«Воспитание на примерах подвигов святых и героев России на уроках основ религиозных культур и светской этики в 4 классах».
статья (4 класс)

ТитоваЮлия Викторовна

Обобщение опыта на тему «Воспитание на примерах подвигов святых и героев России на уроках основ религиозных культур и светской этики в 4 классах». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Тема моего выступления «Воспитание на примерах подвигов святых и героев России на уроках основ религиозных культур и светской этики в 4 классах».

Начать своё выступление хотела бы словами Василия Александровича Сухомлинского

«Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости».

В современном мире такие понятия как духовность, открытость, душевность, бескорыстие, приветливость стали иметь иную форму. Современные люди утрируют эти понятия, не понимая важности и значимости этих качеств в нашей стране. Очень много факторов повлияло на это. Конечно же влияние зарубежной моды, тяжёлые времена и многое другое.

Сила страны – это её история! Это факт. И поэтому многие завоеватели в первую очередь пытались уничтожить историю и веру покорённого государства.

И наша страна в действительности много раз это переживала. И если раньше это было в ведении войн, то сейчас мы наблюдаем (и являемся участниками этого процесса) как наши качества как российского народа разлагают с помощью различных деструктивных компьютерных игр, роликов, которые стирают грани норм морали, лжезвёзд и т. д.

Основная задача нас как педагогов взрастить достойных людей, патриотов своего государства. Для этого нужно гармонично развивать, взращивать в ребёнке ценности, которые присущи нашему народу.

Немаловажную роль в обучении и воспитании играет дисциплина основы религиозных культур и светской этики.

Как же повлиять на затуманенный разум ребёнка? С чего начать прививать российские ценности?

В младшем-школьном возрасте и вообще в школьном возрасте большую роль имеет место героизма.

Так почему бы не взять пример с былинных героев, исторических и современных героев России.

С чего начать данную работу?

Я обращаюсь к героям сказок, былин, героям земли русской.

Например, былинный Илья Муромец - не только реальное историческое лицо, но и святой русской православной церкви, окончивший свои дни в старости, как монах Киево-Печерской Лавры. Конечно, нам важно, что центральный богатырь на картине Васнецова, проявлял в опасных боях не только силу, смелость, мужество, но и рассудительность и даже великодушие к врагам. И во многих эпизодах его былинно-героической жизни видно чувство справедливости и осмысленность в применении силы при четком различении добра и зла. Благодаря этим качествам он, человек простого крестьянского рода, становится не просто воином, а старшим командиром в дружине киевского князя, состоящей из своенравных богатырей боярского рода, причем сами эти богатыри его уважали и слушались. Потом, уже в пожилом возрасте, вместо того, чтобы наслаждаться заработанным уважением, богатством и заслуженным покоем, он становится простым монахом Киево-Печерского монастыря. Но погибает Илья все-таки в бою, когда все монахи вместе с жителями Киева отражают очередное нападение врагов.

Иногда былинных героев мало для осмысления положительных качеств человека, и я прибегаю к героям нашего времени. Каждый год награждаются люди, которые совершили подвиги.

Например, Данил Максудов. В январе 2016 года во время сильной снежной бури образовался опасный затор на трассе Оренбург-Орск, в котором оказались заблокированными сотни людей. Рядовые сотрудники различных служб проявили героизм, выводя людей из ледяного плена, порой ставя под угрозу собственную жизнь. Россия запомнила имя полицейского Данила Максудова, который попал в больницу с сильным обморожением из-за того, что отдал куртку, шапку и перчатки тем, кто больше в этом нуждался. После этого Данил еще несколько часов в пургу помогал выводить людей из затора. Затем сам Максудов оказался в отделении экстренной травматологии с обмороженными руками, речь шла об ампутации пальцев. Однако в итоге полицейский пошел на поправку.

Или Георгий Гладыш. Февральским утром настоятель православного храма в Кривом Роге, иерей Георгий, как обычно, ехал со службы домой на велосипеде. Внезапно он услышал крики о помощи от ближайшего водоема. Оказалось, что рыбак провалился под лед. Батюшка подбежал к воде, сбросил с себя одежду и, осенив себя крестным знамением, бросился на помощь. Шум привлек внимание местных жителей, которые вызвали скорую и помогли вытащить из воды уже потерявшего сознание пенсионера-рыбака. Сам священник отказался от почестей.

Подвиги бывают разные, и героями являются не только взрослые, но и дети.

О таких героях я рассказываю на уроках. Детям нравится слушать о своих сверстниках, о ребятах, которые живут рядом с нами. И подвиги совершаются не в прошлом, а в современной нашей жизни.

Например, Лида Понамарёва, которая спасла двух утопающих 7 – летних детей. Лида Пономарёва — единственная из окружающих ребят и взрослых, оказавшихся на месте трагедии, не задумываясь, бросилась в реку. Девочка вдвойне рисковала собственной жизнью, ведь у нее сильно болела травмированная рука. Когда на следующий день после спасения детей мама с дочкой пошли в больницу, выяснилось, что это был перелом.

После таких рассказов я всегда подвожу итог, что в жизни всегда есть место подвигу. Даже в мирное время, вокруг нас находятся люди, и им, возможно, нужна наша помощь. Всегда повторяю, что в наше время можно совершать подвиги, но надо оценивать ситуацию и попросту не рисковать своей жизни, но, если вы не пройдете мимо упавшего человека, это будет ваш маленький подвиг.

Меня всегда радует тот факт, что не все забыли свои корни и подвиги святых. В нашей стране по сей день реставрируются старые, разрушенные церкви, строятся новые церкви. Люди не престают верить в Бога, посещают церкви, храмы, не забывают про большие святые праздники такие, как: Рождество Христово, Крещение Господне (Богоявление), Татьянин День, Благовещение Пресвятой Богородицы, Светлое Воскресение Христово, День Святой Троицы, Рождество Ивана Предтечи, День святых Петра и Февроньи, Покров Пресвятой.

Очень отрадно, что дети после таких бесед, уроков подходят и рассказывают про других героев, о которых слышали. А еще радует душу, когда ребята, рассказывают про свои подвиги, пусть небольшие… но всё же.

На самом деле, процесс воспитания исторической памяти очень долгий и тернистый. Если педагог в душе настоящий патриот своей Отчизны, он сможет заинтересовать ребят и поведет их за собой, сможет увлечь их в это удивительное и увлекательное путешествие по страницам нашей великой истории.

Поэтому, на мой взгляд, для того, чтобы воспитать достойных людей, мы, педагоги, должны любить и знать свою историю искренне, всем сердцем. Зажигать глаза детей может только педагог, у которого горят глаза и теплое сердце. Уметь передавать детям свою любовь и знания нашей истории.

Наша работа откликается в сердцах детей и посеянные зерна милосердия и сострадания дадут свои плоды.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок основ религиозной культуры и светской этики на тему "Добро и зло" 4 класс

Тема: Добро и зло.Цель и задачи: 1)    Пробудить у детей стремление совершать добрые дела;2)    Развивать у детей чувство товарищества и взаимопомощи;3)...

Урок основ религиозной культуры и светской этики на тему "Добро и зло" 4 класс

Тема: Добро и зло.Цель и задачи: 1)    Пробудить у детей стремление совершать добрые дела;2)    Развивать у детей чувство товарищества и взаимопомощи;3)...

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...

"Применение музыки на уроках основ религиозных культур и светской этики"

Содержание статьи "Применение музыки на уроках основ религиозных культур и светской этики" основано на собственном педагогическом опыте и подтверждает свою целесообразность на практике.В ста...

Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»

Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...

«Воспитание на примерах подвигов святых и героев России на уроках основ религиозных культур и светской этики в 4 классах»

laquo;Воспитание на примерах подвигов святых и героев России на уроках основ религиозных культур и светской этики в 4 классах» презентация...