Концепция (программа) воспитательной системы класса
методическая разработка (4 класс) на тему
Программа воспитательной системы класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya_bessonovoy_i.v.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНЦЕПЦИЯ (ПРОГРАММА) ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА
«Становление личности ребенка на основе нравственности, духовности, патриотизма, гражданственности».
Классный руководитель: Бессонова И.В.
Общие сведения:
Классный руководитель 4 класса Волосовской средней общеобразовательной школы № 2.
Гатчинский педагогический колледж имени К.Д.Ушинского – 2003год
Учитель начальных классов второй категории – 7 лет
ЛГУ имени А.С.Пушкина – высшее, 2007 год
Учитель - логопед
Трудовой стаж – 7 лет
Возраст – 27лет
УМК: «Школа России»
В своей работе я опиралась на поддержку своего класса:
Наша школа. Наш класс.
Мы называем нашу школу «Маленькая страна»
Здесь люди с добрыми глазами,
Здесь жизнь любви полна.
Здесь могут дети веселиться,
Здесь зла и горя нет,
И не дают нам здесь лениться
И всем нам дарят свет.
БессоноваИ.В.
Наша школа: ВСОШ № 2.
Наш класс – 4 «Стрела»
Девиз: «Стрела летит всегда вперёд и никогда не отстаёт»
Актив класса: санитары, библиотекари, хозяйка класса, цветоводы, трудовички.
Актуальность воспитательной системы я вижу в следующем.
Развивающемуся обществу нужны современно - образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.
Именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма.
Человек - абсолютная ценность; Мир человека – это взаимодействие людей; Семья - структурная начальная единица общества; Труд - основа человеческого бытия; Знания - результат творческого труда; Культура – богатство человечества, высшее проявление творческих сил и способностей человека; Отечество - единственная уникальная для каждого родина, данная ему судьбой, доставшаяся от предков; Земля – общий дом человечества; Мир – покой и согласие между людьми, народами и государствами – главное условие существование Земли, человеческой цивилизации, без этих ценностей нет, и не может быть ни порядочных людей, где бы то ни было, ни материальной культуры, ни нормальной экономики и потому не может быть нормального уровня жизни общества.
Стратегически приоритетным в сфере образования является воспитание поистине нового Человека, способного жить и трудиться в условиях открытости общества, демократии и свободы.
Воспитать такого человека не легко.
«Формирование у школьников гражданской ответственности и правого самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе…»
Воспитательная тема, над которой я работаю – «Концепция становления личности ребенка, на основе нравственности, духовности, патриотизма, гражданственности».
Набирая учеников в первый класс, учитель сталкивается со следующими трудностями:
Во-первых, формируются две группы: одна – дети, пришедшие из детского сада. Они знают, что такое коллектив, требования, правила коллектива. Вторая же группа – «домашние». В лучшем случае эти дети общались с двумя – тремя сверстниками. Обычно у таких детей и появляется дискомфорт, неуверенность в себе, страх быть не принятым.
Вторая трудность – единственным авторитетом для ученика становится учитель. Часто можно слышать от ребенка: «Мне учительница так сказала сделать!», «Ты, мама, ничего не понимаешь!» и т.д.
В данный момент очень важна опережающая работа с родителями, где будут вырабатываться единые требования, ценности, подходы. Начинать такую работу нужно в дошкольном возрасте.
Анализируя взаимоотношения учащихся между собой, отношение их к школе, учебе, я обнаружила следующие противоречия:
нетерпимость детей друг к другу,
неумение трудиться на общее благо,
эгоизм, дефицит общения,
негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность ребенка.
Цели программы:
1) организовать жизнь детского коллектива так, чтобы она являлась средой личностного становления каждого ребенка,
2) создать условия, где могут проявляться новые качества в личности ребенка.
3) формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека, гражданина своей Родины.
Задачи программы.
Чтобы данные цели превратились в жизнь, необходимо решить задачи:
- Изучение личности ребенка, принятие его и оказание ему поддержки.
- Изучение и воспитание ценностных отношений, культуры поведения, общения и дисциплинированности.
- Приобщение ребенка к здоровому образу жизни.
- Организация работы по профилактике и предупреждению асоциального поведения учащихся.
- Воспитание у детей гражданской позиции: патриотических чувств, нравственно-правовой позиции, толерантности, трудовой активности.
- Обучение самоуправлению, введение коллективных форм жизнедеятельности в классе и школе.
- Проведение индивидуальной воспитательной работы с учащимися.
- Взаимодействие с семьей.
Механизмы воспитания.
Уровни социального пространства, которые осваивает человек, когда является учеником начальных классов школы, можно систематизировать следующим образом:
"Мир моего Я" (чувства и мысли человека по отношению к самому себе - самооценка, самоуважение, самосознание, способы самовыражения).
"Я и другие" (взаимоотношения с людьми: сверстниками, родителями, учителями; способы и культура общения, ценностные ориентации в коммуникативной сфере).
"Я и школа" (традиции в школе и в классе, правила, нормы, социальная роль ученика, мера и способы участия в жизни класса).
"Я и мир" (изучение истории своей семьи, приобщение к истории и традициям школы, города, края).
Принципы:
Уверена, что путь от сердца к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия, честности . Любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они - дети! Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и моя задача - быть им другом, раскрыть их души.
Приоритетные направления воспитательной работы.
Здоровый образ жизни
"Здоровье" (формирование культуры сохранения и совершенствования здоровья детей).
Художественно – эстетическое воспитание
"Интеллект" (определение "зоны ближайшего развития" обучающихся, создание условий для развития их интеллектуально-творческого потенциала, обучение детей способам работы с информационными ресурсами).
Познавательная деятельность
"Общение" (формирование классного коллектива, формирование культуры социального поведения, обучение способам преодоления коммуникативных проблем, проблем передачи социального опыта).
Нравственно-правовое воспитание
"Нравственность" (формирование у обучающихся нравственной культуры и миропонимания).
Спортивная и военно-патриотическая деятельность.
Проведение мероприятий, направленных на формирование у школьников чувства патриотизма, проведение спортивных мероприятий.
Работа с родителями.
"Досуг и Семья" (создание условий для проявления учащимися своих индивидуальных способностей в равной степени посредством включения в активные и нестандартные формы деятельности, для развития умения адекватной оценки своих и чужих ошибок и достижений, для организации социализирующего досуга, проведение мероприятий, направленных на формирование у школьников чувства патриотизма, проведение спортивных мероприятий.).
Трудовая деятельность.
Привлечение детей к общественно – полезному труду.
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя
и младших школьников.
В центре организации учебно-воспитательного процесса стоит личность ученика, его интересы, успехи. Основная моя задача как учителя и как классного руководителя - создать в классе такие условия, при которых дети могут учиться в силу своих способностей. С самого начала работы с классом, я работаю над созданием психологически комфортной атмосферы. Одним из главных принципов моей работы является уважительное отношение к детям, терпимость к их мнению и недостаткам. Мы за сотрудничество.
Работа с родителями.
В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания ребенка. Поэтому для классного воспитателя изучение семей учащихся является важной составляющей в структуре его общих обязанностей и профессиональных интересов.
Я стараюсь использовать различные формы работы с учениками и родителями. Среди традиционных форм я использую: родительские собрания, общеклассные собрания учеников и родителей, индивидуальные консультации для родителей. Родители являются инициаторами, организаторами таких форм работы. Интересующие вопросы определяются через анкеты, которые проводятся 1 раз в полугодие. На первом родительском собрании выбирается родительский комитет и создаются группы: «Фонд класса», «Творчество», «Наш дом», «Услуги», которыми руководит председатель родительского комитета класса.
«Фонд класса» - финансовая деятельность, распределение средств фонда, ведение летописи класса.
«Творчество» - оказание помощи в разработке плана воспитательной работы, в разработке сценариев, обеспечении культурной программы в выходные дни, каникулярное время.
«Наш дом» - решение бытовых проблем класса и школы, приобретение подарков для детей к праздникам, организация чаепитий в классе.
«Услуги» - оказывает помощь по ксерокопированию, делает фото-, видеосъемки и другие услуги.
В работе с родителями используются различные формы:
круглый стол, где каждый родитель может высказать свое мнение, задать интересующий вопрос,
родительские чтения,
родительские вечера,
родительские лектории,
тематические консультации.
Такая работа помогает мне лучше узнать семьи и их проблемы, родителям – особенности воспитания своих детей, найти правильный подход к своему ребенку, детям – получить правильное ориентирование, становление личности.
Открытые занятия и уроки для родителей.
Игра «Что, где, когда?» - 2 класс
Кл. час «Школьный этикет» - 2 класс
Кл. час «Кто работы не боится, у того всё спорится» - 3 класс
Открытый урок по русскому языку «Обобщение правил об имени прилагательном» - 3 класс
«День открытых дверей для будущих первоклассников» – 4 класс
Критерии и показатели эффективности работы воспитательной системы
Результаты моей работы уже видны.
Все родители нередко считают себя вполне подготовленными к воспитательной работе и не считают необходимым для себя приобретение специальных педагогических знаний. Отсутствие таких знаний приводит к многочисленным ошибкам в семейном воспитании.
Выбор форм и методов воспитания с учетом знаний и опыта родителей, сложившихся традиций в работе с родителями, определяет сам классный руководитель. Эффективность сотрудничества классного руководителя с родителями достигается путем сочетания массовой, групповой, индивидуальной форм работы при их преемственности. Можно выделить основные этапы педагогических отношений семьи и школы, классного руководителя:
Собеседование с детьми и родителями при записи в школу.
Изучение состава класса, уровня подготовленности детей к школе.
Анкетирование родителей.
Посещение детей на дому.
Педагогическое руководство семейным воспитанием через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации.
Организация родительского самоуправления.
Выявление положительного опыта воспитания детей в семье.
Обобщение опыта работы.
«ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»
Составитель: Труханова И.В.
Целевое назначение плана: построение системы внеклассной воспитательной работы классного руководителя на основе диагностической деятельности направленной на отслеживание личности ребёнка.
Задачи плана:
- Изучение личности ребенка.
- Педагогическая диагностика.
- Приобщение к здоровому образу жизни.
- Отслеживание динамики развития класса.
- Воспитание гражданской позиции.
- Взаимодействие с семьёй.
- Осуществление преемственности ДОУ, начальной школы и школы среднего звена.
Основные разделы плана
Содержание
1. Цели и задачи.
- общешкольная воспитательная проблема.
- цели и задачи классного руководителя.
- что должен учитывать учитель в воспитании.
2. Характеристика класса.
- количественный состав класса
- психолого–педагогический анализ класса
- социальная карта класса
- воспитанность учащихся
3. Классный коллектив.
- сведения об обучающихся
- поручения
- листок здоровья
- дни рождения учащихся
- дополнительное образование
- работа с одарёнными детьми
- работа с трудными детьми
4. Спортивная и военная патриотическая деятельность.
5. Сотрудничество семьи и школы.
- сведения о родителях
- родительский комитет
- заседания родительского комитета, родительские собрания.
- протоколы родительских собраний
- индивидуальная работа с родителями.
6. Планирование внеклассной работы.
7. Отчёты, документы классного руководителя.
8. Анализ работы классного руководителя.
9. Журнал по технике безопасности
Приложение.
№1. «Психолого – социальная и педагогическая диагностика».
№2. «Классная жизнь замечательного класса» (наша копилка достижений и творчества).
№3. «Правила нашей классной жизни» (здоровье, правила дорожного движения, техника безопасности, правила пожарной безопасности, культура школьника).
№4. «Родительская копилка» (анкеты, отзывы, рабочие материалы).
Показатели эффективности работы
Критерии Проценты
Участие во внеклассных мероприятиях 100%
Занятость в кружках 91%
Удовлетворенность родителей воспитательной системой класса 91%
Качество обучения 66%
Уровень воспитанности 83%
Удовлетворенность детей воспитательной системой класса 91%
Уровень организованности коллектива 75%
Учащиеся на специальном учете нет
Наши достижения в учёбе.
Качество обучения – 66%
Отличники – 2ч. = 8,8%
Хорошисты – 14 ч. = 58%
С одной «4» – 2 ч. = 8,8%
С двумя «4» - 1 ч. = 4,4%
С одной «3» - 1 ч. = 4,4%
Конкурс чтецов (внутри класса)
1 место – Сергеев К.
2 место – Малышева Д, Басковцев Ю.
3 место – Лекандер А., Кудрявцева Д.
Результаты игры-конкурса «Русский медвежонок – 2008
Количество участников – 10 человек – 41%
Учащиеся 3 класса | Место в школе | Место в районе |
Курушин Д. | 1 | 1 |
Марков М., Лекандер А. | 2 | 2 |
Малышева Д. | 3 | 3 |
Удовлетворённость родителей образовательным процессом.
Удовлетворенность родителей:
1) всегда могут обратиться за помощью к учителю – 92 %
2) ребенок не перегружен домашними заданиями – 90 %
3) учитель учитывает индивидуальные особенности ребенка – 92 %
Удовлетворенность учащихся:
- довольны обучением в школе– 100 %
- ученикам интересно учиться – 83 %
- всегда могут обратиться за помощью к учителю – 80 %
Наше творчество.
Учащиеся 4 класса активно принимают участие в подготовке и проведении различных внеклассных мероприятий.
- «День знаний».
- Подготовили и провели совместно с 8 классом праздник для первоклассников «Посвящение в первоклассники».
- Принимали участие в празднике «День учителя».
- Принимали участие в конкурсе осенних букетов и поделок «Природа и фантазия».
- Приняли участие в празднике «Школьная осень».
- Принимали участие в праздновании Нового года. Готовили классное помещение к новому году. Приняли участие в новогодних конкурсах: плакатов, рисунков.
- Участвовали в конкурсе презентаций посв. 65-летию победы в ВОВ по теме «Города - герои».
- «Приняли участие в соревнованиях по флорболу».
- В этом учебном году некоторые учащиеся 4 класса были приняты в пионеры (Холошевская Г., Викторов А., Сергеев К., Малышева Д., Марков М.)
- Приняли участие в «Зарничке ».
Наши награды.
Кудрявцева Дарья награждена грамотой за 2-е место в конкурсе «Природа и фантазия», в конкурсе «Неделя пятёрок», Холошевская Галина получила грамоту в конкурсе «Природа и фантазия», Малышева Дарья в конкурсе «Природа и фантазия», Малышева Дарья награждена грамотой в конкурсе «Неделя пятёрок», Награждены грамотами за участие в Новогоднем конкурсе рисунков Малышева Д.,Холошевская Г.
Награждены грамотой и кубком за первое место в соревнованиях по флорболу. Заняли 2-е место в конкурсе классных помещений «Подготовка к Новому году». Награждены дипломом за участие в конкурсе презентаций «Города-герои» за 3 место.
Задача педагога - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой. Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)
Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...
Концепция воспитательной системы класса "Будущее начинается сегодня"
Материал к конкурсу классных руководителей "Классный, самый классный -2010"...
Концепция воспитательной системы класса: «Ступеньки знаний»
Концепция воспитательной системы класса:«Ступеньки знаний»...
Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.
Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося. Цель воспитательной программы:создание условий для формирования «счастливого человека» и ...
Концепция воспитательной системы класса
Воспитательную систему своего класса я рассматриваю как форму интеграции средств урочной и внеурочной деятельности, воспитательных воздействий в целостный воспитательный процесс, позволяющий доб...
Программа воспитательной системы класса "Создание основ самоуправления"
Образец разработки программы воспитательной системы класса для начальной школы, рассчитанный на 4 года работы....
Программа воспитательной системы класса "Мы - будущее России"
Рабочая программа воспитательной работы и тематическое планирование...