Самоуправление в классе– необходимый компонент воспитательной системы школы
учебно-методический материал на тему

Долидзе Галина Николаевна

Мастер-класс

Тема « Самоуправление в классе– необходимый компонент воспитательной системы школы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

         

Мастер-класс

Тема « Самоуправление в классе– необходимый компонент воспитательной системы школы»

Подготовила

Учитель начальных классов

Долидзе Галина Николаевна

 Время неузнаваемо изменило общество, которое предъявляет новые требования к учреждениям образования. Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети учатся, а завтра они станут взрослыми и начнут самостоятельно жить. Ученики приходят в школу не только за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И важную роль в этом играет ученическое самоуправление.

       Обязанность учителя начальных классов - заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.

          С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это может, связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников, и с отсутствием опыта у родителей по взаимодействию со школой.

          Всякий раз, мы учителя, испытываем затруднения, когда вновь берём 1 класс и пытаемся вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества.

          Каждый год к нам приходят совершенно разные дети: по материальному положению в семьях, по национальному признаку, дети конфликтные, не умеющие организовать свою учебную деятельность. Поэтому, я как классный руководитель, попыталась найти такую форму работы с детьми, которая бы помогла им в дальнейшем стать успешными именно в  этом направлении. Такой формой работы я выбрала работу в группах. У меня в классе дети разделены на группы по интересам. А вам, уважаемые коллеги, я предлагаю разделиться на группы по желанию.

        Цель моего мастер-класса показать, что на основе любого классного или школьного мероприятия можно отслеживать уровень сформированности навыков самоуправления и корректировать этот процесс.

        Недавно мы с ребятами завершили работу над  творческим проектом «Этих дней не смолкнет слава». Немного расскажу об истории создания данного проекта. Готовясь к одному из уроков мужества по теме «Города-герои», у моих учеников возник вопрос: «А почему наш город Ставрополь не является городом-героем?» Вот так и возникла идея создания проекта «Этих дней не смолкнет слава». Целью нашего проекта было изучение  героического прошлого Ставропольского края.

       В начале нашей работы необходимо было составить план. Я использовала метод картографирования мысли.   В середине листа бумаги в кружок записывается тема проекта. От темы в разные стороны «разрастается» мысль, образуя разветвленную и организованную структуру, состоящую из  ключевых слов и понятий;

В ходе картографирования мысли следует соблюдать определенные правила:

старайтесь использовать только имена существительные, точные формулировки, базисные идеи записывайте на ветвях так, чтобы они читались без поворота листа, пишите печатными буквами, можно использовать стрелки, символы. Самое важное выделяйте цветом.

Проанализировав карту мысли, ребята,  определили темы самостоятельных исследований.

Юные герои Ставрополья

Улицы Ставрополя рассказывают

Судьба семьи в судьбе страны

Огненный выпуск

Встреча с легендой

2 часть( практическая)

Сейчас вам предстоит составить план к новому проекту «Мой город Ставрополь- лучший город на земле», воспользовавшись методом картографирования мысли.

Далее заслушиваем выступления групп, анализируем, что получилось, что не получилось. Проводим тестирование, используя геометрическую психологию. ( смотри приложение)

На основании этого делаем вывод об уровне самоуправления во вновь образовавшихся группах.

  Итак, самоуправление в классе необходимо развивать, ведь по большому счёту мы сможем воспитать полноценного гражданина своей страны только в том случае, если в самом начале жизни наши ученики почувствуют, поймут, убедятся, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия.

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,
Будь маленьким деревцем в долине,
Но только самым лучшим деревцем.
Будь кустиком, если не можешь быть деревом.
Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,
Если не можешь быть кустиком.
Если ты не можешь быть китом,
Будь самым красивым окунем в озере!
Если ты не можешь быть капитаном,
Кто-то должен быть и матросом.
Для всех найдётся работа на корабле жизни.
Если ты не можешь быть солнцем,
Будь маленькой звездой на небе,
Только найди своё дело и старайся стать самым лучшим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация воспитательной системы школы

презентация воспитательной системы школы"СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ВЫПУСКНИКА"...

Выступление на педсовете : " Панорама деятельности классного руководителя в рамках воспитательной системы школы".

Панорама деятельности классного руководителя в рамках воспитательной системы школы...

Доклад на методобъединении " Воспитательная система школы"

Я выступала на МО с докладом "Вспитательная система школы"...

«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса».

Цель:  Поиск путей совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов...