Урок по окружающему миру в 1 классе Тема: «Зачем нужны автомобили?»
методическая разработка по окружающему миру по теме

Данный урок разработан к учебнику «Мир вокруг нас. 1 класс», автор: А.А.Плешаков. В 1 классе ещё не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности. Целостный  образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: Что? Кто? Как? Когда? Почему? Зачем? Дети учатся задавать вопросы об окружающем мире  и искать в доступной форме ответы на них.

Тема  «Зачем нужны автомобили?» изучается в  разделе «Почему и зачем?». Круг вопросов, сгруппированных в данном разделе, обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности. Данный урок знакомит детей с автомобильным транспортом, его основными группами, внешним и внутренним строением автомобиля, позволяя оказаться в роли водителя и пассажира. Большое внимание на уроке уделено безопасности на дорогах.

Форма учебной работы – классно-урочная.

Тип урока: изучение нового материала.

Основное понятие:  автомобиль

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_okruzhayushchemu_miru_v_1_klasse.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 23»

Урок по окружающему миру в 1 классе

Тема: «Зачем нужны автомобили?»

Учитель начальных классов:

Клоос Альбина Валентиновна

г. Рубцовск

2014 год

Конспект урока с использованием

информационно-коммуникационных технологий.

Предмет

Окружающий мир, УМК «Школа России», А.А.Плешаков

Тема урока

«Зачем нужны автомобили?»

Продолжительность

 

40 минут

Класс

1 класс

Технологии

Презентация Microsoft Power Point

Аннотация

Данный урок разработан к учебнику «Мир вокруг нас. 1 класс», автор: А.А.Плешаков. В 1 классе ещё не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности. Целостный  образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: Что? Кто? Как? Когда? Почему? Зачем? Дети учатся задавать вопросы об окружающем мире  и искать в доступной форме ответы на них.

Тема  «Зачем нужны автомобили?» изучается в  разделе «Почему и зачем?». Круг вопросов, сгруппированных в данном разделе, обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности. Данный урок знакомит детей с автомобильным транспортом, его основными группами, внешним и внутренним строением автомобиля, позволяя оказаться в роли водителя и пассажира. Большое внимание на уроке уделено безопасности на дорогах.

Форма учебной работы – классно-урочная.

Тип урока: изучение нового материала.

Основное понятие:  автомобиль

Приобретаемые навыки детей:

  • поведение в общественном и личном транспорте;
  • соблюдение правил дорожного движения;
  • применение знаний о видах автомобильного транспорта по назначению.

Формы организации работы детей: самостоятельная работа, парная  работа, работа в группе, фронтальная работа.

Цель урока:  сформировать представления о разнообразии автомобильного транспорта, развивать познавательный интерес и кругозор учащихся.

Задачи урока:

1. Формирование понятий: автомобиль,  виды автомобильного транспорта по назначению.

2. Развитие воображения; умения анализировать, сравнивать, группировать объекты; развитие  связной речи учащихся,

3. Воспитание ответственного отношения к правилам дорожного движения.

Оборудование и наглядность

У учителя:

  • компьютер, мультимедиа – проектор;
  • толковый словарь;
  • карточки со словами…;
  • карточки с изображением дорожных знаков;

У учащихся:

  • учебник А.А.Плешаков «Мир вокруг нас», 1 класс, 2 часть;
  • рабочая тетрадь к учебнику;
  • цветные карандаши; мелки, конструктор;
  • листы самооценки;
  • сюжетные картинки для групповой работы;
  • конверты с заданием для парной работы.

Организационный момент

Ход урока

- Здравствуйте, ребята. Рада всех вас видеть. Проверьте готовность к уроку.

Нужно для счастья порою немного!

Шофёру – прямая дорога,

Лётчику – ясное небо,

Прохожему – больше улыбок,

Учителю – меньше ошибок,

А детям, чтоб их голова,

                         была нужными мыслями на уроке полна!

- Хочу начать урок с таких слов (1 слайд презентации)

Я вызываю вас на мысль

- Предлагаю продолжить мою фразу, начиная такими словами

А это значит…

на доске появляются слова

Думать

Размышлять

Делать выводы

Советоваться

Исследовать

Конструировать

Сотрудничать

- Внимание на экран.

Введение в тему          

(2  слайд  презентации.)

Давайте представим такую картину.

Идут пешеходы в костюмах старинных

И там, где идти им положено,

Вдоль стен тротуары положены.

Копыта стучат по старинным камням:

Весь транспорт еще лошадиный,

И кучер старинный старинным коням

Приказ выкликает старинный,

То «но» говорит, то «птру» говорит

И транспорт идет или транспорт стоит.

Хоть слушался он без ошибки,

Но двигался транспорт не шибко.

 - О каком транспорте идёт речь в стихотворении? (О конном.)

(Демонстрируется отрывок мультфильма «Старая пластинка» 40 секунд  (3 слайд презентации.)

-  В чём неудобство конного транспорта? (Маленькая скорость.)

- Верно. Например, чтобы добраться из Рубцовска до Барнаула нам бы потребовалось не 4 часа, как сейчас, а примерно 20 часов.

- Ситуацию исправило новое изобретение.

- Предположите, какое?

(дети высказывают предположения)

- Но мы сегодня поговорим об автомобиле.

- Что такое автомобиль? (выслушиваются ответы детей)

- Где мы можем ознакомиться с точной формулировкой понятия этого слова

- Зачитайте из толкового словаря.

Сообщение темы и постановка цели урока.  

- Попробуйте сформулировать тему урока, используя вопрос «Зачем?»

 (4 слайд презентации.)

- Тема нашего урока: «Зачем нужны автомобили»

«Корзинка идей»

- Предлагаю поработать в паре, но сначала давайте вспомним правила работы в паре, в группе.

- Обсудите с соседом по парте то, что вы уже знаете об автомобиле. Свои мысли запишите на листочке.

- Сейчас соберём ваши знания в логическую цепочку:

                             Автомобиль

         Грузовой                                Средство передвижения

        Легковой                                 Средство для перевозки груза

                      ?                    ?

                      ?                    ?

- Посмотрите, пожалуйста, хватает ли ваших знаний, чтобы ответить на эти вопросы?

- Возьмите листы самооценки и на шкале отметьте уровень своих знаний.

- Как одним словом можно назвать слова первого столбики? (виды)

- Как одним словом можно назвать слова второго столбика? (назначение)

- Чему мы будем учиться на уроке?

(5  слайд презентации.)

- Сегодня на уроке мы выясним значение автомобильного транспорта, познакомимся с устройством автомобиля, вспомним правила дорожного движения.

Изучение нового материала.

- Предлагаю поработать в группе.

- Рассмотрите фотографии, обсудите с ребятами, для чего созданы эти автомобили?

Автобусы – для массовой перевозки пассажиров

Грузовые – для перевозки груза

Снегоуборочная машина – для облегчения труда человека

Легковой – для быстрого передвижения

Гоночный – для спортивных состязаний

«Скорая помощь» - для оказания скорой помощи

«Пожарная машина» - для оказания скорой помощи

(учитель дополняет таблицу на доске)

- А теперь полученные знания попробуем применить на практике.

(дети выполняют индивидуальное занятие на карточках

«Куда спешат автомобили?»)

Проверка

(6 слайд презентации.)

На листах самооценки отмечают знаками «+», «-» выполнение этого задания.

- Небольшая историческая справка:

Сейчас уже почти никто не помнит, что тепловоз, который везёт 50 вагонов с грузом, и изящный пятиместный автомобиль – близкие родственники.

Их общим далёким предком бала паровая машина.

Первый паровой автомобиль создал в 1769–1770 г.г. французский инженер Никола Жозеф Кюньо. «Тележка Кюньо» была смешная, гремучая и неуклюжая. Впереди – огромный паровой котёл с дымящейся трубой, посредине – стул для водителя, и всё это сооружение катится на трёх колёсах. Водитель управлял машиной с помощью рычагов. Машина двигалась вперёд со скоростью 8 км/ч.

 (7, 8 слайды презентации.)

- Первые автомобили, работающие на бензине, люди изобрели более ста лет назад.

(9, 10 слайды презентации.)

  1. Скажите, что называют сердцем автомобиля? (Двигатель)
  2. Как называется корпус автомобиля? (Кузов)
  3.  Отгадайте загадку

Брат брата гонит, никак не догонит. (Колеса)

  1. Ребус (фара) (11  слайд презентации.)
  2. Ребус (баранка) (12слайд презентации.)

  - Какую деталь автомобиля водители часто называют баранкой?    Почему? Зачем нужен руль?

  1. Еще одна очень важная деталь автомобиля.

(13 слайд презентации.)

Они служат для того, чтобы защитить водителя и пассажиров в пути и сохранить их жизнь в случаи аварии. (Ремни безопасности, кресло для детей) 

- Предлагаю работу в паре. Соедините детали автомобиля с их названием.

Проверка

(14 слайд презентации.)

На листах самооценки отмечают знаками «+», «-» выполнение этого задания.

- О безопасности пешеходов на дорогах мы с вами говорили много раз. Сегодня на уроке мы представим себя водителями и пассажирами.

- Водители, как и пешеходы, должны соблюдать правила дорожного движения. Помогают им в этом дорожные знаки. Назовите их.

(Учитель показывает карточки с изображением дорожных знаков, дети называют их)

- Молодцы.

- Посмотрите на экран.

(15 слайд презентации.)

 (Демонстрируется отрывок мультфильма «Как обезьянки обедали» - Все ли пассажиры ведут себя правильно?

(выслушиваются ответы детей)

- Итак, давайте сделаем вывод. 

(16 слайд презентации.)

В салоне пассажирского транспортного средства запрещается:
– высовывать руки, ноги и голову в окно;
– толкаться и бегать;
– громко разговаривать, шумно вести себя;
– стоять на ступеньках при входе;
– облокачиваться на двери, потому что автобус может неожиданно    остановиться и открыть их;
– мусорить.

(17 слайд презентации.)

- В настоящее время ведутся разработки моделей электромобильного транспорта. Первые экспериментальные модели уже колесят по дорогам мира. Но их пока мало. Может быть, среди вас есть будущие изобретатели, и именно вы сделаете электромобиль обычным видом транспорта на наших дорогах. Тогда воздух в городах станет чистым и свежим.

- Предлагаю поработать в паре.

- Вы сейчас будете изобретателями.

- Ваша задача изобрести автомобиль будущего, дать ему название и определить его назначение.

(дети выполняют разного вида задания: мозаика, конструктор, рисование мелками)

Итог урока. Рефлексия

- Молодцы, вы хорошо поработали.

- Что нового вы узнали на уроке?

(18 слайд презентации.)

- Какой вывод можно сделать?

 Автомобили являются надежными помощниками человека.

Но, чтобы использование их было безопасным,  необходимо знать и соблюдать правила дорожного движения и водителям, и пешеходам, и пассажирам.

- На листах самооценки на шкале отметьте уровень знаний на конец урока.

- Подарите комплимент уроку.

- Урок закончен. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Тема: Зачем нужны автомобили?

Конспект открытого урока по окружающему миру. Прилагается презентация, мультфильм, видеофизминутка....

Презентация к уроку окружающего мира. 1 класс, тема: "Зачем нужны автомобили"

Презентация для программы с использованием нескольких компьютерных мышек одновременно...

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...

Урок по окружающему миру 3 класс тема: "Для чего нужна экономика"

Цель: познакомить с понятием «экономика»; выделить отдельные части (отрасли) экономикиЗадачи: мотивировать учащихся к изучению раздела «Чему учит экономика»- познакомить с поня...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Для чего нужна экономика?"

Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс "Для чего нужна экономика?"...