Концепция (программа) воспитательной системы класса
методическая разработка (4 класс) на тему

Бессонова Ирина Валентиновна

Программа воспитательной системы класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptsiya_bessonovoy_i.v.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНЦЕПЦИЯ (ПРОГРАММА) ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА

«Становление личности ребенка на основе нравственности, духовности, патриотизма, гражданственности».

Классный руководитель: Бессонова И.В.

Общие сведения:

Классный руководитель 4 класса Волосовской средней общеобразовательной школы № 2.

Гатчинский педагогический колледж имени К.Д.Ушинского – 2003год

Учитель начальных классов второй категории – 7 лет

ЛГУ имени А.С.Пушкина – высшее, 2007 год

Учитель - логопед

Трудовой стаж – 7 лет

Возраст – 27лет

УМК: «Школа России»        

        В своей работе я опиралась на поддержку своего класса:

Наша школа. Наш класс.

Мы называем нашу школу «Маленькая страна»

Здесь люди с добрыми глазами,

Здесь жизнь любви полна.

Здесь могут дети веселиться,

Здесь зла и горя нет,

И не дают нам здесь лениться

И всем нам дарят свет.

                                                                        БессоноваИ.В.

Наша школа:   ВСОШ № 2.

Наш класс 4 «Стрела»

Девиз: «Стрела летит всегда вперёд и никогда не отстаёт»

Актив класса: санитары, библиотекари, хозяйка класса, цветоводы, трудовички.

Актуальность воспитательной системы я вижу в следующем.

Развивающемуся обществу нужны современно - образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.

Именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма.

Человек - абсолютная ценность; Мир человека – это взаимодействие людей; Семья - структурная начальная единица общества; Труд - основа человеческого бытия; Знания - результат творческого труда; Культура – богатство человечества, высшее проявление творческих сил и способностей человека; Отечество - единственная уникальная для каждого родина, данная ему судьбой, доставшаяся от предков; Земля – общий дом человечества; Мир – покой и согласие между людьми, народами и государствами – главное условие существование Земли, человеческой цивилизации, без этих ценностей нет, и не может быть ни порядочных людей, где бы то ни было, ни материальной культуры, ни нормальной экономики и потому не может быть нормального уровня жизни общества.

Стратегически приоритетным в сфере образования является воспитание поистине нового Человека, способного жить и трудиться в условиях открытости общества, демократии и свободы.

Воспитать такого человека не легко.

«Формирование у школьников гражданской ответственности и правого самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе…»

Воспитательная тема, над которой я работаю – «Концепция становления личности ребенка, на основе нравственности, духовности, патриотизма, гражданственности».

Набирая учеников в первый класс, учитель сталкивается со следующими трудностями:

Во-первых, формируются две группы: одна – дети, пришедшие из детского сада. Они знают, что такое коллектив, требования, правила коллектива. Вторая же группа – «домашние». В лучшем случае эти дети общались с двумя – тремя сверстниками. Обычно у таких детей и появляется дискомфорт, неуверенность в себе, страх быть не принятым.

Вторая трудность – единственным авторитетом для ученика становится учитель. Часто можно слышать от ребенка: «Мне учительница так сказала сделать!», «Ты, мама, ничего не понимаешь!» и т.д.

В данный момент очень важна опережающая работа с родителями, где будут вырабатываться единые требования, ценности, подходы. Начинать такую работу нужно в дошкольном возрасте.

Анализируя взаимоотношения учащихся между собой, отношение их к школе, учебе, я обнаружила следующие противоречия: 

нетерпимость детей друг к другу,

неумение трудиться на общее благо,

эгоизм, дефицит общения,

негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность ребенка.

Цели программы:

1) организовать жизнь детского коллектива так, чтобы она являлась средой личностного становления каждого ребенка,

2) создать условия, где могут проявляться новые качества в личности ребенка.

3) формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека, гражданина своей Родины.

Задачи программы.

Чтобы данные цели превратились в жизнь, необходимо решить задачи: 

  1. Изучение личности ребенка, принятие его и оказание ему поддержки.
  2. Изучение и воспитание ценностных отношений, культуры поведения, общения и дисциплинированности.
  3. Приобщение ребенка к здоровому образу жизни.
  4. Организация работы по профилактике и предупреждению асоциального поведения учащихся.
  5. Воспитание у детей гражданской позиции: патриотических чувств, нравственно-правовой позиции, толерантности, трудовой активности.
  6. Обучение самоуправлению, введение коллективных форм жизнедеятельности в классе и школе.
  7. Проведение индивидуальной воспитательной работы с учащимися.
  8. Взаимодействие с семьей.

Механизмы воспитания.

Уровни социального пространства, которые осваивает человек, когда является учеником начальных классов школы, можно систематизировать следующим образом:

"Мир моего Я" (чувства и мысли человека по отношению к самому себе - самооценка, самоуважение, самосознание, способы самовыражения).

"Я и другие" (взаимоотношения с людьми: сверстниками, родителями, учителями; способы и культура общения, ценностные ориентации в коммуникативной сфере).

"Я и школа" (традиции в школе и в классе, правила, нормы, социальная роль ученика, мера и способы участия в жизни класса).

"Я и мир" (изучение истории своей семьи, приобщение к истории и традициям школы, города, края).

Принципы:

Уверена, что путь от сердца к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия, честности . Любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они - дети! Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и моя задача - быть им другом, раскрыть их души.

Приоритетные направления воспитательной работы.

Здоровый образ жизни

"Здоровье" (формирование культуры сохранения и совершенствования здоровья детей).

Художественно – эстетическое воспитание

"Интеллект" (определение "зоны ближайшего развития" обучающихся, создание условий для развития их интеллектуально-творческого потенциала, обучение детей способам работы с информационными ресурсами).

Познавательная деятельность

"Общение" (формирование классного коллектива, формирование культуры социального поведения, обучение способам преодоления коммуникативных проблем, проблем передачи социального опыта).

Нравственно-правовое воспитание

"Нравственность" (формирование у обучающихся нравственной культуры и миропонимания).

Спортивная и военно-патриотическая деятельность.

Проведение мероприятий, направленных на формирование у школьников чувства патриотизма, проведение спортивных мероприятий.

Работа с родителями.

"Досуг и Семья" (создание условий для проявления учащимися своих индивидуальных способностей в равной степени посредством включения в активные и нестандартные формы деятельности, для развития умения адекватной оценки своих и чужих ошибок и достижений, для организации социализирующего досуга, проведение мероприятий, направленных на формирование у школьников чувства патриотизма, проведение спортивных мероприятий.).

Трудовая деятельность.

Привлечение детей к общественно – полезному труду.

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя

и младших школьников.

В центре организации учебно-воспитательного процесса стоит личность ученика, его интересы, успехи. Основная моя задача как учителя и как классного руководителя - создать в классе такие условия, при которых дети могут учиться в силу своих способностей. С самого начала работы с классом, я работаю над созданием психологически комфортной атмосферы. Одним из главных принципов моей работы является уважительное отношение к детям, терпимость к их мнению и недостаткам. Мы за сотрудничество.

Работа с родителями.

В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания ребенка. Поэтому для классного воспитателя изучение семей учащихся является важной составляющей в структуре его общих обязанностей и профессиональных интересов.

        Я стараюсь использовать различные формы работы с учениками и родителями. Среди традиционных форм я использую: родительские собрания, общеклассные собрания учеников и родителей, индивидуальные консультации для родителей. Родители являются инициаторами, организаторами таких форм работы. Интересующие вопросы определяются через анкеты, которые проводятся 1 раз в полугодие. На первом родительском собрании выбирается родительский комитет и создаются группы: «Фонд класса», «Творчество», «Наш дом», «Услуги», которыми руководит председатель родительского комитета класса.

«Фонд класса» - финансовая деятельность, распределение средств фонда, ведение летописи класса.

«Творчество» - оказание помощи в разработке плана воспитательной работы, в разработке сценариев, обеспечении культурной программы в выходные дни, каникулярное время.

«Наш дом» - решение бытовых проблем класса и школы, приобретение подарков для детей к праздникам, организация чаепитий в классе.

«Услуги» - оказывает помощь по ксерокопированию, делает фото-, видеосъемки и другие услуги.

В работе с родителями используются различные формы:

круглый стол, где каждый родитель может высказать свое мнение, задать интересующий вопрос,

родительские чтения,

родительские вечера,

родительские лектории,

тематические консультации.

Такая работа помогает мне лучше узнать семьи и их проблемы, родителям – особенности воспитания своих детей, найти правильный подход к своему ребенку, детям – получить правильное ориентирование, становление личности.

        Открытые занятия и уроки для родителей.

Игра «Что, где, когда?» - 2 класс

Кл. час «Школьный этикет» - 2 класс

Кл. час «Кто работы не боится, у того всё спорится» - 3 класс

Открытый урок по русскому языку «Обобщение правил об имени прилагательном» - 3 класс

«День открытых дверей для будущих первоклассников» – 4 класс

Критерии и показатели эффективности работы воспитательной системы

Результаты моей работы уже видны.

Все родители нередко считают себя вполне подготовленными к воспитательной работе и не считают необходимым для себя приобретение специальных педагогических знаний. Отсутствие таких знаний приводит к многочисленным ошибкам в семейном воспитании.

Выбор форм и методов воспитания с учетом знаний и опыта родителей, сложившихся традиций в работе с родителями, определяет сам классный руководитель. Эффективность сотрудничества классного руководителя с родителями достигается путем сочетания массовой, групповой, индивидуальной форм работы при их преемственности. Можно выделить основные этапы педагогических отношений семьи и школы, классного руководителя:

Собеседование с детьми и родителями при записи в школу.

Изучение состава класса, уровня подготовленности детей к школе.

Анкетирование родителей.

Посещение детей на дому.

Педагогическое руководство семейным воспитанием через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации.

Организация родительского самоуправления.

Выявление положительного опыта воспитания детей в семье.

Обобщение опыта работы.

«ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»

Составитель: Труханова И.В.

Целевое назначение плана: построение системы внеклассной воспитательной работы   классного  руководителя   на    основе   диагностической   деятельности   направленной на отслеживание личности ребёнка.

Задачи плана:

  1. Изучение личности ребенка.
  2. Педагогическая диагностика.
  3. Приобщение к здоровому образу жизни.
  4. Отслеживание динамики развития класса.
  5. Воспитание гражданской позиции.
  6. Взаимодействие с семьёй.
  7. Осуществление преемственности ДОУ, начальной школы и школы среднего звена.

Основные разделы плана

Содержание

1. Цели и задачи.

 - общешкольная воспитательная проблема.

 - цели и задачи классного руководителя.

 - что должен учитывать учитель в воспитании.

2. Характеристика класса.

 - количественный состав класса

 - психолого–педагогический анализ класса

 - социальная карта класса

 - воспитанность учащихся

3. Классный коллектив.

 - сведения об обучающихся

 - поручения

 - листок здоровья

 - дни рождения учащихся

 - дополнительное образование

 - работа с одарёнными детьми

 - работа с трудными детьми

4. Спортивная и военная патриотическая деятельность.

5. Сотрудничество семьи и школы.

 - сведения о родителях

 - родительский комитет

 - заседания родительского комитета, родительские собрания.

 - протоколы родительских собраний

 - индивидуальная работа с родителями.

6. Планирование внеклассной работы.

7. Отчёты, документы классного руководителя.

8. Анализ работы классного руководителя.

9. Журнал по технике безопасности

Приложение.

№1. «Психолого – социальная и педагогическая диагностика».

№2. «Классная жизнь замечательного класса» (наша копилка достижений и творчества).

№3. «Правила нашей классной жизни» (здоровье, правила дорожного движения, техника безопасности, правила пожарной безопасности, культура школьника).

№4. «Родительская копилка» (анкеты, отзывы, рабочие материалы).

Показатели эффективности работы

Критерии                                        Проценты

Участие во внеклассных мероприятиях                                                100%

Занятость в кружках                                                                         91%

Удовлетворенность родителей воспитательной системой класса                91%

Качество обучения                                                                        66%

Уровень воспитанности                                                                83%

Удовлетворенность детей воспитательной системой класса                        91%

Уровень организованности коллектива                                                75%

Учащиеся на специальном учете                                                        нет

Наши достижения в учёбе.

Качество обучения – 66%

Отличники – 2ч. = 8,8%

Хорошисты – 14 ч. = 58%

С одной «4» – 2 ч. = 8,8%

С двумя «4» - 1 ч. = 4,4%

С одной «3» - 1 ч. = 4,4%

Конкурс чтецов (внутри класса)

1 место – Сергеев К.

2 место – Малышева Д, Басковцев Ю.

3 место – Лекандер А., Кудрявцева Д.

Результаты игры-конкурса «Русский медвежонок – 2008

Количество участников – 10 человек – 41%

Учащиеся 3 класса

Место в школе

Место в районе

Курушин Д.

1

1

Марков М.,

Лекандер А.

2

2

Малышева Д.

3

3

Удовлетворённость родителей образовательным процессом.

Удовлетворенность родителей:

        1) всегда могут обратиться за помощью к учителю – 92 %

        2) ребенок не перегружен домашними заданиями – 90 %

        3) учитель учитывает индивидуальные особенности ребенка – 92 %

Удовлетворенность учащихся:

  1. довольны обучением в школе– 100 %
  2. ученикам интересно учиться – 83 %
  3. всегда могут обратиться за помощью к учителю – 80 %

Наше творчество.

Учащиеся 4 класса активно принимают участие в подготовке и проведении различных внеклассных мероприятий.

  1. «День знаний».
  2. Подготовили и провели совместно с 8 классом праздник для первоклассников «Посвящение в первоклассники».
  3. Принимали участие в празднике «День учителя».
  4. Принимали участие в конкурсе осенних букетов и поделок «Природа и фантазия».
  5. Приняли участие в празднике «Школьная осень».
  6. Принимали участие в праздновании Нового года. Готовили классное помещение к новому году. Приняли участие в новогодних конкурсах: плакатов, рисунков.
  7. Участвовали в конкурсе презентаций посв. 65-летию победы в ВОВ по теме «Города - герои».
  8. «Приняли участие в соревнованиях по флорболу».
  9. В этом учебном году некоторые учащиеся 4 класса были приняты в пионеры (Холошевская Г., Викторов А., Сергеев К., Малышева Д., Марков М.)
  10. Приняли участие в «Зарничке ».

Наши награды.

        Кудрявцева Дарья награждена грамотой за 2-е место в конкурсе «Природа и фантазия», в конкурсе «Неделя пятёрок», Холошевская Галина получила грамоту в конкурсе «Природа и фантазия», Малышева Дарья в конкурсе «Природа и фантазия», Малышева Дарья награждена грамотой в конкурсе «Неделя пятёрок», Награждены грамотами за участие в Новогоднем конкурсе рисунков Малышева Д.,Холошевская Г.

        Награждены грамотой и кубком за первое место в соревнованиях по флорболу. Заняли 2-е место в конкурсе классных помещений «Подготовка к Новому году». Награждены дипломом за участие в конкурсе презентаций «Города-герои» за 3 место.

Задача педагога - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой. Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Концепция воспитательной системы класса "Будущее начинается сегодня"

Материал к конкурсу классных руководителей "Классный, самый классный -2010"...

Концепция воспитательной системы класса: «Ступеньки знаний»

Концепция воспитательной системы класса:«Ступеньки знаний»...

Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося. Цель воспитательной программы:создание условий для формирования «счастливого человека» и ...

Концепция воспитательной системы класса

Воспитательную систему своего класса я рассматриваю как форму интеграции средств урочной и внеурочной деятельности, воспитательных воздействий  в целостный воспитательный процесс, позволяющий доб...

Программа воспитательной системы класса "Создание основ самоуправления"

Образец разработки программы воспитательной системы класса для начальной школы, рассчитанный на 4 года работы....

Программа воспитательной системы класса "Мы - будущее России"

Рабочая программа воспитательной работы и тематическое планирование...