Умножение на двузначное число. 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Умножение на двузначное число.
Цели:
Планируемые результаты:
Оборудование:
Ход урока:
- Организационный момент.
Звенит звонок веселый,
Зовет нас на урок.
Такой порядок в школе,
Не забывай дружок!
-Ребята, сегодня у нас гости. Поприветствуем их (дети поворачиваются и кивком головы приветствуют гостей).
Ученик: Мы рады приветствовать вас в нашем классе.
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Пусть всем нам сегодня здесь будет светло:
Гостям - уютно, а нам – легко.
- Тихо сели за парту.
- Давайте мы поприветствуем друг друга. Возьмёмся за руки. Поднимем их вверх. Подарим друг другу хорошее настроение , улыбнёмся.
- Начинаем наш урок математики.
3. Погружение в урок
- Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами будем строить дом.
- Люди, какой профессии строят дома? (Строители)
- Представьте каждый себя строителем. Вам нужно построить дом. Удобно ли будет одному строить дом? (нет)
- Да, строить дом одному – тяжело, поэтому вы будите работать в группах. Каждая группа - это бригада строителей.
- Вспомните правила работы в группе.
Правила работы в группе:
- Прислушиваться к мнению каждого,
- работать дружно,
- помогать друг другу.
- Ребята, скажите, для чего люди строят себе дома? (Чтобы жить было хорошо и тепло, а иначе можно погибнуть)
- Я согласна с вами, даже есть такая заповедь: «Человек должен посадить дерево, построить дом и вырастить сына, и тогда жизнь будет прожита не зря».
- Вот сегодня мы с вами и будем строить дом. И помощником нашим будет математика.
- Чтобы дом был крепким и не развалился при первом же дуновении ветерка, его надо построить, рассчитав правильно все этапы строительства. Ваши математические знания и умения помогут нам построить дом.
- Итак, начнём! Сели правильно. Спинку держим ровно.
- Запишите в тетради число, классная работа.
4. Актуализация знаний
- Перед вами площадка, на которой будет стоять наш дом. Но прежде, чем начинать строительство, площадку надо расчистить: убрать с неё камни, бревна, мусор. Для этого вы должны выполнить следующие задания.
а) «Цепочка» (брёвно)
- Решите цепочку примеров:
- Какое число получилось? (58)
- Проанализируйте данное число.
- двузначное,
- чётное,
- следующее число 59,
- предыдущее 57,
- сумма цифр равна 13,
- 5 десятков и 8 единиц
- Молодцы! Вы выполнили первое задание и убрали бревно с площадки.
б) Математический диктант ( мусор):
- А теперь уберём мусор с площадки. Для этого выполним ещё одно задание.
1. Найдите произведение чисел 3 и 8. (24)
2.Найдите частное чисел 20 и 5. (4)
3. Во сколько раз 24 больше 4. (в 6)
4. Во сколько раз 3 меньше 15. (5)
5. Какое число надо уменьшить в 5 раз, чтобы получилось 6? (30)
6. Какое число надо увеличить в 4 раза, чтобы получить 32? (8)
7. Какое число надо увеличить на 7, чтобы получить 35? (28)
8. На проспекте 81 дом, а в соседнем переулке в 9 раз меньше . Сколько домов в соседнем переулке? (9)
9. У паука 8 лап. Сколько лап у 7 пауков? (56)
- Проверяем.
- Поднимите руку, те кто не сделали ошибок. Поставьте на полях себе оценку «5».
- У кого есть ошибки, будь внимательнее и в следующий раз у вас будет лучше.
- Мы выполнили ещё одно задание и убрали мусор.
в)Зашифрованное слово (камень).
- Нам осталось убрать с площадки камень и задание «Зашифрованное слово».
- Расположив ответы в порядке возрастания, вы узнаете зашифрованное слово. (Таблица в каждой группе)
24 | 4 | 6 | 5 | 30 | 8 | 28 | 9 | 56 |
у | н | м | и | о | н | ж | е |
- УМНОЖЕНИЕ
- Что такое умножение? (арифметическое действие)
- Назовите компоненты умножения. (Множитель, множитель, произведение)
- Назовите свойства умножения.
переместительное
сочетательное
распределительное
- Молодцы, вы все знаете об умножении. Сегодня на уроке вам понадобятся эти знания.
- Мы выполнили ещё одно задание и убрали камень.
5. Определение темы и цели урока.
- Площадку мы расчистили. Приступаем к строительству.
- А с чего мы будем начинать строительство дома? (Варианты ответов детей) (А фундамент нужен?)
- Строительство любого дома начинается с фундамента.
- Теперь давайте построим фундамент для нашего дома. Для этого нужно определить тему и цель урока. В этом нам поможет следующее задание:
- Найдите значение произведений. Вычисляем столбиком.
(У доски ребёнок)
4 × 56 21 · 56
- И так, ребята, проверяем первый пример.
- Кто пойдёт и объяснит его решение ?
Алгоритм умножения на однозначное число:
- Читаю пример, записываю его в столбик.
Однозначное число пишу под единицами первого множителя.
- Умножаю единицы на число.
- Записываю единицы под единицами, а десятки (если они есть) запоминаю.
- Умножаю десятки на число и прибавляю количество десятков, которые запомнили.
- Записать десятки под десятками, а сотни (если они есть) записать в разряд сотен.
- Читаю ответ.
- Кто решил второй пример?
- В чем трудность, почему не решили второй пример? (Не решали такие примеры, не можем)
-Чем отличается новый пример от тех, что мы решали раньше? (Здесь двузначные множители, а раньше были однозначные или однозначные с нулями на конце.)
- Так какую цель мы поставим для себя? (Научиться умножать на двузначное число)
- Какой вопрос возникает? (Как это делается, как умножать на двузначное число?)
- Тогда тема урока у нас какая? (Умножение на двузначное число)
- Молодцы! Вы справились с этим заданием. Поставим фундамент в нижней части площадки.
- Вот какой получился у нас фундамент – крепкий и устойчивый.
6. Изучение нового материала.
- Теперь нам нужно приготовить строительный материал для дальнейшей работы. Для этого нам необходимо решить пример 21 · 56, пользуясь распределительным свойством. К доске пойдёт ….. Остальные делают в тетради
- Заменим суммой разрядных слагаемых второй множитель .
21 × 56 = 21 × (50+6)
- Как дальше будем выполнять умножение? 21 × 50 + 21×6
- Выполните каждое действие в столбик.
- Какое число получилось? (1176)
- Удобна ли эта запись вычислений в строчку? (Нет, она очень много занимает места.)
- Я предлагаю выполнить вычисления в столбик.
- Пишу единицы под единицами , десятки под десятками.
- Закрываю 5 дес. ладошкой и сначала умножаю первый множитель 21 на 6 единиц.
- Теперь первый множитель 21 умножаю на 5 дес. Результат записываю со сдвигом на 1 разряд влево.
- Складываю полученные произведения. Читаю ответ.
- А теперь попробуем проговорить этапы умножения на двузначное число.
Алгоритм «Умножение на двузначное число»
- Читаю пример, записываю его в столбик.
- Умножаю первый множитель на число единиц.
- Умножаю первый множитель на число десятков. Результат записываю со сдвигом на 1 разряд влево
- Складываю полученные произведения.
- Читаю ответ.
- Ребята! Мы приготовили строительный материал для работы. Теперь вы знаете как выполняется умножение на двузначное число.
Физминутка
- А сейчас немного разомнёмся. К нам на стройку привезли кирпичи (на слайде грузовая машина с кирпичами) и их надо разгрузить. Все встали, отодвинули стульчики и дружно по цепочке передаем кирпичи друг другу.
(Играет музыка «На стройке» из м/ф «Ну погоди!»).
7. Закрепление полученных знаний.
- Кирпичи мы разгрузили, теперь можем стены возводить
- А чтобы наши стены были крепкими, нам надо закрепить полученные знания. Для этого выполним ещё несколько заданий, которые написаны на кирпичах. Так каждая группа вложит свой кирпич в стены нашего дома. Помните вы работаете в группе, помогайте друг другу.
(Каждая группа учащихся получает по одному кирпичу
- Проверяем! (ответы появляются на слайде)
- Как вы думаете, где опасное место при решении этих примеров? (Опасное место в записи суммы второго слагаемого, т.е числа десятков. Нужно помнить, что число десятков записывается со сдвигом на 1 разряд влево).
- Ребята, помните об этом!
- Молодцы! Всё решили правильно и стены мы построили.
- Как вы считаете, мы закончили строительство нашего дома? (нет)
- Чего нет? (нет крыши, дверей, окон)
- Да, в доме без крыши, дверей и окон жить не уютно. А у нас их и нет! Грузовик их не привозил. Что же делать?
(Слышится гудок поезда)
- Кажется, сюда едет поезд.
Поезд: - Ребята, решите задачу № 7 на стр.26 и я доставлю к вам недостающие части дома.
Ученик у доски решает задачу, остальные решают в тетрадях.
- Прочитайте задачу.
- С какой скоростью шёл поезд сначала и сколько часов он затратил? (со скоростью 76 км/ч, 18 часов)
- С какой скоростью шёл поезд потом и сколько часов он затратил? (со скоростью 72 км/ч, 16 часов)
- Как узнать, какое расстояние прошёл поезд за всё это время? ( Чтобы ответить на вопрос задачи, нужно найти расстояние, пройденное за 18 часов, затем найти расстояние, пройденное за 16 часов и полученные результаты сложить)
- Запишите решение задачи .
1) 76
18
608
76
1368 (км)
2) 72
16
432
72
1152 (км)
3) 1368
1152
2520 км Ответ: 2520 км прошёл поезд.
- Проверяем решение задачи. (Слайд)
Поезд: - Молодцы, ребята! Вы правильно решили задачу. Вот вам недостающие части дома.
- И так, одна бригада будет ставить дверь, другая окно, третья - крышу.
- Для этого вам нужно выполнить задания. Эти задания вы видите на недостающих частях дома. У каждой бригады своё задание.
Задание «Дверь»
- Найдите ошибки в записи и решении примеров, исправьте их.
- Проверка. Объясняют с места.
Задание «Окно»
- Решите задачу:
«Ширина окна 48 см, а длина 96см. Какова будет площадь оконного проёма? (96 * 48= 4608 см в кв.)
- Проверка. Читают задание. Объясняют решение с места.
Правильное решение на слайде
Задание «Крыша»
- Составьте алгоритм умножения многозначного числа на двузначное.
(Учащимся предлагается пустая таблица, в которую они должны приклеить “шаги” алгоритма в правильном порядке).
Алгоритм «Умножение на двузначное число» | |
1. | Умножаю первый множитель на число единиц. |
2. | Читаю пример, записываю его в столбик. |
3. | Складываю полученные произведения. |
4. | Умножаю первый множитель на число десятков. Результат записываю со сдвигом на 1 разряд влево |
5 | Читаю ответ. |
- Проверка заданий на слайде. Участник команды читает алгоритм в правильном порядке.
- Задания выполнены правильно. Бригады, установите дверь, окно и крышу.
- Наконец наш дом построен. Молодцы!
8. Итог урока
- Ребята, а вы знаете птицу, дружбой с которой люди очень дорожат?
- Отгадайте ребус и вы узнаете название этой птицы:
Аист
- Считается, что, свив гнездо на крыше дома, аист непременно принесет счастье хозяевам. (на слайде появляется аист, вьющий гнездо)
- Посмотрите, какой у нас получился прекрасный Дом. Что помогло нам его построить? (Наши знания, дружба, взаимопонимание, уважение к друг другу)
- Дом - это родник, из которого мы черпаем силы всю свою жизнь. Пусть этот дом поможет вам построить добрые отношения с теми, кто вас окружает. Пусть в нём всегда живёт счастье, добро и радость!
- А сейчас пришло время подвести итоги нашего строительства.
- Как звучала тема нашего урока?
- Какой была цель нашего урока? Достигли мы её?
- Как выполнить умножение на двузначное число?
9. Домашнее задание
- Выучить алгоритм умножения на двузначное число, стр. 25
- Решить примеры из № 5, стр. 26
10. Рефлексия
- Вам понравилось быть строителями своего собственного дома?
- Тогда пусть сейчас каждый вспомнит, что он делал, что у него особенно хорошо получилось на уроке.
- У вас на столах лежат сигнальные карточки с изображением солнышка и облачка . Покажите с помощью них, с каким настроением вы заканчиваете урок:
Если ты доволен собой, у тебя всё получилось, то подними солнышко.
Если тебе на уроке было сложно, то подними облачко. Не переживай, в следующий раз будет лучше.
- Я вижу, что все довольны своей работой. Вы были очень активными и внимательными на уроке, работали дружно. Молодцы!
- Наш урок подошел к концу. Спасибо за хорошую работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 3 классе УМК «Начальная школа 21 века» Тема: «Письменное умножение на двузначное число».
Место в системе уроков: второй урок по теме: «Письменное умножение на двузначное число» ЦЕЛИ УРОКА. Образовательная: ·...
Урок математики с презентацией в 4 класс по теме "Умножение на двузначное число" УМК "Планета знаний".
На уроке изучается новая тема "Умножение на двузначное число" Вся работа на уроке разработана для работы с мобильным классом. В конспекте так же представлена красочная презентация. Дети на уроке ис...
Конспект урока по математике 4 класс. Тема. Умножение на двузначное число
Конспект урока по математике 4 класс "Умножение числа на двузначное число"...
Урок математики в 4 классе "Арифметические действия над числами. Умножение на двузначное число."
Тема :: " Арифметические действия над числами. умножение на двузначное число"...
Конспект урока по математике 4 класс: "Алгоритм письменного умножения на двузначное число. Письменное умножение на двузначное число" УМК "Школа России"
Конспект урока математике 4 класс: "Алгоритм письменного умножения на двузначное число. Письменное умножение на двузначное число"...
Конспект урока математики "Умножение круглых чисел, сводящихся к умножению на двузначное число" 3 класс УМК "Перспектива"
План-конспект урока математики (3 класс)Тема: Умножение круглых чисел, сводящихся к умножению на двухзначное число...
План- конспект по математике 3 класс, УМК "Школа России", тема : «БЛИЦтурнир». «Умножение круглых чисел, сводящих к умножению на двузначное число"
Цели деятельности учителя: -формирование умений умножать круглые числа, сводящиеся к умножению на двузначное число-раскрытие умений учащихся к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собстве...