« Один для всех и все для одного»
классный час (3 класс) на тему
Внеклассное мероприятие "Один для всех и все для одного" позволит познакомить младших школьников с понятие толерантность, сформулировать основные черты толерантного человека,сформировать представление о толерантном поведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odin_dlya_veh_i_vse_dlya_odnogo.docx | 68.13 КБ |
Предварительный просмотр:
« Один для всех и все для одного»
Цели:
- Образовательные:
- познакомить воспитанников с понятием «толерантность»;
- выявить основные черты толерантности;
- сформировать правильное представление о толерантном поведении.
- Воспитательные:
- воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
- воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание.
- Развивающие:
- продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой;
- способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;
- развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.
Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран.
Материалы к классному часу: презентация, методическая разработка мероприятия, видеоклип «Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith), памятки.
Оформление кабинета: макет радуги, солнца
Подготовка:
1. Подбирается аудиозапись песни "Дорога добра" (Слова: Ю. Энтин, музыка: М. Минков.)
2. Распечатываются ситуативные задачи группам .
Для детей - цветные карандаши.
Участвуют ученики 3а класса, классный руководитель. Дети рассаживаются по 4 группам.
Ход классного часа:
1. Введение в тему.
1.1 (3мин)Ребята к нам сегодня пришло много гостей. Давайте расскажем немного о себе. Встаньте в круг и назовите свое имя и на первую букву имени особое личностное ваше качество.
Учитель начинает с себя: Я – Светлана сердечная, всем привет!
1.2.(3мин)
Тему и цели нашего заняти вы определите сами, но немного позднее.
- Возьмите в руки 1 карандаш вдвоём (фломастер). Попробуйте вместе (парой) нарисовать дерево. (Дети вдвоём, держа в руках 1 карандаш, дерево на одном листочке.
-Удалось ли вам это сделать хорошо?
- Было легко или трудно выполнять эту работу? Объясните, почему?
- А как надо было поступить, чтобы результат был более успешным?
(Надо было сначала обсудить, что будем рисовать, как рисовать, т.е. надо было вступить в общение друг с другом)
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
- Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга.
2. (1мин)Определение темы классного часа. Целеполагание.
Открыть тему на доске : « Один для всех и все для одного»
- Как вы понимаете это высказывание?
3.Раскрытие понятий
3.1(3мин)
Вы увидели на собственном опыте, что существуют различия в общении и иногда действительно трудно найти общий язык. Но мы должны достигать взаимного понимания с помощью доброты, умения учитывать интересы других, общительности, умения принимать людей такими, какими они есть…. умение жить в согласии со всеми, быть желанным для всех можно объединить одним словом. И это слово – толерантность. Конечно, это слово можно и не знать, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы ещё не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры. И вы, наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого слова. Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках? Для этого мы совершим виртуальное путешествие в Англию, в Германию с помощью карты. ( На карте мира записки)
(Выступления учеников)
- tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; позволять существование различных мнений без их дискриминации;
- tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;
- kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;
- толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.
Учитель: В разных странах определения различны. Ребята, а как вы думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность? Конечно, это слово терпимость.
4. Практическая работа.
4.1.(4мин)
Посмотрите, друг на друга и назовите хотя бы один признак, по которому вы похожи .
Действительно: у вас у всех 2 руки, 2 ноги, 2 глаза, нос, рот, 2 уха, ни у кого нет третьего уха. Значит вы все одинаковые?
-Каждый из нас не похож на другого. Чем же мы отличаемся друг от друга?
- У каждого человека есть что-нибудь особенное, то чем он отличается от других. Его характер, его качества. У вас тоже есть такие качества, по одному вы уже назвали.
Работа в группах.
Обсудите в группах и выберите, какими качествами характера обладает толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым? Закрасьте на букве эти качества человека.
Свои буквы повесьте на доске.( Звучит музыка)
Снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, благосклонность, уважение. миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие, поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, доброта.
4.2( 6мин)
Практическое занятие с учащимися:
Учитель: - Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?
Давайте поиграем. Я называю ситуацию и 2 варианта ответов, вы раскрашиваете красным карандашом кружок, если вам подходит первое выражение, черным карандашом - если вам подходит второе выражение.
- Младший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.
- Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.
-Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает и пытаешься исправить их
2. Ты все сваливаешь на других
-Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
1. Ты устраиваешь истерику.
2. Ты идешь с ними гулять.
- Игорь питается не так, как ты, по причине своей религии...
1.Ты просишь, чтобы он объяснил это.
2.Ты говоришь, что он выглядит смешно.
- Пожилая женщина медленно подходит к двери...
1.Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
2.Ты стараешься боком пройти мимо, чтобы обогнать.
- На твоих глазах сверстники в школе нападают на кого-то
1.Ты пытаешься защитить его.
2.Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
- К тебе подходит ребенок-инвалид...
1. Ты естественным образом разговариваешь с ним.
2.Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
Учитель:
Сосчитайте красные кружки.
(Дети считают.)
- Если все кружки красные, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Если есть чёрные кружки, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится стать счастливым и толерантным человеком
4.3( 6мин)
Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ссор. А что же для этого нужно?
Учитель – А сейчас давайте посмотрим сценку «Одинаковые». Подумайте и скажите, как поступила Соня по отношению к своей подруге в этом рассказе. (Дети инсценируют рассказ) Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одинаково одевали, обе учились только на пятерки. - Мы во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки. Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме: - Я получила по арифметике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже неодинаковые… Мама внимательно посмотрела на Соню. Потом сказала грустно: - Да, ты стала хуже… - я? – удивилась девочка. – Но ведь тройку-то получила не я!
– За что мама осудила Соню?
-Что бы вы сказали Соне?
Ситуация 2. Страничка из дневника Маши.
Сегодня я опять лучше всех отвечала на математике. А Ленка и Светка получили по тройке. Так им и надо. Я им говорила, что я знаю математику лучше. А еще сегодня распределяли роли в сценке. Конечно, принцессой должна быть я. А кто же еще? Ленка косу обстригла, Светка и Анька – троечницы, Ирка и Катька вообще не в счет. Я же и стихи красиво читаю, и сама красивая. А Юлия Федоровна эту роль Светке отдала, а мне роль гнома предложила. Еще чего! Наверное, Светка к Юлии Федоровне подлизалась. Да, хитрее надо быть. Ну, ладно, исправлюсь. Я им еще всем покажу!
- Как, по-вашему, относятся к ней ребята в классе?
- К правильному ли выводу пришла Маша?
- Что бы вы посоветовали Маше изменить в себе?
4.4(5мин)«Радуга»
- Дейл Карнеги - американский специалист в области человеческих взаимоотношений -говорит: "Любой глупец может критиковать, осуждать, выражать недовольство - и большинство глупцов так и делают, но для того чтобы проявить внимание и быть снисходительным, требуется сильный характер и самообладание. Вместо того чтобы осуждать людей, проявлять к ним нетерпение, постарайтесь их понять и принять".
У многих народов много пословиц и поговорок о взаимоотношениях между людьми, о добре, милосердии, дружбе. Они помогают жить в согласии с другими людьми. У вас на столах разбитые пословицы, соберите их и обсудите, почему так говорят.
1.Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
2. Делай другим добро - будешь и сам без беды.
3.Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
4.Что желаешь самому себе, того же желай и другим.
5.Справедливый к себе относится строго, к другим — снисходительно.
6. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
7. Друга ищи, а найдёшь – береги.
4.5(2мин)«Солнце»
Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых. И чтоб человек правильно общался с людьми, придумали правила толерантного общения. Выберите те лучики солнца, которые вам помогут жить вместе в мире и согласии.
- Уважай собеседника
- Старайся понять то, о чем говорят другие
- Отстаивай свое мнение любыми способами
- Ищи лучшие аргументы
- Будь справедливым, готовым принять правоту другого
- Стремись учитывать интересы других
- Прощай
- Уважай права другого
- Уважай человеческое достоинство
- Принимай другого таким, каков он есть
- Сострадание –это слабость
- Проявляй терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
- Не важно о чем говорят другие, отстаивай свою точку зрения
- Отстаивай свое мнение тактично.
- В споре подойдут любые аргументы.
- Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
- Учитывать интересы других нельзя
- Не груби, даже если сердит.
- Проявляй доброжелательность.
- Будь вежлив и воспитан.
4.6.( 2мин)«Гном»
Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. В течении недели вы будете играть в игру «Гном».Правила игры: для того, кто вам достался, вы - «добрый гном». Это означает, что вы в течение недели, должны сделать что-нибудь приятное человеку, не привлекая к себе при этом внимания. Кто для кого был «добрым гномом», узнает позже. Одно из главных условий заключается в том, что на все добрые дела не должны быть потрачены деньги. В этой игре очень важно, чтобы каждый ребенок получил приятный сюрприз. Проблема может возникнуть, если кто-то не любит доставшегося ему товарища и ему тяжело быть для него «добрым гномом». Достаньте из мешка, но не раскрывайте записку с именем одноклассника.
5. Рефлексия(5мин)
5.1- Вот и подошёл к концу классный час. Давайте вспомним о чем мы говорили на занятие, используя опорные слова:
- Узнали понятие ……….
- Познакомились с правилами ……..
- учились быть ………….
5.2 Давайте друзья встанем в круг толерантности. А теперь положите правую руку на плечо человека справа - это значит, что у вас есть друг, на которого можно опереться. Левой рукой обнимите человека слева – это значит, что вы готовы поддержать друга. И все вместе споём песню «Дорога добра».
Мультфильм о толерантности.
- Почему все смеялись над существом зелёного цвета?
- Что случилось, когда прошёл дождик?
- Какова главная мысль этого мультфильма?
- Терпимость к чужому мнению, понимание и уважение к личности другого человека независимо от каких-либо отличий, доброжелательность в отношении к окружающим, умение считаться с интересами и вкусами других людей называется толерантность.
Дети поют песню «Дорогою добра».
1. Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Идти за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
2. Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба
Ведёт себя ни как сестра.
Но если с другом худо
Не уповай на чудо,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
3. Ах, сколько будет разных,
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь
Не детская игра.
И прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новогодняя сказка "Один за всех, и все за одного!"
Колдунья заколдовала Деда Мороза. Пока все коты (а их пять: кот Матроскин, кот в Сапогах, Миледи - кошка королевы, кот Базилио, кот из мультфильма "Возвращение блудного попугая), не отгадают волшебные...
Один за всех и все за одного
Цель:Формировать коммуникативную культуру через игру.Вести работу по сплочению детского коллектива.Развивать физические качества: быстроту, ловкость.Воспитывать чувство товарищества, взаимовыруч...
Один за всех и все за одного
Воспитание доброжелательности, уважительного отношения друг к другу...
Сценарий праздника последнего звонка "Один за всех и все за одного"
Театрализованный праздник по мотивам книги "Три мушкетера"...
Коррекционно-развивающее занятие на сплочение класса (в рамках классного часа) "Один за всех - и все за одного"
Почему важна сплоченность: возможность окунуться..., возможность увидеть..., возможность услышать..., возможность ощутить..., возможность испытать..., возможность стать..., стать одним коллективом, ко...
Игра - соревнование "Один за всех, и все за одного!"
Цель: Пропаганда здорового образа жизни....
Эстафеты "Один за всех и все за одного"
Эстафеты...