Коллективная трудовая деятельность в младших классах
проект (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Положительные моменты использования методики КТД в развитии личностной сферы младших школьников:
- в коллективных творческих делах есть место каждому;
- в процессе участия к КТД выясняется, что не способных нет вообще;
- открываются в себе и в других таланты, о которых и не подозревали;
- создаются условия для развития творческой активности и вместе с тем формирования чувства ответственности, навыков коллективизма, организаторских способностей и других основ сознательной дисциплины;
- используются различные формы и нестандартные варианты;
- удовлетворяется актуальная потребность детей этого возраста в игре и творческой деятельности;
- создаются благоприятные эмоциональные условия, климат в коллективе, обеспечиваются условия защищенности для каждого ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья
«Коллективная трудовая деятельность в младших классах»
Учитель начальных классов
МБОУ «Лицей № 4»
Г. Королев мкр. Юбилейный
Московская область
Коллективная трудовая деятельность в младших классах
Одной из ведущих в младшем школьном возрасте остается игровая деятельность. В связи с этим одним из главных направлений работы классного руководителя является организация и проведение коллективной творческой деятельности в классе.
И достоинство коллективной творческой деятельности как раз и состоит в том, что КТД – это сама жизнь или игра в жизнь: в одних случаях это проектирование и преобразование жизни, в других – имитационное моделирование – вхождение в жизнь через ее конструирование и обретение социальных ролей. Здесь «играют» в трудовой десант, путешествие, город, суд, театр, газеты, журналы, конкурсы… Здесь то ли играют, то ли живут этим… Здесь все вместе. В процессе формирования мотивации совместной учебной деятельности можно выделить несколько этапов:
- этап неприятия коллективной учебной работы;
- этап общего положительного отношения к коллективным формам учебной работы;
- этап резкого падения мотивации совместной учебной деятельности;
- этап устойчивого роста мотивации совместной учебной деятельности.
Этапы работы педагога по организации коллективной творческой деятельности в классе:
- ознакомление с результатами психолого-педагогической диагностики;
- выдвижение цепочки конкретных воспитательных задач: раскрывать хорошее в каждом – вызвать интерес друг к другу, сдружить ребят и сдружиться с ними (на этом этапе мы провели игровой тренинг, целью которого было сплочение детского коллектива, снятие различных страхов, неуверенности в себе, снятие первых конфликтов, развитие заботы друг о друге);
- организация коллективных творческих дел, различных по своему характеру и содержанию с обязательным использованием всех стадий подготовки и проведения КТД, условий решения педагогических задач, поддержанием высокого эмоционального фона в коллективе;
- установление товарищеских отношений в цепочке «учитель-родители-дети»;
- привлечение педагогов, работающих в этом классе, в совместную коллективную творческую деятельность;
- создание микроколлективов по взаимной симпатии, дружбе; введение творческих поручений микроколлективам, связанных с заботой о своем классе и окружающей жизни. Смена, чередование этих поручений через одну - две недели, использование этого приема для подготовки и проведения различных КТД.
(Микро)коллектив – это, пожалуй, самая боевая единица коллектива класса, которая может постоянно и активно действовать. Но происходит это при определенных условиях.
1.Комплектование (микро)коллективов только на добровольной основе по единственному принципу – дружба. Задача воспитателя: быть в высшей степени тактичным, дружелюбным, исключать всякий административный нажим, помогать ребятам увидеть положительные стороны характера своих товарищей и общность интересов.
2.Состав (микро)коллектива – не более 5-6 человек. Иначе первичному коллективу будет трудно собираться, а без встреч невозможно укрепление дружбы.
3.(Микро)коллективы требуют повседневного внимания педагога. Жизнь в школе и вне ее, взаимоотношения внутри каждого (микро)коллектива, узы дружбы, дела – все это следует держать в центре внимания. Поэтому целесообразно опираться на (микро)коллектив не только во внеучебной жизни, но и в организации учебного процесса.
4.У каждого (микро)коллектива должны быть старшие друзья из числа родных. Именно они помогут своему (микро)коллективу собраться дома, привлечь других родных к его проблемам.
Структура каждого коллективного творческого дела определяется стадиями коллективного творчества. Работу по организации и проведению КТД целесообразнее строить по тематическим периодам, каждый из которых посвящен теме, событию в жизни данного коллектива, школы. Выбор темы определяется сложившимися в классе традициями, но обязательное требование к теме – актуальность для данного периода времени, для данного коллектива.
Положительные моменты использования методики КТД в развитии личностной сферы младших школьников:
- в коллективных творческих делах есть место каждому;
- в процессе участия к КТД выясняется, что не способных нет вообще;
- открываются в себе и в других таланты, о которых и не подозревали;
- создаются условия для развития творческой активности и вместе с тем формирования чувства ответственности, навыков коллективизма, организаторских способностей и других основ сознательной дисциплины;
- используются различные формы и нестандартные варианты;
- удовлетворяется актуальная потребность детей этого возраста в игре и творческой деятельности;
- создаются благоприятные эмоциональные условия, климат в коллективе, обеспечиваются условия защищенности для каждого ребенка.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация трудовой деятельности девочек младшего школьного возраста как одно из условий полоролевой социализации
Наша повседневная жизнь за последние годы изменилась настолько, что многим кажется: всё в ней теперь следует делать иначе. В том числе и воспитывать детей. Взрослые должны научить детей отвечать на но...
Привитие трудовых навыков учащимся младших классов коррекционной школы.
Доклад на заседании методического объединения учителей начальных классов...
Статья в студенческий сборник "Деятельность учителя младших классов по развитию внимания младших школьников в учебной деятельности"
статья в студенческий сборник...
Проект по теме:«Трудовая деятельность детей младшего школьного возраста»
Задачи проекта:•Расширить знания детей о птицах зимующих в наших краях и перелетных;•Воспитывать заботливое отношение к ним;•Познакомить с птицами, занесенными в Красную книгу;•Изготовить кормушки для...
«Развитие творческого потенциала младших школьников через коллективно-трудовую деятельность»
laquo;Развитие творческого потенциала младших школьников через коллективно-трудовую деятельность»...
Статья «Развитие творческих способностей детей в трудовой деятельности у младших школьников.»
Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельност...
Описание опыта организации коллективной проектной деятельности в начальных классах
Подробно описан ход работы над коллективным проектом "От пера до копмпьютера..." в 4-м классе....