более широко ориентированные тесты. Это, например, тесты на оценку отдельных навыков. Еще более широко ориентированными являются тесты для изучения умений, которые могут пригодиться при овладении рядом дисциплин, например, навыки работы с учебником, математическими таблицами, энциклопедиями и словарями.

Существуют также тесты, направленные на оценку влияния обучения на формирование логического мышления, способности рассуждать, строить выводы на основе анализа определенного круга данных и т.д. Эти тесты в наибольшей степени приближаются по своему содержанию к тестам интеллекта.

Отдельные тесты достижений можно объединять в тестовые батареи, что позволяет получать профили показателей успешности обучения по разным дисциплинам.  К ним можно отнести Комплексные контрольные работы, адаптированные к тестовому варианту. (4 слайд)

По форме проведения тесты могут быть: индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми, предметными, компьютерными, вербальными и невербальными. При этом каждый тест имеет несколько составных частей: руководство по работе с тестом, тестовую тетрадь с заданиями и, если необходимо,  лист ответов, шаблоны для обработки данных.

Если тестирование проводится с одним испытуемым, то такие тесты носят название индивидуальных, если с несколькими - групповых. Каждый тип тестов имеет свои достоинства и недостатки. Преимуществом групповых тестов является возможность охвата больших групп испытуемых одновременно, возможность обработки данных на ЭВМ и др.

Основным недостатком групповых тестов является снижение возможностей у педагога добиться взаимопонимания с испытуемыми, заинтересовать их. Кроме того, при групповом тестировании затруднен контроль за функциональным состоянием испытуемых, таким, как тревожность, утомление и др. Индивидуальные тесты лишены этих недостатков.

Тестирование широко используется нами для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самоподготовки учащихся.  

Результаты тестирования  выступают  как оценка качества преподавания. 

( 5 слайд)

По структуре тесты делятся: тесты на выборку ответы даются в виде повествовательных предложений, из которых ученик должен выбрать верный. При этом могут быть запрограммированы для выбора один или несколько ответов. Это самый распространенный вид тестов. Близкими к тестам на выборку являются тесты по методу исключения понятия, когда ответ на вопрос дается не предложением, а отдельными словами. Исключив (чаще всего путем зачеркивания) неправильные ответы, ученик автоматически выделяет верные и невольно акцентирует на них внимание.

Применяются также тесты по принципу неоконченных слов, предложений, когда ученику предлагается закончить запись. Часто тесты требуют ответов да, нет, не знаю. Могут быть тесты, решение которых приводит к созданию схем, графиков — это объединение стрелками («дорожками») элементов, связанных между собой знаний. Работа с такими тестами помогает ребенку устанавливать связь между понятиями. Нередко этот вид тестов называется «тест-перекрест», так как при рисовании стрелок они почти всегда пересекаются. Названная система видов тестов является открытой и достаточно интересной для начальной школы.

Как было уже сказано, тесты применимы и в групповой деятельности. В этом случае работа группы организуется так, чтобы учащиеся могли обсуждать выбираемый ответ. Это способствует формированию коммуникативных качеств, умения отстаивать свою точку зрения, внимательно выслушивать собеседника. Групповая работа с тестами, как правило, применяется при закреплении знаний и не преследует цели контроля достижений учащихся.

Групповая работа с тестом в I классе организуется только в том случае, если есть читающие дети. В каждой группе должен быть хотя бы один читающий ребенок. Оптимальный вариант группы — три человека.

В образовательном процессе тесты имеют большое значение. По результатам выполнения тестов можно судить об уровне знаний, умений и навыков учащихся, о степени развитости их некоторых личностных качеств, а значит, об успешности или, наоборот, неуспешности определенного этапа обучения для всего класса или отдельных учащихся. Тесты предполагают наличие у пользователя определенного объема информации, поэтому они чаще всего применяются при повторении и закреплении знаний. (6 слайд) 

Здесь тесты обеспечивают возможность учителю получить достаточно оперативную обратную связь о результатах усвоения учебного материала (отдельного вопроса или темы в целом) учащимися класса. Это очень важная функция тестов, так как она позволяет экономить время, выделяемое на проверку знаний, вовремя корректировать учебный процесс, а значит, повышать его эффективность. Для усвоения некоторых естественно-научных знаний нередко приходится прибегать к выполнению детьми тренировочных заданий. И тесты в этих случаях вносят разнообразие в работу и делают этот процесс менее утомительным.

Тесты дают возможность для выявления уровней знаний учащихся, некоторых индивидуальных характеристик учебной деятельности детей, таких, как темп деятельности, сосредоточенность, степень развитости памяти, внимания, отношение к делу. Следовательно, работа с тестами помогает изучать личностные особенности каждого ученика и продуктивнее организовать учебный процесс. Таким образом, выполнение детьми тестовых заданий и последующий их анализ учителем способствуют творческому росту педагога, так как требуют от него поиска новых подходов в обучении и особенно в индивидуальной работе.

Тесты могут применяться на разных этапах урока, но чаще при повторении ранее изученного и закреплении нового материала Стандартом образования на проверку и контроль знаний учащихся в начальной школе по окружающему миру специальные уроки не предусмотрены, она должна занимать не более 15 минут.

По одному и тому же учебному материалу тесты могут быть разной степени трудности, что расширяет возможности учителя в реализации дифференцированного подхода в обучении, а ребенку позволяет успешно проявить себя на уровне своих возможностей. Как уже отмечалось, тест может предполагать один или несколько верных ответов. Понятно, что последний вариант труднее первого. Его можно предлагать сильным учащимся. Но этот же тест может быть разбит на несколько, предполагающих только один ответ. Слабые ученики поэтапно выполняют эти тесты и в результате покажут свои знания в усвоении того же материала, что и сильные. (7 слайд) 

Работа с тестами помогает ученикам уточнить знания. Хотя последние нередко бывают «приблизительными», но их достаточно, чтобы выбрать верный ответ и поверить в свои возможности. В работе с тестами совершенствуются внимание, память, стремление к улучшению результата, самоконтроль. Последнее качество развивается довольно эффективно в том случае, когда ученик имеет возможность после или во время работы с тестами открыть учебник, справочник, словарь и сопоставить свои ответы с информацией в книге (справочники и словари можно иметь по одному на класс). Это способствует развитию самоконтроля, умения работать со справочной литературой. Понятно, что если тест преследует цель контроля и проверки знаний, то справочная литература может быть использована после выполнения работы. В процессе же закрепления учебного материала на текущем уроке ученик вполне может пользоваться книгой. Это позволит отбросить сомнения, выделить верный ответ, который хорошо запоминается ввиду особой сосредоточенности внимания. В новом поколении наших учебников словарики стали их правомерным структурным компонентом.

Тесты, как правило, отражают информацию в обобщенной форме, поэтому способствуют развитию умения обобщать знания, четко формулировать ответ.

Дети с большим увлечением работают с тестами. Эта деятельность во многом напоминает им отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов. Как и в работе с названными занимательными материалами, при работе с тестами активизируется ориентировочный рефлекс «Что это такое?», являющийся проявлением врожденного любопытства, что, в свою очередь, выступает основой развития любознательности. (8 слайд)

Вместе с тем тесты имеют и недостатки. Иногда ученик случайно дает правильный ответ. Однако при неоднократной работе с тестами этот промах легко обнаруживается. Другой недостаток более существенный: учитель не имеет возможности проследить за ходом мысли ученика в процессе выполнения теста, практически исключена возможность формирования связной речи. Слишком частое использование тестов может привести к формализму в деятельности ученика, поэтому тесты не следует применять как единственную форму повторения и закрепления учебного материала.

В структуре проверки знаний  тесты могут быть предварительными, текущими, тематическими, повторными, периодическими, итоговыми.      

(9 слайд)

Тестовые задания можно дифференцировать по уровню сложности, что позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к ученику.

Согласно этой позиции, выделяются следующие уровни сложности (по П.И. Самойленко):

• Уровень А — задания, рассчитанные на усвоение основного понятия, на простое отображение материала на уровне узнавания и воспроизведения.

• Уровень В — включает более сложные задания на 2-4 логических шага. В этом случае ответы учащихся позволяют выявить умения применять знания в стандартных ситуациях.

Уровни А и В содержат вопросы обязательных результатов обучения, характеризующих основной уровень базовой подготовки учащихся.

• Уровень С — задания, требующие творческого использования знаний, позволяющих выявить умения применять знания в нестандартных ситуациях. Понимание уровня сложности тестового задания позволяет более точно оценивать его выполнение с использованием отметки в баллах: Уровень А — правильный ответ — 1; неправильный ответ или его отсутствие — 0.

Уровень В — правильный ответ — 2; неправильный ответ при наличии записи, содержащей верные логические шаги, — 1.

Уровень С — правильный ответ — 3; правильный ответ, сопровождающийся записями с ошибками, или неправильный ответ, записи которого свидетельствуют о правильности хода размышления, — 2; частичный ответ, который не доведен до логического завершения, — 1; в остальных случаях — 0. «Абсолютная успешность»- базовый уровень. «Относительная»-низкий уровень.

Заключение.

Систематическое применение тестов разных видов позволяет быстро и достаточно достоверно проанализировать успешность обучения. Результаты выполнения тестов обязательно анализируются, чтобы достичь осознания каждым обучаемым причины возникновения ошибки.

Опыт работы по изучению эффективности использования тестов показывает, что обучение работе с тестом лучше начинать с заданий закрытого типа на выбор одного правильного ответа, которые оказываются наиболее простыми для понимания. По мере изучения материала виды тестов усложняются. На первых этапах обучения методика использования тестов предполагает больше времени уделить обучению учащихся работе с каждым новым видом заданий.

Овладение этой технологией позволяет в дальнейшем оперативно применять тесты для проверки знаний. Учащиеся осваивают специфику работы с тестовыми заданиями, что дает возможность быстро адаптироваться к подобным видам деятельности в средней школе. (10 слайд)

Таким образом, тесты выполняют диагностическую, обучающую и организационную функции. Их включение в учебный процесс способствует повышению качества знаний. Поскольку нельзя сказать, что тестирование как способ проверки знаний лишено недостатков, его целесообразно сочетать с традиционными методами. Нам известно, что единственный путь ведущий к знаниям - это деятельность.(Бернард Шоу) Поэтому, уважаемые коллеги, в наступающем учебном году желаю Вам деятельных родителей, любознательных, а значит, деятельных учеников, профессионального роста.  ( 11 слайд)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Тестирование как форма контроля и диагностирования достигнутых результатов младших школьников» учитель начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы п. Кутулик Бриченко Наталья Васильевна 2015год

Слайд 2

Инновационная составляющая в педагогической деятельности учителя - Диагностирование достигнутых результатов -Тестовый контроль

Слайд 3

« Тест» - (англ. Test ) испытание, исследование Виды тестов п о цели применения (оценка усвоения знаний, оценка отдельных навыков, изучение умений и т.д.) по форме по структуре

Слайд 4

Формы тестов - индивидуальные и групповые, устные и письменные, бланковые, предметные, компьютерные, вербальные и невербальные.

Слайд 5

Виды тестов по структуре в ыборка ответов и сключение понятий - принцип неоконченных слов - «тест-перекрест»

Слайд 6

Функция тестов-достаточно оперативная обратная связь о результатах усвоения учебного материала, выявляют уровень знаний, помогают изучать личностные особенности ребенка, способствуют творческому росту педагога.

Слайд 7

В работе с тестами совершенствуются внимание, память, с тремления к улучшению результата, самоконтроль. Тесты способствуют развитию умения обобщать знания, ч етко формулировать ответ. Активизируется любознательность.

Слайд 8

Тесты имеют и недостатки - случайный выбор правильного ответа - исключена возможность формирования связной речи - формализм в деятельности ученика ОЖИДАНИЯ ОПАСЕНИЯ

Слайд 9

Дифференциация по уровню сложности (по П.И.Самойленко ) Уровни . Правильный ответ Неправильный,частичный ответ Отсутствие ответа Уровень А Уровень В Уровень С 1 2 3 0 1 2 (1) 0 0 0

Слайд 10

Функция тестов- диагностическая, обучающая и организационная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностирование орфографической зоркости. Создание и запись с помощью слогов новых слов.

"На уроке продолжается формирование навыков письма слов с изученными орфограммами, вырабатываются навыки грамотного письма"...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА РЕЗУЛЬТАТОВ, ДОСТИГНУТЫХ КАФЕДРОЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ ГИМНАЗИИ №1 Г. ЛИПЕЦКА

Обобщение работы кафедры начальных классов МБОУ гимназии №1 г. Липецка.Цели и задачи кафедры вытекают из общегимназических: «Создание условий, способствующих реализации доступности, качества и эффекти...

Методики психолого-педагогического диагностирования психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе

Комплекс методик диагностирования всех составляющих психологической готовности дошкольников к обучению в школе...

Методики диагностирования

В папке собраны методики диагностирования педагогического коллектива ....

Комплекс методик по диагностированию личностных и метапредметных результатов в процессе освоения программы «Занимательный английский»

В данном методическом пособии представлены основные типы методик для оценки сформированности универсальных учебных действий личностных и метапредметныз результатов. Пособие адресовано учителям начальн...

4.6.наличие значимых для организации результатов, достигнутых во взаимодействии с социальными партнёрами

4.6.наличие значимых для организации результатов, достигнутых во взаимодействии с социальными партнёрами...

Наличие значимых результатов, достигнутых во взаимодействии с социальными партнерами

Благодарности, грамоты по взаимодействию с социальными партнерами....