Сценарий устного журнала "Наши пернатые друзья"
план-конспект занятия (2 класс) на тему
Устный журнал"Наши пернатые друзья", посвящённый Международному дню птиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnyy_zhurnal.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Устный журнал «Наши пернатые друзья»
Здравствуйте, уважаемые гости! Предлагаем вашему вниманию устный журнал «Наши пернатые друзья», посвящённый Международному дню птиц.
Страница 1. «Почему их так назвали?»
На нашей планете обитает огромное количество птиц. Они всегда обращают на себя внимание громким и мелодичным пением, яркой окраской оперения, интересным поведением, причудливостью клюва и многими другими признаками. А какие разные у них названия! Вот, например…
Сорока. Здравствуйте! Вы меня узнаёте?Для тех, кто не узнал, разрешите представиться: «Я сорока-белобока».
С раннего детства мамы играют со своими малышами в «сороку-белобоку». А почему меня так прозвали? Да потому, что голова, крылья и хвост у меня чёрные, а по бокам – яркие белые пёрышки. Вот какая красавица!
Говорят про меня, что я болтлива. На самом деле я просто любознательна. Вот и сейчас полечу к своему соседу глухарю, спрошу почему его так назвали. Может он и вправду глухой?
Глухарь. Тэке-тэке-тэке.
Сорока. Глухарь, охотник идёт!
Глухарь. Тэке-тэке-тэке.
Сорока. Глухарь,слышишь! Оглох, что ли?
Глухарь. Тэке-тэке-вжжиу…Ась? Кто? Чего? Я ведь когда пою, ничего не слышу…
Сорока. Охотник, говорю, идёт!
Глухарь. Ах ты, ёлки-сосенки. Верно ведь! Спасибо, сорока, выручила. А то спета была бы моя песенка!
Знаешь, белобока, когда я пою или вернее сказать токую, то действительно не слышу постороннего шума. Как раз в это время и подкрадываются ко мне охотники. Но как только смолкнет моя песня, я чутко ко всему прислушиваюсь. Так что я бываю или совсем глухим или очень чутким. Но это не помешало появиться поговорке: «глухая тетеря». Так говорят о тех, кто чего-то недослушал, недопонял.
Сорока. Глухая – понятно. Но почему же тетеря?
Глухарь. Всё очень просто: тетерей или тетёркой называют самку глухаря.
Сорока. Ну надо же как интересно! Что бы ещё такого узнать?
Что это за звуки раздаются? Это ты так кричишь на весь лес?
Кукушка. Да! Нравится тебе моя песня? Все народы обратили на неё своё внимание. Болгары зовут меня «куковица», чехи - «кукачка», немцы – «кукук», французы – «куку», а в России меня назвали «кукушка».
Сорока. Ох и здорово ты придумала! Сама подсказала людям как тебя назвать!
А это кто там запел?
Чибис. Это я, чибис. Я всегда, если кто мимо меня проходит или пролетает, на всякий случай спрашиваю: «Чьи вы? Чьи вы?». Вот почему люди меня так назвали. Очень уж моё имя на мою песню похоже!
Сорока. И то верно! Ой, посмотри-ка, что это там за огонёк вдали горит? Не иначе пожар начинается! Полечу, предупрежу о беде лесных жителей!
Горихвостка. Стой, сорока! Это вовсе не пожар! Это я, горихвостка . Видишь какой у меня красивый ярко-красный хвостик. А ещё он всё время подрагивает. Поэтому и кажется, что хвост вспыхивает огнём, как будто горит. За это и прозвали меня горихвостка.
Сорока. Ну и напугала же ты меня. Полечу, с другими птицами поговорю, успокоюсь.
Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит? Да так ловко орешки достаёт?
К лёст. Это я, клёст. Название моё произошло от старинного русского слова «клестить», то есть сжимать, сдавливать. Просто клюв мой на клещи очень похож. Видишь как загнут крест на крест. За этот необычный клюв и называют меня клестом.
Сорока. Да, интересно, ничего не скажешь! Ой, а это что за чудо!? Никогда ещё не видела, чтобы на ёлках, соснах да берёзах яблоки росли!
Снегирь. Успокойся, сорока, это вовсе не яблоки, это птицы снегири. Мы снегири – северяне, жители таёжных лесов. У нас зимой стоят трескучие морозы. А у вас зимы не такие суровые, поэтому мыс первым снегом прилетаем к вам «погреться». Вот и прозвали нас за это «снегири».Скоро у вас совсем тепло будет. Пришла пора нам на родину возвращаться. Прощай сорока-белобока!
Сорока. До свидания, снегири.
Как славно ты поёшь! Тоже с нашим лесом прощаешься?
Синица. Нет! Я здесь родилась и никогда свою родину не покидаю. А зовут меня синица. Заметила какая у меня песенка: «Зинь-зинь, зинь-зинь!».За это меня раньше «зиницей» звали и даже – «зинзивером». А теперь кличут «синицей».Видно людям так проще меня называть.
Сорока. Ох и много же я сегодня узнала! Полечу скорее дальше, всем новости расскажу, пока не забыла.
Первая страничка заканчивается конкурсом «Что ни шаг-то – птица». Приглашаются участники с жёлтыми птичками.
Страница 2. «Птичьи гнёзда».
Наступило лето. Пришло время выводить птенцов. В лесу каждый построил себе дом. Весь лес сверху донизу занят под жильё. Нигде свободного местечка не осталось. Живут на земле, под землёй, на деревьях, в деревьях, в траве и в воздухе.
Мальчик. Загадали мне как-то загадку: «Без рук, без топорёнка построена избёнка». Что такое? Оказывается – птичье гнездо. Поглядел я, - верно!
Вот сорочье гнездо: как из брёвен, всё из сучьев сложено, пол глиной вымазан, соломкой устлан, посерёдке вход; крыша из веток. Чем не избёнка? А топора сорока никогда и в лапках не держала.
Крепко тут я пожалел птиц: трудно, ох как трудно, поди, им свои жилища без рук, без топорёнка строить! Стал я думать: как тут быть, как их горю пособить? Рук им не приделаешь. А вот топор для них достать можно. Взял я топорёнок и отправился в лес.
Глядь, - козодой на земле между кочек сидит. Я к нему:
-Козодой, козодой, трудно тебе гнездо вить без рук, без топорёнка?
-А я и не вью гнезда, -говорит козодой.-Глянь, где яйца высиживаю.
Вспорхнул козодой, а под ним ямка между кочек. А в ямке красивое мраморное яичко лежит.
Ну,- думаю про себя,- этому ни рук, ни топорёнка не надо. Сумел и без них гнездо устроить.
Иду вдоль речки. А там синичка по веткам, по кусточкам скачет,- тоненьким своим носиком с ивы пух собирает.
-На что тебе пух, синичка?- спрашиваю.
-Гнездо из него делаю,-говорит. –Гнездо у меня мягкое, пуховое, что твоя варежка.
-Ну,-думаю,-этой топорёнок тоже ни к чему.
Иду дальше, подхожу к дому. А там под коньком ласточка хлопочет – гнёздышко лепит. Носиком глину с речки носит, носиком её приминает.
Этой,-думаю,- топорёнок и показывать не стоит.
Пришёл я в рощу. Там на ёлке гнездо певчего дрозда. Загляденье, что за гнёздышко: снаружи всё зелёным мхом украшено, внутри – как чашечка гладкое.-Ты как себе такое гнёздышко смастерил? – спрашиваю.- Ты чем его так внутри хорошо отделал?
Лапками да носом мастерил, -отвечает певчий дрозд.- Внутри всё цементом обмазал из древесной трухи со слюнкой со своей.
Ну, - думаю,- опять я не туда попал, надо таких птиц искать, которые плотничают. И слышу: «Тук-тук-тук-тук!» - из лесу. Я туда! А там дятел. Сидит на берёзе, плотничает, дупло себе делает – детей выводить. Я к нему:
Дятел, дятел, хватит носом тукать! Голова, поди, разболелась! Гляди, какой я тебе инструмент принёс: настоящий топорёнок!
Поглядел дятел на топорёнок и говорит:
-Спасибо, только мне твой инструмент ни к чему. Мне и так плотничать хорошо: лапками держусь, на хвост обопрусь, пополам согнусь головой размахнусь,- носом ка-ак стукну! Только щепки летят!
Смутил меня дятел: птицы-то, видно, все – мастера без топора. Тут увидел я гнездо орла. Большущая куча толстых сучьев на самой высокой сосне. Вот, - думаю, -кому топор-то нужен: сучья рубить! Подбежал я ктой сосне, кричу:
-Орёл, орёл! А я тебе топорёнок принёс! Расправил орёл крылья и отвечает:
-Вот спасибо тебе, парнишка! Кинь свой топорёнок в кучу. Я сучков на него ещё навалю – прочная будет постройка, доброе гнездо.
Вторая страничка заканчивается конкурсом «Засели гнездо». Приглашаются участники с красными птичками.
Страница 3. «Польза птиц»
Птицы - верные наши помощники, защитники лесов, полей и огородов.
От рассвета до заката –
Вот рабочий день пернатых!
Рано солнышко встаёт
За собою в путь зовёт.
«Люди добрые, проснитесь!
На работу торопитесь!
Птичий хор уже давно
Раздаётся за окном.
Ждёт птиц трудная работа,
Целый день одна забота –
Накормить своих птенцов,
Желторотых «молодцов».
Ну а им и горя мало,
Потому, что кормит мама.
В тёплом гнёздышке лежат,
Потихонечку пищат.
Им родители приносят
Много всяких разных мошек.
Столько, что не перечесть!
Вот за это птицам – честь!
Очень ловко ловят мух
Наши мухоловки.
Лишь мелькают там и тут
Серые головки.
Вихрем ласточки летают,
Что захватывает дух.
Мошек на лету хватают,
Очищают воздух.
Трясогузка в огороде
На пружинке, будто, ходит.
Очень ловко вправо, влево
Всё шныряет то и дело.
Достаёт из-под комков
И жуков, и червяков.
И никто не скроется
От такой работницы.
Кто же там вверху на ёлке
Виден чуть из-под иголки?
Это птичка королёк –
Золотистый хохолок.
Весит он всего 5 грамм,
Но известен по делам,
Потому что круглый год
Работать он не устаёт:
Насекомых достаёт
Из хвоинок ёлок.
И зимой он на посту
Несмотря на холод.
Дятел – лесу приятель.
Как заправский лекарь
Он деревья лечит.
По стволу он постучит,
Быстро хворь определит.
Короедов уберёт –
Пусть долго дерево живёт!
Славки славно трудятся,
Собирают гусениц
В огороде и в саду.
Урожай нам берегут.
Это кто, скажите нам,
Ловко ходит по стволам
Вверх и вниз, тут и там?
Кто мелькает целый день?
Это птица поползень!
Настоящий акробат!
Чистит все стволы подряд.
Третья страничка заканчивается конкурсом «Лесная грамота». Приглашаются участники с синими птичками
Страница 4. «Забота о птицах»
Ежегодно Союз охраны птиц России выбирает птицу года. Птицей года 2012 стала варакуша – птица из семейства дроздовых, близкая родственница соловья. Варакуша – маленький российский знаменосец: она носит на своей груди символические цвета российской государственности –белый, синий, красный.
Традиции бережного и заботливого отношения к птицам сложились в нашей стране с давних времен. Птицы дороги нам не только тем, что приносят большую пользу. Их мелодичные, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас радость. Берегите птиц! Птицы – наши друзья!
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна! И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Четвёртая страничка заканчивается конкурсом «Накорми птиц». Приглашаются участники с зелёными птичками.
Страница 5 «Художники – о птицах»
Птицы – друзья нашего детства.
Птицы – дети радуги: их перья окрашены во все мыслимые и немыслимые цвета.
Птицы – это голоса наших лесов, лугов, болот.
Пение птиц звучит у нас круглый год.
Голоса их слышны днём и ночью.
Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана.
Они поднимаются выше облаков.
Птицы дороги нам, как часть нашего чудесного мира.
Птицы – это вестники радости: каждый год они приносят нам на крыльях весну.
Птицы – это красота и тайна.
Они источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов, художников.
Пятая страничка заканчивается конкурсом «Нарисуй птицу». Приглашаются участники с оранжевыми птичками.
Страница 6. « Сделай сам»
Мы предлагаем вам сделать птичку своими руками.
Страница 7. « Наши гости»
Слово предоставляется нашим гостям
Закрыта последняя страничка нашего журнала.
До свидания, ребята. До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поле чудес "Наши пернатые друзья"
Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру...
наши пернатые друзья в зимнее время
занятие о зимующих птицах...
Викторина "Наши пернатые друзья"
Данный материал может быть использован на уроках окружающего мира по теме "Наши пернатые друзья", а также во внеклассной работе по расширению знаний детей о птицах....
Устный журнал "Наши пернатые друзья".
Устный журнал "Наши пернатые друзья" - конспект....
Устный журнал "Наши маленькие друзья"
Материал позволяет расширить представление учащихся о кошках и собаках. Затрагивает проблему бездомных животных....
Устный экологический журнал «Мои пернатые друзья»
Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся начального звена о птицах.Задачи: образовательные- обобщить и систематизировать знания младших школьников о птицах,- познакомить учащихся с м...
"Наши пернатые друзья".Устный журнал (3 - 4 классы). Методическая разработка.
Этот материал поможет в работе на уроках и во внеурочной деятельности с учащимися начальной школы....