Методическая работа по патриотическому воспитанию младших школьников
методическая разработка (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ Руднянская средняя общеобразовательная школа им. А.С.Пушкина
«Мыслью и сердцем всегда с тобой, Родина»
Конкурс посвящен 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной Войне.
Номинация: «Методические рекомендации для работы с младшими школьниками по патриотическому воспитанию».
Работу выполнила учитель начальных классов Саблина Алёна Владимировна
Содержание
Введение
Задачи и принципы патриотического воспитания
Методика патриотического воспитания в начальной школе
Заключение
Приложение:
1. Список возможных общешкольных коллективно-творческих дел посвящённых 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной Войне.
2. Урок мужества
Литература
Введение
В наше время слово "патриотизм" "подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
В преддверии празднования 65-ой годовщины Победы в Великой Отечественной Войне эта тема является наиболее актуальной.
Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан.
Важным этапом усиления внимания руководства страны и населения к проблемам патриотического воспитания стала разработка государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы" .
Цель данной работы - выявить методы и приемы, используемые в воспитательной работе по формированию патриотического сознания младших школьников.
Задачи:
- выявить методы и приемы патриотического воспитания младших школьников;
- показать эффективные формы воспитания патриота в начальной школе.
Если подойти к работе по воспитанию патриотизма младших школьников ответственно, то этот процесс можно сделать естественным, эффективным. Можно предположить, что если на основе базисной программы разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по патриотическому воспитанию школьников, то можно получить следующие результаты:
- повысить уровень развития школьников;
- обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию школьников;
- повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране.
Я определила следующую систему задач патриотического воспитания младших школьников, а именно воспитания у них: любви к Отечеству — Российской Федерации и ее многонациональному народу; любовью к малой родине ;уважительного отношения ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям; любви к родному языку, культуре и истории своего народа.
При решении воспитательных задач педагог руководствуется принципами воспитания. Он призван учитывать как природу самого воспитания, так и различные обстоятельства и условия, под воздействием которых протекает процесс социализации молодого поколения.
Патриотическое воспитание невозможно осуществить по инструкциям и добровольно-принудительным играм, которые уместны в военном училище и чужеродны в общеобразовательной школе. Для того чтобы в случае опасности человек, не задумываясь, встал на защиту своей Родины, он должен чувствовать к этой Родине пронизывающую до боли в сердце любовь.
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия — наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место — город или хутор — несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, Малая Родина.
Многие методисты считают, что главным методологическим принципом патриотического воспитания учащихся должно быть познание и осознание ими своей Малой Родины. Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания Малой Родины, с познания запахов пряных степных трав, таинственного дыхания морских глубин, пения жаворонка в поднебесье. Не случайно ведь в России в школьных программах вводиться курс «Краеведение». Ведь без комплексного, всестороннего изучения родного края (чем занимается краеведение) невозможно формирование человека культуры.
Любой школьник, интересующийся краеведением, может выбрать себе занятие по душе. Различают следующие направления краеведческой работы: географическое, художественное, историческое, литературное, экологическое.
Географическое краеведение изучает климатические особенности местности и их динамику, лесные и степные массивы, холмы, овраги, отдельные деревья, курганы, фрагменты ландшафта и морских акваторий, степные курганы, отдельные горы и барханы, почвы, животный мир, ручьи и родники. Объектом художественного краеведческого поиска могут стать скульптура, архитектура, художественные ремесла, устное народное творчество, музыкальный фольклор, резьба по дереву, искусство танца и т. п.
Предметом внимания краеведов-историков является история городов, поселков, отдельных зданий, выдающихся личностей, предприятий, школ, социальных процессов и явлений, население; целью литературного краеведения является выявление двух зависимостей: как тот или иной город (село) сформировали личность писателя (поэта) и как этот писатель отразил в своем творчестве ту или иную местность.
Формы краеведческой работы — урочная и внеурочная, как активная (сам поиск, туризм, полевая работа) и пассивная (отработка материалов, экскурсионное обслуживание в музеях).
Внеурочная краеведческая работа — это поисковые экспедиции, туризм, краеведческие теоретические кружки, тематические вечера, конкурсы, олимпиады.
Конечным результатом серьезной краеведческой работы является школьный музей.
Так же для воспитания патриотизма в работе можно использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. По этой тематике проводятся праздники, ярмарки, игры, творческие мастерские, музыкальные гостиные и т.д.
Для того чтобы младшие школьники смогли в полной мере почувствовать особенности школы, проникнуться ее традициями, а затем и продолжить их, взрослые, должны хорошо знать малышей, их особенности.
В книге Ш. А. Амонашвили «В школе — с шести лет» автор называет ряд свойств, имеющих особое значение для эффективной организации учебно-воспитательной работы с ними в условиях школы. К этим свойствам относятся: недостаточность социально-нравственного опыта; преобладание актуальных потребностей и импульсивной активности; стремление к игровой деятельности.
С первых школьных дней формируют у детей такие важные понятия, как «Родина», «патриот», «подвиг», «воин-освободитель». Учащихся подводят к осознанию того, что патриотизм — это любовь к Родине, любовь активная, действенная, стремление своими силами укрепить ее могущество.
- Пробуждая у детей интерес к истории, подвигам, учителя составляют списки книг на военно-патриотическую тематику для внеклассного чтения.
- Так же используется чтение художественных произведений, посвященных юным героям. С огромным интересом учащиеся читают «Сказку о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твердом слове», « Тимур и его команда» А. Гайдара и др., к сожалению, забытые сейчас, но очень полезные книги.
- Возрождается сейчас и тимуровская работа (волонтёрство) , оказывание постоянной помощи ветеранам войны и пожилым людям не только в дни праздников.
- Представляют интерес уроки мужества, проводимые в начальных классах. На встречу с ребятами обязательно необходимо приглашать участников и ветеранов Великой Отечественной Войны, Афганской войны, Чеченской войны. Они познакомят школьников с конкретными, яркими фактами героизма воинов, с героическими поступками.
- Далее можно проводить смотр войск. Каждый класс готовит свою форму: летчиков, танкистов, пограничников, матросов; эмблемы, песни, рисунки, поделки соответствующие своим группам войск. Судейство организуют старшеклассники. Почетное жюри — ветераны. Таким образом, смотр войск фактически открывают уроки мужества, преломляя преемственность поколений в военно-патриотической деятельности школьников.
- Ежегодно вместе со своими родителями, учителями, ветеранами школьники участвуют в возложении венков к могиле солдат. В преддверии этого дня учащиеся начальных классов школы под руководством учителей делают искусственные цветы, вплетают их в каркас венков. Малыши хорошо понимают: им оказана большая честь - готовить важное общешкольное дело и непосредственно участвовать в нем.
- В школе проводятся циклы бесед, посвященных символике страны: создания Государственного герба, флага, текста и музыки гимна РФ (такую работу в доступной форме вполне можно начать с 1 класса); конкретно для младших школьников можно было бы посоветовать темы: «Символы моей Родины», «Почему флаг нашей Родины - триколор?», «Герб РФ», «Как создавался Герб РФ».
Заключение.
Воспитательная работа даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей, и если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу.
Таким образом, военно-патриотическое воспитание младших школьников характеризуется появлением ряда новых форм, причем таких, которые предполагают включение учащихся в непосредственную военно-патриотическую деятельность: смотры строя и песни, поиск материалов о подвигах родных и близких, героев-земляков, помощь в оборудовании экспозиции школьного музея боевой славы, участие в военно-патриотических церемониалах. Важная предпосылка эффективности военно-патриотического воспитания младших школьников — своевременное приобщение их к традициям, родившимся в школе и нацеленным на подготовку патриотов.
Список возможных общешкольных коллективно-творческих дел посвящённых 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной Войне:
- уроки мужества;
- конкурс исполнителей патриотической песни;
- трудовые операции «Чистое село», «Чистый школьный двор».
- конкурс чтецов «Я люблю тебя, Россия!»;
- посещение краеведческого музея
- родительские собрания «Воспитать гражданина».
- встречи с ветеранами войны и тыла;
- вахта памяти к Дню Победы.
- читательские конференции. Чтение и обсуждение книг о героях ВОВ;
- день памяти посвящённый пионерам-героям;
- просмотр героико-патриотических фильмов;
- классные часы «Мы эту память сохраним»;
- устные журналы, посвящённые 65-летию Победы в ВОВ;
- рисунки «Прикоснись к подвигу»;
- музыкально-литературный праздник «Эхо памяти».
- конкурс творческих работ «Защитники Отечества»;
- конкурс рисунков, посвящённых Дню Победы в ВОВ;
- сочинения на тему «Мои родственники – участники ВОВ»;
- сочинения на тему «Что мы знаем о войне»;
- военно-историческая викторина;
- читательские конференции «ВОВ в художественной литературе»;
- «Край мой, единственный в мире» выступление коллектива школьной самодеятельности;
- выставка рисунков «О, Родина! Ты у меня одна»;
Урок мужества
К сожалению, историю невозможно изменить, нельзя ничего исправить или сделать иначе. Помните:
«Истории не скажешь:
«Извините». Мужество - это не мода,
Скорая, быстротечная,
Мужество - суть мужчины,
Прочная, долгая, вечная.
Если зернышко смелости
С почвой подружится.
Вызреет в пору спелости
Зернышко колосом мужества.
Войны не заканчиваются тем долгожданным моментом, когда смолкает оружие. Они продолжаются в душах тех, кто в них участвовал. Она долго еще будет напоминать о себе - пока живы матери, потерявшие своих сыновей, пока болят раны воинов.
В школу приглашаются участники ВОВ, воины-афганцы, проживающие на территории сельского поселения Школьники очень ждут встречи с этими героическими людьми. Гости рассказывают о военных годах. Случаи из своей службы.
Но, на протяжении всей встречи школьники как заворожённые смотрят на своих старших земляков.
Директор школы, выражает огромную благодарность, от лица педагогов и ребят, гостям за эту встречу. Желает им всего самого наилучшего в жизни.
Возвращаясь с войны, солдаты входят в мирную жизнь. Их дальнейшая судьба зависит от всех нас. Подвиг российских солдат остается чистым и достоверным. Они нравственно безупречны. Они не струсили, не спрятались, вели себя, как подобает настоящему воину. Подвиг воина - это подвиг веры, долга, присяги. Человеческая душа бессмертна. Мы верим в это.
Российские солдаты; вернувшись с войны, принесли с собой как бы обновленную любовь к Родине. Они вернули нам высокое понятие патриотизма, мужества, воинского и человеческого долга.
Пройдут годы. Многое со временем конечно забудется. Затянуться раны, напоминая о себе к непогоде. Потускнеют боевые ордена, у солдат вырастут дети. Но эти войны останутся в народе ничем неизгладимой трагической меткой. Останутся стихи и песни, рожденные на войне, рассказывая о силе духа и мужества русского солдата.
Жизнь, как спираль, уходящая вверх. Крепче ступай по земле, солдат, пусть еще неблизкий. Крепче ступай, потому что врагам твоим хочется, чтобы испытания чаще сбивали тебя с ног. Их еще немало будет на твоем пути, тех испытаний, и надо учиться преодолевать их.
Шаг за шагом, и бегут назад километры. Сколько пройдено этих километров, солдат не считает. Сколько надо – столько и пройдет.
Литература
1. Л.В.Кудряшов. Патриотическое воспитании младших школьников на уроках музыки \\ Начальная школа плюс До и После – 2006 № 5\\
2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование - 2005 - №4
3. Ш. А. Амонашвили «В школе — с шести лет»
4. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников - 2005 №8
5. Интернет-поддержка // www.5 ballov.ru//
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по краеведению для учащихся 4 класса «Патриотическое воспитание младших школьников на основе изучения жизни знаменитых земляков»
Методическая разработка для внеклассного мероприятия для учащихся 4 класса о жизни и деятельности людей, которые прославили Иркутскую область и внесли огромный вклад в развитие культуры и искусства, а...
методическая разработка "Военно-патриотическое воспитание младших школьников""
предлагаю обобщение опыта работы по военно-патриотическому воспитанию младшего школьника....
методическая разработка "Военно-патриотическое воспитание младших школьников""
предлагаю обобщение опыта работы по военно-патриотическому воспитанию младшего школьника....
приложение к методической разработке по военно-патриотическому воспитанию младшего школьника
диагостики и фото...
Из опыта работы по патриотическому воспитанию младших школьников
Представлен учительский проект и проекты учащихсяпроект...
Методические подходы к организации патриотического воспитания младших школьников
В настоящее время заметно вырос интерес учёных и педагогов к проблеме гражданско-патриотического воспитания. Это видно по многочисленным публикациям в прессе и появлению документов на государственном ...
Проектная работа Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников. "Моя малая родина - Ревда"
Цель проекта: формирование основ патриотизма, развитие творческих способностей обучающихся младших классов, привлечение родителей к работе над проектом.Задачи: вовлекать обучающихся в проектную деятел...