ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ. МЕТОД ПРОЕКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
статья

Кравченко Оксана Михайловна

Среди новых образовательных технологий в настоящее время широкое  распространение получил  проектный метод обучения, который используется на разных ступенях образования, начиная с начальной школы. Метод проектов позволяет формировать УУД  в комплексе.Целью организации исследовательской деятельности учащихся на уроке является формирование у них познавательной активности. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он незаменим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кравченко Оксана Михайловна, МБОУ «СШ № 22», учитель начальных классов

Г. Нижневартовск

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ. МЕТОД ПРОЕКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Одним из основных направлений концепции модернизации образования является выбор образовательных технологий, способствующих достижению высокого уровня мотивации образовательной деятельности учащихся, развитию их самостоятельности и рациональному использованию учебного времени (технологии развивающего обучения, компьютерные технологии, технология учебного проектирования и т.д.).

В настоящее время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный (гуманистический) подход, противоположный знаниево-ориентированной, безличностной педагогике; школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс отечественной школы.

Как педагоги, мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших учеников. Мы знаем, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий. Сегодня уже 60% предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, и этот процент будет только возрастать. Но подготовка молодежи к будущему заключается не только в плане «готовности работать». Ученики должны освоить новые необходимые навыки в связи с тем, что современные технологии все глубже проникают в их жизнь.

По результатам последнего международного тестирования 15-летних подростков RISA, выяснилось, что российские школьники не умеют: а) распознавать практические задачи; б) формулировать их; в) переводить проблемы в формат задач; г) соотносить их с контекстом полученных знаний; д) анализировать и оценивать результаты. Они обучены лишь воспроизводить заученное и решать задачи “по образцу”. Поэтому учителю необходимо освоить те новые формы и методы работы на уроках, которые инициируют самостоятельное мышление школьников и в значительной мере способствует повышению качества приобретаемых ими знаний. Современному учителю необходимо предоставлять ученикам возможность пользоваться передовыми информационными технологиями в самостоятельных исследовательских работах. Ведь учитель сегодня должен не просто учить, но учить учиться.

Среди новых образовательных технологий в настоящее время получает распространение проектный метод обучения, который используется на разных ступенях образования, начиная с начальной школы. Метод не является принципиально новым в мировой педагогике. В настоящее время в связи с усилением направленности на организацию самостоятельной деятельности учащихся роль проектного метода обучения возросла.

В процессе изучения проектной методики учитель открывает для себя возможности, которыми располагает личностно-ориентированное обучение, объединяющее разные педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и др. Среди них особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Метод проектов приобрел широкое распространение в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Тем для проектов – множество. А результаты должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, газета, доклад и т.д.)

Причины использования метода проектов:

Необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

Актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);

Актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

Значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, проблема загрязнения воздуха).
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, охрана леса в нашей местности, выпуск газеты с новостями с места событий и т.п.)
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

а) Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);

б) Выдвижение гипотезы их решения;

в) Обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

г) Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, и пр.);

д) Сбор, систематизация и анализ полученных данных;

е) Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

ж) Выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Типология проектов по признакам.

1. Доминирующая в проекте деятельность:

1.1. Исследовательские. Требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

1.2. Творческие. Предполагают соответствующее оформление результатов, но, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, тут следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, спортивной игре, празднике и т.д.), но оформление результатов надо четко продумывать.

1.3. Ролевые, игровые. Структура лишь намечается, учащиеся принимают на себя обусловленные характером и содержанием проекта определенные роли (литературных персонажей или выдуманных героев, имитируют социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными ими ситуациями).

1.4. Информационные. Направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление учащихся с информацией, ее анализ и обобщение фактов. Они, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры и коррекции по ходу работы:

             Цель проекта, его актуальность – источники информации (литературные, средства СМИ, базы данных, включая электронные, интервью, анкетирование, проведение «мозговой атаки» и пр.) и обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) – результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.) – презентация.

2. Предметно – содержательная область:

А) Межпредметные проекты.

Б) Монопроекты проводятся в рамках одного предмета, выбираются наиболее сложные разделы или темы. Здесь применяются знания из других областей для решения проблемы. Монопроект требует четкой структуризации по урокам с обозначением целей, задач и тех знаний, умений, которые ученики должны приобрести в результате. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам и форма презентации (форма и роли выбираются учащимися). Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время (например, в рамках научного общества учащихся).

Типы монопроектов:

а) литературно – творческие (дети вместе пишут рассказ, статью, сценарий видеофильма);

б) естественно – научные имеют четкую задачу (например, состояние лесов и мероприятия по их охране);

в) экологические (флора и фауна наших лесов, беспризорные домашние животные);

г) языковые (изучение иностранных языков);

д) культуроведческие (связаны с историей и традициями разных стран);

е) спортивные (обсуждают соревнования, методики тренировок);

ж) географические (исследовательские и приключенческие);

з) исторические (исследование, прогноз, анализ событий, фактов);

и) музыкальные.

1. Характер координации проекта (с открытой и скрытой координацией).

2. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, международные).

3. Количество участников проекта (личностные, парные, групповые).

4. Продолжительность выполнения проекта: краткосрочные (несколько уроков); средние (от недели до месяца); долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)

Подготовка к разработке учебного проекта.

Особое внимание нужно обратить на нацеленность задач проекта на конкретный результат, на примеры работ учащихся, созданных как результат их самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности. Учителю необходимо заранее продумать и записать свои идеи и предложения, каким образом учащиеся во время самостоятельных исследований в рамках учебного проекта будут искать ответ на основополагающий и проблемный вопрос учебной темы (допустим, проводят социологическое исследование среди людей старшего возраста по вопросам  экологии в нашем городе, сравнивают демографические показатели  в течение определенного времени, проводят практическую работу по определению чистоты снега, качества всхожести семян и др.).

                                             Структура проекта.

1.Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.

3. Формулирование основополагающего вопроса /ОПВ/, (который не имеет однозначного ответа, он должен быть понятным и интересным детям, но, чтобы на него ответить, нужны интегрированные знания по многим предметам) и проблемных вопросов (связанных с конкретным предметом и одной или несколькими учебными темами одного предмета).

4. Формулирование дидактических целей проекта (формулирует учитель).

5. Формулирование методических задач (учитель). Главным является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

6. Формулирование проблемы (выбор темы для индивидуальных исследований самими     учащимися).

7. Выдвижение гипотез решения проблем (учащиеся). Они возникают как возможные варианты решения проблем, затем в ходе исследований они подвергаются проверке.

8. Определение творческого названия проекта (учащиеся и учитель).

9. Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов (группы выбирают для себя вопросы, которые надо доказать в исследованиях).

10. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе и возможных источников информации.

11. Самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам, обсуждение задания каждого в группе (план с указанием, кто за что отвечает, и сроки исполнения).

12. Постоянное проведение промежуточных обсуждений, полученных данных в группах.

13. Подготовка учащимися презентации, ее защита.

14. Обсуждение, экспертиза, объявление результатов, выводы.

Параметры внешней оценки проекта:

а) значимость и актуальность выдвинутых проблем;

б) корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

в) активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

г) коллективный характер принимаемых решений;

д) характер общения и взаимопомощи участников проекта;

е) необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

ж) доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

з) эстетика оформления результатов выполненного проекта;

и) умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Личностно-ориентированные технологии обучения. Метод проекта в начальной школе. Кравченко Оксана Михайловна учитель начальных классов МБОУ «СШ № 22»

Слайд 2

Образовательные технологии, претендующие на реализацию личностно-ориентированного подхода: 1. Компьютерные технологии 2. Технологии научного проектирования 3. Технологии развивающего обучения 4. Обучение в сотрудничестве 5. Разноуровневое обучение 6. «Портфель ученика»

Слайд 3

Результаты международного тестирования RISA ( российские школьники не умеют ) а) распознавать практические задачи ; б) формулировать их; в) переводить проблемы в формат задач; г) соотносить их с контекстом полученных знаний; д) анализировать и оценивать результаты. е) дет и обучены лишь воспроизводить заученное и решать задачи “по образцу”.

Слайд 4

«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо , где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов

Слайд 5

Исходя из поставленных целей, школа должна способствовать решению следующих методических задач: формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ формировать навыки самообразования , развитие способности к академической мобильности обучающихся формировать навыки работы в команде развивать умение сформулировать задачу и кооперативно ее решить формировать навыки самоконтроля

Слайд 6

1.Наличие значимой в исследовательском творческом проблемы/задачи плане. 2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. 3.Самостоятельная деятельность учащихся. 4.Структуирование содержательной части проекта. 5.Использоваение исследовательских методов. Основные требования к использованию метода проектов

Слайд 7

1.Доминирующая в проекте деятельность 2.Предметно–содержательная область 3.Характер координации проекта 4.Характер контактов 5.Количество участников 6.Продолжительность выполнения Типология проектов

Слайд 8

Исследовательские Творческие Ролевые, игровые Информационные Прикладные Доминирующая в проекте деятельность

Слайд 9

1.Монопроекты Литературно-творческие Естественно-научные Экологические, географические Языковые Культуроведческие, музыкальные Спортивные Исторические 2.Межпредметные проекты Предметно-содержательная область

Слайд 10

Количество участников. Продолжительность. Личностные Парные Групповые Краткосрочные Средние Долгосрочные

Слайд 11

Структура проекта 1.Выбор темы, тип проекта, количество участников. 2.Варианты проблем, для исследования. 3.Формулирование основополагающего /ОПВ/и проблемных вопросов. 4.Формулирование целей и задач проекта. 5.Выбор тем учащимися. 6.Выдвижение гипотез решения проблем. 7.Творческое название. 8.Формирование групп. 9.План работы учащихся, источники информации. 10.Самостоятельная работа. 11.Промежуточное обсуждение результатов. 12.Подготовка презентации, ее защита. 13.Обсуждение, экспертиза, результаты, выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии: метод проектов в начальной школе (плюсы и минусы в реализации).

С 1сентября 2011-2012 учебного года все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современны...

Технология метода проектов в начальной школе

Данная презентация говорит о метода проектов в начальной школе, истории возникновения проектного метода....

Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения".

Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения"....

Использование технологий, методов и приёмов личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках в начальной школе

Создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Из опыта работы...

Методическая разработка «Обучение методу проекта учащихся начальной школы»

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творче...

Доклад учителя английского языка, Колпиковой Натальи Викторовны, по теме самообразования «Личностно-ориентированный подход на уроках английского языка в начальной школе»

Доклад учителя английского языка, Колпиковой Натальи Викторовны, по теме самообразования «Личностно-ориентированный подход на уроках английского языка в начальной школе»...