Программа внеурочной деятельности "Учусь принимать решения"
рабочая программа (4 класс) на тему
Новой формой проверочных работ в начальной школе является комплексная проверочная работа. Цель комплексной проверочной работы - оценка достижения планируемых результатов выпускников начальной школы по междисциплинарной программе формирования универсальных учебных действий. Эта программа впервые вводится в практику работы начальной школы.
Цель курса: формирование универсальных учебных действий (УУД) школьников.
Задачи:
· развивать познавательную активность учащихся как важнейший компонент любой деятельности человека;
· формировать познавательные результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» ФГОС;
· повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка.
Каждая комплексная работа состоит из научно-познавательного авторского текста и тестовых заданий по чтению, русскому языку и математике. Задания по чтению предполагают формирование и проверку коммуникативных УУД и умения работать с информацией: добывать, применять, понимать, преобразовывать. Задания по русскому языку и математике формируют и контролируют на предметной основе регулятивные и познавательные УУД: общеучебные, логические, знако-символические действия, моделирование.
Структура каждого предметного теста приближена к структуре Единого государственного экзамена в старшей школе.
Структура комплексной работы включает один источник информации и несколько заданий к нему на проверку метапредметных результатов. Содержание текстов и заданий компетентностно - ориентированного типа комплексных работ не выходит за пределы жизненного опыта выпускников начальной школы, с одной стороны, а с другой - выполнение разнообразных заданий позволяет приобретать новый опыт, который пригодится не только для дальнейшего образования, но и реальной социальной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uuchus_prinimat_resheniya.rar | 158.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Учусь принимать решения»
Направление: общеинтеллектуальное
4 класс
2015 -2016 учебный год
Разработала: Степанова Н.Г.,
учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения обозначено, что одним из результатов обучения в начальной школе является способность выпускников решать учено - практические и учебно – познавательные задачи на основе:
- системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
- умений учебно - познавательной и предметно-практической деятельности;
- обобщенных способов деятельности;
- коммуникативных и информационных умений.
Образование в условиях реализации стандарта второго поколения предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных предметных знаний и умений, но и становление их учебной самостоятельности.
Новой формой проверочных работ в начальной школе является комплексная проверочная работа. Цель комплексной проверочной работы - оценка достижения планируемых результатов выпускников начальной школы по междисциплинарной программе формирования универсальных учебных действий. Эта программа впервые вводится в практику работы начальной школы.
Цель курса: формирование универсальных учебных действий (УУД) школьников.
Задачи:
- развивать познавательную активность учащихся как важнейший компонент любой деятельности человека;
- формировать познавательные результаты, заявленные в «Про-грамме формирования универсальных учебных действий» ФГОС;
- повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализо-вать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка.
Основные документы и материалы, на которых основывается данная работа:
1) ФГОС: начальное общее образование
2) Планируемые результаты начального общего образования
3) Программа развития универсальных учебных действий для начального общего образования.
Время завершения обучения в начальной школе считается временем, когда у школьников происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. Поэтому основой для комплексной работы являются тексты разного содержания.
Каждая комплексная работа состоит из научно-познавательного авторского текста и тестовых заданий по чтению, русскому языку и математике. Задания по чтению предполагают формирование и проверку коммуникативных УУД и умения работать с информацией: добывать, применять, понимать, преобразовывать. Задания по русскому языку и математике формируют и контролируют на предметной основе регулятивные и познавательные УУД: общеучебные, логические, знако-символические действия, моделирование.
Структура каждого предметного теста приближена к структуре Единого государственного экзамена в старшей школе:
А1-В2 – тесты в закрытой (каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных), альтернативной и открытой форме (на каждый вопрос испытуемый должен предложить свой ответ: дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д., задания с кратким или развернутым ответом).
В3, С1 – задания повышенного уровня, творческого характера, предполагающие свободное изложение опорного учебного материала, преобразование информации.
Задания А1, А2, В1, В2 формируют и контролируют базовый уровень, обозначенный как «Выпускник научится»; задания В3, С1 предназначены для контроля и формирования повышенного уровня достигнутых результатов - «Выпускник получит возможность научиться».
Тестовые задания составлены с возрастающей трудностью, они лаконичны, не предполагают двусмысленных ответов, все инструкции к одной форме предлагаются единой формулировкой.
Структура комплексной работы включает один источник информации и несколько заданий к нему на проверку метапредметных результатов. Содержание текстов и заданий компетентностно - ориентированного типа комплексных работ не выходит за пределы жизненного опыта выпускников начальной школы, с одной стороны, а с другой - выполнение разнообразных заданий позволяет приобретать новый опыт, который пригодится не только для дальнейшего образования, но и реальной социальной среде.
Практически все предлагаемые задания можно разделить на три группы по форме требуемого ответа:
- задания (ВО) с выбором ответа (где требуется отметить верный ответ из нескольких предложенных);
- задания (КО) с кратким ответом (где самостоятельно найденный ответ или вывод требуется записать в краткой форме в предложенном месте);
- задания (РО) с развернутым ответом (где требуется записать решение задачи или обоснование выбора одного из вариантов решения задачи или разворачивающихся в задаче событий).
Оценивание комплексной работы
Объектом оценки в заданиях выступают умения и универсальные учебные способы действий. За выполнение работы возможны две оценки: тестовый балл и (или) предметный балл ( отдельно по каждому предмету). Тестовый балл выставляется на основе первичных баллов, полученных за выполнение каждого из заданий. Верный ответ оценивается в 1 балл, неверный - в 0 баллов (если даже наряду с неправильным ответом присутствует правильный, то весь ответ засчитывается как неверный, то есть 0 баллов). Сумма баллов, полученных за выполнение всех заданий по всей комплексной работе, составляет тестовый балл. Аттестационная отметка за усвоение каждого учебного предмета выставляется по четырехбалльной шкале в соответствии с количеством баллов. Результаты выполнения детьми итоговой проверочной работы заносятся учителем в диагностическую карту (см. Приложение).
При анализе работы приоритетным становится не процент выполнения заданий, а допущенные ошибки и качественное описание возникших трудностей и проблем. Таким образом, информация таблиц «Рекомендации по оцениванию выполнения заданий комплексной работы» и «Диагностическая карта», позволит учителю проанализировать выполненные учениками задания комплексных работ и на основании этого:
выявить несоответствия в качестве освоения каждого универсального действия метапредметного уровня у каждого ученика;
оценить степень развития метапредметных результатов каждого ученика;
реализовать индивидуальный подход в организации процесса освоения метапредметный результатов на уроках и во внеурочной деятельности;
добиться достижения требуемого результата за счёт своевременной коррекции.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,
- установка на здоровый образ жизни;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведе-нии и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
10.выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
10.строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
11.обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
12.осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
13.устанавливать аналогии;
14.владеть общим приемом решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
1. находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
2. определять тему и главную мысль текста;
3. делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
4. вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
5. сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
6. понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
7. понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
8. понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
9. использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
10. ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
• работать с несколькими источниками информации;
• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
• делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
1. высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
2. оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
3. на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
4. участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• сопоставлять различные точки зрения;
• соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Реализация курса
Курс внеурочной деятельности «Учусь принимать решения» представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий, включает 68 занятий: два занятия в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 40 минут. Курс относится к общеинтеллектуальному направлению.
Формы занятий
- По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая
- По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, мини-проекты.
- По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Виды деятельности
Игровая, познавательная.
Дидактический материал
Курс поддержан комплектом дидактического материала «Комплексные итоговые работы», 4 класс, Е.А. Болотова, Т.А.Воронцова.- Изд. Волгоград: Учитель, 2016.
Тематическое планирование
№ п\п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | ||
1 | «Автопилот» | 2 | |||
2 | «Лук и стрелы» | 2 | |||
3 | «Микроскоп» | 2 | |||
4 | «Космический корабль» | 2 | |||
5 | «Иголка» | 2 | |||
6 | «Трактор» | 2 | |||
7 | «Шариковая ручка» | 2 | |||
8 | «Парашют» | 2 | |||
9 | «Пароход» | 2 | |||
10 | «Средства для письма» | 2 | |||
11 | «Булавка» | 2 | |||
12 | «Первая карта» | 2 | |||
13 | «Вертолет» | 2 | |||
14 | «Ложка» | 2 | |||
15 | «Лифт» | 2 | |||
16 | «Телескоп» | 2 | |||
17 | «Шоколад» | 2 | |||
18 | «Бумага» | 2 | |||
19 | «Скрепка» | 2 | |||
20 | «Карандаш» | 2 | |||
21 | «Жвачка» | 2 | |||
22 | «Колесо и повозка» | 2 | |||
23 | «Ластик» | 2 | |||
24 | «Стекло» | 2 | |||
25 | «Фейерверк» | 2 | |||
26 | «Ножницы» | 2 | |||
27 | «Велосипед» | 2 | |||
28 | «Огонь» | 2 | |||
29 | «Компас» | 2 | |||
30 | «Письменность» | 2 | |||
31 | «Весло и лодка» | 2 | |||
32 | «Книгопечатание» | 2 | |||
33 | «Кубик Рубика» | 2 | |||
34 | Итоги годовой работы | 2 |
Приложение 1.
Диагностическая карта
Приложение 2.
Оценивание комплексной работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧУСЬ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ В ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ.Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Поговоритьоразныхвариантахрешенияпроблемных ситуацийиихпоследствиях.2. Обсудитьопасныедляздоровьяситуации.3. Способство...
Учусь принимать решения в опасных ситуациях
Урок проведен в рамках факультативного курса "Полезные привычки"...
« Учусь принимать решения в опасных ситуациях»
внеклассное занятие...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь принимать решения"
Программа составлена для учащихся 10-11 лет. Срок реализации 1 год....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Учусь принимать решения"
Рабочая программа...
УЧИМСЯ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ
Классный час...
Программа внеурочной деятельности общекультурной направленности «Учусь принимать решения»
Цель программы: создание условий для формирования навыка саморегуляции и самоопределения младшего школьника. Материал программы направлен на формирование у детей доброжелательного отношения к людям, э...