Единый классный час "Крещение Руси"
методическая разработка на тему
Князь Владимир I Святославович (?-1015) – великий князь киевский, один из самых неоднозначных и легендарных правителей Древней Руси. Ревностный язычник имевший в своём гареме около 800 жён и образцовый христианин, князь Владимир внёс вклад в дело территориального расширения и укрепления политических позиций русского государства. Явился великим реформатором духовной жизни русского народа, человеком "крестившим Русь", за свои многочисленные заслуги причисленный к Лику Святых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kreshchenie_rusi-vladimir_kr_solyshko.docx | 48.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Князь Владимир
История Древнего мира / Евразия / Древняя Русь
Князь Владимир
Князь Владимир I Святославович (?-1015) – великий князь киевский, один из самых неоднозначных и легендарных правителей Древней Руси. Ревностный язычник имевший в своём гареме около 800 жён и образцовый христианин, князь Владимир внёс вклад в дело территориального расширения и укрепления политических позиций русского государства. Явился великим реформатором духовной жизни русского народа, человеком "крестившим Русь", за свои многочисленные заслуги причисленный к Лику Святых.
Князь Владимир являлся внебрачным сыном князя Святослава от рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги. После смерти Святослава его сыновья образовали триумвират: Ярополк I Святославович - старший сын князя Святослава правил в Киеве, Олег – в Искоростене у древлян, Владимир в Новгороде. Отсутствие единовластия породило междоусобицу. Сначала столкнулись Олег и Ярополк. Олег был разбит и погиб. Владимир собрал большое войско, нанял отряд варягов и выступил против Ярополка. Несмотря на добровольную сдачу, Ярополк был убит Владимиром.
Во время усобиц княжеская власть ослабла. Князю Владимиру Святославовичу пришлось покорять вятичей, радимичей и ятвягов; воевал с печенегами, Волжской Болгарией, Византией и Польшей. При нем сооружены оборонительные рубежи по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула и др., заново существенно укреплен и застроен каменными зданиями г. Киев. Отношения с тюркоязычными печенегами, в начале X в. занявшими причерноморские степи от Дуная до Дона, были также важной составной частью древнерусской внешней политики. Особенно силен был печенежский натиск на южнорусские земли в конце X в. Владимир сумел организовать оборону южных границ, построив сторожевые крепости вдоль пограничных со степью рек - Десны, Сейма, Сулы, Роси.
При Владимире I все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, в 981 году присоединил к русскому государству так называемые "Грады Червенские" - земли на юго-западе, захваченные ранее польским князем Мешко I. Происходило дальнейшее укрепление государственною аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры.
Таким образом, формирование территориальной структуры государства Русь завершилось в конце X века. К этому времени была ликвидирована «автономия» всех восточнославянских союзов племенных княжеств. Изменилась и форма взимания дани. Теперь уже не было необходимости в полюдьи - объездах, исходящих из Киева.
Дань собиралась наместниками киевского князя. Две трети сопранной дани отправлялось в Киев, оставшаяся часть распределялась между дружинниками князя- наместника. Территории в рамках единого раннефеодального государства, управляемые князьями-вассалами киевского правителя, получили название волость. В целом же в X в. государство именовалось "Русь", "Русская земля". Это название распространилось со Среднего Поднепровья на всю территорию, подвластную киевским князьям.
В этих условиях сохранившиеся следы былой независимости стали неприемлемы для центральной власти. В идеологии же пережитками старины оказывались местные языческие культы, поощрявшие сепаратистские настроения. Первой религиозной реформой в 980г. Владимир пытался приспособить языческую веру к происходящим в стране процессам. На берегу Днепра был создан языческий пантеон. Главным богом был выбран Перун. Однако это не привело к закреплению монотеизма.
Вторая религиозная реформа, проведенная в 988-989 гг., заключалась в принятии христианства. Владимир и его окружение прекрасно осознавали необходимость отказа от язычества в пользу православия, как одного из условий ликвидации изоляции Руси от европейского христианского мира.
Провозглашение монотеизма укрепляло позиции главы государства и освящало сословную иерархию, складывающуюся в древнерусском обществе. Наконец, христианство формировало новую мораль, более гуманную и высоконравственную. Формально крещение Владимира произошло в связи с его женитьбой на византийской принцессе Анне.
988 год принято считать годом принятия христианства в качестве государственной религии. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Крещение людей, которое проводилось не только убеждением, но и насилием, стало лишь началом утверждения новой религии. Языческие обычаи и верования сохранялись еще длительное время и до сих пор уживаются с христианством.
Только на рубеже XIV – XV вв., когда завершилось формирование классов феодального общества, оно стало орудием классового господства, оно стало орудием классового господства, главным рычагом для объединения русских земель вокруг Москвы. Поэтому христианство, вводимое по воле киевской знати и Полянской общины, наталкивалось на сопротивление других славянских общин. В этом главная причина медленного его распространения в Древней Руси растянувшегося до XV в. В тоже время, ввиду противостояния католицизма и православия, Русь обособилась от западноевропейской цивилизации.
В "Повести временных лет" летописец не жалеет красок в описании личности князя, впоследствии прозванного Красным Солнышком (ни в одной летописи, кстати, такого эпитета нет). Отчасти это чисто литературный прием, смысл которого - контрастно противопоставить необузданного язычника благоверному христианину. Но именно благодаря этому в летописи и сохранились колоритные подробности разгульной жизни князя, его беспросветного блуда и вызывающей сексуальной жестокости. Еще в 18-летнем возрасте он не просто насильно овладел юной полоцкой княжной Рогнедой, но предпочел сделать это демонстративно на глазах ее родителей.
Известен и другой случай, произошедший уже после принятия крещения. Речь идет о знаменитом корсуньском походе Владимира. В крымской крепости Корсуни (Херсонес), принадлежавшей Византии, находился императорский наместник и греческий гарнизон. После изнурительной осады византийцы вынуждены были сдаться на милость победителя. Каковой же оказалась "милость" новокрещеного великого князя - рассказывается в его Житии особого состава: "А князя Корсунского и с княгинею поймал, а дщерь их к себе взял в шатер, а князя и княгиню привязал у шатерной сохи и с дщерию их перед ними беззаконство сотворил. И по трех днях повелел князя и княгиню убить, а дщерь их за боярина Ижберна дал со многим имением, а в Корсуни наместником его поставил...".
Когда Владимир вероломно умертвил старшего брата Ярополка, первое же, что он сделал, согласно повествованию летописца, это овладел вдовой великого киевского князя, красавицей гречанкой (имени которой история для нас не сохранила). "И была она беременна, и родился от нее Святополк", - сообщает далее "Повесть временных лет". Из сообщения летописца неясно также, была ли гречанка уже беременна, когда стала наложницей Владимира (и тогда Святополк Окаянный - не родной его сын), или же зачала во грехе будущее "исчадие ада" русской истории.
Помимо множества жен имел Владимир также бесчисленный гарем, его можно сравнить разве что с гаремом царя Соломона. Его отношения с двенадцатью признанными сыновьями (сколько же было непризнанных детей от 800-дущного гарема да несметного количества обесчещенных жен и девиц - одному Богу известно) особой теплотой не отличались. В конце концов дело дошло до того, что Владимир Святославич вынужден был пойти войной на собственного старшего сына Ярослава (~980 — 20 февраля 1054) от полоцкой княжны Рогнеды, княжившего в Новгороде и не посылавшего положенной дани в Киев.
Великий князь киевский, один из самых неоднозначных и легендарных правителей Древней Руси Владимир I Святославич скончался 15 июля 1015 года. Смерть крестителя Руси была насильственной. Когда в 30-е годы XVII века по указанию митрополита Петра Могилы в Киеве производились раскопки Десятинной церкви, разрушенной еще во времена Батыева нашествия, был найден мраморный саркофаг-гробница с именем Владимира Святославича, а в нем - кости со следами глубоких разрубов и отсеченной головой, при этом некоторые части скелета вообще отсутствовали.
«Запятье» князя Владимира, или как стал христианином жестокий язычник?
28 июля в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира Русская Православная Церковь будет отмечать 1000-летие со дня его преставления С точки зрения обычного человека очень трудно представить, как стал христианином этот грубый и жестокий язычник, приносивший своим богам кровавые жертвы. Что могло привлечь в кротком образе Христа насильника и убийцу, взявшего силой Рогнеду и убившего у нее же на глазах ее отца и братьев? По летописям можно восстановить только внешнюю канву событий. А как произошел внутренний переворот в душе князя Владимира, до сих пор остается загадкой. И в старых учебниках, и в современном мультфильме это невероятное преображение одной человеческой души, с которого началось рождение русского народа, неоправданно упрощают.
Железом и кровью
Князь Владимир был незаконнорожденным. Он родился в 962 году от связи Святослава Игоревича с ключницей Малушей. Чтобы получить то, что другим досталось по праву рождения, князь Владимир должен был сделать ставку на жестокость, изворотливость, силу. Он и князем-то стал случайно — только благодаря своему дяде Добрыне, бывшему воеводой у Святослава. Добрыня предложил князю кандидатуру Владимира для Новгорода, куда ехать никто из старших сыновей Святослава не хотел. Старший, Ярополк, воцарился в Киеве, средний, Олег, — в Древлянской земле, сам же Святослав избрал своей столицей Переяславец на Дунае в Болгарии.
Однако в 977 году позарился на землю Владимира Ярополк, только что умертвивший Олега (Святослав же погиб от рук печенегов еще в 972 году). 15-летний Владимир бежал за море к варягам — и это очень характерно для тогдашней русской элиты, ощущавшей себя наполовину скандинавами. Возмужав и заручившись их военной поддержкой, Владимир в 980 году вернулся домой, отвоевал Новгород, захватил заодно Полоцк вместе с Рогнедою, а затем и Киев, устранив Ярополка. Преподобный Нестор-летописец свидетельствует о Владимире, что «был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних жен и растляя девиц». У князя Владимира было пять «официальных» жен, а также множество наложниц в разных городах. Язычество древних русичей освящало блуд, насилие и всякое зло. Идолам приносились человеческие жертвы. Князь Святослав в походе на Болгарию перед сражением за Доростол приказал убить множество младенцев — чтобы сила их чистых душ передалась его воинам. После битвы Святослав умертвил всех пленников — для искупления их кровью павших в бою соплеменников.
Князь Владимир вполне соответствовал идеалу языческого правителя, являвшегося обычно у древних народов и верховным жрецом. В 983 году состоялся удачный поход Владимира против литовцев-ятвягов. Князь захотел отблагодарить «богов», принеся им в жертву непорочного юношу. Выбор пал на сына варяга Феодора из Греческой земли — Иоанна. Но когда княжеские посланцы пришли к отцу, чтобы забрать у него Иоанна, тот исповедовал себя христианином и не отдал своего сына в жертву «бесам». Владимир страшно разгневался и приказал зверски умертвить Феодора и Иоанна.
Странная история
Неожиданно через три года после этого Владимир начинает принимать проповедников других вер: мусульманина, христианина римского обряда, иудея и грека-православного.
И вот здесь князь Владимир представляется в летописи поначалу каким-то апатичным. У мусульман ему нравится многоженство, но он не принимает их воздержания от вина: «На Руси веселие пити, не может без того жити». Отвергнув учение первых трех проповедников, Владимир неожиданно слушает подробную проповедь грека Философа, а затем заявляет о своем горячем желании быть с праведными одесную на Страшном судилище. И вдруг опять как-то вяло говорит: «Подожду еще немного», аргументируя тем, что надо еще узнать о других верах (как-будто только что не узнал). Но в то же время дал греку «многие дары и отпустил его с честию великою». Странная история. Как вообще князь Владимир, только что с яростью расправившийся с христианами, слушает все эти, по его представлению, сказки, оскорбляющие его языческий опыт? Как могли осмелиться приходить к нему проповедники, зная его крутой нрав?
Вывод может быть один: с князем Владимиром что-то произошло. Преподобный Нестор-летописец пишет о том, что Господь послал Владимиру «некое запятье» («запятье» (слав.) — неожиданная остановка, преткновение на привычном пути) — «чтобы он стал христианином, точно так же как Плакида в древности». Евстафий Плакида — святой мученик II века, полководец. Первоначально был язычником, но милосердным и справедливым. Однажды во время охоты олень, за которым гнался Плакида, принял образ Христа, и Господь сказал Евстафию: «Я Христос, Которого ты боготворишь, не зная этого. Иди и прими крещение». Преподобный Нестор пишет: «И так же случилось с Владимиром. Бог явился ему, и он стал христианином».
Как же Бог явился князю Владимиру?
Из Священного Писания мы знаем, что Бог, Дух Святой, таинственно действует в мучениках за веру. В Евангелии от Луки (12, 1112) Господь увещевает апостолов: «Когда же приведут вас… к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Дух Святой научит вас в тот час, что должно говорить». Деяния Апостолов в повествовании об убиении архидиакона Стефана (см. Деян. 6, 15; 7, 55), множество житий святых рассказывают о том, что сами мучители порой ощущают или непосредственно видят присутствие Божие в страданиях святых мучеников. Ведь страдания их таинственно соединяются со страданиями Самого Господа Иисуса Христа, а их смерть — с Его смертью и воскресением.
Здесь мы склонны предположить, что преподобный Нестор, говоря о «запятии» князя Владимира, подразумевал, что Христос таинственно открылся князю Владимиру в страданиях Феодора и Иоанна, наших первых мучеников. Явление Божие всегда дает человеку почувствовать радость иной, настоящей жизни, ее полноту и силу. И вот князь Владимир почувствовал, что мученики соединяются с этой радостью и силой, а он от нее совершенно отвержен и погибает.
В этот момент проявились и все определившиеся ранее предпосылки обращения князя Владимира: влияние его бабушки, святой княгини Ольги, нескольких его жен-христианок и друга детства норвежского конунга Олава, а вместе с тем его собственные угрызения совести.
История о норвежском княжиче Олаве Триггвасоне малоизвестна. Мы узнаем о ней из древнеисландской саги. Олав со своей матерью скрывался в Новгороде во время междоусобицы. По достижении совершеннолетия он поступил в дружину Владимира. Но после многих лет военных набегов в жизни Олава произошли перемены. Сам Господь явился ему, призвал отправиться в Византию и принять Святое крещение. Когда Олав исполнил это повеление, он вернулся на Русь, чтобы приобщить к вере Владимира. Последний, согласно саге, отверг предложение Олава, тот уехал на родину и в 993-995 годах крестил свой народ, став первым королем Норвегии.
Все эти факторы по-своему значительны, но если бы не было «запятия», так бы и размышлял князь Владимир о них всю свою жизнь. После же убиения Феодора и Иоанна создалась парадоксальная ситуация: князь Владимир принялся искать христиан, чтобы побольше узнать от них об их вере, о Христе, христиане же всячески прятались от него, продолжая видеть в нем гонителя. Естественно, после «запятия» князь Владимир больше не участвовал в языческих обрядах и жертвоприношениях, хотя страсти, как мы видели, продолжали порой им владеть. Охлаждением Владимира к язычеству воспользовались соседи Руси, хотевшие видеть сильного русского князя своим другом. Для этого и были присланы ко Владимиру разнообразные проповедники. Но князь Владимир их не слушал: Христос уже открыл ему Себя.
Занятно то, что только греки, никак не страдая от набегов Владимира, по всей видимости, не обращали его. Во исполнение статей договора 971 года о союзничестве (заключенного с Византией Святославом, отцом Владимира) они хотели заручиться поддержкой русских в борьбе с мятежной Болгарией. Византиец Философ, скорее всего, прибыл в Киев в качестве священника, сопровождающего дипломатическую миссию, и переводчика. Возможно, князь Владимир сам настоял на этой беседе: в течение трех лет он безуспешно искал скрывавшихся от него христиан, теперь же христианский священник сам пришел к нему! Наконец-то князь Владимир узнал все о Христе и Евангелии. Однако он так и не крестится. Почему? Мудрый Философ мог удержать его, напоминая, что необходимо подготовить народ, чтобы крещение Владимира не вызвало слепого подражания ему ради политической выгоды или, наоборот, не привело к бездумному отторжению. Народ должен подробно узнать о вере, и тогда князю будет приличнее окреститься вместе со всеми. Однако еще один древний писатель, живший ближе Нестора-летописца ко времени событий — речь идет о монахе Иакове, — пишет в своей «Памяти и похвале русскому князю Владимиру», что тот крестился в 987 году, то есть сразу после проповеди Философа. Как это объяснить?
Князь Владимир мог настоять на том, чтобы Философ все-таки его крестил — так велико было его желание избавиться от грехов и быть вместе со Христом. Философ же нашел, по всей видимости, следующее решение: он предложил Владимиру принять первое или неполное крещение — так называли тогда оглашение. Он объяснил, что при совершении этого чина из человека уже изгоняется злой дух и оглашенный становится «новоизбранным воином Христа Бога нашего». В последующей устной передаче событие оглашения вполне могло превратиться в полное крещение, что и зафиксировал Иаков. Далее князь Владимир созвал бояр своих и старцев градских (выборных городских старост) и рассказал им о посланниках, предлагавших принять ему каждый свою веру. Вместе постановили послать в земли проповедников десять «славных и умных» избранных мужей, чтобы они посмотрели, у кого из них вера всё-таки лучше. Понимал ли Владимир, что рискует: вдруг выберут не Православие?
Я думаю, что, зная русского человека, князь Владимир не сомневался, что изберут веру греков: он ведь чувствовал, что она только одна по-настоящему передает присутствие Бога, открывшегося ему. И русский человек почувствует это, как он в свое время почувствовал. И действительно, попав в 987 году в Грецию, в храм Святой Софии в Константинополе, русские изумились: «Ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми».
Фольклорные и этнографические исследования свидетельствуют о том, что русские люди до крещения верили в существование счастливого царства, в котором нет горя и нужды, где царствует правда. После посещения Константинополя многие уверовали в то, что счастливое царство найдено. Весть об этом облетела все веси Русской земли и сыграла роль своеобразного оглашения.
Расчет и страсть
Между тем, пока десять русских мужей были в Константинополе, в империи произошли новые заговоры и мятежи. На Востоке объявился давний враг царствующих императоров Василия и Константина Варда Склир. Под угрозой оказывалось само существование христианской империи. Одна армия византийцев разгромлена болгарами, другая перешла на сторону мятежников. Единственная надежда — на князя Владимира.
Обратно в Киев в срочном порядке отправляется посольство во главе с митрополитом Феофилактом. Ему удается договориться с Владимиром о помощи. Но Владимир просит руку царской сестры Анны. Породнившись с императорами, Владимир планирует ввести свою страну в семью цивилизованных народов. Феофилакт пытается вразумить Владимира, говоря о том, что для него брак с царевной невозможен, ведь он язычник. И вдруг с ужасом узнает, что Владимир уже давно принял оглашение и готов креститься хоть сейчас. Скрепя сердце Феофилакт заключает военное соглашение, по которому русский князь обязывается помочь в борьбе с мятежниками, а греческая сторона — выдать за него невесту царского рода.
Шеститысячный отряд русских воинов отправляется в Грецию (мы знаем об этом от армянского летописца Асохика). В течение 988-989 годов они разбивают мятежников. Русь спасает Византию от гибели.
Пока же до разгрома мятежников еще далеко, Владимир, по свидетельству монаха Иакова, едет к порогам Днепра встречать обещанную Феофилактом невесту и… не находит ее. Армянская летопись утверждает, что Феофилакт привозит «подложную невесту» (по всей видимости, актрису), Владимир распознает обман и убивает его. Некоторые факты заставляют нас считать, что Феофилакта просто арестовывают (а впоследствии он будет первым русским митрополитом). Но так или иначе вероломные действия греков приводят Владимира в ярость, он забывает о том, что он почти христианин и захватывает ближайший греческий город — Херсонес (по-славянски — Корсунь), откуда посылает ультиматум грекам. Владимир требует отдать за него царскую сестру, иначе он подвергнет Константинополь разорению. Цари отвечали, что могут выдать сестру только за христианина. Владимир сообщает о своей готовности креститься. Греки вынуждены пойти на попятную. Они присылают не помнящую себя от горя Анну. Только желание помочь родине заставляет ее решиться на позорное, с точки зрения греков, замужество. Желая скрыть этот позор, все греческие летописи того времени хранят полное молчание о крещении князя Владимира и о крещении Руси. Лишь только более поздние источники начинают говорить об этих событиях. Неожиданно в момент приезда невесты князь Владимир слепнет. Летописец считает это «Божиим строеньем». Да, как политик и государственный муж князь Владимир оказался на высоте: он переиграл хитрых греков. Но как христианин он не состоялся, отдавшись чувству мести, он снова погрузился в пучину страстей. Не кто иной, как царевна Анна, советует ему в этот момент покаяться и креститься. Князь следует ее совету, нисходит в крещальную купель и исцеляется. Увидев это, крестились многие из его дружинников. Вместе с исцелением тела происходит исцеление души. Дальнейшая жизнь князя показывает нам, что из купели выходит совсем другой человек.
Слуга нищим
Двадцать пять лет христианского правления Владимира надолго запомнились нашему народу. Трудно призвать к святости целый народ, но князь Владимир попытался это сделать: не посредством красивых слов или принуждения, но личным примером. Он попытался дать почувствовать людям силу христианской любви. Князь Владимир поставил своей целью утолить всякую нужду по всей земле Русской. Каждое воскресенье он устраивал в своем дворце — там, где раньше шумно пировала дружина, — пиры для нищих и нуждающихся. Предание говорит о том, что князь сам прислуживал на таких пирах. Всем нищим и убогим Владимир повелел приходить к нему на двор в любое время, чтобы кормиться, одеваться и просто отдыхать. По Киеву ездили телеги с провизией. Приставленные к ним государевы слуги ходили по дворам и справлялись, кто еще остался не накормлен, нет ли больных, немощных, которые сами не могут добраться до княжьего двора.
И по всей Руси рассылал князь Владимир различную милостыню. Все силы и все средства государственной казны князь Владимир употреблял на то, чтобы показать, что у русского православного народа «одно сердце и одна душа», «все общее», как об этом говорится в Деяниях Апостольских о жизни первых христиан (см. Деян. 2, 44; 4, 32). В народной памяти князь Владимир остался Владимиром Красное Солнышко. Это говорит о том, что его горячий призыв к милосердию и любви, к святости на основании личного примера был воспринят народом.
Православный журнал "Нескучный сад"
Фотографии:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Единый классный час по теме "Крым и Севастополь. Добро пожаловать домой!"
Данный материал поможет классным руководителям в подготовка мероприятия. В содержании классного часа затрагиваются несколько вопросов: 1.История Крыма. 2.Оборона Севастополя во времена ВОВ. 3.До...
Единый классный час. "В единстве наша сила"
Воспитание достойных граждан, патриотов своей Родины;воспитание любви к своему Отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения к истории предков, формирование знаний о своем Отечестве, ...
Единый классный час на тему "Я талантлив"
Конспект классного часа, презентация...
Единый классный час "300 лет Нижегородской губернии".
Сценарий классного часа "300 лет Нижегородской губернии" для 2 - 3 классов. Презентация к классному часу....
Единый классный час: "В единстве наша сила".
Цель:- приобщать учащихся к культуре, традициям и обычаям других народов, населяющих Кубань;-воспитывать уважение друг к другу через этические и нравственные ценности других народов,-познакомить...
Единый классный час "День Республики Крым"
В работе представлен конспект единого классного часа в начальной школе...
Единый классный час "Краснодарскому краю 80 лет"
Цель:- привитие школьникам любви к малой Родине и сопричастности к истории Краснодарского края;- формировать у учащихся целостное представление о Кубани, развивать познавательный интерес к истор...