Программа воспитательной системы класса "Создание основ самоуправления"
рабочая программа на тему
Образец разработки программы воспитательной системы класса для начальной школы, рассчитанный на 4 года работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа воспитательной системы "Создание основ самоуправления". | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Скажи мне и я забуду,
покажи мне и я запомню,
дай мне действовать
самому и я научусь!»
Китайская мудрость
Основной идеей данной программы является: развитие основ самостоятельности детей в принятии и реализации решений.
Ключевая проблема – сделать ребенка активным участником, субъектом образовательного процесса в школе.
В качестве системообразующего фактора процесса развития самоуправления выступает цель деятельности
Целью является обучение творческой деятельности, развитие индивидуальных, познавательных способностей каждого ученика, помощь в самопознании, самоопределении, самореализации, через освоение навыков социального взаимодействия.
Задачи:
- поддержка и развитие активности, инициативности и самостоятельности личности,
- формирование культуры взаимоотношений;
- развитие чувства ответственности, солидарности;
- совершенствование личностных качеств и умение применять их в решении коллективных задач;
- объединение детей с целью реализации творческих интересов учащихся, развития их способностей.
Цель, поставленная педагогом, органами самоуправления, превращается в мотив группового действия, когда учащиеся видят, что удовлетворение их потребностей зависят от достижения этой цели. Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации решения поставленной проблемы.
Формирование группового мотива действия проходит более успешно через вовлечение учащихся в решение управленческих проблемных ситуаций. По содержанию управленческие проблемные ситуации можно условно классифицировать в соответствии с группами управленческих функций:
- Первая группа проблем направлена на осуществление целей деятельности.
- Вторая группа связана с развитием детского коллектива.
- Третья группа проблем связана с решением конкретных организаторских задач.
Органы самоуправления несут специфические функции:
- самоактивизация (вовлечение наибольшего числа членов коллектива в решение управленческих задач);
- организационное саморегулирование (предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив);
- коллективный самоконтроль (предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности, поиск более эффективных путей решения задач).
Особенности функционирования системы:
- система самоуправления нашего класса – максимально открытая система;
- дети, родители, классный руководитель – сотоварищи;
- позиция классного руководителя: близкий друг, который всегда помогает и дает необходимые советы;
- позиция ученика: свобода выбора самопознания, понимание других, умение общаться.
Принципы, на которых основана программа:
- Принцип равноправия;
- Принцип открытости и гласности;
- Принцип целесообразности (деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов);
- Принцип совета и согласия (перед принятием решения необходимо советоваться, принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органа самоуправления);
- Принцип свободы и самодеятельности (означает возможность каждого субъекта самоуправления свободно выбирать методы и формы реализации принятого решения, проявляя активность, творчество, самостоятельность и самодеятельность);
- Принцип критики и самокритики (свобода высказывания замечаний, не допуская при этом унижения достоинства окружающих людей);
- Принцип распределения полномочий (чёткое распределение властных полномочий и ответственности между всеми органами школьного самоуправления).
Правила организации коллективной жизнедеятельности:
- Увлекательность деятельности.
- Опора на личные интересы учащихся.
- Участие каждого в достижении общей цели.
- Сотворчество детей, педагога, родителей.
Ресурсное обеспечение.
- ТСО, ИКТ, литература.
- Спонсорская помощь родителей.
Этапы развития самоуправления.
Этапы | Цели деятельности | Пути достижения целей |
Зарождение (1 класс) | Цели деятельности определяются педагогами или вышестоящими органами самоуправления. | Определяются на основе совместного решения коллективов педагогов и детей. Осуществляется постепенный переход к самостоятельному поиску решений. |
Становление (2-3 классы) | Цели деятельности определяются совместно педагогами и учащимися. Постепенно предоставляется возможность учащимся самостоятельно определять цели своей деятельности. | Определяются учащимися при консультативной роли педагогов. Осуществляется переход к тому, чтобы поиск путей достижения поставленных целей и их реализация осуществлялась самостоятельно. |
Самосовер- шенствование (4 класс) | Учащиеся самостоятельно определяют цели деятельности при конструктивной помощи педагогов. | Определяются учащимися практически самостоятельно. |
Критерием показателя ожидаемых результатов является высокий уровень активности детей в решении управленческих задач, нацеленных на коллектив в целом и на каждого члена в частности.
Перед коллективом ставится ряд вопросов, на которые необходимо ответить:
- делаем ли мы полезные, нужные дела сообща;
- сможет ли наш класс сообща преодолеть возникающие трудности;
- каков вклад каждого в общее дело;
- как работает актив нашего класса;
- за что актив класса может отвечать самостоятельно;
- успехи или неудачи класса переживают все или только некоторые;
- какие дела коллектив может организовывать без помощи педагога;
- что нравится в работе класса, а что необходимо исправить.
Формы воспитательной работы с учащимися:
Участники работы над программой.
- Учащиеся 2-а класса.
- Классный руководитель, психолог.
- Педагоги дополнительного образования.
- Родители обучающихся.
Структура самоуправления.
Основными компонентами внутренней среды воспитательной системы класса являются микро группы обучающихся по 5-6 человек, формируемые по интересам, взаимным симпатиям ребят. Составы могут меняться в течение года, происходит чередование традиционных поручений
Взаимодействие с социумом
Большинство учащихся посещают спортивные секции, кружки, являются активными читателями детской библиотеки. Я использую все потенциальные образовательные возможности внешней среды, интегрирую окружающий социум в воспитательную систему класса.
Работа с родителями.
Родители – равноправные участники образовательного процесса. Уверена, что только данный подход поможет повысить эффективность воспитательных воздействий и оказать влияние на результативность системы.
Педагогические технологии, используемые в организации воспитательной работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ самоуправления в классе
Из опыта работы по формированию основ самоуправления младших школьников...
Самоуправление в классе– необходимый компонент воспитательной системы школы
Мастер-классТема « Самоуправление в классе– необходимый компонент воспитательной системы школы»...
Программа воспитательной работы "Активист" по развитию самоуправления в классе
В настоящее время большое внимание уделяется развитию ученического самоуправления, формированию у обучающихся активно-деятельностной позиции, потребности в саморазвитии и самообразовании. В связи с эт...
Программа воспитательной системы "Я и окружающий мир" для обучающихся 1-4 классов
Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут быть членами относительного стабильного коллектива. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведёт к тому, что их общение ср...
Концепция (программа) воспитательной системы класса
Программа воспитательной системы класса...
Отечественные воспитательные системы: воспитательная система общей заботы (И.Иванов); гуманистическая воспитательная система современной массовой школы. (В.Караковский)
Дипломная работа по воспитательной работе....
Программа воспитательной системы класса "Мы - будущее России"
Рабочая программа воспитательной работы и тематическое планирование...