патриотическое воспитание младших школьников. Из опыта работы
статья
Патриотическое воспитание младших школьников. Из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie.docx | 26.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «ООШ с.Холманка Перелюбского муниципального района Саратовской области»
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Выполнила: Белоусова В.Н.
учитель начальных классов
2020 год
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью.
Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
Актуальность формирования чувства патриотизма в младшем школьном возрасте нашла свое отражение и в содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В нем указывается, что портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики:
- любовь к своему народу, краю и Родине;
- уважение и принятие ценности семьи и общества;
- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира и т. д.
Освоение обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно, в частности, иметь и личностные результаты, отражающие уровень сформированности основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю отечества, осознания своей этнической и национальной принадлежности в контексте принятия ценностей многонационального российского общества и другое.
Дети младшего школьного возраста очень восприимчивы, любознательны, отзывчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, чувств, эмоций, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире, личностной актуализации в нем. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень сильны и ярки. Это позволяет задерживать их в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень актуально в воспитании патриотизма.
В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.
Работая учителем начальных классов более 36 лет, я пришла к выводу, что именно патриотизм включает в себя все направления воспитательной деятельности в начальной школе. Вот какое пространство для воспитательной работы с младшими школьниками я определила.
П – права и обязанности граждан;
А – активный образ жизни
Т – толерантность
Р – радость открытий и познаний
И – изучение истории своего народа
О – ответственность
Т – трудолюбие
И – искренность
З – здоровый образ жизни
М – мужество, милосердие
Таким образом, цель работы по воспитанию патриота страны – это развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Задачи патриотического воспитания младших школьников включают:
- формировать понятия о большой и малой Родине, первоначальные знания о её истории, исторических личностях;
- бережного отношения к жизни и ко всему живому;
• прививать трудовые навыки, воспитывать уважительное отношение к труду другого человека;
• воспитывать уважительное отношение к общественной собственности, к собственности другого человека;
Система работы по патриотическому воспитанию включает в себя четыре основных компонента:
- Патриотическое воспитание в системе уроков. Урочная деятельность.
- Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности.
- Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.
- Участие в мероприятиях различного уровня.
В работе использую проектную и исследовательскую деятельность, направленную на самостоятельное добывание знаний по истории нашего села, семьи.
Формы работы самые разнообразные: классные часы, встречи с интересными людьми, беседы, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, походы, трудовые дела, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.
Патриотическое воспитание начинается с первых дней учёбы в школе. В учебниках по литературному чтению, окружающему миру, русскому языку, математике, есть много познавательного материала, на основе которого можно воспитывать маленьких патриотов. Начиная с 1 класса, в свою работу включаю задания для расширения кругозора учащихся по основам истории и окружающего мира.
Уже в «Азбуке» под редакцией В.Г. Горецкого у нас есть вопросы и задания по изучению истории родного края, своей страны. Уже с первых страниц мы знакомимся с русскими богатырями, царём Петром и городом на Неве , столицей нашей Родины - Москвой. Узнаём, почему в нашей стране такие государственные символы, что они означают.
Или возьмём учебник по окружающему миру А. А. Плешакова. Во 2 классе мы изучаем темы «Достопримечательности Москвы и Санкт – Петербурга», «История Московского Кремля». В разделе «Путешествие по городам и странам», 3 класс, есть тема «Золотое кольцо России». Урок провожу так, чтобы вызвать гордость за Россию, за прекрасные города нашей страны, по которым любят путешествовать не только россияне, но и иностранные туристы. Путешествуя по городам, можно приобщиться не только к прекрасному, но и много узнать об истории нашего государства.
Для воспитания патриота можно использовать материал любого учебника. Возьмём учебник по литературному чтению, авторы Климанова, Горецкий. В нём много произведений известных русских писателей. Много стихов о нашей стране, о красоте нашей природы, о хороших людях. Это хорошая почва, чтобы взрастить семена патриотизма, посеянные на уроках в душах учащихся. На уроках русского языка, автор Т.Г. Рамзаева, очень много упражнений с патриотической направленностью. Например, когда дети работают над изложение по тексту «Ёлки в блокадном Ленинграде», в классе не остается ни одного равнодушного ребёнка.
Внеурочная работа по патриотическому напрвлению ведётся по следующим направлениям:
1.Историко – краеведческое – система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе.
2. Гражданско-правовое направление – формирование гражданской позиции.
По этому направлению проводятся беседы «Конституция России и права человека», «Символы России», «Праздники России».
Участвовали в акции «Посылка солдату», «Дети – детям»
3. Литературно-музыкальное направление, отвечающее за духовное становление личности ребёнка. Воспитание идёт исподволь, от эмоционально – образного содержания произведения, от переживания детей.
В первую очередь, помогают нам в этом направлении произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины, сказания и жития.
На произведениях классиков учимся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям.
Эмоциональный настрой учащихся усиливается при изучении литературного произведения, если сопровождается через прослушивание музыкальных произведений (классика для детей, русские народные песни, сказки).
4. Физкультурно-оздоровительное направление ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения.
Кроме уроков физической культуры, на которых проходит разучивание русских народных игр, дети с удовольствием участвуют в «Днях здоровья» , «Весёлых стартах».
На праздниках к 23 февраля и 8 марта соревнуются в конкурсах «Браво, мальчики!», «А ну-ка, девочки!»
По окончании учебного года мы ходим в поход вместе с родителями .
5. Экологическое направление – воспитание любви к природе, защите её от загрязнения.
Больше всего ребятам нравятся сезонные экскурсии-прогулки. Учимся любить и беречь красоту родной природы, знакомимся с многообразием родной природы.
Дети участвуют в конкурсах исследовательских проектов и занимают призовые места.
6. Трудовое направление – привитие трудовых навыков. Учащиеся знакомятся с профессиями своих родственников, рассказывают об этом на классных часах, задумываются над вопросом «Кем быть?», учатся уважать труд старших. Дети узнают о службе пап в армии, готовят для них подарки. О военных профессиях ребята узнают и в рамках нетрадиционных уроков, встречи с воинами – афганцами также оставляют незабываемый след в памяти детей.
А как же без трудового десанта! Акция «Чистое село» не оставляет никого в стороне.
7. Семейное направление – утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений. Естественно, что вся работа ведется в тесном сотрудничестве с родителями обучающихся.
Ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, находят старые вещи («Бабушкин сундук»), описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи.
Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное закладывается в раннем детстве и мы, учителя начальных классов, «упражняем детей в этом священном чувстве».
По итогам работы провожу диагностику, направленную на выявление уровней воспитанности у моих воспитанников.
Литература:
1. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М., 1974. Т. 2. — с. 160.
2. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей / А.С Макаренко. Избр. Пед.соч. Т. 2.: — М.: Педагогика,
1977. С. 14.
3. Ожегов, С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. —
М.: Азбуковник, 1998. — 944 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Экологическое воспитание младших школьников" из опыта работы
Доклад рассказывает оработе учителя по теме "Экологическое воспитание младших школьников". Приведятся несколько методик, диагностирующих и развивающих экологическую культуру детей младшего ...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников (из опыта работы).
Выступление на районном семинаре....
Статья "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников из опыта классных руководителей"
Статья "Гражданско-патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов"....
Патриотическое воспитание младших школьников на примере работы кружка "Я-патриот"
Отчет о работе кружка....
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников во внеклассной работе и внеурочной деятельности.
Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеклассной работе и внеурочной деятельности...
Патриотическое воспитание младших школьников во внеклассной работе
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от ответственных людей, лю...
Изучение природы родного края в патриотическом воспитании младших школьников. (из опыта работы)
Этот материал поможет моим коллегам в организации походов, экскурсий , в изучении родного края (малой родины)...