Классный час на тему:"Путешествие в мастерскую общения"
классный час (3 класс) по теме
«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа и мысли…» Личное обаяние человека проявляется и в умении говорить, разговаривать. Культура общения включает способность правильно ориентироваться в ситуации и подбирать фразы с учётом того, к кому, зачем, что и как сказать. Вступая в общение, каждый человек подбирает такие слова, которые помогают установить и поддержать «обратную связь» с собеседником. Главным средством общения является язык, речь, слово. При этом всегда должна присутствовать культура речи.
Что же такое, культура речи?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_obshcheniya.docx | 27.85 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор МОУ «Средняя учителей начальной школы ___________ Т. В. Стадник общеобразовательная
Руководитель ШМО школа № 2» г. Истра
__________Л. В. Салычева « ____» _____ 20 __ г. ____________ И.И. Власов
« ____» _____ 20 __ г. « ___» ______ 20 __ г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Истра
Методическая разработка
классного часа
на тему
«Путешествие в мастерскую общения»
для 3 класса
Составитель:
Печикина Наталья Викторовна,
учитель начальных классов
Цель: формирование навыков речевого этикета и норм поведения
Задачи:
- развивать эмоционально - личностную сферу детей;
- формировать навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме;
- воспитывать культуру речи, уважение к личности.
Предварительная подготовка: изготовление « Мастерской общения». Для этого вырезается из бумаги силуэт большого дома с надписью «Мастерская общения», на котором в ходе работы вывешиваются станции: «Знакомство», «Приветствие», « Извинение», «Просьба», «Отказ». Детям выдать сообщения.
1.Организационный момент.
2. Вводное слово.
«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа и мысли…» Личное обаяние человека проявляется и в умении говорить, разговаривать. Культура общения включает способность правильно ориентироваться в ситуации и подбирать фразы с учётом того, к кому, зачем, что и как сказать. Вступая в общение, каждый человек подбирает такие слова, которые помогают установить и поддержать «обратную связь» с собеседником. Главным средством общения является язык, речь, слово. При этом всегда должна присутствовать культура речи.
Что такое, культура речи? Как вы понимаете?
Культура речи – составляющая культура поведения и в справочной литературе рассматривается как владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, грамматики, словоупотребления и др.). По тому, как владеет человек этим средством общения, судят об его воспитанности. И чтобы добиться успеха в этом направлении: быть уважаемым, интересным, понятным людьми, для этого необходимо приложить огромные усилия, учиться.
3. Новая тема.
Учиться мы сейчас отправимся в «Мастерскую общения», где находятся станции:
Станция « Знакомство».
Знакомиться – это значит устанавливать связь с человеком, отношения с ним для общения. Знакомство может осуществляться без посредника и при помощи посредника, когда людей знакомит кто - то третий.
Способы знакомства:
- давайте познакомимся
- хочу с вами познакомиться
- мне хотелось бы с вами познакомиться!
- Разрешите (позвольте) с вами познакомиться.
Далее, после этих вводящих фраз, следует представление по имени, имени - отчеству или фамилии, если знакомство сугубо официальное.
В русской речи принято называть имя, имя- отчество, фамилию в именительном или творительном падеже.
Например: меня зовут Любовь Владимировна; меня зовут Денис.
Нельзя говорить «звать» вместо зовут.
Есть и другие формы представления: я, Пирогова, моё имя Евгения.
Меня зовут Любовь Владимировна, моя фамилия Салычева.
В ответ обычно выражается удовлетворение, радость по поводу знакомства.
Очень приятно с вами познакомиться!
Очень приятно!
Очень рад (рада).
Рад с вами познакомиться!
Если же знакомство происходит через посредника, он, как правило, говорит: Познакомьтесь, пожалуйста! Знакомьтесь!
И называет имена, знакомящих. Например: знакомьтесь…капитан милиции Александр Матвеевич Прохоров, тракторист Андрей Лузгин. В ответ очень приятно познакомиться. Меня зовут Виталием Сергеевичем, фамилия Воронин.
Проигрывание речевых ситуаций.
Я, Плотников, моё имя Денис.
Меня зовут Вера, моя фамилия Сафоненко и др.
Станция «Приветствие».
При встрече, как известно, знакомые люди приветствуют друг друга.
Какие приветствия вы знаете?
Слово «здравствуйте» обозначает: «Я тебя вижу, человек, ты мне приятен, я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне так же относился. Я желаю тебе самого доброго, здоровья, радости и счастья». Это чудесное слово не просто приветствие, оно ещё и пожелание здоровья.
«Здравствуй» (ты) применяемое в общении с близкими знакомыми, в неофициальной обстановке. При дружеских взаимоотношениях.
«Здравствуйте» (вы) для общения с малознакомыми людьми, в официальной обстановке, при подчёркнуто вежливом отношении к адресату. А ещё есть «Добрый день!», «Добрый вечер, « С добрым утром», «Привет!».
Игра «Азбука добрых слов»
Я буду читать вам стихотворение, а вы попробуйте отгадать его окончание.
Поступишь ты вежливо и мудро,
Если, проснувшись, скажешь:
(«Доброе утро!»)
Днём говорить
Совсем не лень
При встрече людям:
(«Добрый день!»)
А если вечером
Я друга встречу,
Ему скажу я
(«Добрый вечер!»)
Кому можно сказать Привет» вместо «Здравствуйте», а кому нельзя?
Почему о человеке, который сказал «Здорово!», говорят, что он «плохо воспитан»?
Здороваясь со всеми знакомыми, мы как - бы подтверждаем своё знакомство и выражаем желание его продолжить. Перестать здороваться – значит прервать доброе отношения. Прекратить знакомство. Не поздороваться со знакомыми считается оскорблением. В прошлых веках за это даже вызывали на дуэль, где с помощью шпаги или пистолета наказывали этого невежливого человека. Сегодня вас за это на дуэль не вызовут, но отношения с людьми вы можете испортить, и вас просто перестанут уважать и не замечать при встрече.
Здороваться надо всегда приветливо, отчётливо произнося слова, даже если у вас плохое настроение. При этом следует смотреть в глаза тому, с кем здороваешься, а не отводить их в сторону. Согласно правилам этикета, молодой человек первым здоровается с женщинами, со старшими по возрасту и положению
Упражнение «Приветствие»
Группа участников становится в круг.
Учитель предлагает каждому произнести приветствие остальным участникам группы. «Здравствуй, Таня» рекомендуется при этом подкрепить фразу жестом, позой, выражением лица. Говорят по – разному.
Здравствуй, и улыбка – ровесникам.
Сдержанно, приветливо – малознакомым.
Нежно, ласково- родным.
После приветствия проводится общее обсуждение, все высказывают свои впечатления, какое приветствие было наиболее открытым и доброжелательным? Почему?
Улыбка - это прекрасно. Посмотрите в зеркало и улыбнитесь доброй улыбкой. Скажите, как изменяется ваше лицо, когда вы улыбаетесь. А как влияет улыбка на других? Улыбка – это радость и здоровье. Учёные говорят, что минута доброго смеха прибавляет несколько часов жизни.
Добрая улыбка – это пожелание человеку добра, здоровья. Когда мы говорим, улыбаясь, «Здравствуйте» - мы желаем человеку здоровье, то есть быть здоровым, бодрым, жизнерадостным. Какое настроение у нас и у того, кого мы приветствуем, если мы говорим слова приветствия с улыбкой? Как влияет настроение на наше здоровье?
Учитель теперь закройте глаза. Вспомните самое приятное событие, которое недавно у вас произошло. Что вы чувствовали? Воспроизведите как можно отчётливее свои ощущения по поводу этого события: радость удовлетворение, блаженство, спокойствие. Откройте глаза. И попробуем ещё раз поприветствовать друг друга»
Рефлексия:
- Ваши впечатления по поводу приветствия.
- Какое чувство у вас вызвали приветствия первое и второе.
А. Л. Барто так описала возможность контакта при помощи одного лишь «Здравствуйте»
Я была в стране Суоми…
Вспоминаю часто:
Снежный лес,
И низкий домик.
И девчонка – Аста.
Она была глазаста,
Ходила в белой блузке
И только слово «Здрасте»
Могла сказать по-русски.
Всего одно словечко,
А как нас выручало!
Потрескивала печка,
Девочка не молчала,
Пирог со свежей рыбой
Разрезали на части
И на моё «Спасибо»,
Смеясь, сказала: - Здрасте!
Я улыбнулась Асте, Она мне снова: - Здрасте…
Всего одно словечко,
А как нас выручало!
Мы вышли на крылечко.
Девочка не молчала.
И на прощанье снова
Как пожеланье счастья
Звучало это слово
- Здрасте…
Рубрика «Это интересно». Дети выступают с сообщением, как в других странах приветствуют люди друг друга.
«Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки.
Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку себе самому.
Лапландцы трутся носами.
Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине.
Латиноамериканцы обнимаются.
Франц узы целуют друг друга в щёку.
Военные отдают честь (это уже профессиональные, а не национальные особенности.)»
Станция «Извинение»
Извинение – словесное искупление проступка.
Извинение за небольшой проступок, без объяснения самой вины, так как она самоочевидна (кто – то, нечаянно толкнул, наступил на ногу, не успел пропустить вперёд). Вполне достаточно выражается формулой «Извините!», или «Простите», а так же коротким «Виноват» (чаще в устах немолодых людей).
К «Простите», «Извините» добавляем ещё «Пожалуйста».
Вежливые слова украшают человеческую речь и делают человеческие отношения более доброжелательными. Слова «Спасибо», «Простите», «Пожалуйста» абсолютно необходимы. Извините меня, пожалуйста! Это значит, что я признаю свою вину и очень прошу вас не сердиться и простить меня.
Кроме этого, необходимо помнить: в общении большую роль играет интонация и тон голоса.
Если я вижу, например, что, наступив пассажиру на ногу, причинила ему боль, то постараюсь загладить свою неловкость усиленной просьбой меня простить хотя бы так: «Извините меня, пожалуйста!», а иногда и так: «Не сердитесь, пожалуйста, я нечаянно!
А вот если вина большая, то, пожалуй, мы не применим это «Извините», а скорее употребим «Простите». Приводится пример.
Нередко есть необходимость объяснить, за что именно мы просим нас простить: Извините, пожалуйста, за поздний звонок! Простите за то, что доставила вам столько хлопот!
Прошу прощения, а также Прошу меня простить, Приношу свои извинения, Должен извиниться перед вами – всё это стилистически повышенные способы извинения. И опять таки всё дело в искусстве выбора: кто, кому, при каких взаимоотношениях, официально или неофициально говорит.
Проигрывание ситуаций.
Ученик наступил сильно на ногу.
Ученик толкнул прохожего.
Звонок телефона вы звоните поздно пожилому человеку.
Ситуации для обсуждения.
В 3 классе одной из школ возник конфликт: ученик обидел свою одноклассницу, и все ребята в течение почти целого учебного года разбирались в случившемся. Наконец решили закончить дело миром. «И Оля сказала: «Я его прощаю». А потом, сквозь слёзы: «Да я б в тот же день простила, если б он подошёл да извинился по – хорошему …»
- Чему учит нас эта ситуация?
2. Лене надо было срочно обратиться к учителю, а та говорила с другой учительницей. Лена подбежала к учительнице и сказала: «Елена Петровна…»
Какую ошибку вы заметили?
Что бы вы посоветовали девочке?
Продолжите предложение.
Чтение стихотворения Н. Юсупова «Прости».
Папа разбил драгоценную вазу.
Нахмурились сразу,
Но папа нашелся,
Взглянул им в глаза,
Робко и тихо
«Простите» сказал,
И мама молчит,
Улыбается даже:
«Мы купим другую,
Есть лучше в продаже».
«Простите!»
Казалось бы,
Что в нём такого,
А вот ведь какое
Чудесное слово.
- Какое чудесное слово вы услышали в стихотворении?
- А что в нём необычного и чудесного?
- Когда и как надо произносить это слово?
Станция «Просьба».
Просьба – побудительное речевое действие, поэтому и выражается наиболее типично повелительным наклонением глаголов: Дайте мне, пожалуйста…. Передайте, пожалуйста, деньги на билет! А люди интеллигентные, особенно немолодые, выражают просьбу ещё любезнее: Будьте добры, передайте, пожалуйста…, или: Будьте любезны…
В официальном стиле Прошу вас…, Убедительно прошу…, Я хочу (могу) попросить вас….
Не все способы перечислены, но и этих пока достаточно.
Проигрывание речевых ситуаций.
А) как обратиться к пожилому киоскеру и узнать, поступил ли свежий номер газеты «Заря»?
Б) школьный буфет: спросите, есть ли в продаже пирожки с повидлом.
Станция «Отказ».
Отказ с позиции этикета – более сложное речевое действие: нужно позаботиться о том, чтобы собеседник не был обижен. Есть в языке особые «смягчающие» средства. Мы выражаем сожаление по поводу того, что не можем выполнить просьбу, откликнуться на предложение: К сожалению, не могу…; Не скажу, к сожалению.
Ещё есть такие способы :очень жаль, но…Вот это «но» следует за выражением готовности откликнуться на просьбу( приглашение, предложение), которая по важным причинам не может быть и реализована.В этом случае говорят: С удовольствием бы, но…; Мне не удобно отказать, но…; Я бы рад разрешить, но…
Отказ, запрещение всегда не приятны, иногда болезненны. Поэтому отказывать, запрещать в грубой форме нельзя. Нужно применять в обществе правила речевого поведения доброжелательства, «поглаживания». Отказ, снабжённый всякого рода сожалениями, оговорками, выражением желания исполнить просьбу, ответить на приглашение в другой раз, при других обстоятельствах.
Э. Берне называет «поглаживанием» всякий знак, который мы подаём друг другу, чтобы удостоверить свою принадлежность к одной общности – общности людей. Вы приподняли шляпу при встрече со знакомым, он ответил тем же – и это был обмен «поглаживания».
Проигрывание речевых ситуаций.
Как отказать товарищу, который вас приглашает на день рождения, в кино, выполнить важное поручение и так далее.
Мы с вами побывали не на всех станциях, в речевом этикете их много, мы посетили станции самые употребляемые.
4. Итог: На каких станциях мы побывали. Что нового вы узнали?
Спасибо за внимание и всего вам доброго.
Список использованной литературы.
1.Фалькович Т. А., Формановская Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» - М., 1982г.
2. Худякова Л. Л. Программа театрализованных уроков по культуре общения «Волшебное слово» журнал «Досуг в школе» 11, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час на тему: "Путешествие по стране Здоровья"
Данное задание ставило пред собой следующие цели: - познакомить ребят с гигиеническими правилами и способами ухода за кожей рук и зубами; -научить приемам снятия напряжения глаз; ...
Классный час по теме «Путешествие в город Добро-Вежливо»
*Цель: воспитание чувства толерантности, коллективизма; привитие интереса к литературе, чтению; ...
Классный час на тему: Путешествие "Тропинки здоровья"
Цели классного часа: 1. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;2. Развивать умение применять полученные знания на практике, смекалку, внимание, мышл...
Классный час по теме "Путешествие в страну "Вежливости"
Данный материал составлен в игровой форме. Он может быть использован как в внеурочное время, так и для проведения классного часа по теме "Вежливость" для учащихся 2- 4 классов.Материал оснащен слайдам...
Классный час по теме:" Путешествие по городу Здоровейск"
Здоровье – одна из существенных характеристик человека наряду с духовностью, интеллектуальностью и т.п., определяющая степень жизнеспособности, устойчивости организма в соответствующей среде обитания,...
Классный час на тему: "Путешествие в страну Здоровья"
Классный час: «Путешествие в страну Здоровья»Цель: формировать умение у детей самостоятельно сохранять и укреплять своё здоровье.Задачи:· учить дет...
Классный час по теме: "Путешествие в страну знаний"
Материал может использоваться как внеклассное мероприятие ко Дню знаний в 1-ых классах....