"Наши пернатые друзья".Устный журнал (3 - 4 классы). Методическая разработка.
методическая разработка (3 класс)

Скрипкина Наталия Васильевна

Этот материал поможет в работе на уроках и во внеурочной деятельности с учащимися начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhurnal_pernatye_druzya.docx178.31 КБ

Предварительный просмотр:

Скрипкина Н.В.

«Наши пернатые друзья»

Методическая разработка

Устный журнал (III – IV классы)

Цели: уточнить   и расширить представление о птицах; развивать умение  наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать бережное отношение к природе

Учитель. Дорогие ребята, гости! Сегодня мы поговорим о наших друзьях. О каких друзьях, вы узнаете, прослушав музыкальную запись. (Звучит пение птиц).

 О каких же друзьях мы будем говорить? Конечно же, о птицах, о наших пернатых друзьях. Пригрело солнышко, появились первые ручьи, появляются и первые путешественники – грачи, скворцы, а за ними жаворонки, дрозды и другие птицы. Много преград встречают они на своем пути – усталость, голод, непогоду. Не все добираются до родных мест. Зато как радуются те, которые добрались! И мы вместе с ними. Вот почему встреча птиц весной – большой праздник.

      Этому празднику, который отмечается в апреле, посвящен наш устный журнал.

      Птицы – это голоса наших лесов степей, гор и пустынь. На земном шаре насчитывается около 8500 видов пернатых. На территории России гнездятся около 250 видов.

Живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на  друга.

Иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи.

Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку?

Но выживет ли человек, если на земле не останется птиц?

Э.Н. Голованова

1 страница. Угадай – ка.

Кто два раза родился: в первый раз гладкий, во второй раз мягкий. (Птица)  

Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот. (Сова)  

Он серенький на вид, но пеньем знаменит. ( Соловей)

Толстый клюв раздался вширь – до чего ж красив… (Снегирь)

Вокруг ствола большой сосны шишки на снегу видны, -

Здесь на кузнице затратил много сил проворный … (Дятел)

             

2 страница. «Птичьи портреты».

ИХ СТИХИЯ - НЕБО 
О птицах много знаем мы.

И в то же время мало. 
И нужно всем: и вам и нам, 
Чтоб их побольше стало. 
Для этого побережем 
Своих друзей пернатых, 
Иначе мы к нулю сведем 
Певцов наших крылатых. 
Съедят деревья и плоды 
личинки насекомых. 
И поредеют все сады. 
Без наших птиц знакомых!


Аист 
По весне весь наш посёлок 
Дружно встретил новосёла. 
Всем другим домам на зависть 
Свил гнездо на нашем аист. 
Воробей 
Прыг, да скок, ну, что за птица, 
Все на месте не сидится, 
С виду нет его храбрей, 
Шустро скачет воробей. 

Ворона 
Высоко на кроне клена 
Спеть готовилась ворона, 
Показала певчий дар, 
Прокричала громко: Кар-р-р-р… 

Грачи 
Птицам этим очень рады, 
Прячь, зима, свои наряды! 
Даже маленький ручей 
Рад приветствовать грачей. 

Гуси
На зеленую полянку, 
Не спеша идут вразвалку, 
Это, знаем наизусть: 
Серый гусь и белый гусь. 

Дрозд 
Примостился на забор 
Разудалый птичий хор. 
Под душевный шум берёз, 
Песнь выводит певчий дрозд. 

Дятел 
Слышен стук в лесу недаром, 
Это голос санитара. 
Ствол проверил, все уладил, 
Помогает лесу дятел. 

Журавли 
В небе чистом, как страница 
Пролетают плавно птицы. 
Над просторами полей 
Клин красавцев журавлей. 

3 страница. Знаете ли вы?

Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц? (кукушка)

У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)

Какая птица может бегать по воде? (оляпка)

Какие птицы ночуют в снегу? (куропатка, тетерев)

Какая самая маленькая птица России? (королек)

Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)

Какая самая крупная птица в мире? ( Африканский страус)

Какая птица строит свое гнездо из костей рыб? (зимородок)

Зимуют ли птицы в скворечниках? (нет)

4 страница. Когда так говорят?

Как с гуся вода. ( Все нипочем, ничего не действует на кого – либо)

Белая ворона. (Человек, который сильно отличается от других)

Стреляный воробей. ( Опытный, бывалый человек)

Стрелять из пушки по воробьям. ( Тратить много сил по пустякам.)

Считать ворон. ( Рассеянно глядеть по сторонам.)

5 страница Народная мудрость. Народные приметы.

 ( Это домашнее задание учащиеся готовят заранее.)

Воробьи в пыли купаются – к дождю.

Слышать кукушку  - отсчитывать свою жизнь. Сколько раз прокуковала кукушка, столько лет вы поживете.

Если птица стучит в окно, то ждите из далека хороших новостей.

Гуси высоко летят – воды будет много, низко летят – мало.

Грач на горе – весна на дворе.

Ласточки прилетают – скоро гром загремит.

Соловьи поют всю ночь – будет солнечный день.

 Ласточки летают низко – перед дождем.

6 страница. Игровая.

Музыкально – подвижная игра «Птички и вороны» Муз. А.Кравцович

Ведущая. Есть птицы домашние, каких вы знаете? (Ответы детей)

Подскажите мне, ребята, как называются птенцы домашних птиц? Я начинаю, а вы заканчиваете…

Есть у курицы ребенок, называется…..(цыплёнок)

У гусыни есть ребенок – это маленький….(гусёнок)

И у утки есть ребенок – это миленький….(утёнок)

У индюшки есть ребенок – это крошка….(индюшонок)

У гуся ребята – славные …..(гусята)

Есть у индюка ребята – всех милее….(индюшата)

А у селезня ребятки – называются ….(утята)

А у петуха ребята – называются ….(цыплята)

«Птицы»

Представьте себе, что вы – птички. Закройте глаза и присядьте – птички сидят на ветке и спят. Вот пригрело теплое весеннее солнышко, и птички проснулись, расправили перышки, крылышки, потянулись. Взмахнули крылышками и полетели по голубому небу. Летали птички  и устали, опустились на травку возле ручейка, попили водички. Снова птички полетели и опустились на птичий двор. Поклевали зернышек и стали рассматривать обитателей птичьего двора. А во дворе кого только нет: и важный-преважный индюк, и гордый петух, и куры-хохотушки, и утята непослушные, и уточка-кряква, и гусь-задира. Погостили птички у них и полетели домой обратно. А солнышко уже стало садиться, небо потемнело, птички уселись снова на веточки, сложили свои крылышки и уснули.

7 страница. Дополни пословицы и поговорки.

Лучше синица в руке, чем … (журавль в небе).

Слово не воробей, вылетит ….- (не поймаешь).

От худой курицы худые и … (яйца).

Ласточка день начинает, а соловей … (кончает).

Вольному воробью и соловей в клетке …(завидует).

8 страница. Азбука родного края.

 «Азбуки « бывают разные. Та, первая, которая научила вас читать, помогла войти в мир книг. Эта «азбука» поможет вам войти в окружающий мир,  лучше узнать родной край, богатый своей историей, удивительной природой добрыми делами земляков.

На территории нашего района расположен Хоперский государственный природный заповедник. Этот уголок сказочно красив. Расположен он в пойме реки Хопер. В селе Варварино при Хоперском заповеднике открыт музей.

Какие птицы живут  в нашем заповедном крае? ( Из птиц отмечены большая и ушастая поганки, серая и рыжая цапли, большая и малая выпи, серый гусь, кряква, серая утка, чирки свистунок и трескунок, широконоска, свиязь, гоголь, красноголовый нырок, ястребы тетеревятник и перепелятник, орлы - могильник, карлик и змееяд, большой подорлик, орлан-белохвост, скопа, сарыч, осоед, черный коршун, чеглок, пустельга, кобчик, перепел, серый и черный журавли, лысуха, погоныш, вальдшнеп, бекас, турухтан, озерная чайка, речная крачка, вяхирь, зимородок, сизоворонка, золотистая щурка.)

Он не зябнет никогда...
Зря, что ль, в имени "зима"?
В прорубь запросто нырнёт,
Рыбку в клюве принесёт! (зимородок)

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
(Журавли)

В поймах рек и вкруг столиц 

Ловит много мелких птиц, 

Быстрый, словно ветерок, 

Сокол-молния ...( чеглок) 

Отгадайте, кто нам прислал телеграмму. Первая буква в названии птицы – это последняя в слове фламинго; следующая – это третья в слове сорока; третья буква – это первая в слове ласточка, следующая – это гласная в слове грач, и возьмем последнюю букву в слове пеликан. Кто же нам прислал телеграмму? (Орлан).

«Будем знакомы!»

Отчеты о весенней 2010 * Популярное оружие

Обыкнове́нный го́голь (лат. Bucephala clangula) — птица семейства утиных, нырковая утка средней величины с большой округлой головой, коротким клювом и контрастным чёрно-белым оперением.(Рис. - 1) Распространена в зоне лесов северного полушария — как в Евразии, так и в Америке. Гнездится в дуплах деревьев по берегам лесных водоёмов, в сезон размножения держится в тенистых бухтах. Зимует на морских побережьях и крупных пресноводных водоёмах — реках, озёрах и водохранилищах. Везде немногочисленная, но местами обычная птица.

                                                                                                          Рисунок – 1

Турухта́н (лат. Philomachus pugnax) — птица из семейства бекасовых. (Рис. - 2) Гнездится на травяных болотах и во влажных лугах в северной части Евразии. Перелётная птица, зимует в Западной и Южной Европе, Африке южнее Сахары, Южной Азии и Австралии. На пролёте держится большими стаями, в местах зимовок нередко образует колонии до нескольких сотен тысяч птиц. Считается монотипичным видом, ближайшие родственные виды — грязовик и острохвостый песочник.  Обои животные, птицы, птица скачать обои для рабочего стола,картинки на рабочий стол,заставки,изображения из раздела Животные Пт

                                                                                                           Рисунок - 2

Бека́с (лат. Gallinago gallinago) — небольшая птица с очень длинным, прямым и острым клювом. (Рис. - 3) Небольшой кулик размером примерно с большого пёстрого дятла. Длина тела около 26 см, масса 80—180 г, размах крыльев 40—45 см. Населяет болота, сырые луга, топкие берега водоёмов и тундру. Гнездится в субарктическом и умеренном климате Евразии, а также за пределами материков в Исландии, Британских, Азорских и Фарерских островах. Зимует в Южной Европе, тропической Азии, Африке. Гнездо устраивает на земле в небольшом углублении. Питается рыбой и водными беспозвоночными. Объект спортивной охоты.                Бекас. Краткая характеристика семейства бекасовых.

                                                                                                         Рисунок - 3

9 страница. Экологические ситуации.

Сережа и Миша гуляли в лесу. Светит яркое солнце. Кругом цветы, трава, деревья. Вдруг Миша увидел в траве птичье гнездо. Там лежали три маленьких яичка.

 - Давай возьмем и разобьем. Посмотрим, что внутри, - сказал Сережа.

- Нет, мы их трогать не будем,- ответил Миша. – Пусть остаются на месте.

- Кто прав, Миша или Сережа? (Прав Миша)

Рома и Кирилл нашли в кустах птенчика, который выпал из гнезда.

-Давай возьмем его домой, - сказал Кирилл, - пусть живет у нас.

-Нет, - ответил Рома.- Нужно залезть на дерево и посадить его в гнездо.

-Кто из детей прав? (Никто. Птенца нельзя брать в руки, иначе его мать больше не приблизится к птенцу и он умрет)

10 страница. «Книжная ярмарка».

О птицах говорить можно много. Интересные факты о них вы можете узнать из книг, которые видите на нашей выставке.

Мы совершили небольшое путешествие в удивительный мир птиц. Чем оно вам запомнилось?

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

Навек объединимся,

Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда мы на земле

И сами сохранимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: проект "Наши пернатые друзья"

Этапы работы над проектом "Наши пернатые друзья"...

Устный журнал "Наши пернатые друзья".

Устный журнал "Наши пернатые друзья" - конспект....

Сценарий устного журнала "Наши пернатые друзья"

Устный журнал"Наши пернатые друзья", посвящённый Международному дню птиц....

Методическая разработка в группе продленного дня "Наши пернатые друзья"

Данное занятие поможет систематизировать знания учащихся о многообразии птиц, выделить существенные признаки птиц, на основании которых их можно разделить на группы.Задачи данного мероприятия:...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс по теме "Наши пернатые друзья"

Целью  урока: определить отличия птиц родного края по месту обитания, способам питания....

Методическая разработка классного часа "Наши пернатые друзья"

1 апреля празднуется междуародный день птиц. Предлагаю вашему вниманию Методическая разработка классного часа "Наши пернатые друзья"...