Организация деятельностного и личностно-ориентированного обучения в условиях модернизации начального образования
статья на тему

Бойко Татьяна Ивановна

Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь – значительное обновление содержания образования. Главным условием решения этой задачи является введение государственного стандарта образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Организация деятельностного и личностно-ориентированного обучения в условиях модернизации начального образования

           “Школа – это тот социальный институт,
             
где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная,
         
неповторимая индивидуальность”. 

(И. С. Якиманская)

Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь – значительное обновление содержания образования. Главным условием решения этой задачи является введение государственного стандарта образования.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. 

Согласно модернизации школьного образования необходимо решить много задач, одними из которых являются:

  1. Необходимо сместить акценты в методиках и технологиях образовательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности школьников. Сформировать у них практические навыки самообразования.
  2. Увеличить время на самостоятельную работу (проектирование, исследовательская и экспериментальная деятельность).
  3. Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
  4. Обеспечить подготовку выпускников к решению жизненно важных задач.

А одним из условий решения данных задач является вариативность и личностная направленность общего образования.

Вот почему вновь, теперь в обновлённых стандартах общего образования, которые условно называют стандартами второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному. Что же он означает?

Деятельностный подход к обучению предполагает:

- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); 

- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

- формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Последовательно рассмотрим все те условия, соблюдения которых этот подход требует.

Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели – первое условие реализации деятельностного подхода к обучению. Как объясняют психологи, в соответствии с деятельностным подходом процесс усвоения начинается не с предъявления ученику образца, готовых сведений, а с создания учителем такой учебной ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими пользоваться.   В том, что сказано, скрыто первое условие деятельностного подхода к обучению: создание и постоянное поддержание у детей познавательного мотива, т. е. желания, потребности узнавать, открывать всё новые сведения, которым мы непрерывно пользуемся.

Выполнение действий для приобретения недостающих знаний -  
сущность второго условия реализации деятельностного подхода. Его хорошо раскрывает Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…» 

Третье условие деятельностного подхода к обучению связано с выполнением детьми осознанных учебных действий с языковым материалом.  Как пишет Н. Ф. Талызина, «главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий». 

Становление системы осознанных действий должно проходить в нужной последовательности, поэтапно, с учётом постепенного роста самостоятельности учащихся.

При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Заботиться надо не просто о правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто о правильности результата, а о правильном выполнении необходимого способа действия. Верный способ действия приведёт к верному результату.

Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу - четвертое условие деятельностного подхода к обучению связано с особой ролью в формировании умения проверять написанное.

 

Личностно – ориентированный подход к образованию, с одной стороны, предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что  является условием его развития, и, с другой стороны, сама личностная ориентация как процесс взаимодействия учителя и ученика является сущностью их развития. Можно считать, что цель личностно- ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа

Ожидаемый результат школьного образования во многом связан с развитием субъективности обучающихся. Быть субъектом означает быть хозяином своей жизнедеятельности, творцом своей культуры и т. д. В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать “не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах”.

Личностно-ориентированное обучение –   эо такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность и субъективность процесса учения.  Это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения. Реализация личностно-ориентированной системы обучения является инновационным процессом (в современное время), поскольку требует смены педагогической парадигмы: т.е. необходимо перейти от обучения как нормативно построенного процесса к учению как индивидуальной деятельности школьника, ее коррекции и педагогической поддержки. А в соответствии с принципами педагогической инновации для данного нововведения необходима организация инновационного процесса – а именно проектирование личностно-ориентированной системы обучения, механизма ее введения и освоения на практике.

Существуют, по меньшей мере, два подхода к личностно-ориентированному обучению.

Первый из них, предполагает воздействие на личность ученика с целью более эффективного усвоения им внешнего содержания образования. Личностные особенности ученика в этом случае учитываются для того, чтобы соответствующим образом выстроить или подобрать наиболее оптимальное для него содержание.

Другой подход не предполагает прямого образовательного воздействия на ученика, а направлен на организацию образовательной среды, находясь в которой ученик выстраивает свое образовательное движение.

Обучение в данном случае носит сопровождающий характер, а одним из его ключевых элементов является образовательная ситуация. (По форме это могут быть дискуссия, диалог, имитация жизненной ситуации, творческая задача и т.п.)

Личностно-ориентированный подход к образованию предполагает и другое – новое понимание таких неотрывных от педагогики терминов, как нормы, нормативность, критерии и т.д. То есть стандарт образования в системе личностно – ориентированного подхода не цель, а средство, определяющее направления и границы использования предметного материала как основы личностного развития на разных ступенях обучения.

Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного “я” и научиться управлять им.

В соответствии с этим содержание личностно-ориентированного образования должно включать в себя то, что нужно человеку для строительства и развития собственной личности, т.е. включать следующие компоненты:

  • аксиологический (имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций, личностных смыслов);
  • когнитивный (обеспечивает учащихся системой научных знаний о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития);
  • деятельностно-творческий (имеет целью формирование у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей, оригинальных подходов к решению задач);
  • личностный (обеспечивает самопознание, развитие рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения, формирования жизненной позиции).

При безусловной значимости каждого из приведенных компонентов необходимо подчеркнуть, что главным среди них является личностный компонент. И в этом существенное отличие от традиционного подхода к образованию, согласно которому приоритетным считается когнитивный компонент.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно дать такое определение личностно-ориентированного обучения: – это такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения (учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом) в максимальной степени ориентирована на их индивидуальные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира.

Но такая позиция возникает преимущественно тогда, когда педагог умеет создать условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию, когда им осуществляется деятельность по самосовершенствованию.  В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:

  • оптимистический подход к ребенку и его будущему, как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать это развитие ребенка им же самим (с помощью адекватных средств);
  • отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору.

Таким образом, школьник - субъект конкретных видов деятельности: игры, учения, труда, спорта и т.п. Еще раз хочется подчеркнуть, что объектом педагогической деятельности является не только и не столько сам ученик, сколько те условия, которые необходимо создать учителю и остальным участникам образовательного процесса для развития ученика, для формирования его субъективной позиции и организации способствующей этому образовательной среды.

В первую очередь, речь идет о тех условиях, которые влияют на ученика, т.е. условиях в которые попадает ученик в процессе образовательной деятельности.

Можно выделить несколько групп таких условий. А именно:

  • межличностные отношения ученика с людьми, с которыми происходит общение ученика в конкретном образовательном учреждении – педагогами, другими учащимися (уровень авторитетности учителей в глазах детей, степень взаимопонимания и поддержки, и т.д..);
  • направленность и особенности организации учебного процесса. Здесь важными являются приоритетные методы преподавания, индивидуальные способы обучения, степень учета интересов учащихся; реальная возможность выбора учеником содержания обучения, уровня и методов его усвоения и др.;
  • степень профессиональной компетентности педагогов школы, “качество” преподавательского корпуса (уровень профессиональных знаний, умений и навыков; сформированности профессионально значимых личностных качеств, обеспечивающих готовность к организации инновационной деятельности и стремление к профессиональному совершенствованию и росту);
  • материальные условия реализации образовательного процесса (степень комфортности учебных помещений, качество наглядных пособий, школьного оборудования, мебели; соблюдение санитарно-гигиенических требований.

   

Обучение на современном этапе – это целостный процесс, в котором сливаются в органическом единстве два неоднозначных процесса – преподавание и учение, призванные “перерасти” в сотворчество; это процесс духовно-нравственных, умственных и физических взаимодействий, необходимых для реализации образовательных задач, в частности, - создания учителем “авторских произведений”.

“Педагогическая технология” в рамках личностно – ориентированного подхода: это специфическая индивидуальная (авторская) деятельность педагога по проектированию учебной деятельности и ее практической организации в рамках определенной предметной области с ориентацией на тип психического развития учащихся и учет личных возможностей.

Литература: 

  1. Журнал “Школьные технологии” №6, 2006
  2. Журнал “Завуч”, №2, 2006 (в т.ч. анализ урока ЛОО)
  3. Журнал “Завуч”, №1, 1999

Л. И. Саляхова. “Педагогический совет: технология подготовки и практические разработки”, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути формирования успешной личности младшего школьника в условиях модернизации начального образования.

Материал прочитан на районных секционных занятиях учителей начальных классов. В этом выступлении освещались вопросы,касающиеся реализации формирования успешной личности....

Личностно-ориентированный характер обучения в условиях ФГОС. Организация современного урока.

В современной школе идёт поиск новых подходов к содержанию, организационным формам, методам и средствам  учебной работы. Важнейшей идеей современного образования становится его деятельностное сод...

Подходы к организации контрольно-оценочной деятельности школы в условиях модернизации российского образования

Воронцов А. Б. Подходы к организации контрольно-оценочной деятельности школы в условиях модернизации российского образования (методические рекомендации)....

Выступление на заседании МО "Использование современных образовательных технологий в процессе обучения в условиях ФГОС начального образования"

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения в условиях ФГОС начального образования....

Проект по теме: «Создание Портфолио ученика начальных классов в условиях личностно ориентированного развивающего обучения. Опыт. Проблемы. Решения»

На сегодняшний день тема Портфолио, конечно, не нова, но по – прежнему содержит массу удивительных возможностей для раскрытия и реализации творчества учителя и ученика, т.к. содержание Портфеля ...

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ. МЕТОД ПРОЕКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Среди новых образовательных технологий в настоящее время широкое  распространение получил  проектный метод обучения, который используется на разных ступенях образования, начиная с начальной ...