Программа воспитательной системы класса "Создание основ самоуправления"
рабочая программа на тему

Трубаева Алина Сергеевна

Образец разработки программы воспитательной системы класса для начальной школы, рассчитанный на 4 года работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Скажи мне и я забуду,

покажи мне и я запомню,

дай мне действовать

самому и я научусь!»

Китайская мудрость

Основной идеей данной программы является: развитие основ самостоятельности детей в принятии и реализации решений.

               

Ключевая проблема – сделать ребенка активным участником, субъектом образовательного процесса в школе.

        В качестве системообразующего фактора процесса развития самоуправления выступает цель деятельности

         Целью  является обучение творческой деятельности, развитие индивидуальных, познавательных способностей каждого ученика, помощь в самопознании, самоопределении, самореализации, через освоение навыков социального взаимодействия.

       

          Задачи:

  • поддержка и развитие активности, инициативности и самостоятельности личности,
  • формирование культуры взаимоотношений;
  • развитие чувства ответственности, солидарности;
  • совершенствование личностных качеств и умение применять их в решении коллективных задач;
  • объединение детей с целью реализации творческих интересов учащихся, развития их способностей.

        Цель, поставленная педагогом, органами самоуправления, превращается в мотив группового действия, когда учащиеся видят, что удовлетворение их потребностей зависят от достижения этой цели. Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации решения поставленной проблемы.            

         Формирование группового мотива действия проходит более успешно через вовлечение учащихся в решение управленческих проблемных ситуаций. По содержанию управленческие проблемные ситуации можно условно классифицировать в соответствии с группами управленческих функций:

  1. Первая группа проблем направлена на осуществление целей деятельности.
  2. Вторая группа связана с развитием детского коллектива.
  3. Третья группа проблем связана с решением конкретных организаторских задач.

Органы самоуправления несут специфические функции:

  • самоактивизация (вовлечение наибольшего числа членов коллектива в решение управленческих задач);
  • организационное саморегулирование (предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив);
  • коллективный самоконтроль (предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности, поиск более эффективных путей решения задач).

Особенности функционирования системы:

  • система самоуправления нашего класса – максимально открытая система;
  • дети, родители, классный руководитель – сотоварищи;
  • позиция классного руководителя: близкий друг, который всегда помогает и дает необходимые советы;
  • позиция ученика: свобода выбора самопознания, понимание других, умение общаться.

Принципы, на которых основана программа:

  • Принцип равноправия;
  • Принцип открытости и гласности;
  • Принцип целесообразности (деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов);
  • Принцип совета и согласия (перед принятием решения необходимо советоваться, принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органа самоуправления);
  • Принцип свободы и самодеятельности (означает возможность каждого субъекта самоуправления свободно выбирать методы и формы реализации принятого решения, проявляя активность, творчество, самостоятельность и самодеятельность);
  • Принцип критики и самокритики (свобода высказывания замечаний, не допуская при этом унижения достоинства окружающих людей);
  • Принцип распределения полномочий (чёткое распределение властных полномочий и ответственности между всеми органами школьного самоуправления).

                Правила  организации  коллективной жизнедеятельности:

  • Увлекательность деятельности.
  • Опора на личные интересы  учащихся.
  • Участие  каждого в достижении  общей цели.
  • Сотворчество детей, педагога, родителей.

   Ресурсное обеспечение.

  • ТСО, ИКТ, литература.
  • Спонсорская помощь родителей.

                          Этапы развития самоуправления.

Этапы

Цели деятельности

Пути достижения целей

Зарождение

(1 класс)

Цели деятельности определяются педагогами или вышестоящими органами самоуправления.

Определяются на основе совместного решения коллективов педагогов и детей. Осуществляется постепенный переход к самостоятельному поиску решений.

Становление

(2-3 классы)

Цели деятельности определяются совместно педагогами и учащимися. Постепенно предоставляется возможность учащимся  самостоятельно определять цели своей деятельности.

Определяются учащимися при консультативной роли педагогов. Осуществляется переход к тому, чтобы поиск путей достижения поставленных целей и их реализация осуществлялась самостоятельно.

Самосовер- шенствование

(4 класс)

Учащиеся самостоятельно определяют цели деятельности при конструктивной помощи педагогов.

Определяются учащимися практически самостоятельно.

 

          Критерием показателя ожидаемых результатов является высокий уровень активности детей в решении управленческих задач, нацеленных на коллектив в целом и на каждого члена в частности.  

        Перед коллективом ставится ряд вопросов, на которые необходимо ответить:

  • делаем ли мы полезные, нужные дела сообща;
  • сможет ли наш класс сообща преодолеть возникающие трудности;
  • каков вклад каждого в общее дело;
  • как работает актив нашего класса;
  • за что актив класса может отвечать самостоятельно;
  • успехи или неудачи класса переживают все или только некоторые;
  • какие дела коллектив может организовывать без помощи педагога;
  • что нравится в работе класса, а что необходимо исправить.

               

                     Формы  воспитательной работы  с учащимися:

                                Участники работы над программой.

  • Учащиеся 2-а класса.
  • Классный руководитель, психолог.
  • Педагоги дополнительного образования.
  • Родители обучающихся.

                   

                                  Структура самоуправления.

 Основными  компонентами  внутренней среды  воспитательной системы класса являются  микро группы  обучающихся  по 5-6 человек,  формируемые по интересам, взаимным симпатиям ребят. Составы  могут  меняться в течение года, происходит чередование традиционных поручений

                                 

                                     

                                 

                                  Взаимодействие с социумом

Большинство учащихся посещают спортивные секции, кружки, являются  активными читателями детской библиотеки. Я использую  все потенциальные  образовательные возможности  внешней среды,  интегрирую  окружающий социум в воспитательную систему класса.

                                               

                                        Работа с родителями.

Родители – равноправные  участники  образовательного процесса. Уверена, что только данный  подход поможет повысить эффективность  воспитательных  воздействий и оказать  влияние на  результативность системы.  


   Педагогические технологии, используемые  в организации  воспитательной работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ самоуправления в классе

Из опыта работы по формированию основ самоуправления  младших школьников...

Самоуправление в классе– необходимый компонент воспитательной системы школы

Мастер-классТема « Самоуправление в классе– необходимый компонент воспитательной системы школы»...

Программа воспитательной работы "Активист" по развитию самоуправления в классе

В настоящее время большое внимание уделяется развитию ученического самоуправления, формированию у обучающихся активно-деятельностной позиции, потребности в саморазвитии и самообразовании. В связи с эт...

Программа воспитательной системы "Я и окружающий мир" для обучающихся 1-4 классов

Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут быть членами относительного стабильного коллектива. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведёт к тому, что их общение ср...

Концепция (программа) воспитательной системы класса

Программа воспитательной системы класса...

Программа воспитательной системы класса "Мы - будущее России"

Рабочая программа воспитательной работы и тематическое планирование...