авторская программа дополнительного образования "Час творческой деятельности", 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему
Авторская программа по внеурочной деятельности, отличительными особенностями которой является системно-деятельностный подход к воспитанию и развитию ребёнка средствами проектно-исследовательской, анимационной и мультипликационной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по внеурочной деятельности 2 класс | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Пояснительная записка
2.Ожидаемые результаты
3.Календарно-тематическое планирование.
4.Литература
- Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы и методические рекомендации Правительства Российской Федерации:
- Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ).
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) от 6 октября 2009 г. N 373; в ред. от 11 февраля 2013 г. N 26993.
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 N 761)
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы (Распоряжение правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р)
7. Учебный план МБОУ СОШ №8 г. Карабаново на 2014-2015 учебный год.
Получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных дисциплин, с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса, провести оценку полученных результатов, используя только проверочные работы и пятибалльную систему оценки, практически невозможно. Необходим поиск адекватных способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов.
Одной из таких форм, я считаю, является проектная деятельность. Учебная и социальная самостоятельность, компетентность в решении проблем, в принятии решений, ответственность и инициативность могут быть сформированы через проектную деятельность учащихся.
Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащихся проблемы, завершающихся созданием продукта. Особенность проекта в том, что при его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат. В основе такой деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Направленность программы проектной деятельности по содержанию является научно - познавательной.
Отличительными особенностями и новизной программы является системно - деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами проектно – исследовательской, анимационной и мультипликационной деятельности. В программе используются принципы арт – терапии, предполагающие проявление спонтанности и активности ребёнка, свободное самовыражение чувств и мыслей. Программа открывает ребёнку, работая над проектом, возможность пользоваться средствами того или другого декоративно – прикладного искусства: лепка, рисование, оригами…, что позволяет ребёнку раскрыть свой творческий потенциал. Используется диагностический инструментарий. Программа предусматривает создание портфолио ребёнка.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в формировании активной творческой личности способной к творческому труду, умению ориентироваться в информационном потоке. Программа развивает умения и навыки, личностные качества, необходимые при работе в команде, понимание общечеловеческих ценностей.
Под проектной деятельностью понимают разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
1) направлены на достижение конкретных целей;
2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
4) в определенной степени неповторимы и уникальны.
Данная программа включает в себя интеграцию проектной деятельности и мульттерапии. Занятия мульттерапией приводят к снижению тревоги и напряжения. Благодаря созданию мультфильмов как одного из результатов работы над проектом, ребёнок отвлекается от своих проблем, ведь оживление персонажей всегда воспринимается ребёнком как чудо. Участие в создании мультфильма повышает самооценку, так как происходит достаточно быстрое получение готового продукта - мультфильма. Ребёнок осознаёт себя автором. Благодаря связи проектной деятельности с мультипликацией развивается творческая активность, а ведь в современном мире она является залогом успешности личности.
Цель:
Развитие творческой личности учащихся с использованием проектного метода средствами коллективной анимационной деятельности.
Задачи
Образовательные:
1.Формировать навыки организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
2.Формировать умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
3. Формировать умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
4.Обучать навыкам мультипликации;
5.Способствовать формированию устойчивого интереса к самостоятельному анимационному творчеству.
Развивающие:
1.Развивать специфические умения и навыки проектирования (формулирование проблемы и постановка задач, целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация в различных формах);
2.Способствовать развитию творческого потенциала личности, креативных способностей, воображения, творческой активности;
3.Способствовать развитию познавательных функций - восприятия (зрительное, тактильное, слуховое), мышления, речи, памяти, внимания;
4.Способствовать развитию эмоциональной сферы, умению осознавать и адекватно выражать эмоции;
5.Развивать коммуникативные компетенции.
Воспитательные:
1.Способствовать созданию в группе отношения сотрудничества, взаимного уважения, позитивного настроя, атмосферы раскрепощенности;
2.Воспитывать морально-волевые качества личности: самостоятельность, инициативность, дисциплинированность;
3.Воспитывать в детях уверенность в себе, своих силах и возможностях;
4.Воспитывать интерес как к мультипликации в целом, так и ко всем видам искусства в отдельности;
5.Повышать чувство значимости, дать почувствовать себя автором творческого продукта, полноценной личностью;
6.Побуждать ребенка к проявлению собственной творческой активности, реализации своих идей;
Программа кружка рассчитана на группу учащихся 2 класса.
Состав группы до 15 человек (количество детей может изменяться в зависимости от желания ребёнка принять участие в работе над проектом по данной теме).
Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу.
Содержание и структура курса разработана в соответствии с проектной деятельностью УМК «Планета знаний».
Программа кружка рассчитана на 1 год, 34 часа. Содержание программы построено таким образом, чтобы внеурочная деятельность могла стать целенаправленной, систематической и результативной.
Задача кружка, не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину, счастливого, умеющего делать счастливыми других.
На занятиях кружка учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.
Проектная деятельность способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность.
Учащиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе.
Во внеурочной деятельности учащиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества (взаимопомощь, ответственность не только за себя, но и за команду, взаимовыручка и д р.).
Данная программа связывает проекты со всеми предметами (литературой, изобразительным искусством, музыкой, русским языком …)
Для защиты исследовательской работы учащиеся учатся делать компьютерные презентации, анимационные фильмы, тем самым знакомятся с современными ИКТ.
Проектная деятельность способствует выявлению одарённых детей и не стеснена рамками урока.
Результаты проектно - исследовательской работы, успешность выполнения творческой работы - результат совместной деятельности ребёнка и его руководителя. Как важно на первом этапе заинтересовать будущего исследователя, заставить его поверить в свои силы, а в дальнейшем убедить всех в одарённости ребёнка. Дети одарены с рождения, просто не всегда мы видим этот дар, а возможно, не каждый ребёнок перед нами раскрывается.
Работа в кружке позволяет сотрудничать не только детям, но и взрослым, учителям-предметникам, волонтёрам.
Одним из основных принципов организации деятельности кружка является принцип занимательности. В течение всего периода на занятиях используются игровые моменты, физкультминутки. Необходимо помнить, что большую часть времени дети провели малоподвижно на уроках, поэтому необходимо увеличить физическую активность. Уменьшить негативную эмоциональную и психическую нагрузку позволяет использование театрализованных постановок, сказок, игр, что также даёт возможность быть успешным, в центре внимания. Программа построена таким образом, чтобы можно было учесть интересы, познавательную способность каждого кружковца. В таком варианте есть большая возможность развивать не только индивидуальные интересы каждого, но и умение работать в группе, соотносить свои интересы с интересами всего коллектива в целом, развивать взаимопомощь, разноуровневое решение одних и тех же проблем.
В программе указано примерное количество часов, которое может быть выделено на изучение тем, в зависимости от наличия материальной базы, а также интересов учащихся, часы могут быть перераспределены. В связи с тем, что дети младшего школьного возраста, то часть вопросов предполагается для индивидуального изучения или работы в малых группах, завершая совместными итоговыми занятиями с презентациями, стендовыми защитами, праздниками, просмотрами анимационных фильмов.
Реализация программы опирается на полученные знания по окружающему миру, литературному чтению, музыке, изобразительному искусству, технологии, русскому языку, математике.
Режим занятий: (34 часа - часовое занятие раз в неделю). Занятия осуществляются как в кабинете, так и на природе в форме практических занятий, игр, индивидуальных занятий, праздников, презентаций проектов. Так же в форме экскурсий, исследований для изучения объектов природы.
Порядок действий в работе с проектами.
- Знакомство с темой.
- Выбор подтем ( областей знания).
- Сбор информации.
- Выбор проектов.
- Работа над проектами.
- Презентация проектов.
2. Ожидаемый результат.
В ходе работы над проектом у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
· Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
· Целеполагать (ставить и удерживать цели);
· Планировать (составлять план своей деятельности);
· Моделировать (представлять способ действия, выделяя существенное и главное);
· Проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
· Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Что дает работа над проектом?
- дети беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями;
- изучают литературу, анализируют статьи;
- делают вырезки и группируют их по тематическим блокам;
- посещают местные предприятия;
- совершают учебные экскурсии по родному краю;
- посещают музеи и другие учреждения культуры;
- находят необходимую информацию в сети интернет.
На основе полученной информации:
- составляют списки, отчеты;
- выпускают разовые или периодические бюллетени;
- выступают перед учениками своего класса или школы;
- пишут рефераты;
- пишут заметки в местные газеты;
- фотографируют;
- создают анимационные фильмы.
Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться:
- Расширять кругозор в интересующих их областях знаний
- Находить источник информации;
- Извлекать информацию, относящуюся к теме;
- Планировать работу над проектами;
- Сотрудничать друг с другом;
- Доводить начатое дело до конца
Формы подведения итогов реализации программы:
- выставки поделок из природных материалов;
- фотовыставки;
- учебно-исследовательские проекты;
- соревнования, праздники;
- демонстрация презентаций, анимационных фильмов;
- участие в различных конкурсах.
Методы работы:
- наглядный (с использованием показа мультипликационных фильмов, наглядных пособий, зрительных ориентиров);
- словесный (объяснение, беседа, описание, рассказ, вопросы, ответы);
- практический (практическое выполнение заданий);
- игровые методы;
- проектный метод;
- работа с портфолио.
Диагностический инструментарий:
Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии: «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли» [1]: (таблица 1)
Таблица 1
Диагностический инструментарий | Оцениваемые универсальные учебные действия |
| Внутренняя сформированность позиции школьника; мотивация учения; сформированность познавательных мотивов; сформированность способов решения и общего способа действий; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу. |
| Сформированность действий, направленных на учёт позиции собеседника, коммуникативные действия, осуществление сотрудничества |
| Установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами, сформированность действия смыслообразования |
| сформированность действия личностного самооценивания |
| Формирование целеустремлённости в достижении целей, готовность к преодолению трудностей |
| Формирование актуального рефлексивного контроля |
| Формирование учебной и личностной самооценки, установка на улучшение результатов своей деятельности |
| Сформированность выполнения действий по усвоенному алгоритму, самостоятельное построение учебной цели |
Итоги учёта знаний, умений, овладения учеником универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, основного содержания портфолио учеников, опросников.
3.Календарно-тематическое планирование.
№ | Дата | ФГОС Предметные области | Название разделов программы, тем | Возможные формы проекта | Коли чест во часов |
1 | Вводное занятие. Знакомство с программой кружка. Инструктаж по правилам поведения и технике безопасности на занятиях. Диагностика. | 1 | |||
2 | Окружающий мир | Проект «Знание – сила» Удивительные возможности мультипликации. Просмотр и обсуждение мультфильмов различных жанров. Азбука мультипликации (знакомство с основными понятиями и терминами мультипликации, просмотр и обсуждение мультфильмов, выполненных в различных техниках анимации). Практическое занятие. Объёмная пластилиновая анимация (лепка мультгероя, его оживление – фотосъёмка) | - Сообщение об истории мультипликации; - викторина. - Выставка работ «Любимый мультгерой», выполненных в технике «Пластилиновая анимация»; -анимационные зарисовки. | 4 1 1 2 | |
3 | Окружающий мир Русский язык | Проекты «Наши питомцы» + «Мастерская слова» | - Сочинение о домашнем животном; - фоторепортаж; - презентация; - свой проект. | 1 | |
4 | Окружающий мир | Проект «Мы живем в космосе» Знакомство с песочной анимацией (просмотр и обсуждение анимационных фильмов в этой технике). Практическая работа на свободную тему. Работа над созданием сценария (знакомство с этапами развития сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и эпилог). Составление раскадровки. Съёмка, монтаж, озвучивание. Просмотр созданного мультфильма, обсуждение проделанной работы. | - Мультфильм; - свой проект. | 6 1 1 1 2 1 | |
5 | Русский язык | Проект «Как хорошо уметь грамотно писать» Знакомство с техникой «Рисованная анимация», просмотр и обсуждение анимационных фильмов, выполненных в этой технике. Практическая работа в технике «Оживающий фон». Создание анимационного фильма «Поздравительная открытка с Новым годом» в технике «Оживающий фон». Озвучивание (подбор и наложение музыки) | -Анимационная поздравительная открытка с Новым годом; -сочинить загадки о зиме для малышей; -описать изученные правила в стихах; -сочинить стихотворение; -написать письмо Деду Морозу; -свой проект. | 3 1 2 | |
6 | Музыка | Проект «Музыка в жизни людей» Разучивание песен, стихотворений, сценок к празднику. | -Праздник для мам и бабушек « 8 Марта»; -праздничная открытка; -свой проект. | 1 | |
7 | Литературное чтение | Проект «Устное народное творчество» Знакомство с рисованной техникой «Перекладка». Просмотр и обсуждение мультфильмов, выполненных в этой технике. Практическая работа «Создай и оживи сказочного персонажа». Съёмка. Просмотр созданного фильма. | -Организовать и оформить выставку книг по разным темам; -выставка поделок; -конкурс знатоков народных сказок, песен, загадок, поговорок; -инсценировка сказки или песни, -мультфильм. | 4 1 3 | |
8 | Литературное чтение Изобразитель ное искусство | Проект «Любимые писатели, произведения и герои» + Проект «Изобразительное искусство» Создание мультфильма по мотивам сказки Сутеева «Под грибом». -Знакомство со сказкой «Под грибом», обсуждение сказки -Работа над созданием сценария -Составление раскадровки -Работа над созданием героев сказки -Создание фонов и декораций -Съёмка -Озвучивание -Просмотр и обсуждение созданного мультфильма | Анимационный фильм по мотивам сказки Сутеева «Под грибом». | 10 1 1 1 1 2 2 1 1 | |
9 | Окружающий мир | Проект «Жизнь леса» -Экскурсия в лес -Оформление фотоколлажа, фотоальбома | - Сообщения; -создание фотоальбома; -оформление стенда; -викторина; -свой проект. | 2 1 1 | |
10 | Заключительная диагностика. Оформление портфолио. | 1 | |||
11 | Заключительное занятие. Просмотр мультфильмов, созданных детьми. Обмен впечатлениями. Демонстрация портфолио. Обсуждение творческих планов на следующий год. | Праздник с приглашением родителей. | 1 | ||
Всего: | 34ч. |
Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение
- наличие ноутбука и программного обеспечения для монтажа
мультфильмов;
- фотоаппарат и кронштейн;
- стол ;
- рабочие места для изготовления поделок;
- ящик с песком для песочной анимации (или стол с подсветкой)
4.Литература
1.Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике. - Новгород, 1994. 3.Ксезнова Г.Ю. Перспективные школьные технологии.
2. Анофриков П., Тихонова Е. Представляем детскую анимационную студию // Искусство в школе. – 2002. - № 1
3. Асенин С. В. Волшебники экрана: Эстетические проблемы современной мультипликации. – М.: Искусство, 1974.
4.Горохова О.Б. Программа развития и обучения дошкольника. Школа рисования. Рисуем мультики. Сказки. Для детей 6-8 лет. СПб. Издательский дом «Нева» М. «ОЛМА-ПРЕСС»2002г.
5.Горохова О.Б. Школа рисования. Рисуем мультики. Ребятам о зверятах. СПб. Издательский дом «Нева»М. «ОЛМА-ПРЕСС» 2001г.
6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред.А.Г. Асмолова.-М.:Просвещение, 2008.-151с
7.Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) - Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995 - 176 с. 5.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
8.Конышева Н.М. О проблеме проектной деятельности школьников на уроках практического труда. // Начальная школа, 2004, №2, 35-39c.
9.Кристофер Харт. Мультяшки для начинающих. – ООО «Попурри», 2002.
10. Кристофер Харт. Как нарисовать мультяшных сказочных персонажей. – ООО «Попурри» 2002.
11. Организация учебной деятельности: проблемы и перспективы. Доклады Всероссийской конференции. Набутова И.В. Развитие возможности работы над групповыми проектами 25-26./ Набережные Челны, 1997. 144с.
12.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
13. Сельцер Р. Активный и самостоятельный процесс учебы //Инновационная деятельность в образовании: Международный междисциплинарный научно-практический журнал - 1994. - N 3. - С.65-75
[1] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред.А.Г. Асмолова.-М.:Просвещение, 2008.-151с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса дополнительного образования «Юный математик», 3 класс
Программа курса дополнительного образования «Юный математик» для 3 класса автор: Макарова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, Ι квалификационная категория. Внеклассная работа по матем...
Программа дополнительного образования по проектной деятельности «СПОРТЛАНДИЯ»
Программа работы над социальным проектом "Спортландия", где учащиеся совместно с родителями строят спортивную площадку в школе-детском саду....
Дополнительное образование.Кружок "Творческая мастерская"
Рабочая программа с пояснительной запиской для кружка "Творческая мастерская"...
Рабочая программа по дополнительному курсу «Коллективная творческая деятельность (кружок «Ориентир»). Начальная школа 1-4 классы.
Рабочая программа по дополнительному курсу «Коллективная творческая деятельность (кружок «Ориентир»). Начальная школа 1-4 классы...
Программа дополнительного образования по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Россия – Родина моя!»
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Россия-Родина моя! реализуется на основе следующих принципов: принцип природосообразности, принцип целостности ...
Рабочая программа дополнительного образования во внеурочной деятельности "Свирельки".
Содержание рабочей программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, народной музыки...
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «МАСТЕРИЛКА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОРОГОБУЖСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА...