Программа по внеурочной деятельности "Пластилиновая фантазия"
рабочая программа
Программа внеурочной деятельности младших школьников “Пластилиновая фантазия” реализует художественно – эстетическое направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО. Эта программа актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружок "Пластилиновая фантазия" | 74.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности младших школьников “Пластилиновая фантазия” реализует художественно – эстетическое направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО. Эта программа актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведет к развитию положительных качеств души. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Лепка из пластилина позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
Формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму. Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
Цель программы:
- организация досуговой деятельности детей.
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои
- новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
- обучение выполнению сборки и оформлению работы.
Задачи:
- совершенствование практических умений и навыков детей при изготовленииизделий из разных материалов;
- развитие чувства цвета, пропорции, ритма;
- овладение элементарными трудовыми навыками, способами художественнойдеятельности;
- воспитание усидчивости аккуратности, трудолюбия;
- формирование умения работать в коллективе;
- создание условий для самостоятельного творчества;
- развивать мелкую моторику рук, глазомер;
Приёмы и методы организации занятий:игра, труд, учение, общение, творчество.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
- учитель для ученика, а не ученик для учителя
- сотрудничество, сотворчество, совместный поиск
- нет пределов совершенствования
- учёт психофизических особенностей детей
- создание атмосферы успеха.
Формы организации учебной деятельности:индивидуальная, групповая, выставка. Основной вид занятий – практический.
Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребенку, с учетом его возможностей.
Предлагаемая программа по лепке из пластилина рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю)
Методические рекомендации
Каждое новое изделие подается ученикам в определенном порядке:
1. Показ готового лепного изделия отдельно и в композиции, если есть такая возможность. Если такой возможности нет, то показ вида изделия на учебном плакате или в рисунке композиции, обращение к жизненному опыту учеников, к их зрительной памяти.
2. Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм.
3. Поэтапная лепка изделия по нотации.
Лепка изделия по нотации. Нотация – это инструкция поэтапного исполнения изделия за учителем. Разделив все исполнение изделия на этапы, учитель обеспечивает каждый из них необходимой информацией, помощью и контролем.
Условия реализации программы
Для занятий лепкой необходимо подготовить рабочие места для учителя и учеников, места хранения оборудования и незаконченных работ учеников. Рабочие места. Все рабочие места оснащаются одними и теми же предметами. Ученики лепят на партах на рабочей доске. Доска делает поверхность формы ровной и гладкой, чего нельзя достичь руками.
Основное оборудование:
*одежда, (лучший вариант рабочей одежды – старая папина футболка.В ней ребенок закрыт со всех сторон, а рукава футболки спускаются как раз до его запястий);
*нож (стёк);
*материал (пластилин) имеется большой выбор пластилина, выпускаемого различными фирмами и обладающего различными качествами и назначением
Дополнительное оборудование:
заостренные спички или зубочистки, картон самоклеющаяся цветная плёнка для создания основы под картину, небольшие кусочки мягкой тонкой проволоки, картонная коробка для хранения изделий, мягкая чистая тряпка, влажные салфетки, стакан с водой, различные зубчатые колёсики для придания поверхности определённой структуры, многогранники, трубочки и др. приспособления. Для выдавливания пластичной массы используем пластиковые медицинские или кондитерские шприцы.
Демонстрационные пособия:
*предметы правильной геометрической формы (шар, цилиндр, конус); катушки для ниток разных пропорций и размеров; желуди и т.п.;
* основным наглядным пособием учителя является цветной рисунок-плакат, изображающий приемы лепки или поэтапную лепку изделия. Также у учителя должны быть лепные программные изделия-образцы – вы показываете объемную форму при анализе нового изделия, совмещаете ее с рисунком этой же формы на плакате, предъявляете при определении пропорций. В число наглядных пособий можно включить и лучшие детские изделия;
*таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;
*альбомы с образцами, фотографиями. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.
Содержание программы:
Программное содержание по лепке включает в себя два раздела.
Предлагаемая программа по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приёмов.
Первый раздел – выполнение более простых изделий- это игрушки и зверушки. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.
Второй раздел – выполнение более сложных изделий- это сказки. Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются
По окончании курса учащиеся должны:
знать:
- названия и назначение инструментов;
-названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование,
применение и доступные способы обработки;
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином
уметь:
- правильно организовать рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии;
- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь,
проявлять самостоятельность.
Личностные и метапредметные результаты:
Личностные
- Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности.
- Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе
- Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
- Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений)
- Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»
- Формирование предпочтения классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе
Метапредметные
- Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
- Умение слушать и вступать в диалог.
- Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе с инструкциями.
- Умение осознанно пользоваться инструментом, инструкциями.
- Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией.
- Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил
- Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.
- Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
- Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно.
- Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом.
- Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий
- Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
- Формировать умение аргументировать своё предположение, убеждать и уступать, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
- Формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества ориентация на партнёра по общению
Предполагаемые результаты
1. Получение детьми необходимых знаний и практических навыков для создания
оригинальных изделий.
2. Многие дети, открыв для себя мир лепки, постараются остаться в нем и дальше.
3. Участие в выставках детского творчества
4. Распространение технологии за пределами школы.
5. Научившись использовать пластилин для творческих целей, дети будут бережнее
относиться к нему, приобщаться через эти занятия к искусству, будут уважать чужую работу.
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
№ п/п | Дата | Тема занятия | Количество часов | |||
По плану | Фактически | Аудиторные | Внеаудиторные | Всего | ||
1 | Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. | 1 | 1 | |||
2 | Презентация программы. Проект «Там на неведомых дорожках...». | 1 | 1 | |||
3 | Изделие «Змейка и обезьянка на острове» | 1 | 1 | |||
4 | Изделие «Лягушки» | 1 | 1 | |||
5 - 6 | Изделия «Деревья(шишки)расцвели» | 2 | 2 | |||
7 - 8 | Лепка конструктивным способом из разных частей. Изделия «Зайцы», «Лисы», «Волки», «Медведи». | 2 | 2 | |||
9 - 10 | Изделия «Шрек», «Осёл». | 2 | 2 | |||
11 | Изделие «Дом Шрека». | 1 | 1 | |||
12 | Изд. «Фиона», «Кот», «Говорящий пряник». | 1 | 1 | |||
13 | Лепка из целого куска вытягиванием. Композиция к сказке «Любопытный слонёнок» . | 1 | 1 | |||
14 | Изделие «Печатание, налепные украшения» | 1 | 1 | |||
15 | Презентация изделий пластилином на стекле.Знакомство с технологией работы. | 1 | 1 | |||
16 | Изделия «Тюльпан» и «Кувшинка». | 1 | 1 | |||
17 | Изделие «Сказка на стекле» | 1 | 1 | |||
18 - 19 | Изделие «Снегурочка». | 2 | 2 | |||
20 | Изделия «Аквариум» | 1 | 1 | |||
21 | Изделия «Рыбки» | 1 | 1 | |||
22 | Изделия «Человечки с других планет» | 1 | 1 | |||
23 | Изделие «Летающая тарелка и инопланет». | 1 | 1 | |||
24 | Изделие «Кулич» | 1 | 1 | |||
25 | Изделие «Яйцо» | 1 | 1 | |||
26 | Изделие «Курица с цыплятами» | 1 | 1 | |||
27 | Изделия «Петушок» и «Индюк». | 1 | 1 | |||
28 | Изделия «Луна и звёзды». | 1 | 1 | |||
29 | Изделия «Рыбка» и Морской конёк» | 1 | 1 | |||
30 | Изделия «Крабы и Звёзды» | 1 | 1 | |||
31 | Изделие «Слон» | 1 | 1 | |||
32 | Изделие «Черепаха» | 1 | 1 | |||
33 | Изделие «Пальма». | 1 | 1 | |||
34 | Обобщающее занятие. Выставка работ | 1 | 1 | |||
ИТОГО | 3 | 31 | 34 |
Литература
- Т.М. Геронимус “Мастерская трудового обучения в 1-4 классах:
- Методические рекомендации”. 1997г.
- Т.М. Геронимус “Работаем с удовольствием” 1998г.
- С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
- А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
- М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
- С.О.Докучаева, Е.В. Вольнова “Капитошка дает уроки”
- В.Г.Машинистов, Н.М. Конышева “Трудовое обучение в сельских школах”
- М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
- Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
- Н.М.Конышева “Секреты мастеров”
- Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности во 2 классе «Фантазия красок»
Мир искусства прекрасен и удивителен! А дорога туда начинается в твоей душе, в твоем сердце. Умение рисовать - это не только знание техники. Прежде всего, это умение разглядеть в окружающем...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Художественно-эстетическое направление «Пластилиновая фантазия» 2 класс .
В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу "Фантазия". Художественно-эстетическое направление.
Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу "Фантазия". Художественно-эстетическое направление....
Программа по внеурочной деятельности " Фантазия"
Программа по внеурочной деятельности, общекультурной направленности. Взаимосвязана с уроками технологии, изо, окружающего мира. Данная программа помогает ученику развиться, как личность, помогае...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Фантазия" 4 класс
Программа кружка «Фантазия» представляет собой внеурочную деятельность учащихся, составлена для учащихся 4 класса школы на 1 год обучения (34 часа)....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Пластилиновая фантазия"
Предлагаемая программа по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Фантазия без границ"
Внеурочная деятельность для 1-4 классов...