Описание опыта организации коллективной проектной деятельности в начальных классах
проект (4 класс)
Подробно описан ход работы над коллективным проектом "От пера до копмпьютера..." в 4-м классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_hoda_raboty_nad_proektom.docx | 447.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «От пера до компьютера…?»
(описание опыта организации
коллективной проектной деятельности
для учащихся 4-х классов)
групповой проект
ГБОУ гимназия № 628 Красногвардейского района
Санкт-Петербурга «Александринская гимназия»
4 класс
Руководитель:
Афанасьева Н.В.
г. Санкт-Петербург
Содержание
Аннотация…………………………………………………………………… 3
Введение………………………………………………………………………4-6
- Описание хода проектной деятельности………………………………7-9
- Планирование действий и исследование проблемы…………7-8
- Отбор идей для решения проблемы и реализация проекта… 8
- Первичное подведение итогов, доработка проекта…… …….9
- Защита проекта «От пера до компьютера» ………………… .10
Заключение……………………………………………………………… 10-11
Библиография …………………………………………………………… 12
Приложения……………………………………………………………… 13-20
Аннотация
В наши дни одной из актуальных проблем в жизни общества является личность современного человека, его социальная активность. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют от человека умений ориентироваться в огромном потоке информации, владеть современными технологиями, компьютерной грамотностью, уметь взаимодействовать с людьми, проявлять творческую и социальную активность.
Стандарты второго поколения ставят перед школой задачу сформировать у младших школьников основные виды универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные [3, с. 28].
Формированию выше перечисленных видов универсальных учебных действий способствует использование в учебном процессе метода проекта. Проектный метод направлен на развитие у учащихся: критического мышления, творческого мышления, умения работать с различными видами информации, умения работать в коллективе, группе, владеть культурой коммуникации.
В государственном бюджетном образовательном учреждении гимназии № 628 Красногвардейского района города Санкт-Петербурга «Александринская гимназия» особое внимание уделяется проектной деятельности обучающихся. Проектная деятельность является составной частью учебного процесса и осуществляется в течение учебного года. В начальных классах учащиеся 1-3-х классов учатся выполнять мини-проекты: индивидуальные, парные. В 4 классе учащиеся представляют и защищают коллективный проект на ежегодной учебно-практической конференции «Александринские чтения». При этом учащиеся 4-5-х классов выполняют коллективные, групповые проектные работы. Методическим советом гимназии разработано положение о проектной деятельности, с указанием общих положений, организации, защите и оцениванию проектной работы.
Первые коллективные проекты в 4 –х классах осуществляются под руководством учителя начальных классов, который является организатором, он помогает разработать план работы над проектом, наблюдает, консультирует, корректирует, подготавливает учащихся к публичной защите проекта.
Представляю личный опыт организации работы над групповым проектом «От пера до компьютера…?» с учащимися 4-го класса гимназии № 628.
Введение
Экскурсионная программа в ГБОУ гимназии № 628 «Александринская гимназия» для учащихся 4 классов предусматривает посещение Музея политической истории России г. Санкт-Петербурга по теме «Чем писали в старину».
На данной экскурсии ученикам рассказывают историю появления некоторых письменных принадлежностей. В ходе экскурсии проводится мастер-класс, где учащиеся пробуют писать старинными орудиями письма (стилусом на бересте, на глиняной и восковой дощечке, гусиным и стальным пером).
После посещения учащимися 4 «Б» класса экскурсии и мастер-класса у многих детей появился интерес узнать более подробно о предметах письма, возникли вопросы, как появились другие письменные принадлежности, возникло желание еще раз попробовать писать старинными орудиями письма.
Учащиеся написали отзывы о том, что им больше запомнилось, понравилось, какую новую информацию получили, какие впечатления остались после посещения экскурсии. Отзывы зачитывали на уроке литературного чтения и окружающего мира, так как тематика экскурсии носила предметный характер. Из прочитанных отзывов стало ясно, что данная тема заинтересовала детей. Таким образом, у учащихся сформировалась мотивация, потребность в поиске недостающей информации.
В связи с этим определился предмет исследования: старинные и современные письменные принадлежности. На данном этапе выявилась проблемная область для более глубокого изучения этапов развития и усовершенствования инструментов письма.
Проблема заключалась в том, что учащиеся 4 класса недостаточно владели знаниями о развитии и усовершенствовании инструментов письма.
Возникшую актуальную проблему для учащихся 4 «Б» класса было решено использовать в выборе коллективной проектной работы, проводимой в рамках учебно-практической конференции «Александринские чтения» в ГБОУ гимназии № 628 «Александринская гимназия». На классном часе, совместно с учащимися, была сформулирована тема проектной работы «От пера до компьютера…?».
В ходе работы над проектом учащимся предстояло выяснить, как развивались, какие были предпосылки к дальнейшему усовершенствованию инструментов письма.
Поставлена цель проектной деятельности: разработать проект, позволяющий изучить историю развития и усовершенствования инструментов письма и формирующий
основные виды универсальных учебных действий у учащихся 4 класса.
Сформулирована гипотеза исследования: формирование основных видов универсальных учебных действий через метод проекта у учащихся 4-го класса, возможно, будет эффективным, если:
- Созданы условия для развития творческого, познавательного и коммуникативного потенциала личности учащегося;
- Организованы виды деятельности, направленные на более глубокое изучение истории развития и усовершенствования инструментов письма.
Цель, предмет и гипотеза исследования определили задачи:
- Сформировать мотивацию и потребность в таком виде деятельности у учащихся 4-го класса.
- Организовать посещение учащимися научно-просветительских учреждений Санкт-Петербурга.
- Формировать у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации.
- Вырабатывать у учащихся умение планировать свою работу, отбирать, анализировать, структурировать материал и оформлять работу.
- Подготовить рекомендации для учащихся по оформлению материалов в среде Microsoft Power Point, текстового редактора Microsoft Word.
- Развивать у учащихся творческое мышление.
- Формировать умение работать в группе и владеть культурой коммуникации.
- Подготовить учащихся к индивидуальной проектной работе.
В работе над проектом были использованы следующие методы исследования: метод опроса (наблюдение, анкетирование), метод анализа документов (сравнительная характеристика), теоретические методы (изучение литературы, составление библиографического списка), метод информационного поиска.
Работа над проектом проводилась в несколько этапов [4].
- Выбор темы проекта и формулирование проблемы.
- Планирование действий.
- Исследование проблемы (сбор информации по теме проекта).
- Отбор идей для решения проблемы.
- Реализация проекта.
- Первичное подведение результатов, доработка проекта.
- Защита проекта.
- Оценивание руководителем проекта успешности обучающегося в выполнении коллективного проекта по критериям.
Практической значимостью проектной работы для учащихся можно считать:
- Ознакомление и частичное освоение учащимися нового вида деятельности – проектной.
- Ознакомление с возможностями использования различных источников информации.
- Развитие у учащихся определенных умений и навыков по поиску, отбору и структурированию материала.
- Обеспечена возможность каждому из участников проекта проявить свои индивидуально-личностные особенности, раскрыть свой творческий потенциал.
- Развитие навыков коммуникативной культуры у учащихся.
- Использование полученных знаний в жизни.
Руководителем проекта подобран перечень познавательных передач, видеороликов по тематике проекта и рекомендован для просмотра на классных часах и во внеурочное время (см. приложение № 4). Организованы посещения школьных и районных библиотек, где сотрудниками были подобраны необходимые для создания проекта материалы. Организованы консультации по отбору значимой литературы.
- Описание хода организации проектной деятельности
В данной главе описывается ход работы над проектом «От пера до компьютера…?». Описаны методы, формы и средства, с помощью которых был создан продукт проектной деятельности.
- Планирование действий и исследование проблемы
После определения темы «От пера до компьютера» учащиеся распределись на несколько групп, учитывая свои интересы. 1 группа изучала древние принадлежности письма. 2 – я группа узнала, как появились гусиные и стальные перья. 3 – я – познакомилась с историей появления карандаша и ручки. 4 – я группа узнала, как создали печатную машинку. 5 - я изучила, как появился компьютер.
Учащиеся посетили научно-просветительские учреждения Санкт-Петербурга:
- районную и школьную библиотеки, где сотрудники библиотек подготовили презентацию о появлении письменности, предметов и материалов, которые использовали в древности для письма, подобрали необходимую литературу;
- посмотрели ряд познавательных передач, видеороликов по тематике проекта;
- временную выставку «От пера до компьютера» в Государственном музее истории Санкт-Петербурга в Петропавловской крепости, которая была посвящена мировой истории письма и счета, на выставке были представлены коллекции различных письменных принадлежностей, приспособлений для счета и сопутствующих предметов;
- экскурсию и мастер-класс по теме «Чем писали в старину» в Музее политической истории России;
- мастер-класс «Искусство письма или попробуй написать красиво» в Государственном музее истории Санкт-Петербурга в Петропавловской крепости. Мастер-класс проводил специалист по каллиграфии. Учащимся представилась возможность использовать разнообразные виды приспособлений для письма (гусиные перья, ручки-вставочки) и обучиться каллиграфическому письму по методике XIX- первой половины ХХ столетия.
Участники проекта получили практические занятия:
- по поиску необходимых материалов с использованием Интернет-ресурсов;
- по работе в текстовом редакторе Microsoft Word (см. приложение № 2) и в создании мультимедийных презентаций в среде Microsoft Power Point.
По мере создания проекта руководителем проекта оказывалась консультация для учащихся по сбору, обработке и оформлению проектной работы. Руководитель помогал учащимся анализировать отзывы по результатам посещения тематических экскурсий, выставок и мастер-классов. Всем участникам проекта были выданы рекомендации по структуре создания и оформления работы.
На классных часах каждый из участников проекта представлял результаты работы над своей подтемой. Сообщал об интересных фактах, рассказывал, какими источниками пользовался, делился своими впечатлениями.
- Отбор идей для решения проблемы и реализация проекта
Учащиеся и их родители предоставили личные экспонаты письменных принадлежностей (гусиные перья, стальные перья, чернильницы, перьевые ручки, печатную машинку…) для создания временной выставки «История одного предмета». Выставка сначала была представлена в классе, далее в актовом зале при защите проекта. Ученики написали рассказы, как появились эти предметы в их семье и представили их в школьном литературном журнале «Начало» (см. приложение № 3).
Создали мультимедийную презентацию «От пера до компьютера…?», отражающую тему коллективной работы (см. презентацию).
Подготовились к проведению экскурсии для учащихся 1-3 классов по выставке «История одного предмета» и мультимедийной презентации «От пера до компьютера…?» и мастер-классов для учащихся начальных классов: «Туки-туки-туки-тук», где желающие попробуют себя в профессии машинистки, печатая на печатной машинке и «Проба пера» позволит гостям написать гусиным пером, стальным пером, перьевой ручкой.
Оформили стенгазету «Знаете ли вы…», где разместили интересные факты о письменных принадлежностях и новейшие изобретения (см. презентацию).
Написали мини - сочинения на тему «Инструменты письма в будущем» (см. приложение № 6), с которыми можно ознакомиться на сайте учебного учреждения в разделе «Школьные издания» в литературном журнале «Начало» [4].
- Первичное подведение итогов, доработка проекта
Участники проекта провели анкетирование у учащихся 4-х классов гимназии, с целью определения школьной принадлежности, которую чаще всего используют учащиеся в обучении (см. приложение № 5), провели сравнительную характеристику инструментов письма, с целью выявить самый практичный и удобный.
Для определения успешности работы над проектом каждого участника руководитель проекта разработал «Экран достижений в работе над проектом». (см. приложение № 1). В оценке успешности учитывались следующие критерии:
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
- степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
- количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
- степень осмысления использованной информации;
- осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта;
- творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
- уровень организации и проведения публичной защиты.
Весь полученный материал обобщили и оформили единую папку. На основе полученных материалов разработали сценарий публичной защиты проектной работы на учебно-практической конференции «Александринские чтения» с компьютерным сопровождением (см. приложение № 7).
- Защита проекта «От пера до компьютера»
Защиту проекта представили на учебно-практической конференции «Александринские чтения» в ГБОУ гимназии № 628 «Александринская гимназия» среди учащихся 4-5-х классов. В ходе публичной защиты участниками проектной работы были представлены: история появления письменных принадлежностей до наших дней, сопровождающаяся мультимедийной презентацией и театрально-музыкальной композицией, экспонаты выставки «История одного предмета», стенгазета «Знаете ли вы…». С мультимедийной презентацией и фоторепортажем защиты проектной работы можно ознакомиться в следующем документе «Продукт проекта».
На конференции было представлено шесть групповых проектов (4-5 классы). Экспертное жюри учебно-практической конференции «Александринские чтения» оценивало каждый проект по определенным критериям.
- Заключение
По наблюдениям руководителя проекта, по опросу учащихся можно отметить, что большинство учащихся работали над проектом с интересом, им нравилось искать необходимую информацию, иллюстрации, делиться найденной информацией с другими участниками проекта, проводить мастер-классы, создавать мультимедийные презентации, публично выступать.
Целью проектной деятельностью являлась разработка проекта, позволяющего учащимися 4 класса изучить историю развития и усовершенствования инструментов письма и формировать основные виды универсальных учебных действий.
Организуя работу над коллективной проектной работой с учащимися 4 класса, позволило сделать следующие выводы:
- В учебном коллективе учителем начальных классов могут быть созданы условия для развития творческого, познавательного и коммуникативного потенциала личности учащегося.
- Предложенные виды деятельности и методы исследования способствуют формированию основных видов универсальных учебных действий у учащихся 4 класса.
- Включение метода проекта в 4 классе, с использованием компьютерных технологий позволяет учащимся овладеть умениями ориентироваться в огромном потоке информации, частично овладеть умениями, применять современные технологии в поиске информации, овладеть основными навыками работы в программах Microsoft Word и Power Point.
- Описание личного опыта организации работы над коллективным проектом с учащимися 4 класса может оказать помощь учителям начальных классов создать свой проект с учащимися 4 класса.
По решению экспертного жюри проектная работа «От пера до компьютера…?» заняла первое место среди 4-5 классов. После объявления результатов руководитель проекта и участники коллективно обсуждали результаты внешней оценки, анализировали защиту проекта, делали выводы.
Высокая внешняя оценка жюри еще раз доказывает, что при создании определенных условий, использование современных технологий, видов деятельности, подбор методов, форм и средств позволит достичь поставленную цель.
Анализирую ход работы над проектом можно сделать вывод, что учащиеся частично освоили новый вид деятельности – групповой проект, ознакомились с возможностями использования различных источников для сбора информации, овладели умением и навыком по отбору, структурированию материала, оформлению и презентации полученного материала, проявили индивидуально-личностные особенности, творческие способности.
Подводя итог можно отметить, что коллективная проектная деятельность, организованная в 4-х классе, является универсальным методом, обладает необычайным потенциалом для саморазвития, самосовершенствования, самореализации личности.
Библиографический список
- Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2010.- с. 28-31.
- http://www.628.shkola.spb.ru/school_print/nachalo_2014_mart.pdf
Приложение № 1
«Экран достижений»
Приложение № 2
Приложение №3
Приложение №3 а
Приложение № 4
Перечень видеороликов и телепередач по проектной деятельности
Интернет-ресурсы | Материал |
Видеоролик - история ручки | |
http://www.youtube.com/watch?v=rqTC02ScM3Q | Телепередача «Обыкновенная история». Авторучка. |
http://www.youtube.com/watch?v=Rot-qNmtcFM | Телепередача «История мелочей». Шариковая ручка. |
http://www.youtube.com/watch?v=MobAq8ytxmw | Видеоролик - производство шариковой ручки |
http://www.youtube.com/watch?v=RAJ9QJ7d9xY | Телепередача «Обыкновенная история». Перо. |
http://www.youtube.com/watch?v=IR5cW__opQo | Телепередача «Обыкновенная история». Пишущая машинка 1. |
http://www.youtube.com/watch?v=jiQhyQfATqg | Телепередача «Обыкновенная история». Пишущая машинка 2. |
http://www.youtube.com/watch?v=a2OhYK5Up30 | Телепередача «История мелочей». Карандаш. |
http://www.youtube.com/watch?v=SmsxFmMTgJk | Телепередача «Обыкновенная история». Карандаш. |
http://www.youtube.com/watch?v=f9IiRXfB3HY | Видеоролик - производство карандашей |
http://www.youtube.com/watch?v=siGQ0GpLLko | Телепередача «История мелочей». История ластика. |
Приложение № 5
Опрос-анкета
для учащихся 4- классов
- Предпочтение, каким видам письменных принадлежностей вы отдаете? Расставьте места. Кому 1 место, кому 2…? Запишите в столбик принадлежности:
- карандаш простой
- карандаш цветной
- ручка шариковая
- ручка гелевая
- фломастер
- Сколько, примерно, в год вы используете ручек, простых карандашей?
- Изменятся ли школьные принадлежности в будущем? Да или нет
Приложение № 6
Приложение № 6 а
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности учащихся начальных классов
Материал для выступления на семинаре по теме "Организация проектной деятельности учащихся начальных классов....
Организация проектной деятельности учащихся начальных классов
Задача сегодняшнего дня - создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. А проектная деятельность как раз и является одним из направле...
Организация проектной деятельности в начальных классах
В данной статье я описываю технологию проектной деятельности в начальной школе....
Обобщение опыта по теме "Реализация метода проектной деятельности в начальных классах"
Метод проектной деятельности в начальных классах сейчас относится к новым педагогическим технологиям....
Организация проектной деятельности в начальных классах (описание опыта)
Описание опыта работы учителя начальных классов по организации проектной деятельности в начальных классах....
Организация коллективной творческой деятельности в начальной школе
В статье описаны виды коллективной творческой деятельности , а также показаны основные этапы организации КТД....
Статья. Коллективная проектная деятельность в начальной школе. Особенности организации.
Только в коллективной проектной деятельности получают развитие компетенции взаимодействия, становятся возможными деловые отношения, появляется конкурентоспособность. Соревновательный элемент в коллект...