Статья "Воспитанность.Формирование этого качества в системе учебно-воспитательного процесса в школе"
статья на тему
Как же закладывать основы воспитанности в системе учебно-воспитательного процесса в школе?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitannost.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитанность-качество личности, определяющее прежде всего в повседневном поведении человека его отношение к другим людям. В основе такого отношения лежит уважение и доброжелательность к каждому человеку.
Как же закладывать эти основы в системе учебно-воспитательного процесса в школе?
Начинать надо с раннего возраста детей. В системе школьного воспитания это начальные классы. Важно так построить учебно-воспитательный процесс, чтобы дети, систематически получая нравственные знания и представления, оказывались в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит их осознанию и закреплению.
Система работы с детьми по их этическому воспитанию предполагает тесную взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности учащихся.
Начиная с первого класса, во время внеклассной работы процесс познания этических норм воспитанного человека идёт через разнообразные методические формы, организуемые учителем: диалог, игра, деятельность, анализ и обыгрывание ситуаций, эксперимент и творчество.
Возрастные особенности детей этого возраста требуют, чтобы такие занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены примерами и конкретными фактами. Поэтому я на своих занятиях широко использую путешествия в волшебную сказку, где ребята выступают в роли волшебников и сами решают нравственные задачи и ситуации. Очень часто на внеклассные занятия к школьникам приходят «гости»- герои любимых сказок, мультфильмов, с которыми ребята постигают правила общения, этикета, нормы поведения в общественных местах.
Занятия строятся таким образом, чтобы в результате совместной деятельности учащихся рождались различные коллективные работы. Например, на внеклассном занятии «Маленькое дело лучше большого безделья»(1 класс) группы ребят трудились над созданием аппликаций «Волшебная поляна». На занятии «Я люблю маму милую свою»(1 класс) составляли все вместе праздничный букет, на цветках которого были написаны самые добрые, ласковые и нежные слова своим мамам. На занятии «Люби всё живое»(2 класс) ребята рисовали коллективные картины на тему «Каким я вижу весенний лес».
На этих занятиях ребята без особых усилий овладевают этическими знаниями и умением их применять в своей жизни и общении с окружающими. Ведь именно здесь постигается важность человеческих отношений, человеческой взаимности, может определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках.
Осуществляя единство учебно-воспитательного процесса, где урок и повседневная работа взаимосвязаны, я начинаю каждый учебный день с эмоционального этического заряда доброты. Я высказываю детям свою уверенность , что они будут доброжелательны друг к другу, внимательны и уступчивы, постараются не обижать друг друга, что в классе не возникнет конфликтных ситуаций.
Высказывая своё напутствие, я и сама настраиваюсь на доброжелательную волну понимания и расположенности к детям. В таком же ключе и заканчивается день.
В детском коллективе постепенно формируется привычка моральной оценки поступков как своих, так и одноклассников с позиции доброжелательности и уважения к другому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса»
Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса» Эта работа была выполнена на аттестацию на высшую к...
Cценарий учебно-воспитательного мероприятия в начальной школе с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий
Способствовать единению детей и родителей; показать значение физкультуры в жизни человека, приобщать к здоровому образу жизни; помочь родителям определить и руководствоваться в воспитании такими форма...
Учебно-воспитательный комплекс «Детский сад – школа» как способ адаптации детей с ОВЗ к изучению английского языка.
Необходимость в разработке специализированной программы возникла в силу разных причин. Обучение английскому языку в школе начинается со второго класса начальной школы, однако анализ проводимой работы ...
Выступление на РМО учителей начальных классов «Использование ИКТ для повышения качества и эффективности учебно-воспитательного процесса»
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет: развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;овладевать практическими способами раб...
Использование народных традиций в учебно-воспитательной работе в начальной школе
На современном этапе в школьном образовании...
Доклад : « Обучение преемственности и непрерывности в учебно – воспитательном процессе, как фактор повышения качества образования в условиях школы – интерната для детей с ОВЗ».
Доклад о механизме развития, воспитания, а также социализации подрастающего поколения....
Формирование нравственных качеств обучающихся в учебно-воспитательном процессе
В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества.Трудности в воспи...