Формирование нравственных качеств обучающихся в учебно-воспитательном процессе
статья

В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества.
Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Именно поэтому сегодня, как никогда, общество остро нуждается в формировании у подрастающего поколения представлений о таких нравственных качествах человека, как добродушие, толерантность, милосердие, ответственность, трудолюбие. Это является одной из главных задач, которая стоит перед обществом. Школа является важнейшей площадкой для формирования нравственных понятий у детей. Ведь именно в ней формируются представление о социальных нормах, вырабатываются прочные навыки и привычки нравственного поведения.
Доказано, что период младшего школьного возраста является наиболее сензитивным для развития представлений о нравственности. В этом возрасте у ребёнка происходит ряд изменений, которые способствуют его развитию как личности: становление произвольного внимания, возникновение самооценки и развитие самосознания. Учитывая эти и другие возрастные особенности, такие как эмпатия, подражательный характер поведения, отзывчивость, чувствительность и внушаемость педагог может повлиять на формирование положительных нравственных качеств личности. Именно в младшем школьном возрасте осваивается новая социальная роль - ученик, усваиваются правила поведения в обществе, осваиваются новые нравственно-значимые чувства, такие, как справедливость, долг, ответственность, сострадание.
Нравственное воспитание - это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. 
В педагогике существуют разнообразные средства воспитания нравственности. Самыми популярными из них являются беседа, игра, объяснение и т.д. Результатом педагога будет являться сформированность нравственных качеств личности, самоконтроль, готовность к общественной жизни.
Процесс нравственного воспитания двухсторонний: с одной стороны, организационное и целенаправленное воздействие воспитателей, с другой – организованная и целенаправленная деятельность воспитанников. Осуществлению процесса нравственного воспитания способствуют методы убеждения и методы упражнения. Убеждение – это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных.
Педагоги разъясняют школьникам нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения. Упражнение – это планомерно организованное выполнение различных действий, практических дел с целью формирования и развития личности. Функции упражнения не ограничиваются лишь приучением к правильному поведению. В процессе упражнения развивается сознание, формируются взгляды и убеждения, обогащаются чувства.
В процессе нравственного воспитания применяются и такие методы, как поощрение и наказание. Их обычно используют для одобрения положительных поступков и действий учащихся и для осуждения отрицательных.
Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте. Последнее предполагает: 
1. Выработку понимания жизненной важности морали;
2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);
3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;
4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;
5. Милосердие и любовь к людям.
Нравственное воспитание - непрерывный процесс, оно начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.  Работая со всем коллективом, педагог не должен не упускает из виду отдельных учащихся. Заметив положительные черты и свойства в том или ином ребенке, педагог должен стремиться развивать и совершенствовать их. Свои усилия педагог должен координировать с родителями и таким путем не только решать задачи, стоящие перед обучением, но и подготавливать условия для дальнейшего нравственного воспитания детей.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование нравственных качеств обучающихся в учебно-воспитательном процессе»

В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества.
Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Именно поэтому сегодня, как никогда, общество остро нуждается в формировании у подрастающего поколения представлений о таких нравственных качествах человека, как добродушие, толерантность, милосердие, ответственность, трудолюбие. Это является одной из главных задач, которая стоит перед обществом. Школа является важнейшей площадкой для формирования нравственных понятий у детей. Ведь именно в ней формируются представление о социальных нормах, вырабатываются прочные навыки и привычки нравственного поведения.

Доказано, что период младшего школьного возраста является наиболее сензитивным для развития представлений о нравственности. В этом возрасте у ребёнка происходит ряд изменений, которые способствуют его развитию как личности: становление произвольного внимания, возникновение самооценки и развитие самосознания. Учитывая эти и другие возрастные особенности, такие как эмпатия, подражательный характер поведения, отзывчивость, чувствительность и внушаемость педагог может повлиять на формирование положительных нравственных качеств личности. Именно в младшем школьном возрасте осваивается новая социальная роль - ученик, усваиваются правила поведения в обществе, осваиваются новые нравственно-значимые чувства, такие, как справедливость, долг, ответственность, сострадание.

Нравственное воспитание - это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

В педагогике существуют разнообразные средства воспитания нравственности. Самыми популярными из них являются беседа, игра, объяснение и т.д. Результатом педагога будет являться сформированность нравственных качеств личности, самоконтроль, готовность к общественной жизни.

Процесс нравственного воспитания двухсторонний: с одной стороны, организационное и целенаправленное воздействие воспитателей, с другой – организованная и целенаправленная деятельность воспитанников. Осуществлению процесса нравственного воспитания способствуют методы убеждения и методы упражнения. Убеждение – это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных.

Педагоги разъясняют школьникам нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения. Упражнение – это планомерно организованное выполнение различных действий, практических дел с целью формирования и развития личности. Функции упражнения не ограничиваются лишь приучением к правильному поведению. В процессе упражнения развивается сознание, формируются взгляды и убеждения, обогащаются чувства.

В процессе нравственного воспитания применяются и такие методы, как поощрение и наказание. Их обычно используют для одобрения положительных поступков и действий учащихся и для осуждения отрицательных.

Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте. Последнее предполагает:

1. Выработку понимания жизненной важности морали;

2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);

3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;

4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;

5. Милосердие и любовь к людям.

Нравственное воспитание - непрерывный процесс, оно начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Работая со всем коллективом, педагог не должен не упускает из виду отдельных учащихся. Заметив положительные черты и свойства в том или ином ребенке, педагог должен стремиться развивать и совершенствовать их. Свои усилия педагог должен координировать с родителями и таким путем не только решать задачи, стоящие перед обучением, но и подготавливать условия для дальнейшего нравственного воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Воспитанность.Формирование этого качества в системе учебно-воспитательного процесса в школе"

Как же закладывать  основы воспитанности в системе учебно-воспитательного процесса в школе?...

Выступление на РМО учителей начальных классов «Использование ИКТ для повышения качества и эффективности учебно-воспитательного процесса»

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:  развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;овладевать практическими способами раб...

Формирование нравственных качеств у обучающихся начальных классов при знакомстве с рассказами Валентины Осеевой

Нравственное воспитание  ребёнка – одна из важнейших  задач школы. В настоящее время  большое внимание уделяется   формированию у подростков основ нравственных ценностей...

Развитие культуры речи и формирование нравственных качеств обучающихся (доклад)

Развитие  культуры речи и формирование нравственных качеств обучающихся...

Исследовательская работа по теме: "Формирование нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе" ( часть 2)

Исследовательская работа по теме: "Формирование нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе"...

Исследовательская работа по теме: "Формирование нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе" (часть 3)

Исследовательская работа по теме: "Формирование нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе"...