Статья «Развитие творческих способностей детей в трудовой деятельности у младших школьников.»
статья
Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья
«Развитие творческих способностей детей в трудовой деятельности у младших школьников.»
Воспитатель ГПД: Урюпина А. А.
2020 г.
Введение:
Актуальность темы:
«…Слово – самый тонкий и самый острый
инструмент, которым мы, учителя,
должны умело прикасаться
к сердцам наших питомцев».
В.А.Сухомлинский
Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека.
Творчество - это высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное.
Творчество и творческая деятельность определяют человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но практический смысл.
Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах школы, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников. Поэтому необходима целенаправленная работа.
Жизнь становится разнообразнее и сложнее, она чем дальше, тем больше требует подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Подвижности требует и современное производство. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую “изюминку” в любом деле, достичь высоких результатов.
В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителя. Выявление способностей учеников и целенаправленное развитие - одна из важнейших и основных задач воспитания и развития.
Природа щедро наделила каждого ребёнка возможностями развиваться, и каждый ребёнок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности.
Второе условие - раннее начало. Необходимо, насколько возможно, окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию.
Третье условие - упорный труд. Способности не получают в “готовом виде”. Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд.
Четвертое - это интерес. Принуждение - это враг творчества. Поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребёнок работает с увлечением, по собственному желанию, и способности в этом случае будут формироваться быстрее. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности ребёнок достигает определённого потолка, а потом поднимает его всё выше и выше.
Одним из показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Считается, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания.
Для того, чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд учителя. Ребёнок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, поэтому уроки стараюсь проводить на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького человека.
Изменения стиля с детьми, твёрдая ориентация на игру как способ обучения и форму организации деятельности первоклассников помогли сделать мой труд радостным. Нельзя забывать, что важное место в жизни младшего школьника занимают игры, опирающие на воображение. Воображение - это источник творчества.
Много применяют игровых приемов при обучении чтению. Игра на уроке – прежде всего обучающая, она должна приковать неустойчивое внимание ребёнка к материалу урока, давать новые знания, заставляя его напряженно мыслить, развивать воображение, учить выдержке, настойчивости, воспитывать чувство коллективизма.
Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить на своём языке. Развитию речи учащихся на своих уроках уделяю большую часть времени. Важную роль в процессе развития речи играет такой вид работы, как творческие изложения, они-то и показывают высокий уровень сформированности коммуникативно-речевых умений у младших школьников У детей развивается внимание к устной и письменной речи, формируется умение организовать свою познавательную деятельность.
Любят дети и уроки – сказки. Сказка сопровождает человека всю жизнь: учит добру, мудрости, вере в человека, учит удивляться и наслаждаться, любить окружающий мир и жить в нём. Нынешние первоклассники полюбили читать для них – поход в библиотеку - это праздник, поэтому я серьёзно подхожу к проведению урока – сказки. Работа со сказкой пробуждает читательскую активность, заинтересованность, сказка дает ответы на вопросы, которые волнуют каждого ребёнка:
-Кто я и откуда произошёл?
-Что такое счастье и несчастье?
-Что есть добро, и почему рядом с ним живёт зло?
-Чем человек расплачивается за счастье?
-Что такое ум?
-Можно ли избежать страданий?
-Почему любовь может победить смерть?
-Почему сказка – «добрым молодцам урок»?
-В чём смысл жизни?
Любят ребята и сочинять сказки, что помогает детям развивать фантазию, уметь придумывать свой сюжет. Уметь оценивать поступки героев. Уметь грамотно делать выводы, пользоваться фразеологизмами. Поговорками и пословицами. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. Дети приходят в первый класс с желанием учиться, а к концу первого года обучения большинство детей начинают говорить о своём нежелании ходить в школу. Для меня – цель работы учителя – развитие устойчивого интереса к «стране знаний». И здоровье моих учеников играет здесь на последнюю роль. Стараюсь правильно организовать учебную деятельность:
- Строго соблюдать режим школьных занятий;
- Интересно строить уроки с учётом работоспособности детей;
- Исключать переутомление учащихся;
- Проводить физ-минутки;
- Включать игровые ситуации в урок.
1.Загадки в играх и развлечениях
Большую ценность представляют загадки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Загадка – это иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления.
Работа на уроке проводится в несколько этапов:
Первый этап – отгадывание загадок. Внимание детей привлекается к двум особенностям загадок:
а) называется не сам предмет, а другой, похожий на него,
б) указываются самые яркие отличительные признаки предмета. Для отгадывания и анализа используются такие загадки, в которых черты этого жанра проявляются достаточно отчётливо.
Второй этап – наблюдение. Здесь проводится рассматривание предмета с целью выявить его наиболее существенные признаки, а также найти похожий предмет, который можно было бы использовать для иносказания.
Широко в своей работе использую загадки на всех уроках: трудового обучения, русского языка, литературного чтения, окружающего мира. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, развивает умственную активность, самостоятельность, привычку глубже осмысливать мир.
2.Интегрированные уроки
Творческие задания, интеллектуально-развивающие технологии, словесное рисование, экскурсии помогают мне проводить интересные, увлекательные и способствующие гармоничному развитию младших школьников уроки. Целостное изучение общих для нескольких предметов (обучение грамоте, ознакомление с окружающим миром, чтение, рисование) тем позволяет избежать перегрузок.
3.Учимся говорить чисто!
Скороговорка – своеобразное и интересное явление в литературе.
Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, весёлые стихи, я закрепляю правильное произношение детьми звуков, отрабатываю дикцию, всё это способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи.
Такая работа приносит свои плоды. Дети любят учить скороговорки, и их рисовать, так они им лучше запоминаются.
4.Пословицы и поговорки – сокровищница русской народной речи и народной мудрости
Очень широко использую пословицы и поговорки в работе на любых уроках. Они кратки, выразительны, легко запоминаются. Народная мудрость учит ценить в жизни честность и справедливость, а это очень важно для воспитания духовной и нравственной культуры детей. Использование пословиц помогает мне развивать речь детей, учить объяснять смысл пословиц, находить в них главную мысль, увидеть в пословице воспитательный смысл. Дети используют пословицы при оценке поведения героев , заканчивают ей сказку или рассказ.
5. Внеклассной работы с пословицами и поговорками
Внеклассную работу на материале пословиц и поговорок можно проводить в разных формах: отдельные конкурсы, например, конкурс на лучший рисунок-иллюстрацию к пословице или конкурс на лучший рассказ по пословице
6.Работа с фразеологизмами в системе развития речи и общего развития учащихся
Убеждена, что детей надо с ранних пор вводить в удивительный и многоцветный мир слов, поэтому я знакомлю их с тем, что составляет стройматериал нашего языка, даю толкование отдельных слов, фраз. Рассказываю об истории происхождения слов. Всё это, полагаю, очень полезно для детей, так как возбуждает у них любознательность, интерес к языку.
Творчество - это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ :
1. Буркова Т.В. «Списывание и его виды в процессе обучения младших школьников
грамматике и правописанию». // «Начальная школа» №10, 2002, с. 28-37.
2. Граник Г.Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. – Москва:
«Просвещение», 1994.
3. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников – Москва: «Просвещение»,
1985.
4. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – Москва: «Просвещение»,1990.
5. Тырычева Л.А. «Занимательные упражнения на уроках русского языка в 1-2 классах»// «Начальная школа», №5, 1994, с 18-22.
6. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. – Москва«Просвещение», 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья : Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста с использованием нетрадициооных видов рисования на занятиях в группе продленного дня.
В помощь молодым специалистам....
Статья : Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста с использованием нетрадициооных видов рисования на занятиях в группе продленного дня.
Для молодых специалистов...
Развитие творческих способностей детей в трудовой деятельности в условиях реализации ФГОС
Выступление....
Развитие творческих способностей детей в трудовой деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
Развитие творческих способностей детей в трудовой деятельности в условиях реализации ФГОС НОО...
Развитие творческих способностей детей в трудовой деятельности в условиях реализации ФГОС
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и пробл...
Статья "Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности"
В статье рассказывается об актуальности развития творческих способностей учащихся и об особенностях их формирования во внеурочной деятельности...
Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста"
Что такое творчество.Основы творческого мышления.Способы стимулирования творческой активности....