«Изучение основ религиозных культур и светской этики в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ в начальной школе». Из опыта работы.
опыты и эксперименты по орксэ (4 класс)
В настоящее время меняются ценностные ориентиры, нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодёжи, происходит разрушение ценностей старшего поколения. Именно школа должна решить проблему духовно-нравственного развития и воспитания личности, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Из опыта работы ведения курса ОРКСЭ (Бакулина У.А.)
В настоящее время меняются ценностные ориентиры, нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодёжи, происходит разрушение ценностей старшего поколения. Именно школа должна решить проблему духовно-нравственного развития и воспитания личности, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающихся.
В нравственном воспитании учащихся начальных классов очень актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. Уроки данного курса ОРКСЭ (модуль ОПК) предполагают различные формы работы: беседы на этические темы, чтение и обсуждение художественной литературы, просмотр видеосюжетов, анализ положительных и отрицательных поступков героев.
На уроках ученики не только слушают рассказ учителя, рассматривают иллюстрации, но и являются активными участниками урока, рассказывают о личном опыте знакомства с Православием, делятся своими жизненными историями, советуются, удивляются, высказывают свою точку зрения по тому или иному вопросу. Дети знакомятся с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви.
Урок по православной культуре – это маленький дискуссионный клуб, где дети учатся понимать себя и всё происходящее. Дети не стесняются высказываться, спорят друг с другом, вспоминают эпизоды из жизни, доказывают своё мнение, и никто не боится ошибиться: ни ученики, ни учитель. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других. До многого ребёнок может додуматься сам, и я стараюсь не мешать ему думать. Ребёнку приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить своё поведение или свою позицию, обосновать поступок, выбор. Почти на каждом уроке используются презентации, т.к. иллюстративного материала и информации в учебнике недостаточно, к тому же презентации развивают зрительную память и учебный материал лучше усваивается. Систематически используются толковые словари. Для закрепления изученного на уроке используются задания тестового характера, викторины.
Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, подбираю интересный дополнительный материал. Это притчи, былины, сказки, рассказы о Родине, о подвигах, о детях, иллюстрации картин известных художников, мультипликационные фильмы. Проводила виртуальные экскурсии по святым местам: Александро- Невская лавра, храм Христа Спасителя, Оптина пустынь, Эрмитаж «Библейские сюжеты» и др.
В ходе изучения курса у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.
Этот курс помогает умению избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, помогать друг другу, заботиться об окружающих.
…Особая роль в изучении курса отводится родителям. Только совместными усилиями школы и семьи можно обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие ребенка. Работа с семьями обучающихся – важный компонент в изучении курса ОРКСЭ. Курс содействует развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей, укреплению сотрудничества с семьёй.
Опыт детей не богат, а выполнение заданий часто требуют знаний и творческого подхода и без помощи родителей или других взрослых школьники не могут обойтись. Например, такие задания: «Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье», или «Какие ценности лежат в основе традиции вашей семьи», «Поговорите со старшими и расскажите, какие религиозные праздники принято отмечать в вашей семье», предлагалось детям по желанию составить викторину или кроссворд по пройденной на уроке теме и другие задания. Поэтому родители становятся непосредственными участниками учебного процесса.
Никого не оставили равнодушными праздники и открытые уроки «Зачем творить добро», Международный день толерантности, участие в районных и городских конкурсах исследовательских работ «Военная история моей семьи», «Военная история моего города Пушкин», «Александр Невский имя России», «Школьники и школы блокадного Ленинграда» по словам родителей, очень сблизило не только родителей и детей, но и многочисленных родственников.
Родители выразили надежду на положительные результаты преподавания ОПК, считая, что изучение данного курса необходимо для общего развития, расширения кругозора, приобщения ребенка к истории и культуре своего народа. Родители хотят видеть своего ребенка духовно-нравственным человеком с четкими жизненными ориентирами, более образованным, терпимым к людям различных вероисповеданий, надеются, что их дети будут более заботливыми по отношению к родителям, старикам и инвалидам, в ходе изучения данного курса задумаются о смысле жизни, усвоят понятия «добро», «зло», «грех», «наказание», надеются, что данные знания улучшат обстановку в молодежной среде, помогут воспитанию толерантности в обществе.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод:
Положительные факторы при изучении православной культуры:
- для ученика: развитие собственных способностей для освоения культурных ценностей общества
- для родителей: занятость детей; духовно-нравственное воспитание ребенка
- для учителя: совершенствование учебных навыков для снятия затруднений ученика, возможность повысить свою профессиональную компетентность
Уроки обогатились новыми формами, стали содержательнее и интереснее.
Таким образом, очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во "взрослую” жизнь с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу страну еще лучше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы и трудности преподавания курса основ религиозных культур и светской этики.
Проблемы и трудности преподавания курса основ религиозных культур и светской этики....
Урок основ религиозной культуры и светской этики на тему "Добро и зло" 4 класс
Тема: Добро и зло.Цель и задачи: 1) Пробудить у детей стремление совершать добрые дела;2) Развивать у детей чувство товарищества и взаимопомощи;3)...
Урок основ религиозной культуры и светской этики на тему "Добро и зло" 4 класс
Тема: Добро и зло.Цель и задачи: 1) Пробудить у детей стремление совершать добрые дела;2) Развивать у детей чувство товарищества и взаимопомощи;3)...
Проектирование урока и методика преподавания по курсу «Основы религиозных культур и светской этики в условиях внедрения ФГОС нового поколения в начальной школе"
Вопросы духовно – нравственного воспитания детей являются одной из ключевых проблем, стоящей перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В сегодняшнем мире ребёнок получает огромный поток...
Доклад "Проектирование урока и методика преподавания по курсу «Основы религиозных культур и светской этики в условиях внедрения ФГОС нового поколения в начальной школе"
Перед учителем данного курса встал вопрос: как наиболее эффективно выстроить взаимодействие и сотрудничество с обучающимися в процессе изучения культурологического курс...
Церковный символизм для основ религиозных культур и светской этики.
Ознакомление с церковными символами помогают соответствовать уровню подготовки учащихся начальных классов по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» согласно стандарту начал...
"Применение музыки на уроках основ религиозных культур и светской этики"
Содержание статьи "Применение музыки на уроках основ религиозных культур и светской этики" основано на собственном педагогическом опыте и подтверждает свою целесообразность на практике.В ста...