Занятие по внеурочке во 2 классе "Умники и умницы"
план-конспект занятия по математике (2 класс) на тему

Дружбина Ирина Михайловна

Тема: «Всё гениальное - просто». 

Цель: формирование математического мышления.

Задачи: развитие интереса к предмету математики, развивать внимание, мышление, память, умение анализировать, сравнивать обобщать, применять свои знания в нестандартной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_vneurochke.rar114.23 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по внеурочной деятельности

«Умники и умницы» во 2классе.

Тема: «Всё гениальное - просто».  

Цель: формирование математического мышления.

Задачи: развитие интереса к предмету математики, развивать внимание, мышление, память, умение анализировать, сравнивать обобщать, применять свои знания в нестандартной ситуации.

Формирование УУД.

Личностные результаты:  самооценка своей работы, смыслообразование (какое значение, смысл имеет учение), воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи; воспитывать аккуратность, точность и внимательность при работе.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; учиться планировать учебную деятельность на уроке,  умение действовать по образцу, алгоритму, памятке;

Познавательные: ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

Коммуникативные: донести свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу;

Ожидаемые результаты:

Развитие у детей познавательных интересов, возникновение (у кого-то закрепление) интереса к учёбе; снижение тревожности;

Ход занятия:

Сегодня мы с вами поговорим о различного рода головоломках. Попробуем изготовить их сами, и то что у нас получится предоставим оценить жюри, в качестве которого у нас школьные органы самоуправления.

Тема нашего занятия сегодня крылатое выражение, обозначающее неожиданно простой выход из затруднительного положения.  Я попытаюсь показать вам, что все гениальное - просто.

Проведем эксперемент: лента Мебиуса. У вас на столах лежат полоски бумаги……

  • 1 этап – имеет только 1 сторону
  • 2 этап – разрезать ровно посередине

Чтобы убедиться в том, что у ленты действительно одна сторона, возьмите ручку или карандаш и попробуйте закрасить одну сторону. Через некоторое время вы обнаружите, что закрасили ленту целиком.

Загадочные свойства ленты Мебиуса этим не исчерпываются. Например, если взять ножницы и разрезать ленту посередине – то вместо двух односторонних лент (как можно было бы ожидать), получится одна длинная и двухсторонняя лента (с двумя полуоборотамибумаги). Получившаяся конструкция называется «афганская лента». Если ее в свою очередь также разрезать посередине – вы получите две ленты, переплетенные друг с другом. А если разрезать ленту Мебиуса не по центру полоски, а по линии, которая делит поверхность в пропорции 2:1, то в результате получатся сразу два объекта сразу: и лента Мебиуса, и афганская лента.

Обратите внимание:

Есть легенда, что свою знаменитую одностороннюю ленту профессор Мебиус придумал, когда наблюдал за тем, как его горничная обматывает шею перекрученным шарфиком.

Полезный совет

Лента Мебиуса – не только абстрактная математическая модель. Принцип «односторонней поверхности» имеет и практическое применение. Например, конвейерные ленты делают именно в виде ленты Мебиуса – в таком случае вся их поверхность изнашивается равномерно, что значительно увеличивает срок службы конвейера.

Часто мировые головоломки занимают  людей на всех континентах, несмотря на развитие компьютерных технологий. Я предлагаю вам сегодня поработать с простой цветной бумагой.

1 головоломка "Колумбово яйцо". история. Задание.

По преданию, когда Колумб во время обеда у кардинала Мендосы рассказывал о том, как он открывал Америку, один из присутствующих сказал: «Что может быть проще, чем открыть новую землю?» В ответ на это Колумб предложил ему простую задачу: как поставить яйцо на стол вертикально? Когда ни один из присутствующих не смог этого сделать, Колумб, взяв яйцо, разбил его с одного конца и поставил на стол, показав, что это действительно было просто. Увидев это все запротестовали, сказав, что так смогли бы и они. На что Колумб ответил: «Разница в том, Господа, что вы могли бы это сделать, а я сделал это на самом деле.» И теперь эта логическая игра «Колумбово яйцо» и такое же выражение обозначает нахождение простого решения у сложной задачи.

Мы сейчас с вами в неё поиграем.

П р а в и л а:  Яйцо разрезано на геометрические фигуры. Нужно из них создать силуэт. Создавая силуэт, использовать все части игры, присоединяя одну к другой. Ваша задача наклеить получившуюся картинку на бумагу.

Время ограничено.

Пусть дети подумают, что можно составить из набора фигур к игре “Колумбово яйцо”?  Кто-то изобразит птицу в полете, пингвина, человека, кто-то увидит рыцаря, коня, балерину, воина, лошадку и т.д. В помощь вашей фантазии вы можете увидеть посмотреть на наши картинки.

Игра "Колумбово яйцо"Игра "Колумбово яйцо"Игра "Колумбово яйцо"Игра "Колумбово яйцо"Игра "Колумбово яйцо"

Эта головоломка имеет аналогии и в других странах.

2 головломка - " Головоломка Пифагора" или танграм

По одной из легенд танграм появился почти две с половиной тысячи лет тому назад в Древнем Китае. У немолодого императора родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по годам. Но старого императора беспокоило, что его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику больше нравилось играть с игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. И три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю" – квадрат, разрезанный на семь частей.

http://fusionpiter.ru/images/thumbnails/images/remote/http--www.playroom.ru-images-stories-obrazovanie2-tangr3-624x139.jpg

Более сложная головоломка.

3 головоломка – Пентамино

Пентамино - очень популярная логическая игра и головоломка одновременно. Прародитель тетриса. Элементы в игре - плоские фигуры, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов. Всего существуют 12 элементов пентамино, обозначаемых латинскими буквами, форму которых они напоминают (см. рисунок).

http://www.babylessons.ru/wp-content/uploads/2010/03/_4505.jpg 

Сложи фигуру

Их элементов можно складывать различные фигуры, симметричные узоры, буква алфавита, цифры.

3 головол333омка 1

http://www.pentomino.ch/uploads/pics/Bild-Rechteck-farbig-6x10.gif4

Задание по группам: сложить фигуру животного

Пока жюри подводит итоги, я открою вам ещё один секрет ленты Мебиуса (разрезаем в отношении 2 к 1).

Закончить о головоломках хочется словами М. Гарднера: "Очарование их состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью»

Желаю всем хорошей разрядки от трудных ежедневных проблем, погрузившись в мир «головоломок», а не компьютерных игр.

Как видите в мире, кроме компьютерных, есть много увлекательных игр, которые развивают пространственное воображение, смекалку. На следующем занятии мы тоже узнаем много нового и интересного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по внеурочной деятельности «Умники и умницы» Тема занятия « Совершенствование воображения»

Занятие по теме « Совершенствование воображения». Цель: формирование интереса у обучающихся к математике посредством игрового и занимательного материала. Задачи: обучающая: создать условия для развити...

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" . Занятие 14

Разработка занятия по РПС " Умники и умницы" для 1 класса....

Конспект внеурочного занятия "Развитие внимания. Решение логических задач (занятие 8)" (курс "Юные умники и умницы", 1 класс)

Цель: развитие внимания и логического мышления у младших школьниковПланируемые результаты:Предметные:1.соблюдать последовательность выполнения работы;2.знать, что такое «внимание»;3.умение...

Конспект внеурочного занятия "Тренировка зрительной памяти(занятие 3)" (курс "Юные умники и умницы", 1 класс)

Цель: развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, быстроты реакции, различные виды памяти и аналитическое мышление)Планируемые результаты:Предметные:1.уметь сравнивать и класси...

Конспект внеурочного занятия "Развитие логического мышления (занятие 5)" (курс "Юные умники и умницы", 1 класс)

Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих заданийПланируемые результаты:Предметные:1.уметь сравнивать и классифицировать предметы и явления;2.уметь выделят...