Патриотическое воспитание младших школьников на примере работы кружка "Я-патриот"
статья (2 класс) на тему
Отчет о работе кружка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov_na_primere_raboty_kruzhka_ya_-_patriot.docx | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание младших школьников на примере работы кружка «Я – патриот»
Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодом поколении..
Проблема формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников сейчас особенно актуальна.
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия как позитивного, так и негативного характера.
В-третьих, для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием - само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, так как воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
К.Д. Ушинский, заложивший научные основы педагогической мысли в России, особенно подчёркивал роль духовного и нравственного воспитания как основы развития индивидуальности. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он утверждал, что нравственность не есть необходимое последствие учёности и умственного развития. Этическое воспитание важнее, чем развитие ума вообще, наполнение голоаы знаниями. Можно добавить, что образование ума невозможно без развития нравственного сознания и опыта претворения в жизнь нравственных ценностей и устремлений.
Именно школа сегодня в силу необходимости является одним из главных центров духовно-нравственного развития и воспитания детей.
«Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную и др.) деятельность. Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования» [2, с.5]. В послании президента сказано: «Духовное единство народа и моральные ценности – это такой же важный фактор, как политическая и экономическая стабильность…»
В стандартах второго поколения большое внимание уделяется внеурочной деятельности школьников .
Внеурочная деятельность - специально организованная деятельность обучающихся 1-4 классов - представляет собой неотъемлемую часть образовательного процесса в школе и направлена на реализацию индивидуальных потребностей учащихся путем предоставления выбора широкого спектра занятий, способствующих развитию детей.
Группа учителей начальных классов нашей школы разработала программу внеурочной деятельности «Я – патриот».
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, когда в России всё ещё продолжается этап выработки ведущей национальной идеи, призванной служить объединению и процветанию российского общества и государства, всё большая роль отводится патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы героико-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Воспитание первых патриотических чувств у детей – это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живёт, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.
Успех в патриотическом воспитании достигается через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, поэтому основными методами являются практические: конкурсы, выставки, проектная деятельность.
Данная программа позволяет начать работу по патриотическому воспитанию уже с первого года обучения в школе, с понятий и содержания близкого первокласснику, расширяя год от года их границы, поэтому её содержание распределено по следующим блокам в соответствии с возрастными особенностями младших школьников:
1 год обучения «Я, моя семья, мои друзья»: Семья – источник любви, пример взаимной заботы, часть общества, а значит – часть Родины. Осознание собственных корней. Известные люди рода. Мой род на службе России. Семейные символы, традиции и праздники. Любимые уголки моей семьи. Школа - второй дом.
2 год обучения «Мой Ворошиловский район»: История района. Символы, традиции и праздники Ворошиловского района. Памятники, улицы, связанные с именами героев Великой Отечественной войны. Известные люди района.
3 год обучения «Я – волгоградец»: История Волгограда. Символы и традиции
города и области. Достопримечательности города. История
Сталинградской битвы. Почётные жители города.
4 год обучения «Я – гражданин России»: Москва - столица России. Россия -многонациональное государство. Народы России (расы, языки, религия, разность традиций, обычаев (на отдельных примерах). Наши праздники (общероссийские, национальные). Права и обязанности граждан России, ребенка -младшего школьника (на отдельных примерах).
Реализация содержания и форм патриотического воспитания в данной образовательной программе достигается путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям.
Духовно-нравственное направление, включающее в себя:
- формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
- воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
- формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;
Культурно историческое направление, предполагающее:
- воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям;
- вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой славы;
- формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
Гражданско-правовое направление, ориентированное на:
- изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.
- формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;
- формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
Военно - патриотическое, включающее в себя:
- изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;
- сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
- формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга;
Героико-патриотическое, ориентированное на:
- пропаганду героических профессий;
- пропаганду героических и исторических дат нашей истории;
- воспитание гордости за сопричастность к деяниям предков и их традициям
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы от 6,5 до 11лет.
Срок реализации дополнительной образовательной программы «Я - патриот» четыре года.
Формы занятий: по количеству детей - коллективная и групповая; по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей – активные формы: практикум, экскурсия, праздник, коллективно-творческое дело, проект.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по одному часу во внеурочное время. Общее количество занятий 36 часов в год.
Над реализацией данной программы я работаю второй год. В кружок «Я – патриот» ходят учащиеся вторых классов в количестве 14 человек. Работу в этом учебном году мы начали с изучения традиций и символов Ворошиловского района. Кружковцы познакомились с историей нашей 21-ой школы, посетили школьный музей Боевой славы, совершили заочные экскурсии на народное предприятие «Конфил» и Хлебозавод №5. Экскурсии были заочные, а вот дегустация продукции этих предприятий – сладостей и хлебобулочных изделий – настоящая. Дети с удовольствием играют в лото «История Сталинградской битвы» (от благотворительного фонда «Милосердие»), разгадывают кроссворды, рисуют, мастерят.
В связи с приближающейся знаменательной датой - 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, особое внимание уделяю военным темам. О героях Сталинградской битвы и сражениях на территории Ворошиловского района мы узнаём из книг и кинофильмов, совершаем очные и заочные экскурсии по памятным местам: в парк имени Саши Филиппова, к памятнику Воинам Североморцам. Планируем принять участие в празднике для ветеранов Великой Отечественной войны и педагогического труда.
Большую помощь в организации занятий оказывают родители, которые всегда откликаются на мою просьбу найти нужный материал, помогают своему ребёнку в сборе и оформлении информации по проекту, предоставляют фото и другие документы из домашних архивов.
Сейчас мы работаем над проектом «Каким я вижу Ворошиловский район через 10 лет»
Ожидаемые результаты освоения программы второго года обучения:
Воспитанники будут знать:
- историю образования и развития Ворошиловского района;
- традиции, символы, которыми славится Ворошиловский район;
- памятные места Ворошиловского района и связанные с ними события Великой Отечественной войны.
Воспитанники будут уметь:
- организовывать свою проектную деятельность;
- работать с различными видами информации;
- обсуждать и оценивать результаты своей деятельности и деятельности других кружковцев.
Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- делиться своими знаниями и опытом с другими учащимися;
- понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним.
Воспитанники способны проявлять следующие отношения:
- проявлять интерес и уважение к истории своего района;
- эмоционально откликаться на трагические и славные события в истории района;
-слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;
- предлагать свою помощь и просить о помощи товарища.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочное время в контексте ФГОС на примере программы факультатива « Юный экскурсовод».
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся. Программа "Юный экскурсовод" позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающийся потенциал младшего школьника. Кроме то...
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников во внеклассной работе и внеурочной деятельности.
Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеклассной работе и внеурочной деятельности...
Патриотическое воспитание младших школьников во внеклассной работе
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от ответственных людей, лю...
Патриотическое воспитание младших школьников на примерах российского военного прошлого на уроках и во внеурочное время клуба «Юные патриоты» ТЕЗИСЫ
Патриотическое воспитание младших школьников – это та объединяющая сила, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Это поколение будет ...
патриотическое воспитание младших школьников. Из опыта работы
Патриотическое воспитание младших школьников. Из опыта работы...
Изучение природы родного края в патриотическом воспитании младших школьников. (из опыта работы)
Этот материал поможет моим коллегам в организации походов, экскурсий , в изучении родного края (малой родины)...