Урок основ религиозной культуры и светской этики на тему "Добро и зло" 4 класс
методическая разработка (4 класс) на тему

Паршина Татьяна Петровна

Тема: Добро и зло.

Цель и задачи:

1)    Пробудить у детей стремление совершать добрые дела;

2)    Развивать у детей чувство товарищества и взаимопомощи;

3)    Формировать правильную самооценку;

4)    Познакомить с понятиями добро, зло, скромность, дружелюбие, эгоизм.

5)    развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать;

6)    развивать речь, логику и мышление;

 

                Стань добрым волшебником!

Ну-ка, попробуй!

Тут хитрости

 Вовсе не нужно особой.

Принять и исполнить

Желанье другого –

Одно удовольствие, честное слово!!!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок основ религиозной культуры и светской этики,

проведенный 14 апреля 2015 года в 4 «Д» классе МАОУ СОШ № 24 учителем начальных классов  Паршиной Т. П.  

Тема: Добро и зло.

Цель и задачи:

  1. Пробудить у детей стремление совершать добрые дела;
  2. Развивать у детей чувство товарищества и взаимопомощи;
  3. Формировать правильную самооценку;
  4. Познакомить с понятиями добро, зло, скромность, дружелюбие, эгоизм.
  5. развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать;
  6. развивать речь, логику и мышление;

Оборудование:

  1. Учебник А.Я. Данилюк «Основы светской этики» 4-5класс.
  2.  Мультимедийная  установка, компьютер: презентация, фрагменты мультика, песня.
  3. Схема однокоренных слов к слову «добро»;
  4. Дидактические карточки с дифференцированными заданиями.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнём скорей урок!

  1. Актуализация.

Фрагмент  мультика  «Приключения поросёнка Фунтика» с песней.

- О чём эта песня?

- Как  одним словом назвать смысл песни?

- Это и есть первое слово нашей темы.

- Назовите антоним слова «добро»?

- Как же звучит тема нашего сегодняшнего урока?

  1. Постановка цели.

Цель сегодняшнего урока – пробудить в наших душах стремление совершать

         добрые дела, развить чувство товарищества и взаимопомощи.

  1. Основная часть.

- Что такое доброта?

- А сейчас послушайте стихотворение Александра Николаенко и ответьте на вопрос: «Кого автор назвал идеалом доброты»?

Ученик. 

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.

Ученица.

И откуда спросишь, ты,
Что от этой доброты,
Приживаются цветы,
Рыбки, ёжики, птенцы?
Я отвечу тебе прямо:
Это — мама, мама, мама!!!

- Почему?

- Какого же человека можно назвать добрым?

- А только ли слова должны быть добрыми?

-Какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте?

 - Даша для вас приготовила стихотворение, которое должно стать для каждого из вас девизом жизни.

 - Послушайте его и постарайтесь запомнить для себя самые главные слова.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно,
В любую минуту всегда.

И если когда-то кому-то

Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!

Работа с учебником.

Мы много уже  сегодня говорили о доброте, а теперь откройте с. 12 учебника, найдите  и прочитайте определение слову «добро».

- Что такое нравственная ценность?

 - Какое главное правило добрых поступков?

- Итак, что такое добро мы узнали, а теперь попробуйте образовать однокоренные слова, но такие же добрые и тёплые.

     

Добро

Поговорим теперь о противоположном понятии.

-  Каком?

 - С какими цветами оно у вас ассоциируется?

 - Как вы думаете, какое определение можно дать этому слову?

- Проверим по учебнику с. 13 найдите определение и прочитайте.

- Какие примеры проявления зла вы можете привести.

Практическая часть.

А сейчас мы с вами проведем химический опыт и на примере выясним влияние добра и зла на душу человека.

- прочитайте рассказ  Валентины Осеевой «Три товарииища».

Проведение опыта.

  1. Закрепление.

А теперь закрепим полученные знания.

Перед вами три карточки разных цветов. Оцените свои знания и  выберите карточку.

Белая – я не многу знаю по этому вопросу.

Желтая  - я достаточно хорошо владею данной темой.

Зеленая – я отлично знаю данный материал.

Белая.

Вставьте подходящее по смыслу слово.

Ни один  _____________________ человек не бывает  счастлив.

Добро помни, а _____________________ забывай.

Не одежда красит человека, а его ________________________ дела.

____________________ словечко, что дождь в засуху.

Спешите  делать ________________.

Желтая.

Соедини стрелочками данные качества с соответствующими понятиями «добро» и «зло»

Мужество

Хитрость

Хвастливость

Лживость

Скромность

Справедливость

Совесть

Эгоизм

Зависть

Жестокость

Честность

Правдивость

Зеленая.

Объясни смысл пословиц.

  1. Скромность украшает человека.
  2. Рядом с добрым человеком всегда тепло.

  1. Задание на опережение.

Готовясь к этому уроку, Мещерякова  Татьяна провела исследовательскую работу и создала презентацию «Добро вокруг нас». Она вам ее представит.

  1. Итог.

Подводя итог,  хотелось бы провести тренинг для поднятия настроения.

Все слегка вытяните руки вперед ладонями вверх  и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.

Нарисуйте в своем  воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревшее душу настроение.

Откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки.

Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из класса. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами…

А напоследок  я хотела бы сказать вам,  дать напутствие.

Стань добрым волшебником!

Ну-ка, попробуй!

Тут хитрости

 Вовсе не нужно особой.

Принять и исполнить

Желанье другого –

Одно удовольствие, честное слово!!!

  1. Домашнее задание.
  • Пройти контроль на тему «Добро и зло» на CD диске.
  • Написать сочинение на тему «Добро рядом»
  • Написать правила доброты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы и трудности преподавания курса основ религиозных культур и светской этики.

Проблемы и трудности преподавания курса основ религиозных культур и светской этики....

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Урок основ религиозной культуры и светской этики на тему "Добро и зло" 4 класс

Тема: Добро и зло.Цель и задачи: 1)    Пробудить у детей стремление совершать добрые дела;2)    Развивать у детей чувство товарищества и взаимопомощи;3)...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса с использованием современных образовательных технологий. Тема: «Мой класс – мои друзья!»

Цель урока: создание условий для формирования представления о дружбе, взаимопомощи, взаимопонимании, как о важнейшей нравственной ценности.Задачи урока:– формировать навыки конст...

Церковный символизм для основ религиозных культур и светской этики.

Ознакомление с церковными символами помогают соответствовать уровню подготовки учащихся начальных классов по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» согласно стандарту начал...

«Изучение основ религиозных культур и светской этики в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ в начальной школе». Из опыта работы.

В настоящее время меняются ценностные ориентиры, нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодёжи, происходит разрушение ценностей старшего поколения. Именно школа должна ...

"Применение музыки на уроках основ религиозных культур и светской этики"

Содержание статьи "Применение музыки на уроках основ религиозных культур и светской этики" основано на собственном педагогическом опыте и подтверждает свою целесообразность на практике.В ста...