Умножение на двузначное число. 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Бирюкова Анастасия Николаевна

 

Открытый урок в 3 классе, УМК школа 2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_otkrytyy_urok.docx120.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Умножение на двузначное число.

Цели:

Планируемые результаты:

Оборудование:

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Звенит звонок веселый,

Зовет нас на урок.

Такой порядок в школе,

Не забывай дружок!

-Ребята, сегодня у нас гости. Поприветствуем их (дети поворачиваются и кивком головы приветствуют гостей).

Ученик: Мы  рады  приветствовать  вас  в нашем классе.

               Возможно,  есть классы  и  лучше,  и  краше.

               Пусть  всем  нам  сегодня  здесь будет светло:

               Гостям -  уютно, а нам –  легко.

- Тихо сели за парту.

- Давайте мы поприветствуем друг друга. Возьмёмся за руки. Поднимем их вверх. Подарим друг другу хорошее настроение , улыбнёмся.

- Начинаем наш урок математики.

3. Погружение в урок

-  Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами будем строить дом.

- Люди, какой профессии строят дома? (Строители)

- Представьте каждый себя строителем. Вам нужно построить дом. Удобно ли  будет одному строить дом? (нет)

-  Да, строить дом одному – тяжело, поэтому вы будите работать в группах. Каждая группа - это бригада строителей.

- Вспомните правила работы в группе.

Правила работы в группе:

  • Прислушиваться к мнению каждого,
  • работать дружно,
  • помогать друг другу.

- Ребята, скажите, для чего люди строят себе дома?  (Чтобы жить было хорошо и тепло, а иначе можно погибнуть) 

- Я согласна с вами, даже есть такая заповедь: «Человек должен посадить дерево, построить дом и вырастить сына, и тогда жизнь будет прожита не зря».

- Вот сегодня мы с вами и будем строить дом. И помощником нашим будет математика.

 - Чтобы дом был крепким и не развалился при первом же дуновении ветерка, его надо построить, рассчитав правильно все этапы строительства. Ваши математические знания и умения помогут нам построить дом.

- Итак, начнём! Сели правильно. Спинку держим ровно.

- Запишите в тетради число, классная работа.

4. Актуализация знаний

- Перед вами площадка, на которой будет стоять наш дом. Но прежде, чем начинать строительство, площадку надо расчистить: убрать с неё камни, бревна, мусор. Для этого вы должны выполнить следующие задания.

     а) «Цепочка» (брёвно)

- Решите цепочку примеров:

- Какое число получилось? (58)

- Проанализируйте данное число.

  • двузначное,
  • чётное,
  • следующее число 59,
  • предыдущее 57,
  • сумма цифр равна 13,
  • 5 десятков и 8 единиц

- Молодцы! Вы выполнили первое задание и убрали бревно с площадки.

б) Математический диктант ( мусор):

- А теперь уберём мусор с площадки. Для этого выполним ещё одно задание.

1. Найдите произведение чисел 3 и 8. (24)

2.Найдите частное чисел 20 и 5. (4)

3. Во сколько раз 24 больше 4. (в 6)

4.  Во сколько раз 3 меньше 15. (5)

5.  Какое число надо уменьшить в 5 раз, чтобы получилось 6? (30)

6.  Какое число надо увеличить в 4 раза, чтобы получить 32? (8)

7.  Какое число надо увеличить на 7, чтобы получить 35? (28)

8. На проспекте 81 дом, а в соседнем переулке в 9 раз меньше . Сколько домов в соседнем переулке? (9)

9. У паука 8 лап. Сколько лап у 7 пауков? (56)

- Проверяем.

- Поднимите руку, те кто не сделали ошибок. Поставьте  на полях себе оценку «5».

- У кого есть ошибки, будь внимательнее и в следующий раз у вас будет лучше.

- Мы выполнили ещё одно задание и убрали мусор.

в)Зашифрованное слово (камень).

- Нам осталось убрать с площадки камень и задание «Зашифрованное слово».

- Расположив ответы в порядке возрастания, вы узнаете зашифрованное слово. (Таблица в каждой группе)

24

4

6

5

30

8

28

9

56

е

у

н

м

и

о

н

ж

е

- УМНОЖЕНИЕ

- Что такое умножение? (арифметическое действие)

- Назовите компоненты умножения. (Множитель, множитель, произведение)

- Назовите свойства умножения.

переместительное

сочетательное

распределительное

- Молодцы,  вы все знаете об умножении. Сегодня на уроке вам понадобятся эти знания.

- Мы выполнили ещё одно задание и убрали камень.

5. Определение темы и цели урока.

- Площадку мы расчистили. Приступаем к строительству.

- А с чего мы будем начинать строительство дома? (Варианты ответов  детей)      (А фундамент нужен?)

- Строительство любого дома начинается с фундамента.

- Теперь давайте построим фундамент для нашего дома. Для этого нужно  определить тему и цель урока.  В этом нам поможет следующее задание:

  • Найдите значение произведений. Вычисляем столбиком.

(У доски ребёнок)

                                4  × 56                       21  · 56

- И так, ребята, проверяем первый пример.  

- Кто пойдёт и объяснит его решение ?

Алгоритм умножения  на однозначное число:

  1. Читаю пример, записываю его в столбик.

Однозначное число пишу под единицами первого множителя.

  1. Умножаю единицы на число.
  2.  Записываю единицы под единицами, а десятки (если они есть) запоминаю.
  3. Умножаю десятки на число и прибавляю количество десятков, которые запомнили.
  4. Записать десятки под десятками, а сотни (если они есть) записать в разряд сотен.
  5. Читаю ответ.

- Кто решил второй пример?

- В чем трудность, почему не решили второй пример? (Не решали такие примеры, не можем)

-Чем отличается новый пример от тех, что мы решали раньше? (Здесь двузначные множители, а раньше были однозначные или однозначные с нулями на конце.)

- Так какую цель мы поставим для себя? (Научиться умножать на двузначное число)

- Какой вопрос возникает? (Как это делается, как умножать на двузначное число?)

- Тогда тема урока у нас какая? (Умножение на двузначное число)

- Молодцы! Вы справились с этим заданием. Поставим фундамент в нижней части площадки.

- Вот какой получился у нас фундамент  – крепкий и устойчивый.

6. Изучение нового материала.

- Теперь нам нужно приготовить строительный материал для дальнейшей работы. Для этого нам необходимо решить  пример 21  · 56, пользуясь распределительным свойством. К доске пойдёт ….. Остальные делают в тетради

- Заменим суммой разрядных слагаемых второй множитель .

                                     21 × 56 = 21 × (50+6)

- Как дальше будем выполнять умножение? 21 × 50 + 21×6

- Выполните каждое действие в столбик.

- Какое число получилось? (1176)

- Удобна ли эта запись вычислений в строчку? (Нет, она очень много занимает места.)

- Я предлагаю  выполнить вычисления  в столбик.

- Пишу единицы под единицами , десятки под десятками.

- Закрываю 5 дес. ладошкой и сначала умножаю первый множитель 21 на 6 единиц.

- Теперь первый множитель 21 умножаю на 5 дес. Результат записываю со сдвигом на 1 разряд влево.

- Складываю полученные произведения. Читаю ответ.

- А теперь попробуем проговорить этапы умножения на двузначное число.

Алгоритм «Умножение на двузначное число»

  1. Читаю пример, записываю его в столбик.
  2. Умножаю первый множитель на число единиц.
  3. Умножаю первый множитель на число десятков. Результат записываю со сдвигом на 1 разряд влево
  4. Складываю полученные произведения.
  5. Читаю ответ.

- Ребята! Мы приготовили строительный материал для работы. Теперь вы знаете как выполняется умножение на двузначное число.

Физминутка

- А сейчас немного разомнёмся. К нам на стройку привезли кирпичи (на слайде грузовая машина с кирпичами) и их надо разгрузить. Все встали, отодвинули стульчики и дружно по цепочке передаем кирпичи друг другу.

(Играет музыка «На стройке» из м/ф «Ну погоди!»).

7. Закрепление полученных знаний.

- Кирпичи мы разгрузили, теперь можем стены возводить

-  А чтобы наши стены были крепкими, нам надо закрепить полученные знания. Для этого выполним ещё несколько заданий, которые написаны на кирпичах.  Так каждая группа вложит свой кирпич в стены нашего дома. Помните вы работаете в группе, помогайте друг другу.

(Каждая группа учащихся получает по одному кирпичу

- Проверяем! (ответы появляются на слайде)

- Как вы думаете, где опасное место при решении этих примеров?  (Опасное место в записи суммы второго слагаемого, т.е числа десятков. Нужно помнить, что число десятков записывается со сдвигом на 1 разряд влево).

- Ребята, помните об этом!

- Молодцы! Всё решили правильно и стены мы построили.

- Как вы считаете, мы закончили строительство нашего дома? (нет)

- Чего нет? (нет крыши, дверей, окон)

- Да, в доме без крыши, дверей и окон жить не уютно. А у нас их и нет! Грузовик их не привозил. Что же делать?

(Слышится гудок поезда)

- Кажется, сюда едет поезд.

Поезд: - Ребята, решите задачу № 7 на стр.26 и я доставлю к вам недостающие части  дома.

Ученик у доски решает задачу, остальные  решают в тетрадях.

- Прочитайте задачу.

- С какой скоростью шёл поезд сначала и сколько часов он затратил?  (со скоростью 76 км/ч, 18 часов)

- С какой скоростью шёл поезд потом и сколько часов он затратил?  (со скоростью 72  км/ч, 16 часов)

- Как узнать, какое расстояние прошёл поезд за всё это время?  ( Чтобы ответить на вопрос задачи, нужно найти расстояние, пройденное за 18 часов, затем найти расстояние,  пройденное за 16 часов и полученные результаты сложить)

- Запишите решение задачи .

1)      76

         18

       608

       76

     1368 (км)

2)     72

         16

       432

       72

     1152 (км)

3)  1368

      1152

      2520 км     Ответ: 2520 км прошёл поезд.

- Проверяем решение задачи. (Слайд)

Поезд: - Молодцы, ребята! Вы правильно решили задачу. Вот вам недостающие части  дома.

- И так, одна бригада будет ставить дверь, другая окно, третья - крышу.

- Для этого вам нужно выполнить задания. Эти задания  вы видите на недостающих частях дома. У каждой бригады своё задание.

Задание «Дверь»

- Найдите ошибки в записи и решении примеров,  исправьте их.

- Проверка. Объясняют с места.

Задание «Окно»

- Решите задачу:

     «Ширина  окна 48 см,  а длина 96см. Какова будет площадь оконного проёма? (96 * 48= 4608 см в кв.)

- Проверка. Читают задание. Объясняют решение с места.

Правильное решение на слайде

Задание «Крыша»

- Составьте алгоритм умножения многозначного числа на двузначное.

(Учащимся предлагается пустая таблица, в которую они должны приклеить “шаги” алгоритма в правильном порядке).

Алгоритм

«Умножение на двузначное число»

1.

Умножаю первый множитель на число единиц.

2.

Читаю пример, записываю его в столбик.

3.

Складываю полученные произведения.

4.

Умножаю первый множитель на число десятков. Результат записываю со сдвигом на 1 разряд влево

5

Читаю ответ.

- Проверка заданий на слайде. Участник команды читает алгоритм в правильном порядке.

- Задания выполнены правильно. Бригады, установите дверь, окно и крышу.

- Наконец наш дом построен. Молодцы!  

8. Итог урока

- Ребята, а вы знаете птицу, дружбой с которой люди очень дорожат?

 

- Отгадайте ребус и вы узнаете название этой птицы:

Ребусы с ответами 5 класс - Скачать игры, музыку, софт, обои и многое другоеАист

- Считается, что, свив гнездо на крыше дома, аист непременно принесет счастье хозяевам.  (на слайде появляется аист, вьющий гнездо)

- Посмотрите, какой у нас получился прекрасный Дом. Что помогло нам его построить?  (Наши знания, дружба, взаимопонимание, уважение к друг другу)

-  Дом - это родник, из которого мы черпаем силы всю свою жизнь. Пусть этот дом поможет вам построить добрые отношения с теми, кто вас окружает. Пусть в нём всегда живёт счастье, добро и радость!

- А сейчас пришло время подвести  итоги нашего строительства.

- Как звучала тема нашего урока?

- Какой была цель нашего урока? Достигли мы её?

- Как выполнить умножение на двузначное число?

9. Домашнее задание

- Выучить алгоритм умножения на двузначное число, стр. 25

- Решить примеры из № 5, стр. 26

10. Рефлексия

- Вам понравилось быть строителями своего собственного дома?

 

- Тогда пусть сейчас каждый вспомнит, что он делал, что у него особенно хорошо получилось на уроке.

- У вас на столах лежат сигнальные карточки с изображением солнышка и облачка . Покажите с помощью них, с каким настроением вы заканчиваете урок:

Если ты доволен собой, у тебя всё получилось, то подними солнышко.

Если тебе на уроке было сложно, то подними облачко. Не переживай,  в следующий раз будет лучше.

- Я вижу, что все довольны своей работой. Вы были очень активными и внимательными на уроке, работали дружно. Молодцы!

- Наш урок подошел к концу. Спасибо за хорошую работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 3 классе УМК «Начальная школа 21 века» Тема: «Письменное умножение на двузначное число».

Место в системе уроков:   второй урок по теме: «Письменное умножение на двузначное число» ЦЕЛИ УРОКА. Образовательная:   ·...

Урок математики с презентацией в 4 класс по теме "Умножение на двузначное число" УМК "Планета знаний".

 На уроке изучается новая тема "Умножение на двузначное число"  Вся работа на уроке разработана для работы с мобильным классом. В конспекте  так же представлена красочная презентация. Дети на уроке ис...

Конспект урока по математике 4 класс. Тема. Умножение на двузначное число

Конспект урока по математике 4 класс "Умножение числа на двузначное число"...

Урок математики в 4 классе "Арифметические действия над числами. Умножение на двузначное число."

Тема :: " Арифметические действия над числами. умножение на двузначное число"...

Конспект урока по математике 4 класс: "Алгоритм письменного умножения на двузначное число. Письменное умножение на двузначное число" УМК "Школа России"

Конспект урока математике 4 класс: "Алгоритм письменного умножения на двузначное число. Письменное умножение на двузначное число"...

Конспект урока математики "Умножение круглых чисел, сводящихся к умножению на двузначное число" 3 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока математики (3 класс)Тема: Умножение круглых чисел, сводящихся к умножению на двухзначное число...

План- конспект по математике 3 класс, УМК "Школа России", тема : «БЛИЦтурнир». «Умножение круглых чисел, сводящих к умножению на двузначное число"

Цели деятельности учителя: -формирование умений умножать круглые числа, сводящиеся к умножению на двузначное число-раскрытие умений учащихся к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собстве...