Рабочая программа по внеурочной деятельности " Фантазия без границ"
рабочая программа (4 класс)
Внеурочная деятельность для 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_fantaziya_bez_granits.docx | 41.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности младших школьников
«Фантазия без границ»
Возраст: 7-10 лет
Направление: Изо
Срок реализаций: 1 год
Ф.И.О. составителя: Волокитина Наталия Владимировна
Пояснительная записка
Программа кружка «Фантазия без границ» разработана на основании программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе».
Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере художественного творчества школьников обусловлена следующем:
изобразительная деятельность – это деятельность, специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные эмоций, чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, но при этом стремится преодолеть трудности.
Художественно – творческая деятельность выполняет психологическую функцию, она отвлекает детей от грустных, печальных событий в их жизни, обид, снимает нервное напряжение, преодолевает страхи. Деятельность может вызывает радостное, приподнятое настроение, также обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка. Она расширяет представления учащихся о видах изобразительного искусства, так же формирует эстетический вкус.
Программа «Фантазия без границ» предназначена для детей начальной школы, которые имеют интерес к художественно- творческой деятельности. Программа направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.
Цель программы: формирование художественной и эстетической культуры учащихся как неотъемлемая часть культуры духовной жизни человека.
Учебно- воспитательские задачи:
- формирование у учащихся нравственно-эстетического вкуса на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
-развивается познавательная и художественно-творческая активность учащихся.
-формируется творческий подход к заданию, и стремление к использованию полученных знаний
Формы работы: индивидуальная, групповая ( составление композиций), парная.
Данная программа помогает формировать культуру творческой личности, приобщать учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное самопознание и творчество, и освоение опыта прошлого. Так же расширяет представления учащихся о видах изобразительного искусства, его стилях, и формирует чувство эстетического вкуса.
Основное место в программе занимает практическая работа.
Участвуя в практической работе, ученики смогут научиться:
- развивать эстетический вкус;
- развить познавательную и художественную активность;
- уметь формировать творческий подход к заданию;
- расширять кругозор в поисках нужной информаций;
-систематизировать материал;
-работать в коллективных заданиях по составлению композиции сотрудничая друг с другом;
-доводить дело до конца;
Программа «Фантазия без границ» разработана для детей в возрасте от 7-10 лет возраста. На учащихся 1-4-го классов, 35 часов в год, 1 раз в неделю. Длительность занятий - 45 минут. Программа тесно связана со школьной программой, идет расширенное, углубленное изучение.
По итогам каждой работы дети должны получать положительные эмоций. Если таковых нет, то идет мотивация для преодоления трудностей и получения положительных эмоций. Для этого учитель помогает ученикам соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы, ученики должны рассказать о своей работе, показать результат работы, и получить положительную оценку и похвалу. Потом нужно сделать выставку работ, что бы посмотреть на результат работы могли и другие дети, так же родители.
При коллективной работе дети могут разделиться на группы. Учитель внимательно контролирует процесс выполнения.
В практической работе дети учатся правильно держать кисть, смешивать краски, воплощать в живописных работах свои собственные впечатления, эмоций и настроение. Создавать прекрасное своими руками, ценить и уважать чужой труд.
В результате курса обучения программы дети приобретают основные знания, умения и навыки. Могут использовать приобретенный опыт в повседневной жизни.
Планируемые результаты:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Живые краски»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в - творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- читать и слушать, извлекать нужную информацию, строить логическое завершение работы.
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- умение самостоятельно ставить цель предстоящей творческой работы, обдумывать замысел, находит необходимый художественный материал;
- умение принимать и сохранять учебную задачу, придумывать соответствующий образ;
- овладение умением осуществлять оценку своих работ.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Тематическое планирование.
№п/п 1 | Дата план | Тема урока Вводный урок, инструктаж по технике безопасности. | Кол-во часов 1ч | УУД Знакомство с инструментами и техникой безопасности. |
Раздел 1. Цветы, солнце, небо. Знакомство с новыми видами изобразительных материалов. Коллективная работы, природные стихий, русские богатыри и колдуны- | ||||
2 | Знакомство с техникой рисования углем. Первые штрихи рисования. | 1ч | Использование способов познания окружающего мира, и свой опыт | |
3 | « Волшебные, фантастические животные» с помощью новой техники рисования: уголь. | 1ч | осваивать новые виды изобразительной деятельности, развивают творческое мышление | |
4 | Коллективная работа «Мир вокруг нас» | 1ч | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми для реализаций проектной деятельности | |
5 | Знакомство с техникой рисования пастелью. Первые штрихи рисования. | 1ч | осваивать новые виды изобразительной деятельности, развивают творческое мышление | |
6 | Изображение природных стихий с помощью теплых и холодных штрихов пастели. | 1ч | Учатся принимать и сохранять учебную задачу | |
7 | Зимний лес. | 1ч | Опираются на свой жизненный опыт | |
8 | Морозные узоры | 1ч | способность к познанию окружающего мира, вносить необходимые коррективы | |
9 | Лепка из пластилина «Сказочный город зимой» | 1 ч | Умение фантазировать, находить нужную информацию, работать в коллективе. | |
10 | Лепка из пластилина «Сказочный город зимой». Завершение | 1ч | Умение фантазировать, находить нужную информацию, работать в коллективе. | |
11 | Коллективная работа «Масленица». Использование различных материалов: фетр, хлопок, нитки, ножницы, шпажки и т.д | 1 ч | Умение правильно воспринимать нужную информацию. Способность общаться с учителем. Применение своих творческих способностей. | |
12 | Весна в сердце | 1ч | способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации | |
13 | Выставка работ « Природные стихии» | 1ч | Осуществляют оценку своих работ, выражают собственное отношение к рисунку | |
14 | Злой колдун | 1ч | Учатся принимать и сохранять учебную задачу, придумывание образа | |
15 | Русский богатырь | 1ч | читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников. Сам выбирает материалы для решения творческой задачи. | |
16 | Красна девица | 1ч | понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; | |
17 | Коллективная работа « Богатырь сражается с колдуном» | 1ч | способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении | |
Раздел № 2. Избушка на курьих ножках, жар птица, сон, дуб, береза. Коллективная работа « Спит жар птица на поляне» великан, кот в сапогах. Выставка работ «Сказочная жизнь» | ||||
18 | Избушка на курьих ножках. | 1ч | читать и слушать, извлекая нужную информацию, строить логическое завершение работы. | |
19 | Жар птица. Смешивание различных техник рисования. | 1ч | осознавать познавательную задачу,умение использовать образный язык изобразительного искусства: | |
20 | Жар птица. Смешивание различных техник рисования. | 1ч | читать и слушать, извлекая нужную информацию, строить логическое завершение работы. | |
21 | Тихий сон. | 1ч | самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал. | |
22 | Сказочный дуб, береза. С использованием техники шитья, фетр и т.д | 1ч | обдумывает замысел творческой работы, придумывает название рисунку, выражает эмоций, находит необходимый художественный материал и самостоятельно находит информацию в необходимых источниках. | |
23 | Сказочный дуб, береза. С использованием техники шитья, фетр и т.д. Завершение | 1ч | самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал. | |
24 | Коллективная работа « Спит жар птица на поляне» | 1ч | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми для реализаций проектной деятельности | |
25 | Знакомство со сказкой «Кот в сапогах». Великан. Иллюстрация к сказке «Кот в сапогах» | 1ч | Учатся принимать и сохранять учебную задачу, придумывание образа | |
26 | Кот в сапогах. Иллюстрация к сказке «Кот в сапогах» | 1ч | самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал. | |
27 | Коллективная работа «Снежная принцесса» | 1ч | Учатся принимать и сохранять учебную задачу, придумывание образа | |
28 | Коллективная работа «Снежная принцесса». Завершение. | 1ч | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми для реализаций проектной деятельности | |
29 | Прослушивание сказки «Царевна- лягушка». Царевна- лягушка. Работа с техникой оригами. | 1ч | обдумывает замысел творческой работы, придумывает название рисунку, выражает эмоций, находит необходимый художественный материал и самостоятельно находит информацию в необходимых источниках. | |
30 | Выставка работ «Сказочная жизнь» | 1ч | Анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям | |
Раздел № 3 Необычная морская жизнь | ||||
31 | Рыбы, крабы. Работа с бумагой | 1ч | осознавать познавательную задачу, умение использовать образный язык изобразительного искусства, умение принимать и сохранять учебную задачу. | |
32 | Морской пейзаж. | 1ч | осваивать новые виды изобразительной деятельности, развиваю творческое мышление | |
33 | Буря | 1ч | самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал. | |
34 | Корабли | 1ч | осознавать познавательную задачу, умение использовать образный язык изобразительного искусства, умение пользоваться дополнительным материалом | |
35 | Аквариум. Создай свой вид рыб. | 1 ч | самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал, принимать и сохранять учебную задачу. |
Содержание программы- 35 часов
Вводное занятие 1 час. Вводный урок, инструктаж по технике безопасности.
Раздел № 1. Цветы, солнце, небо. Коллективная работы, природные стихий, русские богатыри и колдуны- 12 часов.
Раздел № 2. Избушка на курьих ножках, жар птица, сон, дуб, береза, Коллективная работа « спит жар птица на поляне» великан, кот в сапогах, Выставка работ « сказочная жизнь»
Раздел № 3. Необычная морская жизнь
Итоговое занятие. Выставка детских работ 1 час.
В течение года учащиеся научатся выполнять индивидуальные работы с проявлением фантазий, групповые композиций и доводить дело до конца.
Материально-техническое обеспечение
- Листы А4, А3
- Цветные листы А3 для составления композиций
- Кисти «Белка» «Пони» 1-6 размер.
- Гуашь
- Палитра
- Презентация с предварительным показом образов на урок. ( Образ богатыря, русской девушки, жар птицы и т.д)
- Шаблоны
- Фетр
- Нитки
Исходный материал: белая бумага А4 , гуашь.
Основные инструменты: кисти, ножницы, иголки.
Для составления композиций потребуется цветная бумага.
Композиция в (изобразительном искусстве) — это организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.
Задания на составление композиций помогают развить коллективные отношения сотрудничества; художественный вкус; эстетическое чувство; развивают активную творческую работу. Все работы, которые выполнены с любовью и со вкусом помогут украсить кабинет класса или интерьер дома.
Учебники и учебные пособия для учащихся:
- «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 2 класс». Рабочая тетрадь, Неменская. Л. А 9-е изд. – М.: 2008. – 48 с
- Е.И Коротеева. «Искусство и ты» 2 класс. Москва. Просвещение 2001г. По Неменскому Б.М.
- Искусственные цветы. Н.Гликина. М: Изд-во Эксмо; СПб.: Терция, Валери СПД, 2004.- 256 с.,ил.
Методические пособия для учителя:
-Поурочные разработки 4 кл, по программе Неменского Б.М. Москва « Вако» 2009г
-Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 класс. Просвещение 1001 г.
-«Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 4 класс». Рабочая тетрадь, Неменская. Л. А 9-е изд. – М.: 2008. – 48 с
Список литературы
- «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 4 класс». Рабочая тетрадь, Неменская. Л. А,9-е изд. - М.: 2008. – 48 с
- Неменская Л.А. Каждый народ художник. Л.А.Неменская.М.: Просвещение .2007
- программа Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе». Просвещение 2006г.
- Поурочные разработки 4 кл, по программе Неменского Б.М. Москва « Вако» 2009г
- Искусственные цветы. Н.Гликина. М: Изд-во Эксмо; СПб.: Терция, Валери СПД, 2004.- 256 с.,ил.
- https://ru.wikipedia.org
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Художественно-эстетическое направление «Пластилиновая фантазия» 2 класс .
В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу "Фантазия". Художественно-эстетическое направление.
Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу "Фантазия". Художественно-эстетическое направление....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Фантазия" 4 класс
Программа кружка «Фантазия» представляет собой внеурочную деятельность учащихся, составлена для учащихся 4 класса школы на 1 год обучения (34 часа)....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Пластилиновая фантазия"
Предлагаемая программа по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРИРОДА И ФАНТАЗИЯ»
Цель: обеспечить условия для творческой активности и самореализации личности учащихся....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Страна фантазий"
Данная рабочая программа предназначена для детей 8-9 лет. Соответствует ФГОС НОО....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир фантазии" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир фантазии» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Миноб...