Программа дополнительного образования по проектной деятельности «СПОРТЛАНДИЯ»
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме
Программа работы над социальным проектом "Спортландия", где учащиеся совместно с родителями строят спортивную площадку в школе-детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_ya_vnedryayu_metod_proektov_v_nachalnoy_shkole.docx | 29.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Как я внедряю метод проектов в начальной школе.
Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования.
Достижение нового результата образования должно опираться на новые технологии.
Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми ученик оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях , работать в различных коллективах.
В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно- поисковой деятельности школьников, педагогов и родителей.
В нашей школе ученики с начальных классов обучаются электронным технологиям, проектной деятельности, ведут поисковую, исследовательскую работу.
Ученику, живущему в информационной среде, неинтересны традиционные уроки с устаревшими технологиями. Развитие различных компетентностей учеников – это творчество, в ходе которого они должны ощущать себя не только объектом образовательного процесса , но и его субъектом, применяя свои знания и умения и получая новые.
Идея данного социального проекта возникла таким образом. Территория у нас очень большая, но нет хорошей спортивной площадки для школьников и игровой площадки для дошкольников. Дети совместно с родителями решили облагородить пришкольный участок и своими силами построить спортивные сооружения на нем. Дети восприняли это как игру, причем тем более увлекательную, чем серьезнее к ней относятся взрослые. Ребенок в воображении поднимается до их уровня, начинает представлять, будто занят настоящим, нужным обществу делом.
Сразу пришло название проекта «Красота вокруг нас» с творческим названием «Спортландия». А самое главное – дети с удовольствием стали заниматься творческой работой. Дети выдвигали множество идей, что мы могли бы смастерить с помощью родителей на спортивной и игровой площадках.
Возник вопрос : «Как человек мастерит?».
Появились проблемы: «Как с помощью компьютера создать схемы сооружений?». «Где можно достать материалы для изготовления сооружений?»
Участники проекта: учащиеся 4 класс
Были поставлены цели проекта:
1. Пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.
2. Структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
3.Обьединить педагога, родителей и детей в общей творческой работе.
4. Демонстрация сооружений, представление результатов.
Такие маленькие дети не представляют глубину предстоящей работы. Поэтому, приступая к данному проекту , желательно придерживаться правил:
- Дети не должны оставаться в стороне, а были активными помощниками своим родителям;
- строить обучение на основе игры,
- предлагая практическую работу;
- дать детям возможность видеть плоды своего труда.
Были намечены этапы и сроки проведения проекта.
Критериями работы наших детей являлось искреннее желание оформить территорию своей школы. Занятия проводились во внеурочное время и оценки детям не ставились.
Итогом нашей совместной работы является презентация «Мы учимся строить».
Конечно, родители были главными помощниками своим детям к творческой работе детей.
Семья – самый первый коллектив в жизни ребенка. Вот почему так важен в воспитании трудолюбия совместный труд родителей и педагогов.
Задачи проекта:
– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;
– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом;
– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;
– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
– распределение задач (обязанностей) между членами группы.
-самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта;
– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время);
– подготовка презентационных материалов;
– подготовка публичного выступления;
– презентация проекта;
– коллективное обсуждение результатов проекта;
– самоанализ проектной деятельности.
Содержание программы.
Программа состоит из таких разделов: поисковый, аналитический, практический, презентационный, контрольный.
Программа предполагает теоретическую и практическую часть. В реализации Программы используются инновационные педагогические методы, позволяющие обеспечивать активную субъективную позицию учащихся.
В организации практической деятельности применяется деятельностный подход – включение ребенка в добывание знаний.
Ожидаемые результаты.
- Подготовка к самостоятельной жизни и квалифицированному труду;
- Самостоятельность, ответственность за результаты своей деятельности;
- Самопознание, самосовершенствование, накопление опыта социальной деятельности;
- Сочетание исполнительности с инициативой и творчеством;
- Стремление к проявлению творческих способностей в различных сферах жизни и деятельности;
- Выполнение определенных социальных функций, требующих четкого выполнения команд;
- Стремление реализовать свою индивидуальность, успешно адаптируясь к имеющимся социальным условиям;
- Укрепление физического здоровья.
Используемые диагностики:
- Анкетирование;
- Собеседование;
- Показатели здоровья.
Программа модифицирована, в ее основу положена программа Intel «Обучение для будущего» г. Тольятти – 2004 г. Автор: Н.И. Лапшина, учитель начальных классов, МОУ СШ №93.
В нашей программе увеличено количество часов на практическую деятельность.
Учебно-тематическое планирование
№ | Раздел программы | Часы | Теор. часы | Практ. часы | Формы контроля |
1 | Обсуждение темы проекта, предмет исследования с учителем. | 1 | 1 | беседа | |
2-4 | Получение дополнительной информации. Определяют свои потребности. | 3 | 2 | 1 | Собеседо-вание |
5-7 | Принимают в составе группы (или с родителями) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор. | 3 | 2 | 1 | Собеседо-вание |
8-9 | Анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; | 2 | 1 | 1 | Анкетиро- вание |
10-11 | Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения с родителями) цель проекта. | 2 | 1 | 1 | Собеседо-вание |
12-13 | Поиск, сбор, систематизация и анализ информации; • распределение ролей ; • планирование работы; | 2 | 1 | 1 | Собеседо-вание |
14 | Формы и способы презентации предполагаемых результатов; | 1 | 1 | Собеседо-вание | |
15 | Установление критериев оценивании результатов и процесса. | 1 | 1 | Собеседо-вание | |
16-17 | Продумывание продукта групповой и/или индивидуальной деятельности Оценка (самооценка) результатов данного этапа работы. | 2 | 1 | 1 | Анкетиро-вание |
18-21 | Выполнение запланированных действий в комбинированном режиме. | 4 | 2 | 2 | |
22-29 | Оформление проекта, Изготовление продукта. | 8 | 2 | 6 | Собеседо- вание |
30-31 | Оформление портфолио. | 2 | 2 | Собеседо-вание | |
32-33 | Защита проекта. | 2 | 2 | Презента-ция | |
34 | Оценивание деятельности и ее результативности. | 1 | 1 | ||
Структура организации:
Занятия проводятся во внеурочное время и на уроках информатики 1 час в неделю, всего 34 часа.
Содержание изучаемого курса
Раздел 1 «Поисковый»
– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;
– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.
Раздел 2 «Аналитический»
- определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;
– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
– распределение задач (обязанностей) между членами группы.
Раздел 3 «Практический»
- самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.
– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).
Раздел 4 «Презентационный»
– анализ и синтез данных;
– формулирование выводов.
– подготовка презентационных материалов;
– подготовка публичного выступления;
– презентация проекта.
Раздел 5 «Контрольный»
– коллективное обсуждение результатов проекта;
– самоанализ проектной деятельности.
Методическое обеспечение программы.
Методические пособия:
- Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. (Методическая библиотека)
- Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пос. для учителя. М.: Ладога-100, 2002.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
Оборудование:
Компьютерный класс с выходом в Internet
Список литературы.
1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996
2. Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001.
3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
4. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
5. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
6. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.
7. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996
8. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998
9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996.
10. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000.
11. Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с.
12. Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / БГУ. Центр проблем развития образования. — Мн.: Пропилеи, 2001. — С. 121—140. [Перевод Л.А.Лашкевич; Источник: David Jaques. Supervising Projects / SEDA Further Induction Pack II. – 1992, April. – P. 6—35.]
13. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
14. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
15. Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1926
16. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.
17. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
18. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. — М.: МИПКРО, 2001.
19. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.
20. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999.
21. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.
22. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55
23. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45
24. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.
25. Проект «Гражданин» — способ социализации подростков.//Народное образование, № 7, 2000.
26. Русских Г.А. Технология проектного обучения // Биология в школе. 2003. №3
27. Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. — 1998. — № 4. — С. 144—148.
28. Слободчиков В.В. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996.
28. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001. — 544.: ил. — (Серия «Учебник нового века»). [Метод проектов. — С. 337—341]
29. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., Сентябрь, 1998, с.83-128.
30. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998
31. Чиркова Е.Б. модель урока в режиме технологии проектного обучения. // Начальная школа. 2003. № 12.
32. Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. СПб: «Два Три», 1996, с.610.
33. Экспериментальные площадки в московском образовании. Сб. статей № 2. — М.: МИПКРО, 2001. 160 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О возможности внедрения проектного и исследовательского обучения в начальное образование
В период внедрения федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится использование в обучении приемов и...
Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании
Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....
Ежегодное информационно-тематическое издание ГБОУ центра образования №1430. "Проектная деятельность как один из методов организации экологической работы в начальной школе".
В данном разделе опубликована статья о проектной деятельности....
Ежегодное информационно-тематическое издание ГБОУ центра образования №1430. "Проектная деятельность как один из методов организации экологической работы в начальной школе".
В данном разделе опубликована статья " Проектная деятельность как один из методов организации экологической работы в начальной школе"....
"ФГОС начального общего образования. Использование проектной технологии на уроках английского языка в начальной школе"
Статья об использовании проектной технологии на уроках английского языка...
Статья. Инновации в системе начального общего образования Технология проектного обучения в начальной школе.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию ...
"ФГОС начального общего образования. Использование проектной технологии на уроках английского языка в начальной школе".
Статья об использовании проектной технологии на уроках английского языка....