авторская программа дополнительного образования "Час творческой деятельности", 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Авторская программа по внеурочной деятельности, отличительными особенностями которой является системно-деятельностный подход к воспитанию и развитию ребёнка средствами проектно-исследовательской, анимационной и мультипликационной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                 средняя общеобразовательная школа №8 г. Карабаново

Принято                                                                                        Утверждено

Решением педагогического совета                                       Приказом директора                                                                            

от 28.08.2014 года протокол №10                                            от 28.08.2014 года №25.

Рабочая программа творческого объединения

"Час творческой деятельности"

 2  класс

Срок реализации программы 1 год.

                                                                                                 Составитель:

Истомина Наталья Анатольевна,

учитель начальных классов

высшей  квалификационной  категории

                                               

г. Карабаново

2014

 

   Содержание

1. Пояснительная записка

2.Ожидаемые  результаты

      3.Календарно-тематическое планирование.

     4.Литература

     

   

  1. Пояснительная записка

Нормативно-правовые документы и методические рекомендации Правительства Российской Федерации:

  1. Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ).
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  3.  «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) от 6 октября 2009 г. N 373; в ред. от 11 февраля 2013 г. N 26993.
  5. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 N 761)
  6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы (Распоряжение правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р)

    7. Учебный план МБОУ СОШ №8 г. Карабаново  на 2014-2015 учебный год.

                                                                                                                                                                 

        Получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных дисциплин, с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса, провести оценку полученных результатов, используя только проверочные работы и пятибалльную систему оценки, практически невозможно. Необходим поиск адекватных способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов.

Одной из таких форм, я считаю, является проектная деятельность. Учебная и социальная самостоятельность, компетентность в решении проблем, в принятии решений, ответственность и инициативность могут быть сформированы через проектную деятельность учащихся.

       Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащихся проблемы, завершающихся созданием продукта. Особенность проекта в том, что при его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат. В основе такой деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

     Направленность программы проектной деятельности по содержанию является научно - познавательной.

     Отличительными особенностями и новизной программы является системно - деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами проектно – исследовательской, анимационной и мультипликационной  деятельности. В программе  используются принципы  арт – терапии, предполагающие проявление спонтанности и активности ребёнка, свободное самовыражение чувств и мыслей. Программа открывает ребёнку, работая над проектом,  возможность пользоваться средствами того или другого декоративно – прикладного искусства: лепка, рисование, оригами…, что позволяет ребёнку раскрыть свой творческий потенциал.  Используется диагностический инструментарий. Программа предусматривает создание портфолио ребёнка.

     Актуальность программы обусловлена потребностью общества в формировании активной творческой личности способной к творческому труду, умению ориентироваться в информационном потоке.  Программа развивает  умения и навыки, личностные качества, необходимые при работе  в команде, понимание  общечеловеческих  ценностей.

     Под проектной деятельностью понимают разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

1) направлены на достижение конкретных целей;

2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных   действий;

3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

4) в определенной степени неповторимы и уникальны.

Данная программа включает в себя интеграцию проектной деятельности и мульттерапии. Занятия мульттерапией приводят к снижению тревоги и напряжения. Благодаря созданию мультфильмов как одного из результатов работы над проектом, ребёнок отвлекается от своих проблем, ведь оживление персонажей всегда воспринимается ребёнком как чудо. Участие в создании мультфильма  повышает самооценку, так как происходит достаточно быстрое получение готового продукта - мультфильма. Ребёнок осознаёт  себя автором. Благодаря связи проектной деятельности с мультипликацией развивается творческая активность, а ведь в современном мире она является залогом успешности личности.

Цель:

 Развитие  творческой личности учащихся  с использованием проектного метода средствами коллективной анимационной деятельности.

Задачи

Образовательные:

     1.Формировать навыки организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

2.Формировать умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;

3. Формировать умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

      4.Обучать  навыкам мультипликации;

      5.Способствовать формированию устойчивого интереса к самостоятельному анимационному творчеству. 

Развивающие:

      1.Развивать специфические умения и навыки проектирования (формулирование проблемы  и постановка задач,  целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация в различных формах);

      2.Способствовать  развитию творческого потенциала личности, креативных способностей, воображения, творческой активности;

      3.Способствовать развитию познавательных функций - восприятия (зрительное, тактильное, слуховое), мышления, речи, памяти, внимания;

      4.Способствовать развитию эмоциональной сферы, умению осознавать и адекватно выражать эмоции;

     5.Развивать коммуникативные компетенции.

Воспитательные:

    1.Способствовать созданию в группе отношения сотрудничества,      взаимного уважения, позитивного настроя, атмосферы раскрепощенности;

2.Воспитывать морально-волевые качества личности: самостоятельность, инициативность, дисциплинированность;

3.Воспитывать в детях уверенность в себе, своих силах и возможностях;

4.Воспитывать интерес как к мультипликации в целом, так и ко всем видам искусства в отдельности;

    5.Повышать чувство значимости, дать почувствовать себя автором творческого продукта, полноценной личностью;

6.Побуждать ребенка к проявлению собственной творческой активности, реализации своих идей;

 Программа кружка рассчитана на группу учащихся 2 класса.

 Состав группы до 15 человек (количество детей может изменяться в зависимости от желания ребёнка принять участие в работе над проектом по данной теме).

Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу.

 Содержание и структура курса разработана  в соответствии с проектной деятельностью УМК «Планета знаний».

       Программа кружка рассчитана на 1 год, 34 часа. Содержание программы построено таким образом, чтобы внеурочная деятельность могла стать целенаправленной, систематической и результативной.   

      Задача кружка, не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину,  счастливого, умеющего делать счастливыми других.

      На занятиях кружка учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.

     Проектная деятельность способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность.         

   Учащиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе.

    

     Во внеурочной деятельности  учащиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества (взаимопомощь, ответственность не только за себя, но и за команду, взаимовыручка и д р.).

    Данная программа  связывает проекты со всеми предметами (литературой, изобразительным искусством, музыкой, русским языком …)

    Для защиты  исследовательской  работы учащиеся учатся делать компьютерные презентации, анимационные фильмы, тем самым знакомятся  с современными  ИКТ.

     Проектная деятельность способствует выявлению одарённых детей и не стеснена рамками урока.                                                                           

   Результаты  проектно - исследовательской работы,  успешность выполнения творческой работы - результат  совместной деятельности ребёнка и его руководителя. Как важно на первом этапе заинтересовать будущего исследователя, заставить  его поверить в свои силы, а в дальнейшем  убедить всех в одарённости ребёнка.    Дети одарены с рождения, просто не всегда мы видим этот дар, а возможно, не каждый ребёнок перед нами раскрывается.   

     Работа в кружке позволяет сотрудничать не только детям, но и взрослым, учителям-предметникам, волонтёрам.

    Одним из основных принципов организации деятельности кружка является принцип занимательности. В течение всего периода на занятиях используются игровые моменты, физкультминутки. Необходимо помнить, что большую часть времени дети провели малоподвижно на уроках, поэтому необходимо увеличить физическую активность. Уменьшить негативную эмоциональную и психическую нагрузку позволяет  использование театрализованных постановок, сказок, игр, что также даёт возможность быть успешным, в центре внимания.  Программа построена таким образом, чтобы можно было учесть интересы, познавательную способность каждого кружковца. В таком варианте есть большая возможность развивать не только индивидуальные интересы каждого, но и умение работать в группе, соотносить свои интересы с интересами всего коллектива в целом, развивать взаимопомощь, разноуровневое решение одних и тех же проблем.

    В программе указано примерное количество часов, которое может быть выделено на изучение тем, в зависимости от  наличия материальной базы, а также интересов учащихся, часы могут быть перераспределены. В связи с тем, что дети  младшего школьного возраста, то часть  вопросов предполагается для индивидуального изучения или работы в малых группах, завершая совместными  итоговыми занятиями с презентациями, стендовыми защитами, праздниками, просмотрами анимационных фильмов.

           

Реализация программы опирается на полученные знания по окружающему миру, литературному чтению, музыке, изобразительному искусству, технологии, русскому языку, математике.

Режим занятий: (34 часа - часовое занятие раз в  неделю).  Занятия осуществляются как в кабинете, так и на природе в форме  практических занятий, игр, индивидуальных занятий, праздников, презентаций проектов. Так же  в форме экскурсий,  исследований   для изучения объектов  природы.

Порядок действий в работе с проектами.

  1. Знакомство с темой.
  2. Выбор подтем ( областей знания).
  3. Сбор информации.
  4. Выбор проектов.
  5. Работа над проектами.
  6. Презентация проектов.

2. Ожидаемый результат.

   В ходе работы над проектом у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

·         Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

·         Целеполагать (ставить и удерживать цели);

·         Планировать (составлять план своей деятельности);

·         Моделировать (представлять способ действия, выделяя существенное и главное);

·         Проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;

·         Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Что дает работа над проектом?

  • дети беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями;
  • изучают  литературу, анализируют статьи;
  • делают вырезки и группируют их по тематическим блокам;
  • посещают местные предприятия;
  • совершают учебные экскурсии по родному краю;
  • посещают музеи и другие учреждения культуры;
  • находят необходимую информацию в сети интернет.

На основе полученной информации:

  • составляют списки, отчеты;
  • выпускают разовые или периодические бюллетени;
  • выступают перед учениками своего класса или школы;
  • пишут рефераты;
  • пишут заметки в местные газеты;
  • фотографируют;
  • создают анимационные фильмы.

  Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться:

  • Расширять кругозор в интересующих их областях знаний
  • Находить источник информации;
  • Извлекать информацию, относящуюся к теме;
  • Планировать работу над проектами;
  • Сотрудничать друг с другом;
  • Доводить начатое дело до конца

Формы подведения итогов реализации программы:

  • выставки поделок из природных материалов;
  • фотовыставки;
  • учебно-исследовательские  проекты;
  • соревнования, праздники;
  • демонстрация презентаций, анимационных фильмов;
  • участие в различных  конкурсах.

Методы работы:

  •  наглядный (с использованием  показа мультипликационных фильмов, наглядных пособий, зрительных ориентиров);
  • словесный (объяснение, беседа, описание, рассказ, вопросы, ответы);
  • практический (практическое выполнение заданий);
  • игровые методы;
  • проектный метод;
  • работа с портфолио.

Диагностический инструментарий:

Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать  диагностический инструментарий, заложенный в пособии: «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли» [1]: (таблица 1)

Таблица 1

Диагностический инструментарий

Оцениваемые универсальные учебные действия

  • Методика «Беседа о школе»;
  • проба на познавательную  инициативу «Незавершенная сказка»;  
  • Опросник  мотивации; 

Внутренняя сформированность позиции школьника; мотивация учения; сформированность познавательных мотивов; сформированность способов решения и общего способа действий; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным  обществу.

  •  Типовые учебные задачи (Ж.Пиаже);
  • Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман);
  • Задание «Левая и правая сторона» (Ж. Пиаже);
  • Методика «кто прав» (Г.Цукерман и др);

Сформированность действий, направленных на учёт позиции собеседника, коммуникативные действия, осуществление сотрудничества

  • Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой);

Установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами, сформированность действия смыслообразования

  • Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха;

сформированность действия личностного самооценивания

  • Уровни сформированности целеполагания (в соответствии основным положениям концепции П.Я. Гальперина)

Формирование целеустремлённости в достижении целей, готовность к преодолению трудностей

  • Уровни развития контроля (в соответствии основным положениям концепции П.Я. Гальперина)

Формирование актуального рефлексивного контроля

  • Уровни развития оценки (в соответствии основным положениям концепции Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

Формирование учебной и личностной самооценки, установка на улучшение результатов своей деятельности

  • Уровни сформированности учебных действий (в соответствии основным положениям концепции Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

Сформированность выполнения действий по усвоенному алгоритму, самостоятельное построение учебной цели

Итоги учёта знаний, умений, овладения учеником  универсальных учебных действий подводятся посредством  листов педагогических наблюдений, основного  содержания  портфолио учеников,  опросников.

3.Календарно-тематическое планирование.

Дата

ФГОС

Предметные области

Название разделов программы, тем

Возможные формы проекта

Коли

чест

во часов

1

Вводное занятие. 

Знакомство с программой кружка. Инструктаж по правилам поведения и технике безопасности на занятиях. Диагностика.

1

2

Окружающий мир

Проект «Знание – сила»

Удивительные возможности мультипликации. Просмотр и обсуждение мультфильмов различных жанров.

Азбука мультипликации (знакомство с основными понятиями и терминами мультипликации, просмотр и обсуждение мультфильмов, выполненных в различных техниках анимации).

Практическое занятие.

Объёмная пластилиновая анимация (лепка мультгероя, его оживление – фотосъёмка)

- Сообщение об истории мультипликации;

- викторина.

- Выставка работ «Любимый мультгерой», выполненных в технике «Пластилиновая анимация»;

-анимационные зарисовки.

4

1

1

2

3

Окружающий мир

Русский язык

Проекты «Наши питомцы» + «Мастерская слова»

- Сочинение о домашнем животном;

- фоторепортаж;

- презентация;

- свой проект.

1

4

Окружающий мир

Проект «Мы живем в космосе»

Знакомство с песочной анимацией (просмотр и обсуждение анимационных фильмов в этой технике).

 Практическая работа на свободную тему.

Работа над созданием сценария (знакомство с этапами развития сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и эпилог).

Составление раскадровки.

Съёмка, монтаж, озвучивание.

Просмотр созданного мультфильма, обсуждение проделанной работы.

- Мультфильм;

- свой проект.

6

1

1

1

2

1

5

Русский язык

Проект «Как хорошо уметь грамотно писать»

Знакомство с техникой «Рисованная анимация», просмотр  и обсуждение анимационных фильмов, выполненных в этой технике. Практическая работа в технике «Оживающий фон».

Создание анимационного фильма «Поздравительная открытка с Новым годом» в технике «Оживающий фон». Озвучивание (подбор и наложение музыки)

-Анимационная поздравительная открытка с Новым годом;

-сочинить загадки о зиме для малышей;

-описать изученные правила в стихах;

-сочинить стихотворение;

-написать письмо Деду Морозу;

-свой проект.

3

1

2

6

Музыка

Проект «Музыка в жизни людей»

Разучивание песен, стихотворений, сценок к празднику.

-Праздник для мам и бабушек

« 8 Марта»;

-праздничная открытка;

-свой проект.

1

7

Литературное чтение

Проект «Устное народное творчество»

Знакомство с рисованной техникой «Перекладка». Просмотр и обсуждение мультфильмов, выполненных в этой технике.

Практическая работа «Создай и оживи сказочного персонажа». Съёмка. Просмотр созданного фильма.

-Организовать  и оформить выставку  книг по разным темам;

-выставка поделок;

-конкурс знатоков народных сказок, песен, загадок, поговорок;

-инсценировка сказки или песни,

-мультфильм.

4

1

3

8

Литературное чтение

Изобразитель

ное искусство

Проект «Любимые писатели, произведения и герои» +

Проект «Изобразительное искусство»

Создание мультфильма по мотивам сказки Сутеева «Под грибом».

-Знакомство со сказкой «Под грибом», обсуждение сказки

-Работа над созданием сценария

-Составление раскадровки

-Работа над созданием героев сказки

-Создание фонов и декораций

-Съёмка

-Озвучивание

-Просмотр и обсуждение созданного мультфильма

Анимационный фильм по мотивам сказки Сутеева «Под грибом».

10

1

1

1

1

2

2

1

1

9

Окружающий мир

Проект «Жизнь леса»

-Экскурсия в лес

-Оформление фотоколлажа, фотоальбома

- Сообщения;

-создание фотоальбома;

-оформление стенда;

-викторина;

-свой проект.

2

1

1

10

Заключительная диагностика. Оформление портфолио.

1

11

Заключительное занятие.

Просмотр мультфильмов, созданных детьми. Обмен впечатлениями.  Демонстрация портфолио. Обсуждение творческих планов на следующий год.

Праздник с приглашением родителей.

1

Всего:

34ч.

Условия реализации программы:

Материально-техническое обеспечение

- наличие ноутбука и программного обеспечения для монтажа    

  мультфильмов;

- фотоаппарат и кронштейн;

- стол ;

- рабочие места для изготовления поделок;

- ящик с песком для песочной анимации (или стол с подсветкой)

4.Литература

1.Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике. - Новгород, 1994. 3.Ксезнова Г.Ю. Перспективные школьные технологии.

2. Анофриков П., Тихонова Е. Представляем детскую анимационную студию // Искусство в школе. – 2002. - № 1

3. Асенин С. В. Волшебники экрана: Эстетические проблемы современной мультипликации. – М.: Искусство, 1974.

4.Горохова О.Б. Программа развития и обучения дошкольника. Школа рисования. Рисуем мультики. Сказки. Для детей 6-8 лет. СПб. Издательский дом «Нева» М. «ОЛМА-ПРЕСС»2002г.

5.Горохова О.Б. Школа рисования. Рисуем мультики. Ребятам о зверятах. СПб. Издательский дом «Нева»М. «ОЛМА-ПРЕСС» 2001г.

6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред.А.Г. Асмолова.-М.:Просвещение, 2008.-151с

7.Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) - Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995 - 176 с. 5.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.

8.Конышева Н.М. О проблеме проектной деятельности школьников на уроках практического труда. // Начальная школа, 2004, №2, 35-39c.

9.Кристофер Харт. Мультяшки для начинающих. – ООО «Попурри», 2002.

10. Кристофер Харт. Как нарисовать мультяшных сказочных персонажей. – ООО «Попурри» 2002.

11. Организация учебной деятельности: проблемы и перспективы. Доклады Всероссийской конференции. Набутова И.В. Развитие возможности работы над групповыми проектами 25-26./ Набережные Челны, 1997. 144с.

12.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

13. Сельцер Р. Активный и самостоятельный процесс учебы //Инновационная деятельность в образовании: Международный междисциплинарный научно-практический журнал - 1994. - N 3. - С.65-75


[1] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред.А.Г. Асмолова.-М.:Просвещение, 2008.-151с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса дополнительного образования «Юный математик», 3 класс

Программа курса дополнительного образования «Юный математик» для 3 класса автор: Макарова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, Ι квалификационная категория. Внеклассная работа по матем...

Программа дополнительного образования по проектной деятельности «СПОРТЛАНДИЯ»

Программа работы над социальным проектом  "Спортландия", где учащиеся совместно с родителями строят спортивную площадку в школе-детском саду....

Дополнительное образование.Кружок "Творческая мастерская"

Рабочая программа с пояснительной запиской для кружка "Творческая мастерская"...

Рабочая программа по дополнительному курсу «Коллективная творческая деятельность (кружок «Ориентир»). Начальная школа 1-4 классы.

Рабочая программа по дополнительному   курсу «Коллективная   творческая   деятельность  (кружок «Ориентир»). Начальная школа 1-4 классы...

Программа дополнительного образования по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Россия – Родина моя!»

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Россия-Родина моя! реализуется на основе следующих принципов: принцип природосообразности, принцип целостности ...

Рабочая программа дополнительного образования во внеурочной деятельности "Свирельки".

Содержание рабочей программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, народной музыки...

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «МАСТЕРИЛКА»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДОРОГОБУЖСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА...