ВНЕУРОЧКА 2 КЛАСС
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему
ВНЕУРОЧКА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_i_konstruirovanie.docx | 31.83 КБ |
russkiy_yazyk_s_uvlecheniem.docx | 32.8 КБ |
uroki_nravstvennosti_.docx | 31.24 КБ |
ya-issledovatel.docx | 37.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Щигры Курской области»
«Рассмотрено» на заседании методического объединения _________________ _________________ Протокол №____ от «___»______ 2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР _______ Е.Е. Клевцова | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ № 5 г. Щигры Курской области» ____________ Н.В. Макаренко Приказ № __от «___»______2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»
(2-А класс, 1 год обучения,
возраст детей-8-9 лет)
Составитель:
РЯЗАНЦЕВА
АННА ВЛАДИМИРОВНА
Учитель начальных классов
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и программы факультативного курса «Математика и конструирование», авторов М.И.Моро, Ю.М.Колягин, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С. В.Степанова, принадлежащей системе учебников «Школа России».
Программа составлена для работы во 2 классе общеобразовательной школы по курсу «Математика и конструирование» УМК «Школа России».
Факультативный курс «Математика и конструирование» разработан как дополнение к курсу «Математика» в начальной школе, программа которого рассчитана на 4 класса начальной школы (1 ч в неделю в каждом классе), курс обеспечен специальными пособиями для учащихся и учителя.
Курс призван решать следующие задачи:
1) расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения;
2) формирование у детей графической грамотности и совершенствование практических действий с чертёжными инструментами;
3) овладение учащимися различными способами моделирования, развитие элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников.
В целом факультативный курс «Математика и конструирование» будет способствовать математическому развитию младших школьников: развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логического и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни.
Факультативный курс «Математика и конструирование» для начальной школы рассчитан на 33 ч (1 ч в неделю) в 1 классе и на 34 ч (1 ч в неделю) для каждого следующего года обучения.
Основное содержание факультативного курса представлено двумя крупными разделами: «Геометрическая составляющая курса» и «Конструирование».
Содержание курса
Геометрическая составляющая
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.
Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.
Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.
Конструирование
Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.
Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрих-пунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.
Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.
Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлёстку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.
Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино».
Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.
Тематическое планирование
Ниже представлено тематическое планирование факультативного курса с использованием пособия «Математика и конструирование» С. Я. Волковой, О. JI. Пчёлкиной.
Календарно - тематическое планирование учебного курса «Математика и конструирование»
во 2 классе (34 ч)
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся | Примечание |
Повторение геометрического материала: отрезок, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат. | С. 4-9 | ||||
Изготовление изделий в технике оригами — «Воздушный змей» | Приложение 4, с. 84, 85 | ||||
Треугольник. Соотношение длин сторон треугольника | Определять, из каких трёх отрезков можно построить треугольник Изготавливать модель складного метра. Вычерчивать прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге. Строить прямоугольник на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника. | С. 10-13 | |||
Прямоугольник. Практическая работа «Изготовление модели складного метра». | С. 14-17 Приложение 1,с. 80-81 | ||||
Свойство противоположных сторон прямоугольника. | С. 18-21 | ||||
Диагонали прямоугольника и их свойства. | С. 22-23 | ||||
Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства | С. 24-31 | ||||
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника. | С. 32-34 | ||||
Середина отрезка | Находить середину отрезка с помощью циркуля и неоцифрованной линейки (без измерений) Строить отрезок равный данному, с использованием циркуля (без измерения его длины) | С. 35-38 | |||
Середина отрезка | |||||
Построение отрезка, равного данному, с по мощью циркуля | С. 43-45 | ||||
Практическая работа «Изготовление пакета для хранения счётных палочек» | Изготавливать изделия с использованием заготовок, имеющих форму прямоугольника (квадрата) | С. 39-40 | |||
Практическая работа «Изготовление подставки для кисточки» | С. 42 | ||||
Практическая работа «Преобразование фигур по заданному правилу и по воображению» | С. 31 | ||||
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). | Чертить окружность (круг), прямоугольник, вписанный в окружность | С. 46-56 | |||
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). | |||||
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). | |||||
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). | |||||
Построение прямоугольника, вписанного в окружность | |||||
Практическая работа «Изготовление ребристого шара» | Вырезать круги и использовать их для изготовления описанного изделия. Изменять изготовленное изделие по предложенному условию | С. 57, 58, 64 | |||
Практическая работа «Изготовление аппликации «Цыплёнок»» | |||||
Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание «розеток» | Делить окружность на 6 равных частей с использованием циркуля | С. 67-69 | |||
Чертёж. Практическая работа «Изготовление закладки для книги» по предложенному чертежу с использованием в качестве элементов прямоугольников, треугольников, кругов. | Читать и использовать простейший чертёж для изготовления предложенного изделия. Читать технологическую карту и выполнять по ней действия | С. 70-76 | |||
Технологическая карта. Составление плана действий по технологической карте (как вырезать кольцо) | |||||
Чтение чертежа. Соотнесение чертежа с рисунком будущего изделия. Изготовление по чертежу аппликации «Автомобиль». | Читать чертёж и изготавливать по чертежу несложные изделия. Вносить изменения в изделие по изменениям в чертеже и наоборот. Выполнять чертёж по рисунку изделия | С. 77-79 | |||
Изготовление чертежа по рисунку изделия | |||||
Изготовление по чертежу аппликаций «Трактор с тележкой», «Экскаватор» | Дополнять чертёж недостающим размером | Приложения 2, 3 с. 82, 83 | |||
Изготовление по чертежу аппликаций «Трактор с тележкой», «Экскаватор» | |||||
Оригами. Изготовление изделий «Щенок», «Жук» | Изготавливать по чертежу несложные изделия. Работать в паре: распределять обязанности, обсуждать результат, исправлять допущенные ошибки | Приложения 5, 6 с. 86-89 | |||
Работа с набором «Конструктор». Детали, правила и приёмы работы с деталями и инструментами набора. | Собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов | Приложение 7,с. 90-95 | |||
Виды соединений. Конструирование различных предметов с использованием деталей набора «Конструктор». | |||||
Работа с набором «Конструктор». Усовершенствование изготовленных изделий |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Книгопечатная продукция | |
Сборник рабочих программ Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебной системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей образовательных организаций М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова и др. Москва. Издательство «Просвещение» - 2014. Пособие для учащихся Математика и конструирование. Пособие для учащихся 2 класса начальной школы, авт. С. И. Волкова, О. JI. Пчелкина, издательство «Просвещение» - 2013 г. | В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения; представлены содержание начального обучения математике и конструированию, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса. В пособии представлен учебный материал, соответствующий программе курса «Математика и конструирование», который создаёт условия для расширения, углубления и совершенствования геометрических представлений, знаний и умений учащихся, помогает формировать элементы конструкторских и графических умений, развивать воображение и логическое мышление детей. |
Технические средства | |
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. | |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | |
1. Наборы счётных палочек. параллелепипед, пирамиду, цилиндр. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Щигры Курской области»
«Рассмотрено» на заседании методического объединения _________________ _________________ Протокол №____ от «___»______ 2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР _______ Е.Е. Клевцова | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ № 5 г. Щигры Курской области» ____________ Н.В. Макаренко Приказ № __от «___»______2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«РУССКИЙ ЯЗЫК С УВЛЕЧЕНИЕМ»
(2-А класс, 1 год обучения,
возраст детей-8-9 лет)
Составитель:
РЯЗАНЦЕВА
АННА ВЛАДИМИРОВНА
Учитель начальных классов
2015 г.
Пояснительная записка
Курс «Русский язык с увлечением!» составлен для обучающихся 2 классов.
На проведение занятий отводится 34 часа -1 час в неделю.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий.
Основными из них являются следующие принципы:
1.Принцип связи данного курса с уроками русского языка.
Он заключается в том, что основой должны являться знания полученные уч-ся на уроках русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях.
2.Принцип систематичности в подаче языкового материала.
Этот принцип связан с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательность его изучения на уроках.
3.Принцип индивидуальных особенностей обучающихся.
Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ребёнка.
4. Принцип занимательности.
Занимательность- одно из основных условий пробуждения и поддержания интереса к занятиям курса. Занимательность достигается путём использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, чайнвордов, ребусов, загадок, анаграмм, метаграмм, калейдоскопов и кроссвордов. Однако занимательность не сводится к развлекательности. Занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы уч-ся, развивает любознательность. Для уч-ся начальной школы занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком.
5. Принцип разнообразия форм и видов работы.
Интерес уч-ся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Данный курс предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Методы и формы организации занятий.
Методические подходы в раскрытии программных тем соотносятся с возрастными особенностями и потребностями уч-ся. Яркая эмоциональная окрашенность обучения обеспечивается подбором учебного материала и организацией познавательно-поисковой деятельности, включающие эмоции удивления, радости «открытия».
Формы занятий: конкурсы, викторины, олимпиады, турниры, проблемные и творческие занятия. Формы организации занятий предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей уч-ся.
Способы проверки результатов: в конце каждого раздела проводится олимпиада, где проверяются знания, грамматический кругозор, сообразительность и смекалка школьников.
Ожидаемые результаты обучающихся:
- применение полученных знаний и умений на практике;
-участие в школьных, городских и всероссийских олимпиадах, интеллектуальных марафонах по русскому языку;
-умение работать с информацией в разных областях языковых знаний;
-умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений.
Содержание программы(34 часа)
Главная цель программы 2 класса: развитие интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитание бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремление настойчиво овладеть этими богатствами.
Задачи:
-воспитание чувства сопричастности к сохранению уникальности и чистоты русского языка, пробуждение познавательного интереса к родному слову;
-углубление знаний о лексике, фонетики и грамматики русского языка;
-развитие речи, мышления и воображения.
Фонетика(6часов)
Роль и значение современного русского алфавита. Образование слов. Закодированные слова. Анаграммы. Как появились и зачем нужны звуки речи. Характеристика звуков. Транскрипция. Слова и дроби. Метаграммы. Звуковые образы и звукопись. Звуки рифма. Рассказы и стихи детских писателей о характере гласных и согласных, ударных и безударных звуков. Слоги. Составление слов из разрозненных слогов. Загадки-шарады.
Морфемика(6 часов)
Смысл и значение морфем. Понятие о морфемах(строительный материал слова), их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Словообразовательные цепочки. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепочке. Опасности при разборе слов по составу. Чередование гласных и согласных звуков морфемах. Образование сложных слов. Ребусы. Загадки. Викторина «Приставки». Калейдоскопы и кроссворды. Занимательные игры.
Морфология(6 часов)
Где живут слова и как они находят место. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Прямое и переносное значение слов. Подбор к поговоркам соответствующих частей речи. Фразеологизмы и глаголы-синонимы. Задания на смекалку. Занимательные правила в стихах и играх. Загадки. Лингвистические сказки и истории. Чайнворды.
Орфография(6 часов)
Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова и орфографический словарь. Занимательные задания на правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Весёлая путаница частей слов и речи. Дружба звуков, или парные согласные. Загадки умных слов.
Лексика(10 часов)
Толковый словарь и лексическое значение слова. Этимология слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Палиндром, или слова-перевёртыши. Криптограммы. Пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Логические задачи со словами.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу второго класса.
Обучающиеся должны:
Иметь представление:
-о происхождении слов русского языка;
-о словарях русского языка(толковом, орфографическом, этимологическом, фразеологическом);
-о прямом и переносном значении слов;
-о многозначных и однозначных словах.
Знать термины: фонетика, морфемика, морфология, лексикология, транскрипция, словообразование, омонимы, синонимы, антонимы, архаимзы, фразеологизмы, эпитет, анаграмма, метаграмма, чайнворд, шарада, калейдоскоп, палиндром, криптограмма.
Уметь:
-применять алфавит в работе со словарями и каталогом;
-выполнять фонетический разбор слова;
-различать части речи и части слова; слова близкие по смыслу и однокоренные;
-определять орфограмму и объяснять правильное написание слова.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Элементы содержания | Основные понятия | Дата план | Дата факт | |||
Раздел 1 Фонетика 6 часов. | |||||||||
1 | По законам графики, или звуки и буквы | 1 | Что изучает фонетика. Звуки и буквы. Игра «Превращение слов». Метаграммы. Цепочки слов. Творческое задание для самостоятельной работы | Фонетика. Звуки и буквы. Метаграммы. | |||||
2 | По порядку становись! | 1 | Образование слов путём расстановки букв в алфавитном порядке. Закодированные слова. Групповое творческое задание»Замени одним словом» | Алфавит Загадка | |||||
3 | Буквы в слове переставим -много новых слов составим! | 1 | Творческое задание «Составь слова из предложенных букв и найди лишнее слово», игра «Из одного слова составь другое». Стихотворные анаграммы и анаграммы-перевёртыши. | Буквы Звуки Анаграммы | |||||
4 | Какие они разные – гласные -согласные | 1 | Звуковые образы или звукопись. Транскрипция слов и предложений. Составление предложений с использованием звукописи. Логическая занимательная игра сос словами. Игра-конкурс «Кто знает больше разных слов?» | Гласные и согласные звуки Транскрипция Звукопись | |||||
5 | Удар! Ещё удар! | 1 | Слова, в которых ударение не ставиться. Шуточный рассказ Ф.Кривина «Ударные и безударные».Задания: «Выбери правильный безударный гласный». Шарада. Игра «Составь слова» Тренажёр «Учимся ставить ударение» | Ударение Ударные и безударные звуки Шарада | |||||
6 | Привет, страна Олимпия! | 1 | Задания: «Поставь ударение», «Звуковая одежда и буквенный костюм», игра «Рассыпанные слоги» (составление слов из разрозненных слогов). Загадки – шарады. Вопросы – шутки. | ||||||
Раздел 2 Морфемика 6 часов | |||||||||
7 | Морфемы и их роль в словах | 1 | Работа со стихотворением, в котором пропущены слова-термины, называющие значимые части слова-морфемы. Кроссворды | Морфема Кроссворд | |||||
8 | Смотри в корень! | 1 | Задания: «Найди лишнее слово», «Продолжи цепочку слов», «Подбери однокоренное слово». Тренажёр «Однокоренные слова» | Корень слова | |||||
9 | К кому и зачем пристают приставки? | 1 | Ребусы. Опасности при разборе слова по составу. Игра»Лишнее слово»(учитывая характер приставки, исключить «лишнее» слово). Викторина «Приставки» | Приставка Ребус | |||||
10 | Суффикс - звучит загадочно… | 1 | Загадки. Образование слов при помощи суффикса. Значение суффикса. Игра «Подбери к словам схему» | Суффикс | |||||
11 | Образование сложных слов, или кое-что о действии сложения. | 1 | Калейдоскоп. Игра «Замени предложение одним словом» Задание «Впиши сложные слова» | Сложные слова Калейдоскоп | |||||
12 | Покой морфемам только снится | 1 | Чередование гласных и согласных букв в морфемах. Основа плюс морфема, или как делают слова? Словообразовательная цепь. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепи. Задание: «Подбери к схеме слово». | Словообразование Чередование звуков | |||||
Раздел 3 Морфология 6 часов | |||||||||
13 | Где живут слова и как они находят место? | 1 | Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Стихотворение П. Чеснокова «О чём поспорили части речи?».. Задания: «Отгадай сказку» «Найди имена собственные» «Раздели слова на группы», | Морфологи Части речи Грамматическое значение слов | |||||
14 | Существительное – значит существует | 1 | Ребусы. Задания: «Составь слово» , «Вставь буквы в пустые клеточки», «Допиши слово- рифму», «Отгадай слов по его определению», тренажёр «Имена существительные» | Имя существительное Ребусы | |||||
15 | Живое – неживое. С душою или без? | 1 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Задания: «Раздели слова на группы», « Вставь названия животных в известные фразеологизмы». Викторина Каркуши. Чайнворды. Ребусы. Тренажёр «Слова, отвечающие на вопросы кото? или что?» | Одушевлённый и неодушевлённый Чайнворды | |||||
16 | Встреча с именами прилагательными | 1 | Дружба имени прилагательного с именем существительным. Прямое и переносное значение имени прилагательного. Подбор к поговоркам соответствующих по значению имён прилагательных. Игра «Подбери эпитет». Задание: соедини прилагательное с именем существительным так, чтобы получились названия дорожных знаков. | Имя прилагательное Поговорки Эпитеты | |||||
17 | Глагол – часть речи или речь? | 1 | Значение слова «глагол» в Древней Руси. Глагол – част речи. Задания: «Запиши одним словом» «Дополни пословицы подходящими глаголами» «Подбери рифму». Кроссворд. | Глагол Рифма | |||||
18 | Привет, страна Олимпия! | 1 | Задания: «Образуй слово, добавляя одну лишь букву» «Составь слово по закономерности». Фразеологизмы – синонимы. Ребусы. Зашифрованная пословица. | ||||||
Раздел 4 Орфография 6 часов. | |||||||||
19 | Законы орфографии | 1 | Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова или Его Величество орфографический словарь! Занимательные задания – игры: «Подбери слово», «Продолжи ряд», «Цепочки слов», тренажёр «Безударные гласные в корне слова» | Орфограмма | |||||
20 | Непроизносимые согласные или звуки потерялись. | 1 | Правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Занимательные задания: «Вставь нужную букву», «Расшифруй слова», «Исправь ошибки», тренажёр «Непроизносимые согласные» | Непроизносимые согласные | |||||
21 | Встреча с именами собственными | 1 | Имена собственные и нарицательные имена существительные. Творческие задания: «Собери слово», «Третий лишний», «Подбери пару» (произведение – писатель). Загадки - логорифы. | Имена собственные и нарицательные Логорифы | |||||
22 | Весёлая путаница частей слова и речи | 1 | Приставка или предлог. Способы проверки слитного или раздельного написания слов. Проблемные задания со скобками. Игра «Вставь словечко». Весёлые шарады. Тренажёр «Предлог или приставка» | Приставка Предлог Шарада | |||||
23 | Дружба звуков или кое-что о парных согласных. | 1 | Парные согласные по твёрдости и мягкости, по звонкости и глухости. Задания: «Охарактеризуй звук», «Загадочные морские приключения». Словесные шарады. Стихотворные загадки от известных писателей и поэтов. | Парныесогласные | |||||
24 | Привет, страна Олимпия! | 1 | Конкурсы – задания: «Объясни одним словом», «Грамотей», «Составь слово», «Четвёртый лишний», «Поэтическое буриме». | Буриме | |||||
Раздел 5 Лексика 10 часов | |||||||||
25 | Словарь или вселенная в алфавитном порядке | 1 | О значениях прекрасных разных. Толковый словарь и лексическое значение слова. Замена определения и толкования слов одним словом на заданную букву. | Лексика Словарь | |||||
26 | Поговорим о происхождении или этимология слова | 1 | Калейдоскоп. Значение и этимология слова. «Ложная», или «народная», этимология | Этимологи Калейдоскоп | |||||
27 | Однозначные и многозначные слова | 1 | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Многозначные слова в стихотворении И. Токмаковой, толкование значения этих слов. Задание: «Допиши слова, поясняющие многозначность предложенных слов». | Однозначные и многозначные слова | |||||
28 | Эти милые двойняшки, или в гостях у омонимов | 1 | Омонимичность слов. Игра: «Подбери к рисунку слово». Одинаково звучащие слова, которые являются разными частями речи. Слова-омонимы в стихотворении Я.Козловского. Шуточные вопросы. | Омонимы | |||||
29 | Дружба слов. Встреча с синонимами | 1 | Синонимы в пословицах. Игра «Найди пару». Задание: «Впиши в пустые клетки синонимы, состоящие из такого же количества букв» | Синонимы | |||||
30 | Когда значения спорят или кое-что об антонимах. | 1 | Загадки. Задания : «Подбери антонимы, обозначающие время, пространство, качества, черты характера». Игра: «Найди антоним, подбери синоним». Задание: «Вставь пропущенные антонимы в пословицы и поговорки» | Антонимы Палиндром | |||||
31 | Когда старость бывает в радость, или кое-что об архаизмах | 1 | Устаревшие слова и их «вторая» жизнь. Викторина «Знатоки старинных слов». Что такое палиндром. Игра «Слова-перевёртыши». Перевёртыши-фразы. | Архаизмы Палиндром | |||||
32 | Встреча с фразеологизмами, или постоим за устойчивость | 1 | Фразеологизмы-синонимы. «Фразеологический зверинец» - задание: «Закончи фразеологизмы, подобрав подходящие по смыслу названия животных». Из каких профессий пришли фразеологизмы. | Фразеологизмы | |||||
33 | Слово плюс слово – пословица готова… | 1 | Криптограммы. Прямое и переносное значение пословиц. Пословицы и поговорки из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. Подбор пословиц к иллюстрациям. Задания: «Вставь в пословицы подходящие числа», «Составь пословицу». | Пословица Криптограмма | |||||
34 | Привет, страна Олимпия! | 1 | Задания: «Поставь буквы на свои места», «Буквы переставил - слова составил», «Цепочки слов», «Подбери однокоренные слова». Загадки. Криптограммы. Шарады. Фразеологизмы и глагола – синонимы. Задания на смекалку. |
Список литературы
1. Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 128с.
2. Виды внеклассной работы по русскому языку / Составитель
М. М. Морозова. - М.: Просвещение, 1968. - 273с.
3. Волина В. В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995. - 336с.
4. Готовимся к олимпиаде по русскому языку / Составитель
И. В. Мукашова. - Волгоград: Экстремум, 2006. - 184с.
5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. -
М.: Просвещение, 1991. - 221с.
6. Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: М.: 5 за знания, 2005. - 240с.
7. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 184с.
8. Русский язык в средних классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская и др.; Под ред. М. С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 1993. - 383с.
9.Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку. - М.: Просвещение, 1971. - 175с.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Щигры Курской области»
«Рассмотрено» на заседании методического объединения _________________ _________________ Протокол №____ от «___»______ 2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР _______ Е.Е. Клевцова | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ № 5 г. Щигры Курской области» ____________ Н.В. Макаренко Приказ № __от «___»______2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ
или
«ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»
(2-А класс, 1 год обучения,
возраст детей-8-9 лет)
Составитель:
РЯЗАНЦЕВА
АННА ВЛАДИМИРОВНА
Учитель начальных классов
2015 г.
- Паспорт рабочей программы
Тип программы | Программа общеобразовательных учреждений |
Статус программы | Рабочая программа учебного курса |
Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа; | Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» Л. В. Мищенкова |
Категория обучающихся | Учащиеся 2а класса |
Сроки освоения программы | 1 год |
Объём учебного времени | 34 часов |
Форма обучения | очная |
Режим занятий | 1 часов в неделю |
- Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Программа «Уроки нравственности» разработана на основании:
Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г .№ 03- 296;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 года, регистрационный № 15785);.
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04 февраля 2011 года, регистрационный № 19707).
Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников
Задачи:
- Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
- Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
- Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
- Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Основные формы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная
Основные технологии: игровая, технология проблемного обучения, объяснительно - иллюстративная
Методы обучения: наглядные, словесные, практические
- Содержание учебного курса
Раздел 1: Я и школа, я и семья (3 часа)
Правила поведения в школе (повторить), культура общения, семейные ценности, благодарность к старшим членам семьи.
Раздел 2: Я и природа(6 часов). Я и животные (2 часа).
Раздел 3: Я и окружающие(12 часов)
Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.
Раздел 4: Я и книги (10 часов)
Правила поведения в библиотеке (повторить). Привлечь внимание к литературным героям, стремление к чтению художественных произведений. Обзор курса этики за год
- Учебно-тематический план
№ п/п | Дата | Наименование раздела и тем | Д\З | |
исх | кор | |||
1 | О культуре поведения в школе |
| ||
2 | Под крышей дома моего |
| ||
3 | Времена года | |||
4 | Отправляемся в путешествие | |||
5 | Узнай меня! | |||
6 | Не надо больше ссорится… | |||
7 | Учимся дружить | |||
8 | Белый пёс в сиреневый цветочек | |||
9 | Учимся обсуждать проблему | |||
10 | Во саду ли, в огороде | |||
11 | Слушаем сказку | |||
12 | Поговорим о собаках | |||
13 | «Тише, пожалуйста!» | |||
14 | Занимательный журнал «Имена» | |||
15 | Колечко красоты | |||
16 | «Девочка и разбойник» | |||
17 | Экскурсия в медицинский кабинет | |||
18 | Зима в лесу | |||
19 | По страницам русской народной сказки «Царевна – лягушка» | |||
20 | Для чего нужны нам глазки | |||
21 | И снова сказка | |||
22 | Лепим снеговика | |||
23 | Давайте, друзья потолкуем о маме… | |||
24 | Цветик – семицветик | |||
25 | Волшебники и волшебные предметы | |||
26 | Животные с книжных страниц | |||
27 | Спешим на помощь Бабке Ёжке | |||
28 | День космонавтики | |||
29 | Тропинка | |||
30 | Ох уж этот ветер!... | |||
31 | Сказочные фанты | |||
32 | И снова сказочные фанты | |||
33 | Школа насекомых | |||
34 | Лето в загадках | |||
ИТОГО |
5. Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | Л. В. Мищенкова | Курс «воспитание нравственных качеств» уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» рабочие программы 1-4 классы | 2013 | Москва «Рост» |
2 | Л. В. Мищенкова | Курс «воспитание нравственных качеств» уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» методическое пособие для учителя | 2013 | Москва «Рост» |
3 | Л. В. Мищенкова | Курс «воспитание нравственных качеств» уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» рабочая тетрадь в двух частях | 2013 | Москва «Рост» |
4 | Интернет ресурсы |
6.Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения)
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
Во втором классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать:
1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
2. Заповеди и правила этикета.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).
4. Афоризмы.
Уметь:
1. Исполнять заповеди.
2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
3. Выполнять общение.
4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
7.Список литературы
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
- Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
- Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
- Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
- Мищенкова Л. В. Курс «воспитание нравственных качеств». Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Щигры Курской области»
«Рассмотрено» на заседании методического объединения _________________ _________________ Протокол №____ от «___»______ 2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР _______ Е.Е. Клевцова | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ № 5 г. Щигры Курской области» ____________ Н.В. Макаренко Приказ № __от «___»______2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
(2-А класс, 1 год обучения,
возраст детей-8-9 лет)
Составитель:
РЯЗАНЦЕВА
АННА ВЛАДИМИРОВНА
Учитель начальных классов
2015 г.
Пояснительная записка.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель и задачи курса «Я – исследователь»
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Содержание программы.
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Особенности программы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Назначение программы
Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.
Место «Проектной деятельности» в учебном плане.
Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом на проектную деятельность в 1- 4 классах отводится 1 час внеурочное занятие в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2-4 классах внеурочной занятости.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, библиотеках, на пришкольном участке. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Тематическое планирование 2 класс (34 часа)
Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы - 1 ч.
Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.
Тема 2. Как задавать вопросы? - 1ч.
Игра «Задай вопрос».
Тема 3. Банк идей - 1ч.
Составление «Банка идей».
Тема 4. Планирование работы.-1
Планирование работы. Какими могут быть исследования.
Тема 5. Предмет, объект исследования – 1ч
Характеристика понятий: предмет, объект исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.
Знать: как выбрать предмет, объект исследования,
Уметь: выбирать предмет, объект исследования.
Тема 6. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.-1
Обсуждение и выбор тем исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования.
Знать: как выбрать тему.
Уметь: выбирать тему, обосновывать актуальность темы.
Тема 7. Цели и задачи исследования – 1ч.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?
Уметь: ставить цели и задачи исследования.
Тема 8. Как выбрать друга по общему интересу?-1
Научить выбрать друга по общему интересу.
Тема 9. Учимся выдвигать гипотезы - 1 ч
Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…
Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле» и др.
Знать: как создаются гипотезы.
Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.
Тема 10-13. Организация исследования (практическое занятие) – 4ч.
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).
Знать: методы исследования,
Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.
Тема 14-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем – 4ч.
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.
Знать: метод исследования – наблюдение.
Уметь: проводить наблюдения над объектом и т.д.
Тема 18-19. Коллекционирование - 2ч.
Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование? Кто такой коллекционер? Что можно коллекционировать? Как быстро собрать коллекцию?
Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.
Знать: понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция
Уметь: выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.
Тема 20. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» -1ч.
Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».
Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях – 2ч.
Выступления учащихся о своих коллекциях.
Тема 23. Что такое эксперимент - 1ч.
Понятия: эксперимент, экспериментирование.
Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.
Практическая работа.
Знать: понятия - эксперимент и экспериментирование
Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.
Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1ч.
Проведение эксперимента на моделях.
Тема 25-27.Сбор материала для исследования - 3 ч.
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Знать: правила и способы сбора материала
Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.
Тема 28-29. Обобщение полученных данных - 2 ч.
Анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Знать: способы обобщения материала
Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.
Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите - 1 ч.
Составление плана подготовки к защите проекта.
Тема 31. Как подготовить сообщение - 1 ч.
Сообщение, доклад.
Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Знать: правила подготовки сообщения.
Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.
Тема32. Подготовка к защите - 1 ч.
Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Тема33. Индивидуальные консультации - 1 ч.
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.
Тема34. Подведение итогов работы. Защита. - 1 ч.
Анализ своей проектной деятельности. Данное занятие посвящено защите проектных работ.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ | Тема | Кол-во часов | дата | |
По пл. | факт | |||
1 | Что можно исследовать? Формулирование темы | 1 | ||
2 | Как задавать вопросы? | 1 | ||
3 | Банк идей. | 1 | ||
4 | Планирование работы. | 1 | ||
5 | Предмет, объект исследования. | 1 | ||
6 | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. | 1 | ||
7 | Цели и задачи исследования. | 1 | ||
8 | Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) | 1 | ||
9 | Учимся выдвигать гипотезы. | 1 | ||
10- 13 | Организация исследования. (практическое занятие.) | 4 | ||
14- 17 | Наблюдение и наблюдательность. | 4 | ||
18- 19 | Коллекционирование. | 2 | ||
20 | Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» | 1 | ||
21- 22 | Сообщение о своих коллекциях. | 2 | ||
23 | Что такое эксперимент. | 1 | ||
24 | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. | 1 | ||
25- 27 | Сбор материала для исследования. | 3 | ||
28-29 | Обобщение полученных данных. | 2 | ||
30 | Как подготовить результат исследования. | 1 | ||
31 | Как подготовить сообщение. | 1 | ||
32 | Подготовка к защите. (практическое занятие.) | 1 | ||
33 | Индивидуальная консультация. | 1 | ||
34 | Подведение итогов. Защита. | 1 |
Оборудование и кадровое обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Я - исследователь» необходимы следующие принадлежности:
- компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
- набор ЦОР по проектной технологии.
Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или любой другой специалист в области проектирования, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.
Литература:
Для учителя:
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
- Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
- М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
Для обучающихся:
- Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
- Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
- Интернет - ресурсы
- А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Расписание уроков и внеурочки (2 класс)
Уважаемые родители!Невозможно сделать хлопОк одной рукой. Учитель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие ...
Рабочая программа по внеурочке "Делать людям хорошее" 1-4 класс 2013 г
тематическое планирование внеурочной деятельности учащихся общественно-полезной направленности...
Рабочая программа факультатива для 1 класса "Этика - азбука добра" (внеурочка).
Рабочая программа факультатива для 1 класса "Этика - азбука добра" (внеурочка)....
Конспекты по внеурочке 3 класс по теме "Мы в ответе за тех, кого приручили".
Конспект по внеурочке "Береги природу" в рамках ФГОС 3 класс...
Рабочая программа по внеурочке для 3 класса "2 недели в лагере здоровья"
Я разбила книгу "2 недели в лагере здоровья" на 2 года: для 3 и 4 класса. Представляю программу с интенсивом и ктп пока для 3 класса....
Пояснительная записка, внеурочка "В мире книг" для 3 класса.
3 класс, внеурочка....
Занятие по внеурочке во 2 классе "Умники и умницы"
Тема: «Всё гениальное - просто». Цель: формирование математического мышления.Задачи: развитие интереса к предмету математики, развивать внимание, мышление, память, умение анализирова...