Программа воспитательной системы "Я и окружающий мир" для обучающихся 1-4 классов
рабочая программа на тему
Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут быть членами относительного стабильного коллектива. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведёт к тому, что их общение сразу становится конфликтным, причём эти конфликты они разрешить, не способны. Это создаёт много проблем, как для самих ребят, так и для педагогов.
Ежегодно, мы педагоги сталкиваемся с проблемой низкого уровня развития у детей младшего школьного возраста элементарных навыков взаимодействия. Поэтому возникла необходимость создание воспитательной системы класса учеников начальных классов. Система поможет развить у учащихся младшего школьного возраста навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками, с взрослыми. В центре внимания должно стать воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.
Воспитательная система – это неотъемлемая часть детского коллектива. Она позволит педагогу развить познавательный интерес младшего школьника, создаст условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического самовыражения личности ученика и его физического развития.
Программа ориентирована на успешную адаптацию детей в школе, на становление классного коллектива, раскрытие способностей и склонностей каждого ребёнка в урочной и внеурочной деятельности, на вовлечение родителей учащихся в процесс образования коллектива и определения перспектив его развития. Система построена с учётом психологических особенностей и потребностей данного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Комаровская средняя общеобразовательная школа Закрытого административно-территориального образования Комаровский Оренбургской области
Рассмотрено: на заседании ШМО Протокол № _____ «____» __________ 2012 г. | Согласовано: зам.директора по УВР __________ Заводнова А.А. «____» _________ 2012 г. | Утверждаю: Директор МБОУ КСОШ ___________ Галкина Е.В. «_____» _________ 2012 г. |
Программа
воспитательной системы
"Я и окружающий мир"
для обучающихся 1-4 классов
Разработчик программы:
учитель начальных классов
Топорова А.В.
ЗАТО Комаровский
2012 год
Паспорт программы
Наименование программы | Авторская программа воспитательной деятельности в начальной школе "Я и окружающий мир" |
Основание для разработки программы | Программа разработана в соответствии с основными направлениями воспитания обучающихся школы |
Заказчик | Администрация МБОУ КСОШ |
Разработчик программы | Топорова А.В., учитель начальных классов |
Цели программы |
|
Задачи программы |
|
Сроки реализации | 2012 – 2016 гг. |
Основные направления воспитательной системы | «Я и моё воспитание" "Я и моё здоровье" "Я и моё творчество" "Я и моя семья" "Я и мои знания" |
Участники реализации | Учащиеся 1В(2,3,4) класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Комаровской средней общеобразовательной школы |
Контингент | Младшие школьники 7-11 лет |
Ожидаемые результаты |
|
Организация контроля за ходом исполнения | Ежегодный анализ воспитательной системы работы. Ежегодный срез уровня развития воспитанности учащихся класса |
Пояснительная записка
Благодаря восприятию прекрасного в
природе и искусстве, человек открывает
прекрасное в самом себе.
В.А.Сухомлинский
Анализ проблемной ситуации
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребёнка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Я разработала свою программу воспитательной работы «Я и окружающий мир», реализуемую в начальной школе, которая поможет мне, как учителю и воспитателю, организовать работу в своём классе в течение четырёх лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Младший школьный возраст – это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребёнок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.
В настоящее время, когда общество испытывает острую нужду в таких нравственных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, возникла острая необходимость проведения для обучающихся начальной школы уроков нравственности и этикета.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
Нормативными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- Конституция РФ 12 декабря 1993 г.;
- федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., №15785;
- концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана учреждением Российской академии образования "Институт стратегических исследований в образовании" под руководством А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова и Л.П. Кезиной, официально размещена на официальном интернет-сайте Минобрнауки России 01.06.2009;
- федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 № 120-ФЗ;
- конвенция «О правах ребенка» принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.
Цели и задачи воспитательной системы «Я и окружающий мир»
Цели:
- Создание условия для выявления и самореализации творческих возможностей личности.
- Формирование на основе исторических и культурных традиций семьи, школы, города образовательную среду, способствующую формированию гармоничной личности, умеющей жить в коллективе.
- Выявление и развитие добрых наклонностей детей живой практической деятельностью, воспитание их внутренних качеств, развитие их ума, сохранение и укрепление здоровья.
- Развитие творческого потенциала личности младшего школьника.
Задачи:
- Осуществлять психолого-педагогическую поддержку ребёнка в процессе адаптации к школьному обучению.
- Организовать учебную деятельность в сочетании с игрой, трудом и общественными делами.
- Развивать познавательные интересы детей, способствующие становлению качественно новых по содержанию познавательных процессов.
- Организовать учебную работу школьника как деятельность, ориентирующую его на познание самого себя.
- Воспитывать общительность, желание оказывать помощь друг другу.
- Развивать познавательный интерес к культурному наследию России и малой родине – Оренбургской области, родному городу.
Принципы реализации программы
Принцип общественной направленности: школа не может являться самостоятельным механизмом, изолированным от общества. Деятельность педагога должна соответствовать задачам воспитания подрастающего поколения в интеграции с государственной стратегией воспитания и направлена на формирование социально необходимого типа личности.
Принцип гуманистической направленности – уважительное отношение к ребёнку, к его мнению, позиции; соблюдение прав и свобод школьников; ненасильственного формирования требуемых качеств.
Принцип природосообразности и учёта возрастных особенностей– осуществление процесса воспитания в соответствии с потребностями ребёнка, его возрастом, особенностями психики и физиологии;
Принцип ориентации на ценностное отношение - постоянство профессионального внимания педагога на разворачивающиеся в действиях, эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске отношения воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию и ценностным основам жизни, достойной человека, — добру, истине, красоте.
Принцип субъектности - максимальное содействие развитию способности ребёнка осознавать свое "Я" в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.
Принцип социального взаимодействия – придать воспитанию диалогический характер; способствовать сотрудничеству всех участников воспитательного процесса; создание условий для профессионального самоопределения школьников, формирования навыков общения в социуме.
Принцип систематичности, последовательности и непрерывности - соблюдение преемственности в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков; опора на жизненный опыт детей; формированию основ научного мировоззрения, высоких моральных качеств, навыков и привычек поведения.
Принцип сотрудничества - воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей; развитие потребности школьников в соучастии и содействии.
Принцип успешности — в процессе коллективной творческой деятельности развиваются индивидуальные особенности учащихся, ребёнок выявляет свои способности, узнаёт о «сильных» сторонах своей личности; создание ситуации «успеха» в разных видах деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулируется стремление ребёнка к самосовершенствованию.
Реализация данных принципов базируется на использовании следующих подходов в процессе воспитания:
Личностно – ориентированный подход – учёт личностных качеств, характеристик и возможностей каждого ребёнка; видение, принятие личности школьника; создание условий для разностороннего развития и индивидуальности учащегося.
Деятельностный подход — с помощью игровой, трудовой, творческой и досуговой деятельности дети овладевают определёнными способами и моделями поведения в процессе общения и взаимодействия, соответствующего общечеловеческим ценностям и нормам.
Компетентностный подход - формировании у учащихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации; учащиеся должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности, что обуславливают формирование компетентной личности в современном мире.
Комплексный подход - необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной и вариативной, что предполагает воспитание и развитие актуальных качеств личности ребёнка в различных направлениях.
Воспитательная система «Я и окружающий мир» составлена для учащихся с 1-4 классы.
1 класс «Познай себя».
2 класс «Я, семья и школа».
3 класс «Я и окружающий мир».
4 класс «Я и мой край».
Она ориентирована на успешную адаптацию детей в школе, на становление классного коллектива, раскрытие способностей и склонностей каждого ребёнка в урочной и внеурочной деятельности, на вовлечение родителей учащихся в процесс образования коллектива и определения перспектив его развития. Система построена с учётом психологических особенностей и потребностей данного возраста.
Воспитательная система класса подразумевает работу по следующим направлениям:
1) "Я и моё воспитание";
2) "Я и моё здоровье";
3) "Я и моё творчество";
4) "Я и моя семья";
5) "Я и мои знания".
Программа осуществляется:
- через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
- через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
- через систему дополнительного образования;
- через систему КТД и традиционных дел ОУ;
- в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
- в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, библиотекарь, организаторы детского досуга);
- через сотрудничество с детскими общественными организациями города Ясный;
- через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения города (школы, музеи, библиотеки, театры; ЦДТ, ДК).
Методы:
- метод проектов;
- коммуникативная методика;
- личностно-ориентированный метод;
- метод креативного мышления;
- репродуктивный метод;
- метод критического мышления.
Воспитательная система"Я и окружающий мир" представляет собой синтез принципов коллективной творческой деятельности и является эффективным средством гармоничного развития личности и ученического коллектива. В воспитательной работе будут использованы традиционные и нетрадиционные формы работы:
- классные часы;
- классные собрания;
- ролевые игры;
- тренинги;
- круглые столы;
- викторины;
- КВНы;
- музыкальные и литературные гостиные;
- социологические исследования;
- экскурсии, походы, путешествия;
- трудовые десанты;
- родительские собрания;
- индивидуальные беседы
Ожидаемые результаты:
- Вступление ребёнка в новую социальную роль, обретение социального статуса школьника.
- Овладение навыками нового вида деятельности – учения.
- Изменение самого ученика, его развитие как результат учебной деятельности.
- Формирование базовых учебных способностей.
- Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
- Построение модели ученика начальных классов.
- Взаимосвязь участников воспитательной системы
Педагогические технологии:
- Инновационная технология «Формирование классного коллектива через деятельность творческих групп».
- Технология метода проектов.
- Воспитательная система школы.
Средства контроля и обеспечения достоверности результатов
реализации программы
Административный контроль реализации проекта. Мониторинг классным руководителем на основе проведённых диагностик. Мониторинг результативности воспитательной деятельности в классе. Самоконтроль классного руководителя по реализации проекта.
Направление "Я и мои знания"
Главные идеи:
- Учащиеся должны осознавать, что развитие интеллекта необходимо им для успешного будущего.
- Интеллектуальные возможности – это не только успешность в учении, но и осознание своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей.
- Воспитание интеллекта – это создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремление к совершенствованию себя.
- Здоровый интеллект – это умное поведение в самых различных и непредвиденных ситуациях.
Главная цель:
- Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самосовершенствования и успешного взаимодействия с окружающим миром.
Задачи воспитания:
- Создавать условия для становления, развития и совершенствования знаний, учащихся средствами воспитательной работы.
- Поощрять инициативу и стремление учащихся в повышении уровня знаний.
- Давать учащимся проявлять свои знания в школе и за её пределами.
Формы внеклассной работы:
- Интеллектуальные марафоны в классе, в школе.
- Викторины и конкурсы по предметам.
- Кружки по интересам в классе и в школе.
- Тесная взаимосвязь с библиотекой. Участие в мероприятиях, проводимых школьным библиотекарем.
- Творческие конкурсы: на лучшую поздравительную открытку к празднику, лучшую поделку к Новому году.
- Экскурсии в музей, посещение выставок.
- Встречи с талантливыми людьми нашего города.
Направление "Я и моё воспитание"
Главные идеи:
- Принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений.
- Предъявление нравственных требований к себе и своему поведению.
- Воспитание нравственной культуры.
- Осознание учащимися необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства.
Главная цель:
Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых ситуациях.
Задачи воспитания:
- Создать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений.
- Знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений.
- Изучать с учащимися нравственные традиции их семей.
- Развивать у учащихся потребность в совершенствовании нравственных поступков.
- Способность приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков.
Содержание воспитательной работы:
Воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям. Во все времена люди ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально - педагогические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. Поэтому актуальность «тропинки добра» связана с такими положениями:
1) наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко -нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
2) в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим
людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Нравственное влияние составляет главную задачу воспитания»;
3) вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но дают представления о последствиях нарушения норм, или последствиях данного поступка для окружающих людей. Обучающиеся начальных классов отличаются такими психологическими особенностями как: эмоциональность, преобладание наглядно – образного мышления. Именно в этом возрасте уместно говорить о формировании у детей, прежде всего, нравственных представлений, которые в дальнейшем составят основу для формирования нравственных понятий, норм, правил. И в дальнейшем каждый последующий год начинается на более продвинутом уровне.
Формы внеклассной работы:
Тематические классные часы.
Дискуссии по нравственной тематике.
Посещение кинотеатра.
Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами города.
Шефская работа с детским садом.
Изучение нравственного наследия.
Праздничные поздравления одноклассников, педагогов, родителей.
Мероприятия в начальной школе:
- Дискуссии по нравственным темам «Культура поведения в общественных местах», «Культура поведения в общественном транспорте», «Культура превыше всего», «Особенности культурного ученика», «Правила поведения на уроке и в школе».
- Часы общения «Мой знак Зодиака», «Какой (ая) Я?», «Мой класс – мои друзья», «Какой (ая) Я в глазах одноклассников?», «Дружный класс как маленькая планета».
- Индивидуальные и коллективные беседы с школьным психологом.
- Классные собрания по итогам четверти, учебного года.
Направление "Я и моё здоровье"
Главные идеи
- Сохранение собственного здоровья – одна из основных обязанностей человека.
- Экологическое воспитание и экологическая культура должны стать основой здорового смысла в сохранении человеком своего здоровья, его поведений и поступках.
- Воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, с целью ежедневного оздоровления своего организма.
- Стремление к воспитанию в человеке воли, характера, стремление к достижению невозможного.
Задачи воспитания:
- Создать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья.
- Учить детей рациональному правильному питанию.
- Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
- Способствовать стремлению детей понять окружающий мир и анализировать свои отношения к ним.
Содержание воспитательной работы:
- Изучение отношения родителей учащихся к данной проблеме в школе и дома.
- Изучить состояния физического здоровья учащихся и определение возможных путей преодоления физического нездоровья, формирование интереса и желания преодолеть собственные проблемы здоровья.
- Изучение спортивных интересов учащихся, потребностей в занятиях физкультурой и спортом.
- Контроль результативности занятий физкультурой и спортом.
- Демонстрация достижений учащихся занятиями физкультурой и спортом.
- Поощрение родителей учащихся, поддерживающих деятельность школы в данном направлении.
- «Здоровье в наших руках» - в столовую всем классом.
Формы внеклассной работы:
- Беседы, дискуссии, игры связанные с физкультурой и спортом.
- Спортивные соревнования в классе, школы, города.
Мероприятия в начальной школе:
- Прогулки на лыжах.
- Часы общения «Мой выбор. Полезные привычки».
- Участия в соревнованиях.
- Беседы школьного врача.
- Работа по программе «Разговор о правильном питании».
- Беседы по ПДД, ППБ.
Направление "Я и моё творчество"
Главные идеи:
- Формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками.
- Воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению.
Главная цель:
Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами.
Задачи воспитания:
- Формирование у учащихся культурного общения.
- Развивать способности учащихся в самых различных видах деятельности.
- Использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся.
- Вовлекать учащихся в различные кружки, секции с учётом интересов и потребностей учащихся.
- Стимулировать активное участие учащихся в различных видах досуговой деятельности.
- Воспитывать справедливое отношение учащихся к способностям и талантам сверстников.
- Воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели.
- Оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе кружков, секций для занятий досуговой деятельностью.
- Представлять родителям информацию об участии ребёнка в жизни класса и школы, демонстрировать достижения.
Содержание воспитательной работы:
- Изучение интересов учащихся, их способностей и желания участвовать в общественной жизни класса.
- Изучение запросов родителей в развитии талантов и интересов учащихся.
- Учёт индивидуальных возможностей учащихся и возрастных особенностей в подготовке воспитательных мероприятий.
- Поддержка инициативы и творческих начинаний учащихся, их стремления к общению и совместному досугу.
- Соблюдение нравственных тенденций и правовых норм в организации досуговой деятельности учащихся.
- Соблюдение эстетических и этических норм при проведении внеклассных мероприятий любого уровня.
Формы внеклассной работы:
- Концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства.
- Проведение праздников.
- Конкурсы состязания талантов.
- Чествование именинников, семей, в которых растут таланты.
Мероприятия в начальной школе:
- Участие в конкурсах "Талант. Музыка. Дети", "Созвездие ЗАТО", "Минута славы".
- Участите в новогодних утренниках.
- Проведение праздников «Первое сентября», «День учителя», «День матери», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Прощание с начальной школой».
Направление "Я и моя семья"
Главные идеи:
- Семья – основа будущего благополучия человека, уверенность в завтрашнем дне;
- Ребёнок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;
- Ребёнок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки;
- Школа должна помочь ребёнку сохранить и укрепить связи с отчим домом и семьёй.
Главная цель:
- Осознание учащимися значимости семьи в жизни любого человека.
Задачи воспитания:
- Влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
- Создание условий для эффективного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
- Преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в определённых семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие органы;
- Создать условия для духовного общения детей и родителей.
Содержание воспитательной работы:
- Создание банка данных о семьях учащихся и потребностно-ценностной сфере детей и родителей;
- Изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;
- Создания благополучной среды общения «учитель – ученик – родитель»;
- Просвещение родителей по вопросам психологии, педагогики и воспитания учащихся;
- Организация и проведение совместного досуга учащихся и родителей;
- Привлечение родителей к активному участию в жизни школы, в жизни классного коллектива;
- Демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;
- Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.
Формы внеклассной работы:
- Тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи («Откуда пришла моя фамилия», «Моя дружная семья», «Кем были мои прадеды?», «Наш семейный альбом», «Моя семья – чудесное место для жизни», «Реклама семейных праздников», «Мастерим мы, мастерят родители, бабушки, дедушки»).
- Спортивные состязания «Папа, мама, я – спортивная семья».
- Праздники – Первое сентября, День согласия и примирение, День матери, Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта.
- Анкетирование родителей, коллективные, групповые и индивидуальные консультации и беседы.
- Дни открытых дверей.
Мероприятия в начальной школе:
- Научно – исследовательские конференции по вопросам семейных отношений.
- Педагогические лектории для родителей.
- Школа семейной этики.
- Приглашение родителей на внеклассные мероприятия класса.
Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить только объединенные усилия всех участников учебно-воспитательного процесса: ученик - родители, ученик - классный руководитель, ученик - администрация, ученик - школьная медсестра, ученик - психолог, ученик - педагоги дополнительного образования.
Литература:
- Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2008.
- Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2009.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2009.
- Максимова Т.Н. Классные часы. - М.: ВАКО, 2010
- Современная работа с родителями в начальной школе / Авт.-сост. О.В. Перекатьева, С.Н. Подгорная. - М.: Март, 2010.
- Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. - М.: ГИЦ Владос, 2011.
- Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5 за знания, 2011.
- ФедоренкоЛ.Г..Секреты общения.-С-Пб.,2010.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать (психологические игры и упражнения).- М.,2010
- Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 209.
- Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия.1 класс. - М.: ВАКО, 2010.
- 10.Яценко И.Ф. Родительские собрания. – М.: ВАКО, 2012
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание: 1. Характеристика класса 2. Цели, задачи и принципы воспитательной системы 3. Сроки реализации программы 4. Ожидаемые результаты 5.Взаимосвязь участников воспитательного процесса 6. Структура программы 7. Реализация программы 8. Промежуточные результаты
Характеристика 3 ᴮ класса В классе обучается 27 школьников: 12 девочек и 15 мальчиков. Проживают: в г.Ясный– 1 человек в ЗАТО Комаровский – 26 человек: на ул.Южной – 21 человек, на ул.Комарова – 5 человек. Основная группа здоровья – 26 обучающийся, спецгруппа – 1 обучающийся.
Характеристика социальных условий Из 27 семей 25 – полные Неполные (без отца) - 2 С одним ребёнком – 7 Семьи малообеспеченные – 2 Многодетные семьи - 4 Семья, воспитывающая ребёнка-инвалида – 1 Жилищные условия – удовлетворительные
Характеристика психологических особенностей учащихся Учащиеся 3 ᴮ класса очень активны в учебном процессе. Любят посещать библиотеку, много читают. Любимые предметы: математика, английский язык, трудовое обучение. Активные участники школьных мероприятий, любят петь и танцевать. Очень подвижны. Посещают кружки по интересам. По результатам диагностики уровень развития личности и межличностных отношений находится на высоком (40%) и среднем (60%) уровне. Социометрический статус также подтверждает сплочённость класса. Дети неконфликтные. Легко откликаются на просьбы учителей.
Цели воспитательной системы: Создание условия для выявления и самореализации творческих возможностей личности. Формирование на основе исторических и культурных традиций семьи, школы, города образовательную среду, способствующую формированию гармоничной личности, умеющей жить в коллективе. Выявление и развитие добрых наклонностей детей живой практической деятельностью, воспитание их внутренних качеств, развитие их ума, сохранение и укрепление здоровья. Развитие творческого потенциала личности младшего школьника.
Задачи воспитательной системы: Осуществлять психолого-педагогическую поддержку ребенка; Организовывать учебную деятельность в сочетании с игрой , трудом и общественными делами; Воспитывать общительность и желание оказывать помощь друг другу; Развивать познавательный интерес к культурному наследию России и малой родине – Оренбургской области, родному городу.
Нравственные нормы-заповеди: Старайся делать добро! Бойся обидеть человека! Люби и прощай людей! Поступай по отношению к другим так, как хотел бы , чтобы они поступали по отношению к тебе! Познай мир и себя! Стремись найти свою цель в жизни! Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям! Лучше отдай своё, чем возьми чужое! Главное средство воспитания - заряд доброты.
Сроки реализации программы «Я и окружающий мир» Программа рассчитана на 4 года. Имеет подпрограммы: 2012-13 учебный год – 1 класс «Познай себя» 2013-14 учебный год – 2 класс «Я, семья и школа» 2014-15 учебный год – 3 класс «Я и мой край» 2015-16 учебный год – 4 класс «Я и моя страна»
Ожидаемые результаты: Вступление ребёнка в новую социальную роль, обретение нового социального статуса школьника ; Овладение н авыками нового вида деятельности- учения; Изменение самого ученика , его развитие как результат учебной деятельности; Построение модели ученика начальных классов; Взаимосвязь участников воспитательной системы.
Взаимосвязь участников воспитательной системы: Ученик Классный руководитель Родители Педагоги дополнительного образования Психолог Админи - страция Школьная медсестра
Структура программы Направления воспитательной программы «Я и мои знания» «Я и моё воспитание» «Я и моё здоровье» «Я и моё творчество» «Я и моя семья»
1 направление «Я и мои знания» Интеллектуальные марафоны в классе, в школе. Викторины и конкурсы по предметам. Кружки по интересам в классе и в школе. Тесная взаимосвязь с библиотекой. Участие в мероприятиях, проводимых школьным библиотекарем. Творческие конкурсы: на лучшую поздравительную открытку к празднику, лучшую поделку к Новому году. Экскурсии в музей, посещение выставок. Встречи с талантливыми людьми нашего города.
Посещение ЦМКС « Ясный-Космотрас »
Посещение Школы искусств
Презентация портфолио
Творческие конкурсы
2 направление «Я и мое воспитание» Тематические классные часы. Дискуссии по нравственной тематике. Посещение кинотеатра. Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами города. Шефская работа с детским садом. Изучение нравственного наследия. Праздничные поздравления одноклассников, педагогов, родителей.
Воспитательные мероприятия
3 направление «Я и моё здоровье» Беседы, дискуссии, игры связанные с физкультурой и спортом. Спортивные соревнования в классе, в школе, в городе.
Спортивные мероприятия
4 направление «Я и моё творчество» Концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства. Проведение праздников. Конкурсы состязания талантов. Чествование именинников, семей, в которых растут таланты.
Праздник «День именинников»
Традиция класса – украшать ёлку
5 направление «Я и моя семья» Тематические классные часы, посвящённые истории рода и семьи. Спортивные состязания «Папа, мама, я – спортивная семья». Праздники – Первое сентября, День согласия и примирение, День матери, Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта. Анкетирование родителей, коллективные, групповые и индивидуальные консультации и беседы. Дни открытых дверей.
Праздник «Бабушки и внуки»
Праздник чая
Промежуточные результаты
Уровень мотивации к учению первоклассников Проводился при поступлении в школу школьным психологом.
Уровень мотивации к учению первоклассников. Проводился в конце учебного года школьным психологом. Итог: уровень мотивации к учению повысился .
Уровень воспитанности учащихся 3В класса При наблюдении за уровнем воспитанности надо учитывать то, что в разные годы в классе разное количество учеников (в 2012/2013 уч.г .- 31 человек, в 2013/2014 уч.г . - 30 человек, в 2014/2015 уч.г . - 27 человек).
Социограмма взаимных симпатий (проведена 16.03.2015 г. школьным психологом) Итог : высокий уровень сплочённости.
Уровень охвата учащихся 3 класса дополнительным образованием
Мой любимый класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к уроку окружающего мира для обучающихся 2-3 классов
Методическая разработка к уроку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру для обучающихся 1-4 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру для обучающихся 1-4 классов Программа составлена на основе общеобразовательной программы «Школа России...
интеллектуальная игра-викторина «Все обо всем» по окружающему миру для обучающихся 2-3 классов
расширение кругозора детей,их знаний по окружающему миру,раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы...
Информационно-аналитическая справка о результатах проведения Всероссийской проверочной работы по русскому языку, математике, окружающему миру для обучающихся 4-х классов в 2019 году.
Назначение ВПР по русскому языку, математике, окружающему миру – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 классов в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программапо окружающему миру ...
Задания для проведения олимпиады по предмету "Окружающий мир" для обучающихся 4-х классов
Задания для олимпиады носят универсальный характер и предлагаются возможными для всех УМК, представленных в списке рекомендованных к работе на период 2022 года. Работа рассчитана на 1 астрономический ...
Презентация интеллектуальной игры по окружающему миру для обучающихся 3-4 классов "Мы жители одной планеты - Земля"
https://disk.yandex.ru/i/2k3H5zjDsP66IA...