Программа воспитательной работы "Активист" по развитию самоуправления в классе
материал по теме
В настоящее время большое внимание уделяется развитию ученического самоуправления, формированию у обучающихся активно-деятельностной позиции, потребности в саморазвитии и самообразовании. В связи с этим мы должны создавать благоприятную среду для развития и самореализации каждого ученика. Эта программа рассчитана на все годы обучения в начальной школе - 4 этапа становления детского коллектива и каждого обучающегося как личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitatelnoy_raboty_polnaya.docx | 21.32 КБ |
plan_realizatsii_programmy.docx | 17.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа воспитательной работы по развитию самоуправления в классе
«Активист»
Цель программы: создание воспитательной системы класса,
которая способствует всестороннему развитию
личности ребенка.
Задачи программы:
▪ формирование в классе духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;
▪ формирование классного коллектива, развитие ученического самоуправления в классе;
▪ вовлечение родителей в воспитательный процесс с целью раскрытия и развития в ребенке лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации;
▪ создание системы мониторинга развития воспитательной системы.
Возможности реализации программы:
▪ правильно организованная совместная деятельность родителей, обучающихся и педагогов;
▪ создание эмоционально привлекательной среды для пребывания детей в гимназии.
Основные принципы деятельности:
▪ Гуманистическая направленность: в центре внимания – личность каждого воспитанника (личностно – ориентированный подход к воспитанию).
▪ Принцип коллегиальности: участие в организации воспитательного процесса самих воспитанников, педагогов, работающих в классе, родителей.
▪ Принцип системности: взаимодействие всех участников воспитательного процесса в системе.
▪ Принцип целесообразности и природосообразности: выбор конкретных форм деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, ценностных и целевых ориентаций уровня развития коллектива.
Принципы реализации программы:
▪ воспитание – это жизнь рядом и вместе;
▪ в воспитании мелочей не бывает;
▪ человеку необходимо быть нужным;
▪ умей выслушать и услышать каждого;
▪ творящие дети дурного «не вытворят»;
▪ сначала «включай» сердце ребенка, потом голову, потом руки;
Воспитательная работа в рамках программы включает:
▪ проектную и исследовательскую деятельность;
▪ организацию экскурсий;
▪ праздники, викторины, конкурсы;
▪ кружки и секции.
Программа реализуется в четыре этапа:
▪ 1 этап – «Познай себя - это интересно!»
▪ 2 этап – «Сотвори себя – это необходимо!»
▪ 3 этап – «Утверди себя – это возможно!»
▪ 4 этап - «Прояви себя – это реально!»
Программа рассчитана на все годы обучения детей в начальной школе.
Продолжительность каждого этапа в зависимости от особенностей класса может
совпадать или не совпадать с протяженностью учебного года.
Ожидаемые результаты реализации программы:
▪ позитивное отношение обучающихся и их родителей к воспитательной работе;
▪ повышение социальной активности школьников;
▪ проявление способности у детей к оригинальному мышлению;
▪ стремление детей и их родителей к творчеству;
▪ налаженная работа органов ученического самоуправления.
1 этап – «Познай себя – это интересно!»
Цели этапа:
▪ создать условия для адаптации вновь прибывших обучающихся в новом коллективе;
▪ определить общие цели, близкие и дальние перспективы деятельности;
▪ сформировать деловые отношения в общей деятельности.
Задачи этапа:
▪ удовлетворение потребности обучающихся и их родителей в информации:
- о содержании и формах деятельности в рамках работы обучающихся по программе;
- о требованиях и педагогической позиции учителя;
▪ изучение личностных особенностей обучающихся и их родителей.
Роль учителя в рамках работы на 1 этапе.
Роль учителя | Характеристика деятельности |
«Источник информации» | Предъявление единых требований к родителям и детям. Знакомство родителей и детей с работниками гимназии. Ознакомление родителей и детей с правилами поведения в ОУ. |
«Хранитель школьных традиций» | Вовлечение детей и родителей в традиционный круг мероприятий гимназии. Создание классных традиций. Выявление детских талантов. |
«Аналитик» | Анализ выполнения плана воспитательной работы. Определение степени реализации воспитательной программы. Проведение диагностики. |
«Организатор» | Организация учебной, внеурочной и внеклассной деятельности обучающихся и родителей. |
Критерии успешного завершения этапа «Познай себя – это интересно!»:
▪ имеется достаточная первичная информация о каждом ребенке и родителях обучающихся;
▪ созданы условия для комфортного пребывания обучающихся в гимназии;
▪ дети и родители знают, к кому по какому вопросу можно обратиться в гимназии, в классе;
▪ в классе сложились традиции: день именинников, совместные экскурсии, мероприятия с родителями;
▪ выявлены лидеры, распределены поручения.
Особенность данного этапа: дети, участвуя в творческой деятельности и жизни класса, следуют примеру взрослого.
2 этап – «Сотвори себя – это необходимо!»
Цель этапа: обеспечить организационное единство класса.
Задачи этапа:
▪ сплочение детского коллектива;
▪ организация совместной деятельности в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;
▪ вовлечение каждого обучающегося в коллективную творческую деятельность;
▪ организация работы актива класса.
Роль учителя в рамках работы на этапе.
Роль учителя | Характеристика деятельности |
«Лучший слушатель» | Организация обсуждений, дискуссий. Обучение детей «слушать» и «слышать» друг друга. |
«Штурман» | Направление работы актива класса, организация работы творческих групп. |
«Организатор» | Организация учебной, внеурочной и внеклассной деятельности детей и родителей. |
Критерии успешного завершения этапа «Сотвори себя – это необходимо!»:
▪ созданы условия для комфортного пребывания каждого ребенка в гимназии;
▪ обучающиеся и родители активно принимают участие в организации внеклассных мероприятий;
▪ функционирует актив класса;
▪ созданы сменные творческие группы.
Особенности данного этапа: дети, участвуя в творческой деятельности, следуют примеру взрослого, выдвигают собственные идеи.
3 этап – «Утверди себя – это возможно!»
Цель этапа: формирование эмоционально – волевого и интеллектуального единства класса.
Задачи этапа:
▪ изучение степени комфортности, самочувствия каждого ученика, динамики межличностных, межгрупповых отношений;
▪ обеспечение взаимозависимых результатов деятельности и усилий каждого члена коллектива;
▪ обеспечение разнохарактерной деятельности, позволяющей выявить и закрепить лидерство обучающихся с позитивными ценностными установками.
Роль учителя в рамках работы на этапе.
Роль учителя | Характеристика деятельности |
«Старший товарищ» | Помощь во включении в различные виды деятельности. Забота об обучающихся. Организация различных творческих дел. |
«Корректор» | Обеспечение свободного и полного проявления и развития способностей ребенка. |
«Организатор» | Создание оптимальных условий для взаимодействия и сотрудничества всех участников воспитательного процесса. Помощь в организации всех видов индивидуальной и коллективной деятельности, вовлечение в разнообразные коммуникативные ситуации. |
Критерии успешного завершения этапа «Утверди себя – это возможно!»:
▪ обучающиеся и родители могут самостоятельно организовать внеклассное мероприятие;
▪ полноценно функционирует актив класса;
▪ дети самостоятельно распределяют поручения и контролируют их выполнение.
Особенность данного этапа: дети активно участвуют в творческой деятельности.
4 этап – «Прояви себя – это реально!»
Цель этапа: формирование ценностно-ориентированного единства в процессе социально- значимой деятельности.
Задачи этапа:
▪ обучение ребят методам анализа и самоанализа деятельности;
▪ создание ситуаций, позволяющих проявить и реализовать возможности обучающимся, находящимся в позиции наблюдателя, зрителя;
▪ поддержка всевозможных инициатив отдельных обучающихся, микрогрупп.
Роль учителя в рамках работы на этапе.
Роль учителя | Характеристика деятельности |
«Организатор» | Организация общественно-значимых мероприятий на уровне гимназии, района, города. |
«Сподвижник» | Оказание помощи детям в самореализации. |
«Носитель культуры» | Помощь в освоении культурных ценностей, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, походов). |
Критерии успешного завершения этапа «Прояви себя – это реально!»:
▪ обучающиеся самостоятельно вовлекают членов коллектива в совместную деятельность;
▪ повышение уровня социальной активности детей в процессе выполнения социально-значимой деятельности.
Особенность данного этапа: дети сами могут научить других тому, что знают и умеют.
Предварительный просмотр:
План реализации программы «Активист»
Девиз | Цели | Задачи | Формы работы |
Блок «Страна знаний» | |||
«Ученье свет, а неученье – тьма». | Развитие познавательной активности. | Формирование потребности в самообразовании; развитие умений и навыков учебной деятельности; выявление индивидуальных способностей; развитие самостоятельности и креативности мышления. | Олимпиады, интеллектуальные марафоны, международные игры («Русский медвежонок», «Кенгуру»); викторины, КВН; интегрированные образовательные путешествия; информационные газеты; смотры знаний. |
Блок «Страна здоровья» | |||
«В здоровом теле – здоровый дух. | Сохранение и укрепление здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни. | Приобщение детей к здоровому образу жизни; обучение навыкам самосохранения; обучение конструктивным способам выхода из ситуаций. | Организация горячего питания; посещение бассейна и спортивных секций; прогулки на свежем воздухе; физкультурные минутки; зарядка (до начала уроков); дни здоровья; конкурсы плакатов, газет по теме «Здоровый образ жизни»; цикл бесед, диспутов; спортивные соревнования (малые спартакиады, «Веселые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья»; ролевые игры. |
Блок «Семейная бухта» | |||
«В дружбе взрослых и детей – сила школы и семей». | Взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского сообществ; формирование единого коллектива. | Повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. | Индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания; Дни открытых дверей; анкетирования; проведение совместных экскурсий и внеклассных мероприятий. |
Блок «Островок творчества» | |||
«Дело мастера боится». | Развитие творческой активности. | Выявление и развитие индивидуальных способностей, умений и навыков в творческой деятельности, творческого воображения обучающихся. | Конкурсы (классные, школьные, муниципальные, федеральные); уроки творчества; выставки работ; посещение кружков, развивающих творческие способности (хорового, изобразительного искусства; танцевальные и др.); творческие мастерские; театральные постановки; проектная деятельность. |
Блок «Островок дружбы» | |||
«Один за всех и все за одного». | Развитие умений и навыков в сфере общения. Создание благоприятной социально – психологической обстановки в классе, развитие ученического самоуправления. | Развитие у обучающихся чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других; социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию; способности к самопознанию, самоанализу; обучение коммуникативным навыкам. | Тренинги общения; ролевые игры; экскурсии, походы, интегрированные путешествия; внеклассные мероприятия различного уровня; деловые игры; собрания актива класса. |
Блок «Гражданская республика» | |||
«Ты тоже родился в России». | Формирование основных нравственных качеств, чувства гордости за родной край, ответственности за сохранение памятников истории и культуры. | Знакомство с историей государственной символики страны; расширение исторических знаний об истории своей семьи, города, области, региона; повышение социальной активности обучающихся; развитие чувства милосердия, сострадания. | Уроки мужества; диспуты; социальные акции; интегрированные образовательные путешествия по памятным местам; изучение своей малой родины. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы “ Развитие творческой личности в классном коллективе”.
Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руко...
Программа воспитательной работы “ Развитие творческой личности в классном коллективе”.
Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руко...
Краткосрочная программа воспитательной деятельности обучающихся в первых классах группы продленного дня.
Программа создана для работы с первыми классами в группе продленного дня. Может использоваться на протяжении нескольких лет....
Программа воспитательной работы в 1- Г классе «Пчелки»
Программа «Пчелки» направлена на всестороннее развитие ребенка. Она служит основой построения воспитательной работы в классе, помогает согласовать действия учителя, обучающихся и родителей ...
Программа воспитательной работы «Развитие коммуникативной культуры учащихся начальных классов при взаимодействии классного руководителя с семьей» как основа формирования нравственной личности
Изучение родного края как основа нравственного воспитания младших школьников...
Модель ученического самоуправления в классе. Задачи и роль классного руководителя в развитии самоуправления в классе.
В статье раскрывается специфика работы классного руководителя с обучающимися начальной школы по развитию самоуправления в классе. Учитетель рассказывает об этапах работы в этом направлении и пре...