ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА. СТАНЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ, ЧЕЛОВЕКОМ БУДУЩЕГО!
статья на тему
Выступление назаседании круглого стола по подведению итогов апробации внеурочной деятельности «Гимнастика для ума».
С 1 сентября 2014-2015 учебного года в Губкинском городском округе внедрена программа курса «Гимнастика для ума» в 4-х классах общеобразовательных учреждений (50 педагогов, 1013 обучающихся) через организацию работы с одаренными детьми и подготовку к олимпиадам (по 25 учителей).
Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Каждое занятие предусматривает использование игровой и практической деятельности. Активное освоение курса осуществляется в разнообразной индивидуальной и групповой работе (работа над проектами, экскурсии, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 18.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА.
СТАНЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ, ЧЕЛОВЕКОМ БУДУЩЕГО!
Зверева Светлана Николаевна,
заместитель директора по УВР
МАОУ «Лицей №5»
города Губкина Белгородской области
« ЕСЛИ ШКОЛЬНИК С ПЕРВОГО КЛАССА ПОДГОТОВЛЕН К ТОМУ, ЧТО ОН ДОЛЖЕН УЧИТЬСЯ СОЗДАВАТЬ, ПРИДУМЫВАТЬ, НАХОДИТЬ ОРИГИНАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ, ТО ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ БУДЕТ ПРОХОДИТЬ НА ОСНОВЕ ОБОГАЩЕНИЯ ЕЁ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ…ОБУЧАЯ ДЕТЕЙ ТВОРЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ, МЫ ОБОГАЩАЕМ ИХ НЕ ТОЛЬКО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО, НО И ЛИЧНОСТНО»
Р.ДЖ. СТЕРНБЕРГ, Е. ГРИГОРЕНКО
В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
В настоящее время образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, школьные научные общества, соревнования, проектно – исследовательская деятельность и др.).
С 1 сентября 2010 года образовательные учреждения Губкинского городского округа в пилотном режиме начали введение новых Федеральных образовательных стандартов. Из материалов ФГОС «Проблема работы с одаренными учащимися» чрезвычайно актуальна для современного российского общества». К школе предъявляются сегодня высокие требования. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность и работа с одаренными детьми. Большая работа в этом направлении проводится в наших образовательных учреждениях.
С 1 сентября 2014-2015 учебного года в Губкинском городском округе внедрена программа курса «Гимнастика для ума» в 4-х классах общеобразовательных учреждений (50 педагогов, 1013 обучающихся) через организацию работы с одаренными детьми и подготовку к олимпиадам (по 25 учителей).
Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Каждое занятие предусматривает использование игровой и практической деятельности. Активное освоение курса осуществляется в разнообразной индивидуальной и групповой работе (работа над проектами, экскурсии, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры и др.).
Таким образом, в ходе освоения курса развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников.
Курс основан на авторской книге Любови Кузьминой-Завьяловой «Мозговёртки». Методические рекомендации к факультативному курсу «Гимнастика для ума», составленные Ириной Юрьевной Кириловой, соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования. Рабочая тетрадь (авторы Кузьмина-Завьялова Любовь Николаевна, Павлова Ольга Альбертовна, Кирилова Ирина Юрьевна) поистине волшебная тетрадь, так как является путеводителем для педагогов и обучающихся. Вместе с ней они оказываются в удивительном мире грамматики родной речи, познают всю красоту и многообразие слова и открывают для себя настоящую магию русского языка.
Введение курса «Гимнастика для ума» во внеурочной деятельности способствует интеллектуальному развитию младших школьников. Объектом изучения курса является язык и речь. Для учащихся младшего школьного возраста родной язык является средством и объектом изучения. Для педагогов начального звена школы русский язык и литературное чтение – главные учебные дисциплины. Они развивают мышление и речь ребенка, учат коммуникации, формируют навыки работы с разными источниками информации, воспитывают любовь к истории родного языка, культуре своего народа. Усваивая основы системы языка, в начальной школе учитель развивает у учащихся чувство языка, ведущие грамматические навыки. Курс строится на основе системно-деятельностного подхода и проводится раз в неделю, что составляет 33-34 занятия в учебном году. Проведение занятий в нетрадиционной для факультатива форме учитывает возрастные психологические особенности младших школьников, вносит разнообразие во внеурочную деятельность, способствует применению полученных детьми новых знаний и навыков по русскому языку в конкретной школьной жизни. В МАОУ Лицей №5» города Губкина курс «Гимнастика для ума» реализуется в 4-х классах во внеурочной деятельности.
Таким образом, в истекшем учебном году курс «Гимнастика для ума» позволил организовать работу с обучающимися по двум направлениям:
- Подготовка к олимпиадам;
- Работа с одаренными детьми (проектно-исследовательская деятельность).
Результативность работы по реализации курса «Гимнастика для ума» в общеобразовательных организациях следующая:
- победитель регионального отборочного этапа XIII Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев Плешков Владислав, ученик МАОУ « СОШ №12 с УИОП» г. Губкин, учитель Потемкина Лариса Анатольевна (приказ департамента образования Белгородской области от 18 февраля 2015 года № 748 «Об итогах проведения регионального отборочного) этапа XIII Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев»);
- победитель регионального отборочного этапа V Всероссийской олимпиады «Ученик ХХI века: пробуем силы - проявляем способности» для школьников, обучающихся по системе учебников «Начальная школа XXI века» Лазарев Дмитрий, ученик МАОУ «СОШ №16» г. Губкин, учитель Жигулина Наталья Павловна (приказ департамента образования Белгородской области от 16 марта 2015 года № 1077 «Об итогах проведения регионального (отборочного) этапа V Всероссийской интеллектуальной олимпиады «Ученик ХХI века: пробуем силы – проявляем способности» для школьников, обучающихся по системе учебников «Начальная школа XXI века»);
- победитель II региональной олимпиады «Я – ученик школы России» для учеников 4 классов, обучающихся по системе учебников «Школа России» Чубарова Олеся, ученица МАОУ «СОШ № 12 с УИОП» г. Губкин, учитель Шугаева Наталья Николаевна (приказ департамента образования Белгородской области от 12 мая 2015 года № 2196 «Об итогах проведения II региональной олимпиады «Я – ученик школы России» для учеников 4 классов, обучающихся по системе учебников «Школа России»).
И марафон, и вышеуказанные олимпиады содержали блок заданий по русскому языку и литературному чтению.
Разрешите выразить слова искренней благодарности создателям курса от педагогов Губкинского городского округа за методически грамотный и очень интересный подбор материала, который помогает открыть магию русского слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка классного часа "Почему человек становится лучше, когда трудится?"
Данную разработку можно использовать в качестве урока по предмету "Азбука нравственности" или классного часа....
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
Сегодня школе нужен не просто педагог, а педагог-исследователь. Эти качества будут развиваться при условии, если педагог активно зан...
Урок по литературе Султан Торайгыров "Я стану человеком"
Литература. 4 класс. Тема. Султанмахмут Торайгыров «Я стану человеком"Цель: способствовать формированию умений анализировать художественный текст поэтического жанра.Задачи: обучающие: систематиз...
Внеурочная деятельность. Кружок "Экономика: первые шаги" тема "Как человек становится собственником: покупает. Ролевая игра "Аукцион"
Посредством ролевой игры "Аукцион" учащиеся знакомятся с понятиями, схемой и правилами игры. Развивается культура экономического мышления, учатся пользоваться экономическими инструментариями...
Технологическая карта урока педагогики «Кто такой бережливый человек и надо ли им становиться?» 1 класс
Тема урока «Open the door. Предлоги. Повторение» Тип урока: урок рефлексии. Цель урока: создание условий для отрабо...
Сочинение на тему «Когда человек становится взрослым, воспитанным? Что такое воспитание?»
Дорогие читатели, вашему вниманию представлено собственное сочинение на тему: «Когда человек становится взрослым, воспитанным? Что такое воспитание?»...
Работа участника регионального этапа Российского соревнования юных исследователей"Шаг в будущее.Юниор"-XV окружного заочного соревнования юных исследователей "Ступень в будущее.Юниор."
АннотацияЦель исследования: изучить степень влияния пчел на жизнедеятельность людей.Задачи:1 этап-провести анкетирование среди учащихся, чтобы узнать, что они знают о пчёлах2 этап - изучить, кто такие...