Программа воспитательной системы "Я и окружающий мир" для обучающихся 1-4 классов
рабочая программа на тему

Топорова Алевтина Вениаминовна

Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут быть членами относительного стабильного коллектива. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведёт к тому, что их общение сразу становится конфликтным, причём эти конфликты они разрешить, не способны. Это создаёт много проблем, как для самих ребят, так и для педагогов.

            Ежегодно, мы педагоги сталкиваемся с проблемой низкого уровня развития у детей младшего школьного возраста элементарных навыков взаимодействия. Поэтому возникла необходимость создание воспитательной системы класса учеников начальных классов. Система поможет развить у учащихся младшего школьного возраста навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками, с взрослыми. В центре внимания должно стать воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.

            Воспитательная система – это неотъемлемая часть детского коллектива. Она позволит педагогу развить познавательный интерес младшего школьника, создаст условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического самовыражения личности ученика и его физического развития.

            Программа ориентирована на успешную адаптацию детей в школе, на становление классного коллектива, раскрытие способностей и склонностей каждого ребёнка в урочной и внеурочной деятельности, на вовлечение родителей учащихся в процесс образования коллектива и определения перспектив его развития. Система построена с учётом психологических особенностей и потребностей данного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Комаровская средняя общеобразовательная школа Закрытого административно-территориального образования Комаровский Оренбургской области

Рассмотрено:

на заседании ШМО

Протокол № _____

«____» __________ 2012 г.

Согласовано:

зам.директора по УВР

__________ Заводнова А.А.

«____» _________ 2012 г.

Утверждаю:

Директор МБОУ КСОШ

___________ Галкина Е.В.

«_____» _________ 2012 г.

Программа

воспитательной системы

"Я и окружающий мир"

для обучающихся 1-4 классов

Разработчик программы:

учитель начальных классов

Топорова А.В.

ЗАТО Комаровский

2012 год

Паспорт программы

Наименование

программы

Авторская программа воспитательной деятельности в начальной школе "Я и окружающий мир"

Основание для

разработки программы

Программа разработана в соответствии с основными направлениями воспитания обучающихся школы

Заказчик

Администрация МБОУ КСОШ

Разработчик программы

Топорова А.В., учитель начальных классов

Цели программы

  • 1) Создание условия для выявления и самореализации творческих возможностей личности.
  • 2) Формирование на основе исторических и культурных традиций семьи, школы, города образовательную среду, способствующую формированию гармоничной личности, умеющей жить в коллективе.
  • 3) Выявление и развитие добрых наклонностей детей живой практической деятельностью, воспитание их внутренних качеств, развитие их ума, сохранение и укрепление здоровья.
  • 4) Развитие творческого потенциала  личности младшего школьника.

Задачи программы

  • Осуществлять психолого-педагогическую поддержку ребёнка в процессе адаптации к школьному обучению.
  • Организовать учебную деятельность в сочетании с игрой, трудом и общественными делами.
  • Развивать познавательные интересы детей, способствующие становлению качественно новых по содержанию познавательных процессов.
  • Организовать учебную работу школьника как деятельность, ориентирующую его на познание самого себя.
  • Воспитывать общительность, желание оказывать помощь друг другу.
  • Развивать познавательный интерес к культурному наследию России и малой родине – Оренбургской области, родному городу.

Сроки реализации

2012 – 2016 гг.

Основные направления воспитательной

системы

«Я и моё воспитание"

"Я и моё здоровье"

"Я и моё творчество"

"Я и моя семья"

"Я и мои знания"

Участники реализации

Учащиеся 1В(2,3,4) класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Комаровской средней общеобразовательной школы

Контингент

Младшие школьники 7-11 лет

Ожидаемые результаты

  • Вступление ребёнка в новую социальную роль, обретение социального статуса школьника.
  • Овладение навыками нового вида деятельности – учения.
  • Изменение самого ученика, его развитие как результат учебной деятельности.
  • Формирование базовых учебных способностей.
  • Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
  • Построение модели ученика начальных классов.
  • Взаимосвязь участников воспитательной системы.

Организация контроля

за ходом исполнения

Ежегодный анализ воспитательной системы работы.

Ежегодный срез уровня развития воспитанности учащихся класса

Пояснительная записка

Благодаря восприятию прекрасного в

природе и искусстве, человек открывает

прекрасное в самом себе.

В.А.Сухомлинский

Анализ проблемной ситуации

Планирование воспитательной работы является  значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребёнка к  новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Я разработала свою программу воспитательной работы «Я и окружающий мир», реализуемую в начальной школе, которая поможет мне, как учителю и воспитателю, организовать работу в своём классе в течение четырёх лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника.

В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.

Младший школьный возраст – это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребёнок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.

В настоящее время, когда общество испытывает острую нужду в таких нравственных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, возникла острая необходимость проведения для обучающихся начальной школы уроков нравственности и этикета.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.

Нормативными документами для составления рабочей программы учебного курса  являются:

  • Конституция РФ 12 декабря 1993 г.;
  • федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., №15785;
  • концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана учреждением Российской академии образования "Институт стратегических исследований в образовании" под руководством А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова и Л.П. Кезиной, официально размещена на официальном интернет-сайте Минобрнауки России 01.06.2009;
  • федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 № 120-ФЗ;
  • конвенция «О правах ребенка» принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.

Цели и задачи воспитательной системы «Я и окружающий мир»

Цели:

  • Создание условия для выявления и самореализации творческих возможностей личности.
  • Формирование на основе исторических и культурных традиций семьи, школы, города образовательную среду, способствующую формированию гармоничной личности, умеющей жить в коллективе.
  • Выявление и развитие добрых наклонностей детей живой практической деятельностью, воспитание их внутренних качеств, развитие их ума, сохранение и укрепление здоровья.
  • Развитие творческого потенциала  личности младшего школьника.

Задачи:

  • Осуществлять психолого-педагогическую поддержку ребёнка в процессе адаптации к школьному обучению.
  • Организовать учебную деятельность в сочетании с игрой, трудом и общественными делами.
  • Развивать познавательные интересы детей, способствующие становлению качественно новых по содержанию познавательных процессов.
  • Организовать учебную работу школьника как деятельность, ориентирующую его на познание самого себя.
  • Воспитывать общительность, желание оказывать помощь друг другу.
  • Развивать познавательный интерес к культурному наследию России и малой родине – Оренбургской области, родному городу.

Принципы реализации программы

        Принцип общественной направленности:  школа не может являться самостоятельным механизмом, изолированным от общества. Деятельность педагога  должна соответствовать задачам воспитания подрастающего поколения в интеграции с государственной стратегией воспитания и направлена на формирование социально необходимого типа личности.

Принцип гуманистической направленности – уважительное   отношение к ребёнку, к его мнению, позиции; соблюдение прав и свобод школьников; ненасильственного формирования требуемых качеств.

Принцип природосообразности и учёта возрастных особенностей– осуществление процесса воспитания в соответствии с потребностями ребёнка, его возрастом, особенностями психики и физиологии;

Принцип ориентации на ценностное отношение - постоянство профессионального внимания педагога на разворачивающиеся в действиях, эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске отношения воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию  и ценностным основам жизни, достойной человека, — добру, истине, красоте.  

Принцип субъектности - максимальное содействие развитию способности ребёнка осознавать свое "Я" в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.

Принцип социального взаимодействия – придать воспитанию диалогический характер; способствовать сотрудничеству всех участников воспитательного процесса; создание условий для профессионального самоопределения школьников, формирования навыков общения в социуме.

Принцип систематичности, последовательности и непрерывности -   соблюдение преемственности в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков; опора на жизненный опыт детей; формированию основ научного мировоззрения, высоких моральных качеств, навыков и привычек поведения.

Принцип сотрудничества - воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей;  развитие потребности школьников в соучастии и содействии.

Принцип успешности — в процессе коллективной творческой деятельности развиваются индивидуальные особенности учащихся, ребёнок выявляет свои способности, узнаёт о «сильных» сторонах своей личности; создание ситуации «успеха» в разных видах деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулируется стремление ребёнка к самосовершенствованию.

Реализация данных принципов базируется на использовании следующих подходов в процессе воспитания:

Личностно – ориентированный подход – учёт личностных качеств, характеристик и возможностей каждого ребёнка; видение, принятие личности школьника; создание условий для  разностороннего развития и индивидуальности учащегося.

Деятельностный подход — с помощью игровой, трудовой, творческой и  досуговой деятельности дети овладевают определёнными способами и моделями поведения в процессе общения и взаимодействия, соответствующего общечеловеческим ценностям и нормам.

Компетентностный подход - формировании у учащихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации; учащиеся должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности, что обуславливают формирование компетентной личности в современном мире.

Комплексный подход  - необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной и вариативной, что предполагает воспитание и развитие актуальных качеств личности ребёнка в различных направлениях.

        Воспитательная система «Я и окружающий мир» составлена для учащихся с 1-4 классы.

1 класс «Познай себя».

2 класс «Я, семья и школа».

3 класс «Я и окружающий мир».

4 класс «Я и мой край».

        Она ориентирована на успешную адаптацию детей в школе, на становление классного коллектива, раскрытие способностей и склонностей каждого ребёнка в урочной и внеурочной деятельности, на вовлечение родителей учащихся в процесс образования коллектива и определения перспектив его развития. Система построена с учётом психологических особенностей и потребностей данного возраста.

        Воспитательная система класса подразумевает работу по следующим направлениям:

1) "Я и моё воспитание";

2) "Я и моё здоровье";

3) "Я и моё творчество";

4) "Я и моя семья";

5) "Я и мои знания".

Программа осуществляется:

  • через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
  • через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
  • через систему дополнительного образования;
  • через систему КТД и традиционных дел ОУ;
  • в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
  • в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог,   библиотекарь, организаторы детского досуга);
  • через сотрудничество с детскими общественными организациями города Ясный;  
  • через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения города (школы, музеи, библиотеки, театры;   ЦДТ, ДК).

Методы:

  • метод проектов;
  • коммуникативная методика;
  • личностно-ориентированный метод;
  • метод креативного мышления;
  • репродуктивный метод;
  • метод критического мышления.

Воспитательная система"Я и окружающий мир" представляет собой синтез принципов коллективной творческой деятельности и является эффективным средством гармоничного развития личности и ученического коллектива. В воспитательной работе будут использованы традиционные и нетрадиционные формы работы:

  • классные часы;
  • классные собрания;
  • ролевые игры;
  • тренинги;
  • круглые столы;
  • викторины;
  • КВНы;
  • музыкальные и литературные гостиные;
  • социологические исследования;
  • экскурсии, походы, путешествия;
  • трудовые десанты;
  • родительские собрания;
  • индивидуальные беседы

Ожидаемые результаты:

  • Вступление ребёнка в новую социальную роль, обретение социального статуса школьника.
  • Овладение навыками нового вида деятельности – учения.
  • Изменение самого ученика, его развитие как результат учебной деятельности.
  • Формирование базовых учебных способностей.
  • Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
  • Построение модели ученика начальных классов.
  • Взаимосвязь участников воспитательной системы

Педагогические технологии:

  • Инновационная технология «Формирование классного коллектива через деятельность творческих групп».
  • Технология метода проектов.
  • Воспитательная система школы.

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов

реализации программы

Административный контроль реализации проекта. Мониторинг классным руководителем на основе проведённых диагностик. Мониторинг результативности воспитательной деятельности в классе. Самоконтроль классного руководителя по реализации проекта.

Направление "Я и мои знания"

Главные идеи:

  • Учащиеся должны осознавать, что развитие интеллекта необходимо им для успешного будущего.
  • Интеллектуальные возможности – это не только успешность в учении, но и осознание своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей.
  • Воспитание интеллекта – это создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремление к совершенствованию себя.
  • Здоровый интеллект – это умное поведение в самых различных и непредвиденных ситуациях.

Главная цель:

  • Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самосовершенствования и успешного взаимодействия с окружающим миром.

Задачи воспитания:

  • Создавать условия для становления, развития и совершенствования знаний, учащихся средствами воспитательной работы.
  • Поощрять инициативу и стремление учащихся в повышении уровня знаний.
  • Давать учащимся проявлять свои знания в школе и за её пределами.

Формы внеклассной работы:

  • Интеллектуальные марафоны в классе, в школе.
  • Викторины  и конкурсы по предметам.
  • Кружки по интересам в классе и в школе.
  • Тесная взаимосвязь с библиотекой. Участие в мероприятиях, проводимых школьным библиотекарем.
  • Творческие конкурсы: на лучшую поздравительную открытку к празднику, лучшую поделку к Новому году.
  • Экскурсии в музей, посещение выставок.
  • Встречи с талантливыми людьми нашего города.

Направление "Я и моё воспитание"

Главные идеи:

  • Принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений.
  • Предъявление нравственных требований к себе и своему поведению.
  • Воспитание нравственной культуры.
  • Осознание учащимися необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства.

Главная цель:

Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых ситуациях.

Задачи воспитания:

  • Создать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений.
  • Знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений.
  • Изучать с учащимися нравственные традиции их семей.
  • Развивать у учащихся потребность в совершенствовании нравственных поступков.
  • Способность приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков.

Содержание воспитательной работы:

Воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям. Во все времена люди ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально - педагогические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. Поэтому актуальность «тропинки добра» связана с такими положениями:

1) наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко -нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

2) в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим

 

людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Нравственное влияние составляет главную задачу воспитания»;

3) вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но  дают представления о последствиях нарушения норм, или последствиях данного поступка для окружающих людей. Обучающиеся начальных классов отличаются такими психологическими особенностями как: эмоциональность, преобладание наглядно – образного мышления. Именно в этом возрасте уместно говорить о формировании у детей, прежде всего, нравственных представлений, которые в дальнейшем составят основу для формирования нравственных понятий, норм, правил. И в дальнейшем каждый  последующий год начинается на более продвинутом уровне.

Формы внеклассной работы:

Тематические классные часы.

Дискуссии по нравственной тематике.

Посещение кинотеатра.

Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами города.

Шефская работа с детским садом.

Изучение нравственного наследия.

Праздничные поздравления одноклассников, педагогов, родителей.

Мероприятия в начальной школе:

  • Дискуссии по нравственным темам «Культура поведения в общественных местах», «Культура поведения в общественном транспорте», «Культура превыше всего», «Особенности культурного ученика», «Правила поведения на уроке и в школе».
  • Часы общения «Мой знак Зодиака», «Какой (ая) Я?», «Мой класс – мои друзья», «Какой (ая) Я в глазах одноклассников?», «Дружный класс как маленькая планета».
  • Индивидуальные и коллективные беседы с школьным психологом.
  • Классные собрания по итогам четверти, учебного года.

Направление "Я и моё здоровье"

Главные идеи

  • Сохранение собственного здоровья – одна из основных обязанностей человека.
  • Экологическое воспитание и экологическая культура должны стать основой здорового смысла в сохранении человеком своего здоровья, его поведений и поступках.
  • Воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, с целью ежедневного оздоровления своего организма.
  • Стремление к воспитанию в человеке воли, характера, стремление к достижению невозможного.

Задачи воспитания:

  • Создать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья.
  • Учить детей рациональному правильному питанию.
  • Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
  • Способствовать стремлению детей понять окружающий мир и анализировать свои отношения к ним.

Содержание воспитательной работы:

  • Изучение отношения родителей учащихся к данной проблеме в школе и дома.
  • Изучить состояния физического здоровья учащихся и определение возможных путей преодоления физического нездоровья, формирование интереса и желания преодолеть собственные проблемы здоровья.
  • Изучение спортивных интересов учащихся, потребностей в занятиях физкультурой и спортом.
  • Контроль результативности занятий физкультурой и спортом.
  • Демонстрация достижений учащихся занятиями физкультурой и спортом.
  • Поощрение родителей учащихся, поддерживающих деятельность школы в данном направлении.
  • «Здоровье в наших руках» - в столовую всем классом.

Формы внеклассной работы:

  • Беседы, дискуссии, игры связанные с физкультурой и спортом.
  • Спортивные соревнования в классе, школы, города.

Мероприятия в начальной школе:

  • Прогулки на лыжах.
  • Часы общения «Мой выбор. Полезные привычки».
  • Участия в соревнованиях.
  • Беседы школьного врача.
  • Работа по программе «Разговор о правильном питании».
  • Беседы по ПДД, ППБ.

Направление "Я и моё творчество"

Главные идеи:

  • Формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками.
  • Воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению.

Главная цель:

Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами.

Задачи воспитания:

  • Формирование у учащихся культурного общения.
  • Развивать способности учащихся в самых различных видах деятельности.
  • Использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся.
  • Вовлекать учащихся в различные кружки, секции с учётом интересов и потребностей учащихся.
  • Стимулировать активное участие учащихся в различных видах досуговой деятельности.
  • Воспитывать справедливое отношение учащихся к способностям и талантам сверстников.
  • Воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели.
  • Оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе кружков, секций для занятий досуговой деятельностью.
  • Представлять родителям информацию об участии ребёнка в жизни класса и школы, демонстрировать достижения.

Содержание воспитательной работы:

  • Изучение интересов учащихся, их способностей и желания участвовать в общественной жизни класса.
  • Изучение запросов родителей в развитии талантов и интересов учащихся.
  • Учёт индивидуальных возможностей учащихся и возрастных особенностей в подготовке воспитательных мероприятий.
  • Поддержка инициативы и творческих начинаний учащихся, их стремления к общению и совместному досугу.
  • Соблюдение нравственных тенденций и правовых норм в организации досуговой деятельности учащихся.
  • Соблюдение эстетических и этических норм при проведении внеклассных мероприятий любого уровня.

Формы внеклассной работы:

  • Концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства.
  • Проведение праздников.
  • Конкурсы состязания талантов.
  • Чествование именинников, семей, в которых растут таланты.

Мероприятия в начальной школе:

  • Участие в конкурсах  "Талант. Музыка. Дети", "Созвездие ЗАТО", "Минута славы".
  • Участите в новогодних утренниках.
  • Проведение праздников «Первое сентября», «День учителя», «День матери», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Прощание с начальной школой».

Направление "Я и моя семья"

Главные идеи:

  • Семья – основа будущего благополучия человека, уверенность в завтрашнем дне;
  • Ребёнок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;
  • Ребёнок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки;
  • Школа должна помочь ребёнку сохранить и укрепить связи с отчим домом и семьёй.

Главная цель:

  • Осознание учащимися значимости семьи в жизни любого человека.

Задачи воспитания:

  • Влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
  • Создание условий для эффективного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
  • Преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в определённых семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие органы;
  • Создать условия для духовного общения детей и родителей.

Содержание воспитательной работы:

  • Создание банка данных о семьях учащихся и потребностно-ценностной сфере детей и родителей;
  • Изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
  • Сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;
  • Создания благополучной среды общения «учитель – ученик – родитель»;
  • Просвещение родителей по вопросам психологии, педагогики и воспитания учащихся;
  • Организация и проведение совместного досуга учащихся и родителей;
  • Привлечение родителей к активному участию в жизни школы, в жизни классного коллектива;
  • Демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;
  • Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.

Формы внеклассной работы:

  • Тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи («Откуда пришла моя фамилия», «Моя дружная семья», «Кем были мои прадеды?», «Наш семейный альбом», «Моя семья – чудесное место для жизни», «Реклама семейных праздников», «Мастерим мы, мастерят родители, бабушки, дедушки»).
  • Спортивные состязания «Папа, мама, я – спортивная семья».
  • Праздники – Первое сентября, День согласия и примирение, День матери, Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта.
  • Анкетирование родителей, коллективные, групповые и индивидуальные консультации и беседы.
  • Дни открытых дверей.

Мероприятия в начальной школе:

  • Научно – исследовательские конференции по вопросам семейных отношений.
  • Педагогические лектории для родителей.
  • Школа семейной этики.
  • Приглашение родителей на внеклассные мероприятия класса.

        Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить только объединенные усилия всех участников учебно-воспитательного процесса: ученик - родители, ученик - классный руководитель, ученик - администрация, ученик - школьная медсестра, ученик - психолог, ученик - педагоги дополнительного образования.

Литература:

  1. Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2008.
  3. Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2009.
  4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2009.
  5. Максимова Т.Н. Классные часы. -  М.: ВАКО, 2010
  6. Современная работа с родителями в начальной школе / Авт.-сост. О.В. Перекатьева, С.Н. Подгорная. - М.: Март, 2010.
  7. Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. - М.: ГИЦ Владос, 2011.
  8. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5 за знания, 2011.
  9. ФедоренкоЛ.Г..Секреты общения.-С-Пб.,2010.
  10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать (психологические игры и упражнения).- М.,2010
  11. Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 209.
  12. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия.1 класс. - М.: ВАКО, 2010.
  13. 10.Яценко И.Ф. Родительские собрания. – М.: ВАКО, 2012


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитательная система класса «Я и окружающий мир» Классный руководитель: Топорова Алевтина Вениаминовна

Слайд 2

Содержание: 1. Характеристика класса 2. Цели, задачи и принципы воспитательной системы 3. Сроки реализации программы 4. Ожидаемые результаты 5.Взаимосвязь участников воспитательного процесса 6. Структура программы 7. Реализация программы 8. Промежуточные результаты

Слайд 3

Характеристика 3 ᴮ класса В классе обучается 27 школьников: 12 девочек и 15 мальчиков. Проживают: в г.Ясный– 1 человек в ЗАТО Комаровский – 26 человек: на ул.Южной – 21 человек, на ул.Комарова – 5 человек. Основная группа здоровья – 26 обучающийся, спецгруппа – 1 обучающийся.

Слайд 4

Характеристика социальных условий Из 27 семей 25 – полные Неполные (без отца) - 2 С одним ребёнком – 7 Семьи малообеспеченные – 2 Многодетные семьи - 4 Семья, воспитывающая ребёнка-инвалида – 1 Жилищные условия – удовлетворительные

Слайд 5

Характеристика психологических особенностей учащихся Учащиеся 3 ᴮ класса очень активны в учебном процессе. Любят посещать библиотеку, много читают. Любимые предметы: математика, английский язык, трудовое обучение. Активные участники школьных мероприятий, любят петь и танцевать. Очень подвижны. Посещают кружки по интересам. По результатам диагностики уровень развития личности и межличностных отношений находится на высоком (40%) и среднем (60%) уровне. Социометрический статус также подтверждает сплочённость класса. Дети неконфликтные. Легко откликаются на просьбы учителей.

Слайд 6

Цели воспитательной системы: Создание условия для выявления и самореализации творческих возможностей личности. Формирование на основе исторических и культурных традиций семьи, школы, города образовательную среду, способствующую формированию гармоничной личности, умеющей жить в коллективе. Выявление и развитие добрых наклонностей детей живой практической деятельностью, воспитание их внутренних качеств, развитие их ума, сохранение и укрепление здоровья. Развитие творческого потенциала личности младшего школьника.

Слайд 7

Задачи воспитательной системы: Осуществлять психолого-педагогическую поддержку ребенка; Организовывать учебную деятельность в сочетании с игрой , трудом и общественными делами; Воспитывать общительность и желание оказывать помощь друг другу; Развивать познавательный интерес к культурному наследию России и малой родине – Оренбургской области, родному городу.

Слайд 8

Нравственные нормы-заповеди: Старайся делать добро! Бойся обидеть человека! Люби и прощай людей! Поступай по отношению к другим так, как хотел бы , чтобы они поступали по отношению к тебе! Познай мир и себя! Стремись найти свою цель в жизни! Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям! Лучше отдай своё, чем возьми чужое! Главное средство воспитания - заряд доброты.

Слайд 9

Сроки реализации программы «Я и окружающий мир» Программа рассчитана на 4 года. Имеет подпрограммы: 2012-13 учебный год – 1 класс «Познай себя» 2013-14 учебный год – 2 класс «Я, семья и школа» 2014-15 учебный год – 3 класс «Я и мой край» 2015-16 учебный год – 4 класс «Я и моя страна»

Слайд 10

Ожидаемые результаты: Вступление ребёнка в новую социальную роль, обретение нового социального статуса школьника ; Овладение н авыками нового вида деятельности- учения; Изменение самого ученика , его развитие как результат учебной деятельности; Построение модели ученика начальных классов; Взаимосвязь участников воспитательной системы.

Слайд 11

Взаимосвязь участников воспитательной системы: Ученик Классный руководитель Родители Педагоги дополнительного образования Психолог Админи - страция Школьная медсестра

Слайд 12

Структура программы Направления воспитательной программы «Я и мои знания» «Я и моё воспитание» «Я и моё здоровье» «Я и моё творчество» «Я и моя семья»

Слайд 13

1 направление «Я и мои знания» Интеллектуальные марафоны в классе, в школе. Викторины и конкурсы по предметам. Кружки по интересам в классе и в школе. Тесная взаимосвязь с библиотекой. Участие в мероприятиях, проводимых школьным библиотекарем. Творческие конкурсы: на лучшую поздравительную открытку к празднику, лучшую поделку к Новому году. Экскурсии в музей, посещение выставок. Встречи с талантливыми людьми нашего города.

Слайд 14

Посещение ЦМКС « Ясный-Космотрас »

Слайд 15

Посещение Школы искусств

Слайд 16

Презентация портфолио

Слайд 17

Творческие конкурсы

Слайд 18

2 направление «Я и мое воспитание» Тематические классные часы. Дискуссии по нравственной тематике. Посещение кинотеатра. Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами города. Шефская работа с детским садом. Изучение нравственного наследия. Праздничные поздравления одноклассников, педагогов, родителей.

Слайд 19

Воспитательные мероприятия

Слайд 20

3 направление «Я и моё здоровье» Беседы, дискуссии, игры связанные с физкультурой и спортом. Спортивные соревнования в классе, в школе, в городе.

Слайд 21

Спортивные мероприятия

Слайд 22

4 направление «Я и моё творчество» Концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства. Проведение праздников. Конкурсы состязания талантов. Чествование именинников, семей, в которых растут таланты.

Слайд 23

Праздник «День именинников»

Слайд 24

Традиция класса – украшать ёлку

Слайд 25

5 направление «Я и моя семья» Тематические классные часы, посвящённые истории рода и семьи. Спортивные состязания «Папа, мама, я – спортивная семья». Праздники – Первое сентября, День согласия и примирение, День матери, Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта. Анкетирование родителей, коллективные, групповые и индивидуальные консультации и беседы. Дни открытых дверей.

Слайд 26

Праздник «Бабушки и внуки»

Слайд 27

Праздник чая

Слайд 28

Промежуточные результаты

Слайд 29

Уровень мотивации к учению первоклассников Проводился при поступлении в школу школьным психологом.

Слайд 30

Уровень мотивации к учению первоклассников. Проводился в конце учебного года школьным психологом. Итог: уровень мотивации к учению повысился .

Слайд 31

Уровень воспитанности учащихся 3В класса При наблюдении за уровнем воспитанности надо учитывать то, что в разные годы в классе разное количество учеников (в 2012/2013 уч.г .- 31 человек, в 2013/2014 уч.г . - 30 человек, в 2014/2015 уч.г . - 27 человек).

Слайд 32

Социограмма взаимных симпатий (проведена 16.03.2015 г. школьным психологом) Итог : высокий уровень сплочённости.

Слайд 33

Уровень охвата учащихся 3 класса дополнительным образованием

Слайд 34

Мой любимый класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру для обучающихся 1-4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по окружающему миру для обучающихся 1-4 классов  Программа составлена на основе общеобразовательной программы «Школа России...

интеллектуальная игра-викторина «Все обо всем» по окружающему миру для обучающихся 2-3 классов

расширение кругозора детей,их знаний по окружающему миру,раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы...

Информационно-аналитическая справка о результатах проведения Всероссийской проверочной работы по русскому языку, математике, окружающему миру для обучающихся 4-х классов в 2019 году.

Назначение ВПР  по русскому языку, математике, окружающему миру  –  оценить уровень общеобразовательной  подготовки обучающихся 4 классов в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программапо окружающему миру                                              ...

Задания для проведения олимпиады по предмету "Окружающий мир" для обучающихся 4-х классов

Задания для олимпиады носят универсальный характер и предлагаются возможными для всех УМК, представленных в списке рекомендованных к работе на период 2022 года. Работа рассчитана на 1 астрономический ...