Программа внеурочной деятельности общекультурной направленности «Учусь принимать решения»
рабочая программа (3 класс)

Галимзянова Ольга Александровна

Цель программы: создание условий для формирования навыка саморегуляции и самоопределения младшего школьника. Материал программы направлен на формирование у детей доброжелательного отношения к людям, эмоционального принятия их, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения. Поэтому особая роль в этом процессе отводится периоду обучения в начальной школе. Ведь именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным временем для активизации внутренних возможностей личности в процессе духовного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_uchus_prinimat_resheniya.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новосёловская средняя общеобразовательная школа»

           

             

                 

Программа  дополнительного образования детей

общекультурной направленности

«Учусь принимать решения»

для воспитанников 9 – 10 лет

срок реализации программы – 0,5 года

                                                                                             

2019 – 2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Сегодня многим педагогам и психологам образования становится понятно, что для успешного обучения в школе современный ученик должен обладать такими характеристиками и навыками, как умение ориентироваться в окружающей ситуации, самостоятельно выбирать вид и направление деятельности, определять свои интересы, планировать работу с целью реализации возможностей. Внимание к обозначенной проблеме вызвано еще тем, что в последние годы увеличилось количество учащихся, которые испытывают трудности в адаптации к образовательной среде, освоению школьных программ. Наблюдения за этими детьми и их диагностика показывают недостаточное развитие социальной сферы. Дети испытывают трудности в организации своего поведения, чаще всего неадекватно реагируют на ситуацию и, как следствие, испытывают трудности в усвоении школьных программ.

В связи с этим возникает необходимость пересмотреть организацию обучающего пространства, с целью создания условий, содействующих формированию таких компетенций, которые бы способствовали развитию ребенка, его социализации.

В центре внимания должно стоять формирование у детей доброжелательного отношения к людям, эмоционального принятия их, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения. Поэтому особая роль в этом процессе отводится периоду обучения в начальной школе. Ведь именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным временем для активизации внутренних возможностей личности в процессе духовного развития.

Задача учителя заключается в том, чтобы направлять учащихся на конструктивную  деятельность через организацию сотрудничества. Только в совместной деятельности в процессе решения проблемы и столкновения мнений появляется реальная возможность сформировать навыки общения и принятия решений. Взаимодействие между учащимися является основой успешного развития классного коллектива. Выстраивая систему деятельности на каждом этапе программы, реализуется арсенал содержания, технологий, приемов и форм.

Данная программа формирования навыка самоопределения спланирована с учетом возрастной специфики учащихся.

Концептуальной основой содержания программы является положение В.В.Давыдова о том, что «образование и развитие – это разные процессы, и образование либо следует за развитием, либо  создает условия для него». Ученый убежден в том, что современное школьное образование «призвано давать детям подлинно научные понятия, развивать у них  научное мышление, способность к дальнейшему самостоятельному овладению все нарастающим количеством новых научных знаний». Решение этой задачи требует «…изменения самих принципов построения учебных предметов, организации нового типа усвоения, новой структуры всей учебной деятельности школьника».

Д.Б.Эльконин считает, что именно взрослый передает ребенку отношение к предмету и к ситуации, делает ее привлекательной и интересной. Взрослый является эмоциональным центром происходящего, он наделяет все объекты положительным отношением, поэтому предметы и явления становятся аффективно заряжены, начинают обладать побудительной силой. Взрослый не только мотивирует деятельность ребенка, но и передает конкретные способы действия. Можно сказать, что отношение взрослого к предметам и явлениям запускает или снижает двигательную активность и инициативность ученика.

Цель программы: создание условий для формирования навыка саморегуляции и самоопределения младшего школьника.

Задачи:

  • развивать навыки конструктивного взаимодействия и психологической готовности к сотрудничеству;
  • развивать навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях;
  • способствовать формированию толерантного общения, оптимизировать внутригрупповое сотрудничество;
  • формировать умения общаться и вырабатывать позитивный эмоциональный тон общения; развивать социальное доверие и воспитывать новые способы поведения;
  • формировать умения равноправного взаимодействия; развивать эмоции сочувствия, сопереживания;
  • формировать опыт выполнения самостоятельной работы, оценки своей деятельности;
  • воспитывать уважение к традициям и культуре разных народов.

Возрастное обоснование:

Социальное развитие. Возраст создания основы для саморазвития, завершение формирования самосознания.

Мысль становится лично-социализированной. Начинается поиск себя. Усваиваются новые социальные понятия, углубляется понимание мотивов поведения человека.

Мотивы раскрываются  и дифференцируются. Ребенок начинает реально осознавать свою деятельность, поведение в системе отношений с окружающим миром. Мотивация – общественная оценка. Растет недовольство собой, появляется критичность к себе и окружающим людям.

Познавательные функции. Становится возможной перспективная регуляция внимания. Пик развития памяти. Ребенок запоминает схемами, по смыслу, воспроизводит по требованию. Восприятие в форме организованного, активного и дифференцированного наблюдения.

Мышление становится рефлексивным, творческим, доминирующим познавательным процессом.

Ребенок способен ставить познавательные цели, выбирать необходимую информацию, организовывать свою деятельность в связи с поставленными целями.

Программа построена с учётом следующих принципов:

  • добровольность;
  • общественная направленность;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • предоставление самостоятельности и опора на инициативу;
  • учет интересов ребенка;
  • содружество и сотворчество детей и взрослых.

МЕСТО  КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предлагаемая программа реализуется в рамках внеурочной деятельности. В учебном плане на эту программу отводится 0,5 часа в неделю. Срок реализации программы - полгода. Данная рабочая программа рассчитана на 17 часов по 1 занятию в неделю. 3 – 4 классы по 17 часов.

Формы организации учебного процесса:

  • совместная (групповая) деятельность обучающихся;
  • игры и тренинги;
  • самостоятельная деятельность;
  • практикумы;
  • беседы;
  • деловые игры и др.

Внеурочная деятельность осуществляется через организацию КТД и дискуссий и позволяет использовать групповые и индивидуальные творческие занятия, тренинги, социальные акции, проекты, конференции, конкурсы и т.д.

Работа по программе направлена на достижение следующих результатов:

  • Учащиеся обучаются работать с первичной идеей.
  • Формируется навык планирования деятельности.
  • Формируется умение концентрировать внимание, удерживать, переключать его на другие виды деятельности.
  • Формируется опыт защиты своей идеи.
  • Формируется опыт самоопределения.
  • Формируется навык публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
  • Учащиеся учатся взаимодействовать в паре, в группе.
  • Формируется опыт первичной исследовательской деятельности.

         Приобретенные навыки помогают ученику лучше ориентироваться в окружающей действительности, адекватно реагировать на нее.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ ЗА КУРС НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

  • приобретение обучающимися знаний о принятых в обществе нормах поведения и общения;
  • о правилах конструктивной групповой работы;
  • об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
  • о способах организации взаимодействия людей и общностей;
  • о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

  • развитие ценностных отношений учащихся к школе, окружающим людям, к природе, Отечеству;
  • стремление к коллективной творческой деятельности.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):

  • приобретение опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками;
  • опыта волонтерской деятельности;
  • опыта творческой деятельности в социальном пространстве.

В результате освоения программы учащиеся овладеют следующими универсальными учебными действиями:

Личностные универсальные учебные действия

  • Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни.
  • Развитие компетентности в вопросах нормативного поведения.
  • Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
  • Выделение нравственного содержания своих поступков

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • Формирование умения продуктивного взаимодействия, умения совместного принятия решения
  • Развитие коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия.
  • Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество
  • Признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
  • Выражение своего мнения и аргументация свое точки зрения

Регулятивные универсальные учебные действия

  • Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности
  • Умение адекватно оценивать свою деятельность
  • Умение адекватно воспринимать оценку со стороны
  • Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности
  • Формирование основ оптимистического восприятия мира
  • Формирование готовности к преодолению трудностей

Календарно – тематическое планирование для 3 (4) класса

№ п/п

Тема

Содержание

Дата

1

Проектная задача «Озеро Смолино».

Загрязнение водоёма. Изменения объёма воды в озере. Причины нарушения природного баланса.

1

2

Проектная задача «Детский досуг».

Детские учреждения досуга. Расписание работы учреждений. Составление расписания посещения детских учреждений досуга.

1

3

Проектная задача «Встреча друга».

Расписание движения автобуса, трамвая. Расчёт времени встречи друга на автовокзале, движения по городу.

1

4

Проектная задача «Общение с другом из Праги».

Интернет – связь. Часовые пояса. Расчёт времени общения. Продолжительность полёта в Прагу.

1

5

Проектная задача «Велосипедная гонка».

Зависимость времени движения на велосипеде по дорожкам, сделанным из разных материалов.

1

6

Проектная задача «Соревнования ездовых собак».

Длина маршрута и время движения собачьей упряжки на соревнованиях. Поездка в питомник.

1

7

Проектная задача «Горнолыжный отдых».

Горнолыжные центры Челябинской области. Маршрут посещения горнолыжных центров.

1

8

Проектная задача «Друзья и враги на грядке».

Место посадки овощей, которые «дружат» друг с другом». Условия, необходимые для прорастания семян.

1

9

Проектная задача «Метро».

Расчёт времени движения на метро до разных станций.

1

10

Проектная задача «Цена билета».

Расчёт стоимости билетов в цирк в зависимости от сектора и номера ряда. Организация поездки в цирк.

1

11

Проектная задача «Лента Мёбиуса».

Инструкция изготовления ленты Мёбиуса.

1

12

Проектная задача «Выпечка торта».

Содержание белков в разных видах орехов. Расчёт порций торта в зависимости от количества взятых продуктов.

1

13

Проектная задача «Авиарейсы».

Расписания авиарейсов. Расчёт времени вылета и прилёта в пункт назначения.

1

14

Проектная задача «Детское кафе».

Расчёт стоимости заказа.

1

15

Проектная задача «Покупка».

Расчёт покупки по заданным критериям: на определённую сумму,  определённой торговой марки, антиаллергенных продуктов.

1

16

Проектная задача «Солённость воды».

Свойства солёной воды.

17

Итоговое занятие.

Материально – техническое обеспечение

  1. Рабочая тетрадь «Учусь принимать решения» Н. Н. Титаренко, С.В. Пинженина.
  2. Мебель: столы, стулья, доска.
  3. Мультимедийное оборудование: компьютер, проектор, доска.
  4. Письменные принадлежности: ручка, карандаш, линейка, ластик, тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧУСЬ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ В ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ.Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.     Поговоритьоразныхвариантахрешенияпроблемных ситуацийиихпоследствиях.2.     Обсудитьопасныедляздоровьяситуации.3.   Способство...

Учусь принимать решения в опасных ситуациях

Урок проведен в рамках факультативного курса "Полезные привычки"...

Программа внеурочной деятельности "Учусь принимать решения"

Новой формой проверочных работ в начальной школе является комплексная проверочная работа. Цель комплексной  проверочной  работы - оценка  достижения планируемых результатов выпуск...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь принимать решения"

Программа составлена для учащихся 10-11 лет. Срок реализации 1 год....